РП русский язык ПНШ 2класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Аверина Евгения Сергеевна

РП содержит тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_russkiy_yazyk_2_klass.doc332.5 КБ

Предварительный просмотр:

Данная рабочая программа разрабатывалась в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной ОП  НОО с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся, с учетом концептуальных положений УМК «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД) и  авторской программы Чураковой Н.А. «Русский язык» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).  Курс рассчитан на 170 часов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции учебно-методического  комплекта «Перспективная начальная школа».

        

Цели и задачи курса

        В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  1. познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  2. социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

        Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

        В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

        

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно- методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.

1. А. Обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны. Это касается разных сторон преподавания языка — и практической, и теоретической. Например, рассмотрения одной из ведущих орфографических проблем — проблемы безударных гласных. Для многих территорий, на которых распространено полногласие, нет проблемы чередования звуков [о] и [а] в первой предударной (и даже во второй предударной!) позиции. Поэтому традиционный вариант рассмотрения проблемы безударных гласных здесь не срабатывает, является неубедительным. Это касается и теоретических проблем, поскольку отражается на формировании понятийного аппарата. При учете существования территорий, на которых распространено полногласие, невозможно пользоваться определением орфограммы, к которому мы привыкли; Это понятие должно быть ориентировано не на подчеркивание расхождения между произношением и написанием, а на существование вариантов произношения и необходимость правильного выбора написания.

Б. Учет реальных норм произношения предполагает и учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков. Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения. Это требует и введения в обиход (и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.

Учет того, что с каждым годом в классах растет процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят. Не учитывать этого  означает не только игнорировать важнейшую проблему адаптации этой части класса к доминирующей языковой среде, Но и искусственно тормозить языковое развитие русскоговорящей части класса.

  1. Учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, — это ребенок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой — усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения. В течение первого года обучения каждый школьник осваивает базовые звуковые оппозиции (к которым относятся гласные и согласные, а внутри гласных — [а]-[о]; внутри согласных — [м]-[п], [т']-[д'], [д]-[н] и др.). Разработанная система упражнений (включающая так называемую звукобуквенную зарядку и последовательную работу с орфоэпическим словарем) постепенно подводит школьников к пониманию многих фонетических закономерностей, например: в каких случаях пишутся разделительные ь и ъ знаки; почему парные звонкие согласные на конце слова заменяются глухими; как и почему используются приставки о- и об-, и др. Эта система работы в итоге приводит к правильному определению корней слов и — что очень важно — к правильному выделению окончаний.
  2. Учет того, что ученик начальной школы — это не только городской, но и сельский ребенок, привел к тому, что в качестве  жизненного опыта,  был выбран жизненный опыт ребенка, проживающего в провинции и в сельской местности. Та картина мира, которая выстраивается в учебниках комплекта путем разворачивания внешней интриги, обладает узнаваемостью для большинства учащихся. Те психологические характеристики, которыми отличаются разновозрастные дети — герои учебников, являются достоверными, вызывают доверие учащихся, стремление общаться (переписываться) с ними.
  3. Учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях.

А. Изучение всего материала строится не на искусственных языковых моделях и примерах, а на реальных коротких стихотворных, часто шуточных, текстах, которые: а) представляют собой реальные высокохудожественные, доступные возрасту образцы речи, б) способны удержать внимание ребенка своей эмоционально- образной системой и поддержать его интерес к рассматриваемой проблеме.

Б. Система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений. Только движение от конкретных наблюдений к обобщению и только пошаговое рассмотрение материала соответствуют возрастным особенностям младшего школьника и создают условия ненасильственного изучения материала.

В. Свойственная возрасту и современному неврологическому состоянию сознания неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном, а также удерживать в памяти открытую закономерность или правило требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения. Любое изученное правило, каждая открытая языковая закономерность через определенный отрезок времени вновь и вновь предъявляются школьнику — но не для того, чтобы он ее вспомнил, а для того, чтобы он ею воспользовался как инструментом для решения текущей языковой задачи.

 5.Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2 класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге. 7. 6.Для создания или восстановления целостной картины мира  продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4-х лет обучения. Эти герои — действующее интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне с ним решают те же задачи, но и завязывают с ним содержательную переписку, смысл которой не только в том, чтобы создать интерактивную форму обучения русскому языку, но и в том, чтобы возродить почти утраченную культуру переписки, возродить почти утраченную культуру клубной работы для младших школьников, восстановить тот воспитательный потенциал (без прежней идеологической подоплеки), который несли в себе прежние идеологические объединения школьников. Для восстановления целостной картины мира особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребенка — хорошо известный факт. Разработанная система иллюстраций включает: а) иллюстрации внешней интриги, которые позволяют школьнику удерживать в сознании образы тех героев, которые его сопровождают в книге; б) дидактические иллюстрации, которые носят образно-ассоциативный характер и помогают школьникам понять абстрактные языковые закономерности; в) иллюстрации к текущим стихотворным текстам.

Программа разработана и в соответствии с принципами, которые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа» (т. е. принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности).

Прописанное в концепции сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны — организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождением интереса к языковым проблемам.

Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для выявления механизмов работы звука в слове, слова — в предложении, предложения — в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к решению одних и тех же орфографических задач.

Организация фонетической работы (начиная с 1 класса), позволяющей значительно уменьшить количество дисграфических ошибок, становится одним из важнейших оснований для решения орфографических задач. Начиная со 2 класса, фонетический анализ слова дополняется морфемным (причем морфемный анализ частично сопровождается словообразовательным анализом), что дает школьнику еще один Инструмент для решения орфографических задач. С 3 класса эти два вида анализа слова (где слово рассматривается пока в его статике) дополняются обращением к морфологическому анализу слова (где слово исследуется в изменениях его форм), что практически завершает создание инструмента, обеспечивающего проверку правописания основного круга орфограмм.

Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна — это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.

Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно-методических работах М.В. Панова «Фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения»; П.С. Жедек «Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова»; П.С. Жедек, Л.И. Тимченко «Списывание в обучении правописанию»; Е.С. Скобликовой «Синтаксис простого предложения»; В.В. Репкина «Принципы развивающего обучения русскому языку»; Л.B. Занкова «Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения»; М.С. Соловейчик «Требования к современному уроку русского языка»; Н.И. Жинкина «Развитие речи младших школьников».


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        

        Во 2-ом классе максимальное количество часов на изучение предмета «Русский язык» составляет 170 часов в год (5 часов в неделю).

        Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).

        Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

        Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

        Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

        Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу каждого года обучения представлены по блокам «Обучающийся (Выпускник) научится» и «Обучающийся (Выпускник) получит возможность научиться», а также в «Ожидаемых результатах формирования УУД».

Планируемые результаты освоения учебной программы

по предмету «Русский язык» к концу 2-го года обучения

        Содержательная линия «Система языка»

        Раздел «Фонетика и графика»

        Обучающиеся научатся:

        • определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги;

        • соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.

        Раздел «Орфоэпия»

        Обучающиеся получат возможность научиться:

        • правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;

        • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …).

        Раздел «Морфемика и словообразование»

        Обучающиеся научатся:

        • различать изменяемые и неизменяемые слова;

        • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

        • находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);

        • выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;

        • выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;

        • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);

        • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);

        • обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);

        • разграничивать разные слова и разные формы одного слова.

        Раздел «Лексика»

        Обучающиеся научатся:

        • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

        • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

        Раздел «Морфология»

        Обучающиеся научатся:

        • определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий;

        • изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;

        • изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;

        Раздел «Синтаксис»

        Обучающиеся научатся:

        • различать предложение, словосочетание и слово;

        • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;

        • определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

        • находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены;

        • задавать вопросы к разным членам предложения.

        Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

        Обучающиеся научатся:

        • проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;

        • выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;

        • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

        • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»);

        • различать на письме приставки и предлоги;

        • употреблять разделительные ь и ъ;

        • находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.

        Содержательная линия «Развитие речи»

        Обучающиеся научатся:

        • определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;

        • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

        • грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

        • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).

        • соблюдать орфоэпические нормы речи;

        • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);

        • писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения

        В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

        • инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;

        • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, нужные правило или таблицу; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;

        • работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);

        • работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.

        В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

        а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

        • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

        • выполнять работу по цепочке;

        б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

        • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

        • использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

        В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

        • понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;

        • научиться проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА, ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

2 класс (170 ч)

Фонетика и орфография

Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]-ды в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а — дру[к], ло[ж]ечка ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о -ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозна-1 чаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различ-| ные способы проверок подобных написаний.

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Правописание сочетаний чк, чн, нч.

Написание ы или и после ц в разных частях слова.

Написание частицы не со словами, называющими действия.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Написание разделительных ь и ъ.

Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

Лексика

Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина). Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.

Морфемика и словообразование

Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.

Корень слова. Понятие о родственных словах.

Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.

Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Морфология

Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова \ (словообразование и словоизменение).

Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий предметов по числам  

И по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род цлпн названий предметов.

Изменение слов-названий признаков по числам, по команде пифосов (по падежам) и по родам.

Синтаксис

Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью ' '-и в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.

Понятие о предложении. Типы предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и не восклицательные.

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.

Понятие об обращении и способах его оформления на письме.

Лексикография

Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим

(словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь 11поизноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об формации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.

Развитие речи с элементами культуры речи

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.

Текст-описание и текст-повествование.

Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа.

Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Правила употребления приставок на- но- в словах надеть, не девать, одеть, одевать.

Тема

(раздел)

Количество часов

Сроки изучения темы (раздела)

Планируемые результаты

Виды деятельности

учащихся

Возможные

направления

исследовательской

деятельности

учащихся

Формы контроля

Предметные

Метапредметные

Личностные

1-3.Главное сокровище библиотеки Анишит Йокоповны

3

Знание алфавита. Правильное название букв, знание их последовательности. Восприятие и понимание звучащей речи. Знакомство с учебником русского языка, интригой и героями учебника. Закрепление навыка письма заглавных и строчных букв, близких по написанию.

Формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям.

Умение работать с вертикальным столбиком алфавита.

Формирование умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями.

Умение понимать информацию (достройка алфавитного списка).

Умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, РТ, словари).

Мотивация учебной деятельности через  организацию участия детей в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос восстановления нарушенного порядка.

Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи героям интриги

Ориентирование на странице «Содержание»

Практическая работа со словарями

Работа в парах

Фронтальный опрос

4.Входная контрольная работа

1

Умение применять правила, пользоваться правилами и инструкциями

самоконтроль

Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей.

Написание слов с изученными орфограммами; написание словарных слов; границы предложений; знаки препинания

Работа в парах

Фронтальный опрос; с/р

5.Фонетика и орфография. Звукобуквенная зарядка

1

. Использовать знаково-символические средства для решения задач.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Формирование ориентироваться  в социальных ролях

Распознавание звуков; выделение звуков в слове и их характеристика; составление звукобуквенных схем

Работа в парах

Фронтальный опрос

6. Какие бывают предложения

1

 Проводить сравнение и классификацию

по заданным критериям

подведение под понятие

Формирование умения читать дидактические иллюстрации

Учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи.

 чтение предложений с соблюдением знаков препинания;

Работа в парах

7-10. Главные и неглавные слова в предложении

4

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Формирование ценностно-смысловой ориентации

Выделение основы предложения; нахождение главного слова; постановка вопроса от главного слова к зависимому; дополнение предложения второстепенными членами предложения; определение порядка слов в предложении; составление схем предложений

с/р; фронтальный опрос; работа в парах

11. Что такое текст

1

Учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи

Понимание и преобразование информации

Учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи.

Нахождение групп предложений, которые являются текстом; подбор названия к тексту

«Виды текстов»

Практическая работа

12. Окончания слов — названий предметов

1

 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Использовать знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

Умение изучать новый материал по тексту учебника

Развитие коммуникативных умений

Работа с информацией представленной в табличной форме

Формирование ценностно-смысловой ориентации

Изменение формы слов; выделение в словах окончаний

Фронтальный опрос

13. Что такое словосочетание

1

Учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи

Умение изучать новый материал по тексту учебника

Развитие коммуникативных умений

Формирование базовых эстетических ценностей

Нахождение в предложении словосочетаний; работа с толковым словарём

Работа в парах;

14. Различение слова, словосочетания и предложения

1

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Использовать знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

Умение изучать новый материал по тексту учебника

Развитие коммуникативных умений

Работа с информацией представленной в табличной форме

Формирование ценностно-смысловой ориентации

Постановка вопросов от главного слова к зависимому; составление схем предложений;

Фронтальный опрос; с/р

15-16. Основа слова и его окончание. Нулевое окончание

2

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Использовать знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

Чтение и составление схем

Развитие коммуникативных умений

Работа с информацией представленной в табличной форме;

Подведение под правило

Учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи.

Выделять в словах окончания, Нахождение основы слова

Работа в парах; практическая работа

17.Развитие речи с элементами культуры речи.

Что такое текст

1

Применение и представление информации; подведение под понятие

Умение работать с источниками информации; понимание и преобразование информации

Формирование базовых эстетических ценностей

Определение порядка предложений в тексте;

практическая работа по определению темы и мысли текста

Взаимоконтроль;

18-20. Слова — названия предметов, у которых нет окончаний

3

Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное

Установление причинно-следственных связей

Формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношений

Противопоставление слов, имеющих окончание словам не имеющим окончаний; выделение основы слов, которые не имеют окончаний; выделение окончаний во всех формах этих слов; учить слова иностранного происхождения; определение рода неизменяемых слов названий предметов

 

Фронтальный опрос; работа в парах; групповая работа; с/р

21. Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое текст

1

Применение и представление информации; подведение под понятие

Понимание и преобразование информации

Формирование базовых эстетических ценностей

Определение темы и основной мысли текста; подбор окончания к данному тексту

Практическая работа

22-23. Слова — названия предметов, у которых нет окончаний

2

Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное

Установление причинно-следственных связей

Формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношений

Сравнивать формы изменяемых и неизменяемых слов-названий; выделение основы данных слов

Работа в группах; фронтальный опрос

24-28. Слова — названия предметов разного рода

5

Применение и представление информации; формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы

Работа с информацией, представленной в табличной форме

Смыслообразование; Формирование базовых эстетических ценностей

Практическая работа со словарями; выписывание из обратного словаря слова-названия; выделение окончаний слов-предметов разного рода;  

работа в парах; фронтальный опрос;

29. Что такое текст. Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки на окне»

1

Применение и представление информации; подведение под понятие;

Анализ текста; умение работать с источниками информации; понимание и преобразование информации

Формирование базовых эстетических ценностей

Практическая работа с репродукцией; работать с деталями живописной картины и понимать её смысл

практическая работа;

30-32. Начальная форма слова

3

Работа с разными видами информации; подведение под понятие

Понимание и преобразование информации; установление причинно-следственных связей

Сравнение разной формы одного и того же слова; определение начальной формы слов предметов; определение начальной формы слов признаков

Фронтальный опрос

33. Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо

1

Применение и представление информации; подведение под понятие

Написание письма с элементами норм речевого этикета

Практическая работа; с/р по образцу

34-35. Это слово и другое слово

2

Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное

Установление причинно-следственных связей

Проявление познавательного интереса при выполнении заданий вместе с героями интриги.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Практическая работа по разграничению разных форм одного и того же слова

Фронтальный опрос;

36-37. Слово и формы этого слова. Родственные слова

2

Различение формы одного и того же слова; родственные слова

Работа в парах

38. Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение

1

Применение и представление информации; подведение под понятие

Понимание и преобразование информации

Формирование базовых эстетических ценностей

Определение темы и основной мысли текста; составление плана текста и использование его при устном пересказе; устный пересказ текста

Практическая работа

39. Слово и формы этого слова. Родственные слова

1

Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное

Умение строить монологическое высказывание.

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Договариваться о распределении работы между собой и соседом.

Выделение  в слове корня; подбор к слову названию предмета слова названия признака;

с/р; фронтальный опрос; работа в парах

40. Контрольный диктант за I четверть

1

Умение применять правила, пользоваться правилами и инструкциями

Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок

диктант

41. Слово и формы этого слова. Родственные слова

1

Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное

Умение строить монологическое высказывание.

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Договариваться о распределении работы между собой и соседом.

Формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношений

определение формы одного и того же слова; подбор родственных слов; выделение корня в родственных словах; образование начальной формы слов названий

Работа в парах

42-43. Слова, у которых несколько значений

2

Работа с разными видами информации; понимание и преобразование информации;

Установление причинно-следственных связей; подведение под понятие; осуществление сравнений и выделение общего и различного

Практическая работа со словарями; выделение корня путём подбора родственных слов

фронтальный опрос; работа в парах; практическая работа

44. Развитие речи с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста

1

Применение и представление информации; подведение под понятие

Понимание и преобразование информации

Формирование базовых эстетических ценностей

Определение темы и основной мысли текста; работа над содержанием текста

Практическая работа

45-46. Разные слова, которые случайно одинаково пишутся и звучат

2

Умение строить монологическое высказывание.

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Договариваться о распределении работы между собой и соседом.

Работа по различению многозначных слов и слов-амонимов; способы разграничения слов-амонимов и многозначных слов; различение слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий которые случайно одинаково слышатся и одинаково произносятся

с/р; фронтальный опрос; работа в парах

47. Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся

1

Работа с разными видами информации; понимание и преобразование информации;

Формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношений

Нахождение синонимов в тексте; использование синонимов для объяснения значения

Работа в парах

48. Слова и их дальние родственники

1

Понимание  и преобразование информации;

Самоконтроль;

Работа со словарями; нахождение способов проверки слов

с/р

49. Развитие речи с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста

1

Применение и представление информации; подведение под понятие

Умение строить монологическое высказывание.

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Договариваться о распределении работы между собой и соседом.

Формирование базовых эстетических ценностей

Определение темы и основной мысли текста; работа над содержанием текста

Практическая работа

50-53. Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме

3

Подведение под правило; установление причинно-следственных связей

Работа с правилом проверки парного согласного на конце слова; выделение чередования в корне, которое не видно на письме; проверка сомнительного написания (со)гласных

Взаимоконтроль; с/р; фронтальный опрос; работа в парах

54. Развитие речи с элементами культуры речи. Главное переживание текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Костер на дворе»

1

Понимание и преобразование информации

Определение темы и основной мысли текста; работа над содержанием текста; практическая  работа с репродукцией

Практическая работа

55. Составь свой диктант. Чередование звуков в конце слов, которое мы не видим на письме

1

Подведение под правило; установление причинно-следственных связей; подведение конкретного материала под лингвистическую схему

Умение строить монологическое высказывание.

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Договариваться о распределении работы между собой и соседом.

Написание слов с изученными орфограммами; выполнение проверки текста с пропущенными орфограммами по образцу

Фронтальный опрос; работа в парах

56-58. Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме

3

Ориентация в социальных ролях

Обнаружение регулярных исторических чередований; вставлять пропущенные безударные гласные; практическая работа с обратным словарём; нахождение слов на

–зка;

Фронтальный опрос; работа в парах; взаимопроверка

59. Развитие речи с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста

1

Применение и представление информации; подведение под понятие

Умение строить монологическое высказывание.

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Договариваться о распределении работы между собой и соседом.

Определение темы и основной мысли текста; работа над содержанием текста

Практическая работа

60-61. Тайна написания жи-ши, ча-ща, чу-щу

2

Подведение под правило; установление причинно-следственных связей; подведение конкретного материала под лингвистическую схему

Умение строить монологическое высказывание.

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Договариваться о распределении работы между собой и соседом.

Ориентация в социальных ролях

Распознавание разницы ударной и безударной позиции написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу проверка безударного гласного в корне слова

Фронтальный опрос; работа в парах

62-63. Написание слов - названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

2

Умение строить монологическое высказывание.

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Договариваться о распределении работы между собой и соседом.

Практическая работа с обратным словарём;  связывать представление о букве основы слова на шипящий с

Фронтальный опрос; работа в парах

64. Работа с картиной А. Рылова «Полевая рябинка»

1

Понимание и преобразование информации

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Формирование базовых эстетических ценностей

Практическая работа с  репродукцией

«Природа в живописи»

Практическая работа

65-66. Повторение темы «Родственные слова и формы слова»

2

Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное

Формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношений

Подбор родственных слов; отличие формы слов от родственных

Фронтальный опрос; работа в парах

67. Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Как написать поздравление

1

Применение и представление информации; подведение под понятие

Умение строить монологическое высказывание.

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Договариваться о распределении работы между собой и соседом.

Написание письма с использованием речевого этикета

Практическая работа

68-69.Повторение темы «Лексика»

2

Подведение под правило; установление причинно-следственных связей; подведение конкретного материала под лингвистическую схему

Практическая работа  со словарём; употребление слов в нескольких значениях; объяснение написания  слов, ссылаясь на его этимологию

Фронтальный опрос; работа в парах

70. Контрольное списывание

1

Преобразование информации; работа с разными видами информации

Умение применять правила, пользоваться правилами и инструкциями

Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок

Применение изученных правил; работа со словарём

с/р

71. Повторение темы «Орфография»

1

Подведение под правило; установление причинно-следственных связей; подведение конкретного материала под лингвистическую схему

Применение и представление информации

Написание словарных слов;

Фронтальный опрос; работа в парах

72-73. Повторение темы «Синтаксис»»

2

Классификация предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Фронтальный опрос; работа в парах

74-75. Контрольный диктант за II четверть. Закрепление пройденного материала

2

Умение применять правила, пользоваться правилами и инструкциями

Проверка безударной гласной в корне, глухие и звонкие согласные, …; написание словарных слов

диктант

76. Развитие речи с элементами культуры речи. Как писать изложение

1

Применение и представление информации; подведение под понятие

Умение строить монологическое высказывание.

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Договариваться о распределении работы между собой и соседом.

Формирование базовых эстетических ценностей

Фронтальный опрос; работа в парах; практическая работа

77. Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать поздравление

1

«Виды поздравлений»

Практическая работа

78. Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы

1

Работа с разными видами информации

Умение строить монологическое высказывание.

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Договариваться о распределении работы между собой и соседом.

Практическая работа с обратным словарём; оформление ответов на вопросы; подписывание конвертов

Работа в парах

79. Письменное изложение текста «Весенний звон»

1

Преобразование информации

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Письменный пересказ текста по плану

Фронтальный опрос; с/р

80. Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы

1

Работа с разными видами информации

Умение строить монологическое высказывание.

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Договариваться о распределении работы между собой и соседом.

Постановка вопросов к главным членам предложения; выделение основы предложений

Практическая работа

81-83. Учимся определять начальную форму слов

3

Подведение под правило; установление причинно-следственных связей; подведение конкретного материала под лингвистическую схему

Применение и представление информации

Постановка существительных в начальную форму; определение начальной формы глаголов; практическая работа с обратным словарём; определение начальной формы слов-предметов множественного числа

Самоконтроль по орфографическому словарю; фронтальный опрос

84. Проверочная работа. Диктант

1

Умение применять правила, пользоваться правилами и инструкциями

самоконтроль

Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок

Проверка безударной гласной в корне, глухие и звонкие согласные, …; написание словарных слов

диктант

85-86. Написание ы после ц в окончаниях слов — названий предметов

2

Подведение под правило; установление причинно-следственных связей; подведение конкретного материала под лингвистическую схему

Умение строить монологическое высказывание.

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Договариваться о распределении работы между собой и соседом.

Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях

Практическая работа с обратным словарём; работа над правилом правописания И и Ы после Ц; составление словосочетаний по схемам

Фронтальный опрос; работа в парах

87. Что мы знаем о тексте

1

Выделение темы и основной мысли текста; работа над хокку и пословицами – как разновидностью текстов

Практическая работа

88-91. Как делаются слова. Что такое суффикс

4

Нахождение суффикса в словах; практическая работа с обратным словарём

Фронтальный опрос; работа в парах

92. Деление текста на части

1

Применение и представление информации; подведение под понятие

Умение строить монологическое высказывание.

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Выделение в тексте смысловых частей; продолжение предложений; работа с толковым словарём

Практическая работа

93. Контрольный диктант

1

Умение применять правила, пользоваться правилами и инструкциями

самоконтроль

Проверка безударной гласной в корне, глухие и звонкие согласные, …; написание словарных слов

диктант

94-99. Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и их признаки

6

Работа с разными видами информации; чтение дидактических иллюстраций;

подведение под понятие

Умение строить монологическое высказывание.

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях

Работа с обратным словарём; составление схем образованных слов; разбор слов по составу; образование слов с помощью суффикса; составление диктанта со словами на –ный. Используя обратный словарь

Фронтальный опрос; работа в парах; практическая работа

100. Работа с картиной А. Матисса «Разговор»

1

Преобразование информации

Формирование ценностно-смысловой ориентации

Работа с репродукцией; выделение части текста красной строкой или отступом

Творчество художника

Практическая работа

101-104. Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы

4

Работа с разными видами информации; чтение дидактических иллюстраций;

подведение под понятие

Умение строить монологическое высказывание.

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Объяснение способов образования слов; составление текста диктанта со словами на –ица и –ница, используя обратный словарь; составление схемы образования слов

Самопроверка по образцу; Фронтальный опрос; работа в парах

105. Проверочный диктант

1

Умение применять правила, пользоваться правилами и инструкциями

самоконтроль

Проверка безударной гласной в корне, глухие и звонкие согласные, …; написание словарных слов

диктант

106. Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала

1

с/р

107. Деление текста на части

1

Применение и представление информации; подведение под понятие

Умение строить монологическое высказывание.

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Договариваться о распределении работы между собой и соседом.

Формирование базовых эстетических ценностей

Выделение в тексте смысловых частей; продолжение предложений; работа с толковым словарём

Практическая работа

108-109. Что такое обращение

2

Применение и представление информации; подведение под понятие

Умение строить монологическое высказывание.

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Договариваться о распределении работы между собой и соседом.

Формирование базовых эстетических ценностей

Нахождение в тексте обращений; работа с орфоэпическим словарём

Самопроверка; с/р по образцу

110-111. Как делают слова. Образование слов с помощью приставки

2

Поиск информации в учебных словарях; знаково-символическое моделирование; установление причинно-следственных связей

Образование родственных слов с помощью приставки; работа с обратным словарём; выделение приставки; различение приставки и предлога

Фронтальный опрос; работа в парах

112. Научный и художественный текст. Азбука вежливости. Как писать письмо. Поздравительная открытка к 8 Марта

1

Применение и представление информации; подведение под понятие

Написание поздравительной открытки с соблюдением норм этикета

Практическая работа

113-116. Написание частицы не со словами, называющими действия

4

Работа с разными видами информации; чтение дидактических иллюстраций;

подведение под понятие

Написание частицы «не» со словами, называющими действие; написание слов на изученные правила; работа с обратным словарём;

Фронтальный опрос; работа в парах; с/р по образцу

117. Типы текстов: описание и повествование. Работа с картиной К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

1

Преобразование информации

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Работа с репродукцией; работа с толковым словарём; определение типа текста

Практическая работа

118. Написание частицы не со словами, называющими действия

1

Работа с разными видами информации; чтение дидактических иллюстраций;

подведение под понятие

Умение строить монологическое высказывание.

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Договариваться о распределении работы между собой и соседом.

Написание частицы «не» со словами, называющими действие; написание слов на изученные правила; работа с обратным словарём;

«История  частицы НЕ»

Фронтальный опрос; работа в парах

119-121. Состав слова

3

Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа; работа с обратным словарём; подбор слов близких и противоположных по значению; писать слова-действия на -чь

Фронтальный опрос; работа в парах

122. Устное изложение. Как писать изложение

1

Преобразование информации

Умение строить монологическое высказывание; самоконтроль

Формирование базовых эстетических ценностей

Определение характера текса; письменный пересказ

Практическая  работа

123. Состав слова

1

Работа с разными видами информации; чтение дидактических иллюстраций;

подведение под понятие

Умение применять правила, пользоваться правилами и инструкциями

Подбор родственных слов по обратному словарю; разбор слов по составу на основе словообразовательного анализа

с/р

124. Контрольный диктант за III четверть

1

самоконтроль

диктант

125-126. Образование слов с помощью приставки и суффикса

2

Применение и представление информации;

умение строить монологическое высказывание

Формирование базовых эстетических ценностей

Чтение и сопоставление схем слов; пользование толковым словарём; образование новых слов с помощью приставок и суффиксов

с/р; Фронтальный опрос; работа в парах

127. Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать

1

Решение проблемы с помощью дидактической иллюстрации; оценка достоверности информации; работа с разными видами информации

Употребление приставок на-, о- в словах «надеть», «надевать»; работа с толковым словарём; составление схем

Проверка по цепочке; работа в парах

128.Типы текстов. Описание и повествование

1

Преобразование информации

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Определение типа текста; выделение признаков типа текста

Практическая работа

129Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать

1

Решение проблемы с помощью дидактической иллюстрации; оценка достоверности информации; работа с разными видами информации

Применение и представление информации;

умение строить монологическое высказывание

Работа с этимологическим словарём; употребление приставок на-, о- в словах «надеть», «надевать»

Фронтальный опрос; работа в парах

130-132. Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного

3

Решение проблемы с помощью дидактической иллюстрации; оценка достоверности информации; работа с разными видами информации

Работа с обратным словарём; различение способов образования слов; деление слов на группы; разбор сложных слов; выделение в сложных словах соединительные гласные

Фронтальный опрос; работа в парах

133. Типы текстов. Повествование и описание

1

Преобразование информации

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Формирование базовых эстетических ценностей

Определение типа текста; выделение признаков типа текста

Практическая работа

134-136. Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного

3

Решение проблемы с помощью дидактической иллюстрации; оценка достоверности информации; работа с разными видами информации

Способы образования слов; нахождение по обратному словарю сложных слов; написание слов с изученными орфограммами

Фронтальный опрос; работа в парах

137. Проверочный диктант с грамматическим заданием

1

Умение применять правила, пользоваться правилами и инструкциями

самоконтроль

Проверка сомнительных безударных гласных, парных согласных, сочетаний –жи-, -ши- и словарных слов

диктант

138. Работа над ошибками. Сложные слова

1

Выделение из текста сложных слов; разбор слов по составу

с/р

139. Типы текстов. Описание и повествование

1

Преобразование информации

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Определение типа текста; выделение признаков типа текста

Практическая работа

140-143. Написание разделительных Ъ и Ь знаков

4

оценка достоверности информации; работа с разными видами информации

Употребление разделительных Ъ и Ь знаков на письме

с/р; Фронтальный опрос; работа в парах

144. Типы текстов. Научный и художественный текст

1

Преобразование информации

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Определение типа текста; выделение признаков типа текста

Практическая работа

145-148. Написание разделительных Ъ и Ь знаков

4

Решение проблемы с помощью дидактической иллюстрации;

Работа с орфоэпическим словарём; подбор родственных слов; написание слов с разделительными Ъ и Ь

Фронтальный опрос; работа в парах

149. Работа с картиной Н. Рериха «Стражи ночи»

1

Преобразование информации

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Работа с репродукцией; работа с толковым словарём; определение типа текста

Практическая работа

150-152. Написание разделительных Ъ и Ь знаков

3

Работа с орфоэпическим словарём; подбор родственных слов; написание слов с разделительными Ъ и Ь

Фронтальный опрос; работа в парах

153. Обучающее устное изложение. Работа с картиной Ван Гога «Подсолнухи»

1

Преобразование информации

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Работа с толковым словарём; определение типа текста

Практическая работа

154-157. Непроизносимый согласный звук — нулевой звук

4

Работа с обратным словарём; деление слов на группы по видам орфограмм; выделение обращений

Фронтальный опрос; работа в парах

158. Письменное изложение. Работа с картиной Ван Гога «Церковь в Овере»

1

Преобразование информации

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Работа с репродукцией; определение темы и основной мысли текста; составление плана и использование его при устном и письменном изложении текста

Практическая работа

159-160. Чередование согласных в корне слова. Непроизносимый согласный звук — нулевой звук

2

Применение и представление информации; подведение под понятие

Умение строить монологическое высказывание.

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Договариваться о распределении работы между собой и соседом.

Формирование базовых эстетических ценностей

Нахождение непроизносимого согласного; проверка слов с согласными; подбор родственных слов

Фронтальный опрос; работа в парах

161. Итоговая контрольная работа за II полугодие

1

Умение применять правила, пользоваться правилами и инструкциями

самоконтроль

Формирование базовых эстетических ценностей

Проверка сомнительных безударных гласных, парных согласных, сочетаний –жи-, -ши- и словарных слов

к/р

162. Работа над ошибками. Чередование согласных в корне слова. Непроизносимый согласный звук — нулевой звук

1

Нахождение непроизносимого согласного; проверка слов с согласными; подбор родственных слов

с/р; Фронтальный опрос; работа в парах

163. Чередование согласных в корне слова. Непроизносимый согласный звук — нулевой звук. Самостоятельная работа

1

Применение и представление информации; подведение под понятие

Умение строить монологическое высказывание.

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Договариваться о распределении работы между собой и соседом.

Нахождение непроизносимого согласного; проверка слов с согласными; подбор родственных слов; работа с обратным словарём

Фронтальный опрос; работа в парах

164. Обучающее письменное изложение по тексту «Ступеньки»

1

Преобразование информации

Овладение культурой речи, выслушивание мнения других.

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

определение темы и основной мысли текста; составление плана и использование его при устном и письменном изложении текста

Практическая работа

165-169. Повторение изученного материала.

Коррекционная работа

5

Умение применять правила, пользоваться правилами и инструкциями

Написание слов с безударными гласными, парными согласными; нахождение нужных словарных статей; написание и оформление письма элементарного содержания

Фронтальный опрос; работа в парах

170Обобщение и систематизация пройденного материала за год

1

Пользование словарями русского языка; написание слов и предложений с изученными орфограммами

с/р с конвертами; практическая работа

Примерное распределение часов на изучение основных разделом программы:

развитие речи: 30 часов;

 синтаксис: 15 часов;

 морфология: 50 часов;

фонетика: 10 часов;

орфография: 57 часов.

Словарь

Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона, газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, ло- пата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский,; сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь; товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).

ПРОГРАММУ ОБЕСПЕЧИВАЮТ:

Чуракова Н.А.  Русский язык.  2 класс: Учебник.  В  3 ч. Части 1 и 3. — М.:Академкнига/Учебник.

Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык, к пасс: Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник,

 Байкова Т.А., Ерышева Е.Р., Малаховская О.В. Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. 2 класс. — М.: Академкнига/Учебник,

Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык.2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник,

Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных  работ. 1-2 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.


ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД, СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД

2 класс

Самоопределение (связано с коммуникацией как взаимодействием)

Система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, па оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.

Задания типа «Ты соглашаешься с Машей и Мишей?»; «Как ты ответишь Мише?»; «С каким суждением ты согласишься...»: «Ты соглашаешься с Мишей или хочешь что-то уточнить?»; «Миша говорит, что это одна и та же форма: «стёкла». По какому признаку он судит?»: часть 1: с. 10, 13, 23, 25, 32, 35(14), 38, 57, 62(39), 76(51), 85, 104, 139, 149(113), 176.

Смыслообразование (связано с коммуникацией как кооперацией)

Организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей младшего школьника помогать героям интриги с целью решить интеллектуальные задачи.

Задания типа «Ты поможешь Мише решить эту проблему?». Например: часть 1: с. 58, 147.

Контроль процесса и результатов деятельности

Задания типа: «Миша нашёл такие словосочетания ...Маша определила словосочетания по-другому ... Как ты думаешь, кто прав? Запиши словосочетания и проведи нужные стрелки»; «Сможешь доказать, что окончания выделены правильно?»; «В каком предложении Миша сделал ошибку? Запиши это предложение правильно»; «Проверь, как это задание выполнил Миша»; «Если ты не соглашаешься с Мишей, исправь его ошибки: запиши слова в три столбика по-своему, правильно выдели основу и окончание во всех словах»; «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга» и т, д.

Часть 1: с. 33(11), 35(14), 46, 49(25), 67-68(43), 76(51), 90-91, 94, 97(71), 107, 133, 136, 141(105), 149(113), 160(128).

Самоконтроль процесса и результатов деятельности

Задания типа: «А слово ДЕРЕВО будет стоять в Обратном словаре раньше или позже слов САД и ОБЕД? Проверь, себя: найди в Обратном словаре слово ДЕРЕВО»; «Посмотри, что получилось у Маши:... У тебя получилось так же?»; «Не забудь проверить себя по словарю. Ты не сделал(а) ни одной ошибки?»; «В каких случаях ты сможешь проверить сомнительные написания? В каких случаях обратишься к помощи словаря «Пиши правильно»?» и т. д.

Часть1: с. §-9, 10, 27, 124, 135(100), 136(101), 148(112), 150(114), 151, 156(124), 158, 164(132), 165(133), 166(135), 174(144), 175(145).

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

•  Обучение работе с разными видами информации (1): а) формирование умения поиска информации в учебных словарях (всего в 1-й и 3-й частях учебника 153 раза).

Это задания типа «Проверь по словарю «Произноси правильно», как надо произносить выделенное слово»; «Открой Обратный словарь на и найди группу слов на -в/со»; «Найди это слово в Словаре происхождения слов» и т. д.: часть 1: с. 5, 6—7, 8—9,10— 11, 31(10), 33(11), 35(14), 44(17), 50, 52(28), 53(29), 54, 56(31, 32), 57(33), 58, 59(34, 35), 60(37), 61(38), 62(39), 68(45), 69, 70, 74, 75, 76(51), 78,97, 101,102, 103, 108(78), ПО, 111, 112, 116, 118, 119, 120, 121(89, 90), 124(93), 127(94), 128, 129(97), 133(98), 134(99), 135, 136(101), 141(104, 106), 142, 143, 144(108), 146, 147, 148(112), 149(113), 150(114), 151, 152(117), 153(119), 154(120), 156(124), 158, 159(126), 162, 163(131), 164(132), 166(135), 167(136), 168(138), 170(14)1, 173, 174, 175(145), 176(146);

б)        формирование умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями и буквосочетаниями: часть1: с. 5,41, 80, 81, 89, 139, 162, 173;

в)        обучение работе с информацией, представленной в табличной форме: часть 1: с 37, 47, 54, 56, 132 и т. д.;

г)        формирование умения по условным обозначениям определять фамилию  автора стихотворного текста,  использованного в звукобуквенной зарядке: часть 1: с. 12, 13, 36, 40, 53, 67, 86, 94,125, 137, 138, 145, 165;

д)        формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы — например, для выбора нужного слова (иллюстрации для заданий «Если буква заблудилась») или выяснения значения омонимов, многозначных слов, переносных
значений слова, смысла предложения:
часть 1: с. 12, 13, 21, 25, 33, 36, 53, 67, 79, 84, 86, 94, 102, 103,105,  111, 112, 125, 137, 138, 145, 171.

•        Понимание и преобразование информации (2).

Задания типа «Как правильно говорить: как в первом или как во втором предложении?»; «Подтверди слова Летучей Мыши примерами из последнего стихотворения»; «Докажи с помощью слов нет, дам, любуюсь, что у слов морж и сом есть окончания»; «Докажи на примере любых двух предложений, что у слов зебу, эму, кенгуру нет окончаний «Докажи, что эти слова стоят в разных предложениях в РАЗНОЙ ФОРМЕ» и т. д.: часть 1: с. 9-10, 30, 40(16), 44(17), 47(20), 48(22, 23), 57(33), 59(35), 60(37), 61(38), 62(39), 133, 151(116), 155(122), 170-171.

•        Применение и представление информации (3).

Задания типа «Найди в Словаре происхождения слов слово СОКРОВИЩЕ. Расскажи, что интересного тебе удалось узнать»; «Прочитай в хрестоматии "Окружающий мир" описания этих животных. Сочини и запиши предложения с любым из этих слов (слова выписаны из Обратного словаря)»; «Найди слово "снегирь". В Словаре происхождения слов. Какое слово дало ему жичнь? Как  оно помогает проверить и запомнить написание слова "снегирь"?»; «Составьте из этих четырнадцати слов диктант» и т. д. Например; часть 1:с.П. 44(17), 52(28), 58, 68(44, 45), 126, 127, 133, 136(101), 149, 152(117), 169, 176(146).

•        Оценка достоверности получаемой информации (4).

Задания типа «Маша решила, что эти слова надо искать на букву -Д. Проверь, права ли Маша»; «Маша и Миша нашли девять таких слов. А ты? Выпиши их, выдели окончания»; «Маша нашла в словаре форму КЛЕВАТЬ. Как ты думаешь, это начальная форма?»; «С каким суждением ты согласишься...»; «Проверь свою догадку: найди слово норка в Толковом словаре» и т. д.: часть 1: с. 8, 13, 56(31, 32), 56(32), 59(34, 35), 70, 74(49), 75, 76-77(51), 85, 104, 108(78), 110, 111, 125, 157(125), 158, 173, 174, 176.

  • Знаково-символическое моделирование: часть 1: с. 21, 23, 25, 27,65-66, 170.
  • Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Задания типа «Можно ли сказать, что слово "кенгуру" стоит во всех предложениях в одной и той же форме? Не торопись с ответом: воспользуйся подсказкой!»: часть 1: с. 35(14),
    42, 59, 74, 86, 123(91), 124(92), 135, 155(122, 123), 162, 171.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

•        Подведение под понятие:

  1. подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему: часть 1: с. 21, 23, 24, 27, 35(14), 65(42), 66, 170;
  2. подведение под правило: часть 1: с. 23 (5, опр. ОКОНЧАНИЕ), 31 (10, опр. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ), 37-38 (15, опр. ОСНОВА), 77 (опр. РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА), 95-96 (опр. КОРЕНЬ), 122 (правило правописания безударных гласных в корне),  130
    (правило правописания парных согласных),   152—156 (правило правописания существительных с основой на шипящий).

•        Установление причинно-следственных связей: Например: школьник должен установить связь между фонемным составом слова и его лексическим значением в упражнениях
типа «Если буква заблудилась»; установить связь между наличием отсутствием второстепенных членов в предложении и его смыслом; установить связи между «работой» слова в предложении и его формой (для омонимичных форм существительных), установить связь между формой неизменяемых существительных и формами изменяемых слов в предложении; установить связь между окончанием имени прилагательного и его числом и родом; установить
связь между родом существительного с основой на шипящий и его правописанием и т.д. Часть 1: с. 12-13, 21, 25, 27, 40, 42-43, 53, 67, 72, 78, 86, 94, 97, 125, 137, 138, 152-154.

ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ  ПРОБЛЕМЫ базируется на сформированности логических операций.

Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

Задания типа «Произнеси оба слова. Прислушайся: какими звуками они отличаются?»; «Сравни картинки. Чем они различаются?»; «Сравни два текста. Чем второй текст отличается от первого?»; «Сравни слова в двух столбиках. Какое слово здесь лишнее?»; «Прочитай слова. Понимаешь, почему слова объединены именно в такие группы?». Часть 1: с. 12-13, 14-15, 16-17, 18-19, 20, 21, 23, 25, 27, 28(8), 33, 36, 37(15), 40, 47(20), 48(21), 54 (таблица), 56 (таблица), 60(36, 37), 66, 75-76(50), 95(67), 96(68), 113-114(83), 131, 160(128), 170(141).

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Коммуникация как кооперация

Задания, требующие распределения работы с соседом по парте: часть!: с. 53(30). 89(61). 133, 136, 150(114), 154(120), 156(124), 162, 175(145).

Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) — учет позиции собеседника.

Задания типа «Миша сказал, что в предложениях разные главные слова. Ты соглашаешься с Мишей или хочешь что-то уточнить?»; «Маша растерялась. Помоги ей решить эту проблему»; «Как ты ответишь Маше?»: часть 1: с. 13, 23, 32, 38, 56(32), 86, 90, 104, 125, 160(128).


РАЗДЕЛ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ».

Часть 2 учебника

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

Смыслообразование и самоопределение

1. Формирование умения школьников ориентироваться и социальных ролях и межличностных отношениях (умения владеп. важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой) осущсчл тин-гея с помощью системы заданий в линии под названием «Липка вежливости». Вот некоторые темы, составляющие эту липни» -Как правильно (начать и закончить) написать письмо», с. 23 25; «Как правильно написать письмо. Главный Закон Общения», с. 44—46; «Как написать поздравление с Новым годом», с. 49 51; «Как написать письмо в научный клуб младших школьником > 68—69; «Как написать поздравление с Днём 8 Марта», с. 71

2.        Формирование  ценностно-смысловой  ориентации  учащихся

(наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, ценить дружбу и т. д.) осуществляется на базе текстов и заданий, при обсуждении которых в методическом аппарате наряду с анализом их языковых и структурных особенностей (описание, повествование, научный или научно-популярный текст, главная мысль и главное переживание, деление текста на части и т. д.) затрагиваются нравственно-этические и экологические проблемы: «Воробьи» (по Г. Скребицкому), с. 31; Ф. Грубин «Качели», с. 33; К. Паустовский «Необыкновенная осень», с. 34; Э. Мошковская «Собаки тоже плохие, хорошие...», с. 40—41; «Белка в лодке» (по В. Бианки), с. 46; С. Воронин «Девять белых лебедей» (отрывок), с. 83-84 и др.

  1. Формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о том, что
    красота это то, что вокруг, и необходимо лишь научиться ее обнаруживать, что природа для художника, писателя, поэта — живая) построено на основе анализа литературных текстов, а такжезаданий, входящих в линию работы с живописными произведениями. Например: работа с картиной Т. Мавриной «Васильки наокне», с. 21—22; работа с картиной Т. Мавриной «Костёр во дворе», с. 34-36; работа с картиной А. Рылова «Полевая рябинка»,с. 42—43; работа с картиной К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт», с. 66-67; работа с картиной Н. Рериха «Стражи ночи»,с. 89—90; работа с картиной Ван Гога «Подсолнухи», с. 92—93; работа с картиной Ван Гога «Церковь в Овере», с. 94—97
  2. Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний (опыта «примерок»: способности каждый раз все ситуации
    этического и эстетического характера примерять на себя) осуществляется с помощью вопросов и заданий, цель которых — опереться
    на социальный и личностный опыт ребенка. Например: «Ты когда-нибудь видел(а) гроздья рябины? Жёлтые цветы на картине похожи на эти гроздья?», с. 42; «Приведи и ты свой пример из жизни, к которому подходит эта пословица», с. 55; «Тебе знакомы эти герои? Ты читал(а) о них или видел(а) мультфильм?», с. 57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2классе "Безударная гласная в корне слова"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа-2100". Тема: "Безударная гласная в корне слова"...

Развивающие задания и упражнения по русскому языку 1-2классы

Материал может быть использован для отработки учебных навыков по темам, предварительного и итогового контроля в 1-2 классах....

План-конспект урока русского языка во 2классе

Урок русского языка во 2 классе, на котором проводится обобщение и систематизация знаний и умений учащихся  по теме "Парные согласные". На уроке развиваются умения распознавать слова, которы...

Урок русского языка во 2классе Составление устного рассказа по картинкам

учить детей видеть изученные орфограммы и делать самостоятельные выводы; обобщить знание детей о видах текстах;развитие умения составлять текст сообщение из трёх частей (по трём кар...

Контрольное списывание с заданием. Урок Русского языка во 2классе

Презентация к контрольному уроку по Русскому языку во 2 классе(IIчетверть) содержит текст для списывания и тест с вопросами по фонетики и гл. чл. предложения....

Презентация к уроку русского языка во 2классе по теме "Сочинение по картине С. А. Тутунова "Зима пришла. Детство"

Данная презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе  по учебнику В. П. Канакиной УМК "Школа России"(отредактированная)....

Урок русского языка во 2классе "Перенос слов с двойными согласными"

Это урок - путешествие на необитаемый остров " Остров с двойными согласными" с использованием ИКТ.  Поставлены следующие цели урока:-  правописание слов с двойными согласными.- совершенствов...