урок русского языка "Слово и его формы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Баранова Ирина Владимировна

Урок проведён во 2 -м классе по УМК Репкина В.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_na_razryad.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока русского языка

УМК: Репкин В.В.

Класс: 2

Тема: Слово и его формы.

Кол-во часов: 2 (из 5)

Цель: учиться изменять слова по числу и вопросам.

Предметные задачи:

- совершенствовать знания об изменении слов по числам и падежным вопросам (без введения термина)

- повторить основные признаки однокоренных слов

- формировать умения отличать  форму слова и однокоренное слово(пропедевтика на следующий урок)

- совершенствовать умения  выделять окончание и основу слова.

Метапредметные задачи:

регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

познавательные:

- строить сообщения в устной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

коммуникативные:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить монологическое высказывание.

личностные:

- формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Оборудование: мультимедийный ПК, проектор, карточки для работы.

Тип: урок решения учебной  задачи.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Орг.момент

Сегодня у нас будет очень интересный урок. И я очень надеюсь на вас и ваши знания. Мне очень хочется, чтобы вы на уроке были активными и…  Помогите мне, скажите о себе только хорошие слова.

  Молодцы! Вы самые-самые. И у нас всё получится.

эмоц. настрой детей

на доске карточки прикреплять:

- активные

-умные

-добрые

-дружелюбные

- аккуратные

- дружные и т.д.

(остальные записать )

2. Вв.- мотив. этап

Актуализация

знаний

Постановка проблемы урока

1) Мы с вами целый год учились, разгадывали тайны русского языка. И очень много узнали. Но многие тайны в русском языке ещё остались. А вы любите разгадывать тайны?

 2)Сегодня мы с вами будем разведчиками. Какими качествами должен обладать разведчик? Разведчику, как и спортсмену, нужно каждый день проводить разминку.  Давайте и мы  проведём разминку для ума и сможем определить тему нашего урока

3)Я читаю вопрос, а вы поднимаете + или -, если согласны и знак ?, если сомневаетесь:

- мы умеем правильно писать слова с безударной гласной

- мы умеем переносить слова

- мы умеем делить слова на слоги

- мы умеем находить окончание слова

- мы умеем определять корень слова

- я знаю, что такое имя существительное

- мы умеем определять форму слова

- мы умеем отличать форму слова и однокоренные слова

4)Ребята, я заметила, что на последних высказываниях вы сомневаетесь. Почему? Как вы думаете, это может быть темой нашего урока? Сформулируйте  главный вопрос, который нам нужно решить на уроке.

5) А что нам нужно сделать, чтобы мы смогли ответить на это вопрос?

   Молодцы! Разведчики, вперёд! Пора отгадывать тайны русского языка.

ответы детей

выбрать из тех, которые обговаривали в начале урока

играют в да – нетку

дети высказываются

настраивание детей на образ «ученика» (разведчика)

и в течение всего урока обязательно обращаться к образу «разведчика»

фиксация ответов детей и их коррекция

- повторить имя сущ-е

- изменять слова

- подбирать однок. слова

- вести наблюдение

- сделать вывод и т.д.

на доске оставить основные

по ходу урока постоянно обращаться к задачам и отмечать + их выполнение

3. Опер. – содерж. этап

Решение проблемы

Первичное закрепление

Коллизия

(для постановки задач на следующий урок)

1) Начнём с 1 шага.

Повторим наши знания об имени сущ-м.

А кто смог ответить на последний вопрос? Приведите примеры.

Конечно, слов изменяется по числам и вопросам.

2) Каждый разведчик знает- одна голова хорошо, а две –лучше. Ни один разведчик не откажется от помощи друзей. Я вам предлагаю свою помощь. Согласны её принять?

(на доске пишем любое сущ- е, которое предложат дети разбираем по следующему алгоритму:

- меняем в числе

- меняем по вопросу

- выделяем окончание

- выделяем основу).

   Что заметили, как разведчики?

3) Молодцы! У вас глаз –алмаз. Но разведчику необходимо отдыхать. Предлагаю вам отдохнуть и вновь разгадывать тайны.

4) Разведчик обязательно записывает то, что узнал, чтобы не забыть. Вот и мы для закрепления умения изменять слова поработаем в парах.

5) Разведчик в чужой стране скучает по своим родным. Так и у нас на уроке.   На доске у меня слова. Им очень грустно. Им нужна семья. Давайте поможем этим словам - подберём к ним их формы.

(ученик     красота      добро).

    А я как разведчик  кое-что заметила. Присмотритесь внимательно. Все слова связаны одной тайной - формой слова?

6) Это ребята ещё одна тайна русского языка. Мы сейчас её попробуем узнать. Вы ведь в начале урока поставили задачу - отличать форму слова и однокоренные слова.

7) Эту тайну мы с вами откроем на следующем уроке.

работают со схемой в парах

имя сущ-е

что такое?

что обозначает?

вопросы

одуш. неодуш.

как изменяется?

(приводят примеры)

дети в совместной деятельности с учителем наблюдают за словами и его формой, выделяют окончание, основу и делают выводы

окончание разное, основа одна и та же

выполняют музыкальную физминутку

работа по карточкам

дети работают на интерактивной доске и пытаются объяснить (до или после выполнения задания)

наблюдение над словами- учёба, красавица, доброта

работа над наблюдение формы слова и однокоренного слова

при затруднении вспомнить с помощью учителя: стол – столы, назвать падежные вопросы, и дети называют слово в разных падежах

при решении УЗ  открываем доску и записываем признаки в таблицу

учитель индивидуально проверяет, как дети выполняют работу по изменению слов и определяют формы слова

кратко беседа о семье

формы одного слова имеют одинаковую основу и разное окончание

-повторение сведений об однокоренных словах: на доске – однокоренные слова: общий корень, похожи по смыслу, могут быть другими частями речи

-запись в таблице

4. Рефл.- оценоч. этап

1) Вот и подошёл к концу наш урок. Из вас получились отличные разведчики.  А теперь вернёмся к главному  вопросу нашего урока. Удалось ли нам решить этот вопрос? Посмотрим на наши шаги- задачи?

2) А чтобы мне понять, все ли поняли тему урока, я предлагаю вам игру -  пятёрочку.

Спасибо за урок!

высказывания детей

работа с задачами урока и фиксацией ответов детей

Учащимся предлагается раскрасить ладошку и показать учителю. .
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно
Средний – мне нужно постараться;
Безымянный палец – ничего не понял;
Мизинец- смогу рассказать дома про свои знания.


Самоанализ урока русского языка

     В классе обучается 27 человек. Общая успеваемость составляет 100%, качество обученности по русскому языку составляет – 63%. Класс средней работоспособности. Наблюдается высокий познавательный интерес к предмету.

    Урок «Слово и формы этого слова. Родственные слова» второй  по теме. Всего на эту тему отводится 5 часов. Перед изучением данной темы учащиеся 2 класса познакомились  с начальной формой слова (без введения термина «н.ф.»), учились изменять слова по числу и вопросу, знакомы с понятием «однокоренные» слова. На данном уроке впервые дети знакомятся с понятием «форма слова» и  видят родственные слова и формы одного слова одновременно. Различение этих слов составляет большую трудность для второклассников, поэтому свой урок я попыталась выстроить в соответствии с игровой технологией, которая позволяет ненавязчиво, используя различные игровые приёмы добиться хороших результатов, добиваясь, чтобы дети поняли понятие «форма слова» и нацелились на последующее изучение темы «форма слова и однокоренное слово». Так же используется технология проблемного диалога и технология оценивания , что относится к технологиям СДП.  Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. В процессе урока совместно с детьми формулировала тему урока и  в процессе взаимодействия решала поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания. Благодаря использованию технологии оценивания, у учащихся формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у обучающихся развивается мотивация к успеху.

    Основные методы, которые использовала на уроке, следующие:

-  словесные, наглядные, дидактическая игра,  частично- поисковый, активные методы обучения (создание проблемной ситуации, парная работа).

      Урок построила с опорой на требования  к современному уроку по ФГОС

- урок носит личностно-ориентированный, индивидуальный характер;

- в приоритете самостоятельная работа учеников;

- осуществлялся практический, деятельностный подход;

- урок был направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД);

- основной моей задачей как  учителя  было — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

          Считаю, что урок построен с точки зрения СДП, так как присутствовали компоненты  организации деятельности (по Эльконину-Давыдову):

 1.мотивация учения –система побуждений, которая заставляла ребёнка учиться, придавала учебной деятельности смысл (разгадывание тайн русского языка, игра в разведчика);

2. учебная задача, то есть система заданий, при выполнении которых учащиеся  осваивали   общий способ действий по отличию формы слова;

3. учебные действия , то есть действия, которые ученики делали на уроке;

4. действия контроля (при работе по изменению формы слов при парной работе);

5. действие оценки (на РОЭ с использованием приёма «Пятёрочка»).

       Предметные задачи решались на протяжении всего урока.

        На каждом этапе урока решались метапредметные задачи:  

        - регулятивные:  дети приняли учебную задачу, учитывали ориентиры  и сохраняли  УЗ до конца урока, в сотрудничестве с учителем планировали и  корректировали свои действия;

       - познавательные: строили  и высказывали свое мнение, осуществляли анализ слов, строили свои рассуждения по теме урока и делали выводы;

      - коммуникативные:  слушали и вступали в диалог с учётом мнения учителя и одноклассников, договаривались при работе в парах (работа по карточкам, актуализация знаний по имени сущ-му), участвовали в коллективном обсуждении проблемы урока;

      - личностные: у  учащихся формировался образ «хорошего ученика», дети давали самооценку своей деятельности на основе критериев успешности (приём «Пятёрочка») деятельности.

       Результативность урока заключалась в том, что каждый старался показать свои знании и умения, участвовал в диалоге, не боялся высказывать своё мнение.

    Эффективность  заключалась в том, что:

    - учащиеся были вовлечены в деятельность на уроке и проявляли интерес к изучению темы;

    - ребята проявляли активность и самостоятельность;

    - дети понимали  меня и мои ориентиры при постановке цели и задач урока;

     - самостоятельно и адекватно оценили свою деятельность и понимание темы урока.

   Урок цели достиг.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Формы слова. Окончание"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Формы слова. Окончание"...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Формы речи: монолог и диалог"

Дидактическая цель: «Создать  условия  для формирования представлений о видах текстов «монолог» и «диалог»Задачи урокаПознакомить детей с понятиями «диало...

Конспект урока русского языка Тема: Начальная форма слов-названий признаков. 2 класс . УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по определению начальной формы слов-названий признаков предмета. План...

Конспект урока русского языка. Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цель деятельности учителя: -формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:         Предметные: ...

Конспект урока русского языка. Тема: Неопределенная форма глагола

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; знакомство с понятием неопределенной (начальной) формы глагола. Планируемые результ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...