Приемы и методы обучения фразеологизмов младшим школьникам
презентация к уроку по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Андросова Ольга Афанасьевна

Обогащение словарного запаса детей - известная проблема нынешнего поколения. Перед каждым учителем стоит вопрос. как же обогатить словарный запас детей? Конечно, в этом нам помогут фразеологизмы. Как же использовать их? В этом поможет данная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл androsova_frazeologizm.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБПОУ СПО «ЯКУТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. С.Ф.ГОГОЛЕВА» Приемы обучения фразеологизмов в начальной школе Выполнила: студентка 3 курса Группы ПвНК 14а Андросова Оля

Слайд 2

Русский язык богат не только пословицами и поговорками, но и крылатыми выражениями. Они имеют глубокий смысл и передают из поколения в поколение народную мудрость. Большое значение в развитии речи учащихся играют фразеологизмы. Они составляют национальное богатство языка, точно, метко и образно характеризуют различные стороны окружающей действительности. Фразеологизмы нельзя составлять самому, их нужно запоминать. Чем больше дети их будут знать, тем точнее и красочнее смогут выразить свою мысль. Систематическое использование фразеологизмов способствует развитию внимания, памяти, мышления и речи учащихся. Кроме того, фразеологизмы содержат богатый словарный материал для закрепления орфограмм т правил русского языка.

Слайд 3

Фразеология ( Phrasis - выражение + logos - учение) – наука о сложных по составу языковых единицах, имеющий устойчивый характер. Фразеологизм - Устойчивое словосочетание, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.

Слайд 4

Знакомство с фразеологизмами начинается еще на уроках обучения грамоте. В период обучения грамоте термин фразеологизм не вводится , задания даются под вопросом: «Когда мы так говорим?» «А так мы говорим?» Ползет как черепаха. Трусливый как медведь. Упражнения: подбор фразеологизмов определенной тематики, объяснение значений фразеологизмов по иллюстрациям.

Слайд 5

Приемы обучения фразеологизмов в начальных классах :

Слайд 6

Иллюстрирование – учащиеся иллюстрируют по выбору один из нескольких изученных на уроке фразеологизмов, что позволяет им наглядно увидеть, насколько это лексически неделимые единицы русской речи. ! Нужно тщательно подбирать фразеологизмы.

Слайд 7

Составление словосочетаний, предложений и мини-рассказов с фразеологизмами. ! Работу нужно начинать с составления словосочетаний. Подберите глагол к следующим фразеологизмам: очертя голову, сложа руки, спустя рукава, от зари до зари. кинуться сидеть работать трудиться

Слайд 8

Поиск фразеологизмов в устной и письменной речи других людей или литературных героев. ! Очень важно оказать помощь детям в виде подсказок, наводок, особенно в 1 классе. Пример, Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь!

Слайд 9

Подбор синонимов и синонимичных фразеологизмов : Подбор синонима к фразеологизму: пустить корни - заливаться смехом - 2) Подбор синонимичного фразеологизма к фразеологическому сочетанию: в поте лица – кот наплакал - Укорениться, обосноваться, прижиться Смеяться, хохотать. Не покладая рук С гулькин нос; раз, два и обчелся

Слайд 10

Подбор антонимов к фразеологизму. Пример, держать ухо востро. Составление словаря фразеологизмов. ! Начиная со 2 класса, вводимые на уроках фразеологизмы желательно вносить в специальный словарик, чтобы можно было обратиться к ранее изученному. Можно иллюстрированный словарик. Считать ворон

Слайд 11

Введение фразеологизмы в минутки чистописания или в работу со словами с непроверяемым написанием. Кровь с молоком, белая ворона, кипеть от возмущения Поиск ошибок в употреблении изученных фразеологических единиц. Например, исправь ошибку в письме иностранного мальчика: капли в море, как об стенку фасоль. Капля в море Как об стенку горох

Слайд 12

Составление фразеологизмов из разрозненных частей (слов или словосочетаний). Пример, собрать из разрезанных пополам карточек целые пословицы. слов без лишних соловьем заливаться порошок стереть в по пятам ходить

Слайд 13

Игры, шарады, ребусы, чайнворды. ! В 1 классе предлагаются готовые задания, а в 4 классе учащиеся могут сами придумывать задания друг для друга. Пример, 1) с помощью мимики и жестов изобразить своей команде то, что написано на листке. За определенное время группы должны записать как можно больше устойчивых оборотов с определенными словами. Вставить в чайнворд одно из пропущенных в фразеологизме слов : … до Киева доведет, …носа не подточит. Викторина ( итоговая работа).

Слайд 14

Упражнения по фразеологии, составленные по общим методическим принципам системы Л.В.Занкова и рекомендациям А.В.Поляковой.

Слайд 15

Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма – устойчивости: Подбери и запиши фразеологизмы со значением «внимательно»: навострить уши, сидеть сложа руки, пропустить мимо ушей, ушки на макушке.

Слайд 16

2) Прочитай фразеологизмы. Объясни значение при помощи слов для справок. Вешать нос. В поте лица. Рукой подать. Зарубить на носу. Сидеть как на иголках. Слова для справок: с большим усердием, прилагая все силы, огорчаться, беспокоиться, волноваться, запомнить крепко, навсегда, совсем близко. огорчаться с большим усердием, прилагая все силы совсем близко запомнить крепко, навсегда беспокоиться, волноваться

Слайд 17

3) Запиши рядом с каждым фразеологизмом его значение. Как снег на голову. Держать ухо востро. Бросаться со всех ног. Слова для справок: примерно, приблизительно; неожиданно; зазнаваться, важничать; быть очень осторожным; очень быстро убегать. неожиданно быть очень осторожным очень быстро убегать

Слайд 18

Объясни значение фразеологизмов по иллюстрациям.

Слайд 19

5) Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор. Держать … востро (уши, ухо) Смотреть сквозь … очки (розовые, темные) С … нос (голубиный, гулькин) Делать из … слона ( комара, мухи) Не в своей … (чашке, тарелке)

Слайд 20

Упражнения, направленные на формирование умения составлять фразеологизмы и обогащения речи младших школьников. Зеница – зрачок. Из данных слов выбери глагол к фразеологизму: беречь, любить. Как зеницу ока. Беречь как зеницу ока

Слайд 21

2) Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Запишите предложения. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. Кирилл целый день бездельничал. Мы догадывались, что он нас обманывает. Первого сентября Уля проснулась очень рано. Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей. пропускал мимо ушей повесила нос бил баклуши водил за нос ни свет ни заря

Слайд 22

Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов. Вставьте в каждую группу фразеологизмов подходящее по смыслу одно и тоже слово. Как в … канул; … век; толочь … в ступе; … дно; Решетом …. черпать; … осень; тише … , ниже травы; сулить … горы. Справка: вода, золотой. воду воду воду воды

Слайд 23

2) Какое из двух словосочетаний фразеологизм и почему? Золотые руки, золотые зубы. Волчий хвост, волчий аппетит. Медвежья услуга, медвежья берлога. Горькая правда, горькая микстура. Золотые руки Медвежья услуга Горькая правда Волчий хвост

Слайд 24

3) Замените словосочетания фразеологизмом: Очень дружно Быстро бежать Сильно устать Сильно перепугали Душа в душу Лететь стрелой Валиться с ног Ни жив ни мертв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Современные методы и приемы работы по развитию речи младших школьников.

В статье рассмотрены современные методы и приемы по формированию навыков речевой деятельности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Статья: "Методы и приемы в организации исследовательской деятельности младших школьников"

В статье можете ознакомиться с методами и приемами в организации исследовательской деятельности младших школьников. Это мои наработки за 2013-2014 уч. год. ...

Проблемы и методы обучения чтению младших школьников

Для того чтобы ребенок мог успешно учиться в школе в первую очередь ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счетом. Можно сказать, что именно они являются основой всего...

Самообразование по теме: «Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе»

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его самор...

Проект «Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики».

quot;Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики"...

Приемы и методы психологической поддержки младших школьников при обучении и во внеурочной деятельности.

В настоящее время теория и практика начального образования столкнулись с проблемой эмоционального неблагополучия младших школьников в обучении.В особой ситуации риска находятся младшие школь...