Роль слов в речи. Что могут называть слова? (УМК "Школа России", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

«Роль слов в речи. Что могут называть слова?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: МОУ Полетаевская СОШ                                                                                Учитель: С. В. Ломакова __________________

Класс: 1-б                                                                                                                        Методист: Н. К. Галиуллина________________

Дата: 15.03.2017                                                                                                              Студент: Лизанец Олеся, 44 группа

Тема урока: «Роль слов в речи. Что могут называть слова?»

Цели деятельности учителя:

  • Познакомить с ролью слов в речи;
  • Формировать умение вычленять слова из предложения;
  • Познакомить со словами-названиями предметов, признаков предметов и действий предметов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Учащиеся научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы;
  • Научатся вычленять слова из предложения;
  • Научатся отличать слова-названия предметов, признаков предметов и действий предметов.

Личностные:

  • Проявлять интерес к новым знаниям;
  • Развивать письменную и устную речь.
  • Выполнять правила поведения на уроке.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация.

Определения: слово, значение, слова-названия

Этапы урока. Методы и приемы

Время

Содержание урока.

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

1 мин.

Все готовы к уроку русского языка? Садитесь!

Сели за парты.

Мотивационный

Словесный: мотивация к деятельности

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

На “отлично” напишу!

Словарная работа.

Л: Внутренняя позиция  школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Актуализация знаний.

Словесный метод: учебный диалог

Метод контроля: проверка домашнего задания

Наглядный метод: слова на экране

10 мин.

Проверка д. з. (с.14.) Давайте вспомним правила, с которыми мы познакомились на прошлых уроках. Повторите. Давайте расскажем их хором (каждое). Кто желает рассказать правило (на выбор) у доски?

Посмотрите на экран. Прочитайте слова. (Комната, парта, мангт, дерево.)

- Найдите лишнее. (Мангт.) Докажите. Почему это сочетание букв является лишним? (Не является словом.)

- Почему это сочетание не является словом? (Не имеет значения.)

- Придумайте сочетания слов, которые не являются словами. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О словах.)

Проверка домашнего задания.

Проговаривание правил изученных на прошлых уроках.

Самоопределение

Постановка учебных задач урока.

Словесный:  учебный диалог

Словесный:  учебный диалог

Словесный:  учебный диалог

10 мин.

Откройте с. 17 в учебнике. Сегодня мы начинаем новый раздел о словах. (Рассказать о задачах раздела из учебника). Как вы думаете, какая у нас сегодня тема? (Роль слов в речи. Что могут называть слова?) Прочитайте на экране, чему мы научимся сегодня.

- Знаете ли вы, что такое слово?

- Найдите с. 18. Обратите внимание на значок «Сведения о языке». Прочитайте самостоятельно это правило. А теперь давайте прочитаем его хором. Запишите в тетрадь это правило.

- Что такое слово, кто может сказать, опираясь на правило?

- Как по-другому мы называем значение слова? (Смысл слова.)

- Как вы думаете, для чего нам нужны слова?

- Откройте с. 21. Рассмотрите и прочитайте схему.

- Что могут называть слова? (Предметы и явления, признаки предметов, действия предметов)

- На какие вопросы отвечают слова, называющие предметы и явления?

- Прочитайте слова, которые называют предметы. Назовите свои примеры.

Далее по аналогии.

Ребята, а знали ли вы, что слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос КТО? Найдите это правило на с. 24. Давайте повторим его все вместе 2 раза. Молодцы.

Отвечать на вопросы

Работа с правилом.

Отвечать на вопросы

Работа со схемой на с. 21.

П: Строят устные речевые высказывания.

Физминутка

2 мин.

Видео.

Повторять.

Решение частных задач.

Практический:

работа с упражнением по учебнику

Словесный:

учебный диалог

Практический:

работа с упражнением по учебнику

15 мин.

№ 1. Прочитайте стихотворение. Кто его автор? Обратите внимание на заголовок. Является ли сочетание букв в заголовке словом? Почему? (Не имеет значения.)

№ 3. Прочитайте.

- Что можно представить, читая эти слова? Найдите слова, которые помогут составить рассказ о зиме. О лете. О весне.

- Запишите два «весенних» слова.

- По цепочке мы выслушаем, кто какие слова записал и почему. Молодцы.

На экране записаны слова. (Щенок, весёлый, птичка, играет, летит, маленькая.)

- Пользуясь схемой на с. 21 скажите, на какие группы можно разделить эти слова? Что общего у слов щенок, птица? (Это слова-названия предметов.)

-  Что общего у слов весёлый, маленькая?(Это слова-названия признаков предметов)

-  Что общего у слов играет, летит?(Это слова-названия действий предметов)

Давайте составим предложение и запишем его.

№ 7. (Письменно у доски по учебнику)

№ 8. (Письменно по цепочке)

Выполнять упражнение.

Отвечать на вопросы

Работа «у доски»

П: Понимать информацию, представленную в виде рисунков схем.

П: Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

К: Развивают умение слушать и понимать речь других

Рефлексия.

Словесный:

Ответы на вопросы

1 мин.

Добились ли мы поставленной цели? Что было для вас сложным на уроке? Почему? Что было для вас легким на уроке? Почему? Все хорошо поработали, урок окончен.

Отвечают на вопросы

П: Строят устные речевые высказывания

Итоги урока.

1 мин.

Поднимите правую руку, если на уроке было легко работать. Левую, если сложно.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.

Тема урока: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Познакомить с ролью слов в речи;Формировать умение вычленять слова из предложения;Способствовать развитию  н...

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)...

Слово, роль слово в речи

конспект урока...

конспект урока по русскому языку роль слова в речи

Тема: «Роль слов в речи». Цель: развивать умение точно употреблять слова в речи.Планируемые результаты предметные: формировать умение вычленять слова из предложения; способствовать развитию...

Урок русского языка в 1 классе «Роль слов в речи»

На данном уроке расскрывается роль слов в речи....

Открытый урок русского языка в 1 классе.Тема:Роль слов в речи.

Тип урока: Урок объяснения нового материала.Цель урока:Образовательные:·        создать условия для актуализации знаний о речи;·...