урок русского языка "Слово и его формы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок проведён во 2 -м классе по УМК Репкина В.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_na_razryad.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока русского языка
УМК: Репкин В.В.
Класс: 2
Тема: Слово и его формы.
Кол-во часов: 2 (из 5)
Цель: учиться изменять слова по числу и вопросам.
Предметные задачи:
- совершенствовать знания об изменении слов по числам и падежным вопросам (без введения термина)
- повторить основные признаки однокоренных слов
- формировать умения отличать форму слова и однокоренное слово(пропедевтика на следующий урок)
- совершенствовать умения выделять окончание и основу слова.
Метапредметные задачи:
регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
познавательные:
- строить сообщения в устной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
коммуникативные:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить монологическое высказывание.
личностные:
- формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Оборудование: мультимедийный ПК, проектор, карточки для работы.
Тип: урок решения учебной задачи.
Ход урока:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. Орг.момент | Сегодня у нас будет очень интересный урок. И я очень надеюсь на вас и ваши знания. Мне очень хочется, чтобы вы на уроке были активными и… Помогите мне, скажите о себе только хорошие слова. Молодцы! Вы самые-самые. И у нас всё получится. | эмоц. настрой детей | на доске карточки прикреплять: - активные -умные -добрые -дружелюбные - аккуратные - дружные и т.д. (остальные записать ) |
2. Вв.- мотив. этап Актуализация знаний Постановка проблемы урока | 1) Мы с вами целый год учились, разгадывали тайны русского языка. И очень много узнали. Но многие тайны в русском языке ещё остались. А вы любите разгадывать тайны? 2)Сегодня мы с вами будем разведчиками. Какими качествами должен обладать разведчик? Разведчику, как и спортсмену, нужно каждый день проводить разминку. Давайте и мы проведём разминку для ума и сможем определить тему нашего урока 3)Я читаю вопрос, а вы поднимаете + или -, если согласны и знак ?, если сомневаетесь: - мы умеем правильно писать слова с безударной гласной - мы умеем переносить слова - мы умеем делить слова на слоги - мы умеем находить окончание слова - мы умеем определять корень слова - я знаю, что такое имя существительное - мы умеем определять форму слова - мы умеем отличать форму слова и однокоренные слова 4)Ребята, я заметила, что на последних высказываниях вы сомневаетесь. Почему? Как вы думаете, это может быть темой нашего урока? Сформулируйте главный вопрос, который нам нужно решить на уроке. 5) А что нам нужно сделать, чтобы мы смогли ответить на это вопрос? Молодцы! Разведчики, вперёд! Пора отгадывать тайны русского языка. | ответы детей выбрать из тех, которые обговаривали в начале урока играют в да – нетку дети высказываются | настраивание детей на образ «ученика» (разведчика) и в течение всего урока обязательно обращаться к образу «разведчика» фиксация ответов детей и их коррекция - повторить имя сущ-е - изменять слова - подбирать однок. слова - вести наблюдение - сделать вывод и т.д. на доске оставить основные по ходу урока постоянно обращаться к задачам и отмечать + их выполнение |
3. Опер. – содерж. этап Решение проблемы Первичное закрепление Коллизия (для постановки задач на следующий урок) | 1) Начнём с 1 шага. Повторим наши знания об имени сущ-м. А кто смог ответить на последний вопрос? Приведите примеры. Конечно, слов изменяется по числам и вопросам. 2) Каждый разведчик знает- одна голова хорошо, а две –лучше. Ни один разведчик не откажется от помощи друзей. Я вам предлагаю свою помощь. Согласны её принять? (на доске пишем любое сущ- е, которое предложат дети разбираем по следующему алгоритму: - меняем в числе - меняем по вопросу - выделяем окончание - выделяем основу). Что заметили, как разведчики? 3) Молодцы! У вас глаз –алмаз. Но разведчику необходимо отдыхать. Предлагаю вам отдохнуть и вновь разгадывать тайны. 4) Разведчик обязательно записывает то, что узнал, чтобы не забыть. Вот и мы для закрепления умения изменять слова поработаем в парах. 5) Разведчик в чужой стране скучает по своим родным. Так и у нас на уроке. На доске у меня слова. Им очень грустно. Им нужна семья. Давайте поможем этим словам - подберём к ним их формы. (ученик красота добро). А я как разведчик кое-что заметила. Присмотритесь внимательно. Все слова связаны одной тайной - формой слова? 6) Это ребята ещё одна тайна русского языка. Мы сейчас её попробуем узнать. Вы ведь в начале урока поставили задачу - отличать форму слова и однокоренные слова. 7) Эту тайну мы с вами откроем на следующем уроке. | работают со схемой в парах имя сущ-е что такое? что обозначает? вопросы одуш. неодуш. как изменяется? (приводят примеры) дети в совместной деятельности с учителем наблюдают за словами и его формой, выделяют окончание, основу и делают выводы окончание разное, основа одна и та же выполняют музыкальную физминутку работа по карточкам дети работают на интерактивной доске и пытаются объяснить (до или после выполнения задания) наблюдение над словами- учёба, красавица, доброта работа над наблюдение формы слова и однокоренного слова | при затруднении вспомнить с помощью учителя: стол – столы, назвать падежные вопросы, и дети называют слово в разных падежах при решении УЗ открываем доску и записываем признаки в таблицу учитель индивидуально проверяет, как дети выполняют работу по изменению слов и определяют формы слова кратко беседа о семье формы одного слова имеют одинаковую основу и разное окончание -повторение сведений об однокоренных словах: на доске – однокоренные слова: общий корень, похожи по смыслу, могут быть другими частями речи -запись в таблице |
4. Рефл.- оценоч. этап | 1) Вот и подошёл к концу наш урок. Из вас получились отличные разведчики. А теперь вернёмся к главному вопросу нашего урока. Удалось ли нам решить этот вопрос? Посмотрим на наши шаги- задачи? 2) А чтобы мне понять, все ли поняли тему урока, я предлагаю вам игру - пятёрочку. Спасибо за урок! | высказывания детей | работа с задачами урока и фиксацией ответов детей Учащимся предлагается раскрасить ладошку и показать учителю. . |
Самоанализ урока русского языка
В классе обучается 27 человек. Общая успеваемость составляет 100%, качество обученности по русскому языку составляет – 63%. Класс средней работоспособности. Наблюдается высокий познавательный интерес к предмету.
Урок «Слово и формы этого слова. Родственные слова» второй по теме. Всего на эту тему отводится 5 часов. Перед изучением данной темы учащиеся 2 класса познакомились с начальной формой слова (без введения термина «н.ф.»), учились изменять слова по числу и вопросу, знакомы с понятием «однокоренные» слова. На данном уроке впервые дети знакомятся с понятием «форма слова» и видят родственные слова и формы одного слова одновременно. Различение этих слов составляет большую трудность для второклассников, поэтому свой урок я попыталась выстроить в соответствии с игровой технологией, которая позволяет ненавязчиво, используя различные игровые приёмы добиться хороших результатов, добиваясь, чтобы дети поняли понятие «форма слова» и нацелились на последующее изучение темы «форма слова и однокоренное слово». Так же используется технология проблемного диалога и технология оценивания , что относится к технологиям СДП. Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. В процессе урока совместно с детьми формулировала тему урока и в процессе взаимодействия решала поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания. Благодаря использованию технологии оценивания, у учащихся формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у обучающихся развивается мотивация к успеху.
Основные методы, которые использовала на уроке, следующие:
- словесные, наглядные, дидактическая игра, частично- поисковый, активные методы обучения (создание проблемной ситуации, парная работа).
Урок построила с опорой на требования к современному уроку по ФГОС
- урок носит личностно-ориентированный, индивидуальный характер;
- в приоритете самостоятельная работа учеников;
- осуществлялся практический, деятельностный подход;
- урок был направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД);
- основной моей задачей как учителя было — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Считаю, что урок построен с точки зрения СДП, так как присутствовали компоненты организации деятельности (по Эльконину-Давыдову):
1.мотивация учения –система побуждений, которая заставляла ребёнка учиться, придавала учебной деятельности смысл (разгадывание тайн русского языка, игра в разведчика);
2. учебная задача, то есть система заданий, при выполнении которых учащиеся осваивали общий способ действий по отличию формы слова;
3. учебные действия , то есть действия, которые ученики делали на уроке;
4. действия контроля (при работе по изменению формы слов при парной работе);
5. действие оценки (на РОЭ с использованием приёма «Пятёрочка»).
Предметные задачи решались на протяжении всего урока.
На каждом этапе урока решались метапредметные задачи:
- регулятивные: дети приняли учебную задачу, учитывали ориентиры и сохраняли УЗ до конца урока, в сотрудничестве с учителем планировали и корректировали свои действия;
- познавательные: строили и высказывали свое мнение, осуществляли анализ слов, строили свои рассуждения по теме урока и делали выводы;
- коммуникативные: слушали и вступали в диалог с учётом мнения учителя и одноклассников, договаривались при работе в парах (работа по карточкам, актуализация знаний по имени сущ-му), участвовали в коллективном обсуждении проблемы урока;
- личностные: у учащихся формировался образ «хорошего ученика», дети давали самооценку своей деятельности на основе критериев успешности (приём «Пятёрочка») деятельности.
Результативность урока заключалась в том, что каждый старался показать свои знании и умения, участвовал в диалоге, не боялся высказывать своё мнение.
Эффективность заключалась в том, что:
- учащиеся были вовлечены в деятельность на уроке и проявляли интерес к изучению темы;
- ребята проявляли активность и самостоятельность;
- дети понимали меня и мои ориентиры при постановке цели и задач урока;
- самостоятельно и адекватно оценили свою деятельность и понимание темы урока.
Урок цели достиг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:"Формы слова. Окончание"
Конспект урока...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Формы слова. Окончание"
Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Формы слова. Окончание"...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Формы речи: монолог и диалог"
Дидактическая цель: «Создать условия для формирования представлений о видах текстов «монолог» и «диалог»Задачи урокаПознакомить детей с понятиями «диало...
Конспект урока русского языка Тема: Начальная форма слов-названий признаков. 2 класс . УМК "ПНШ"
Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по определению начальной формы слов-названий признаков предмета. План...
Конспект урока русского языка. Тема: «Неопределенная форма глагола»
Цель деятельности учителя: -формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты: Предметные: ...
Конспект урока русского языка. Тема: Неопределенная форма глагола
Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; знакомство с понятием неопределенной (начальной) формы глагола. Планируемые результ...
Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...