Конспект урока русского языка по теме: «Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Разработка включает работу над понятием "сочинение", "текст", "части текста"; работу над составлением плана, средствами выразительности письменной речи; используются элементы технологии игрового обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №10 г.Ярцево
Конспект урока русского языка по теме:
«Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания»
3класс
Учитель: Красноперова Л.Н.
2014г.
Цели урока:
- учить составлять рассказ по теме;
- искать логику в передаче содержания текста;
- отрабатывать структуру текстов повествования и описания;
- совершенствовать навык редактирования на основе обобщения словарного запаса учащихся;
- развивать фантазию, воображение.
Оборудование:
- запись музыки Г.Свиридова «Метель»;
- аудиозапись слов Снеговика;
- рисунок Снеговика;
- поделки снеговичков;
- таблички: Вступление. Основная часть. Заключение. Встреча со снежным человеком. Как выглядит новый знакомый. Секрет Снеговика. Как хорошо иметь друга!
I. Организационный момент
Тетрадь я правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкой я слежу,
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу!
II. Создание атмосферы творчества. Приглашение в путешествие.
- Вы любите путешествовать, ребята? А можно ли путешествовать не выходя из дома или школы?
(Да! Когда читаем книги, то мысленно путешествуем вместе с героями.)
- А ещё можно путешествовать, воображая что-либо, сочиняя. Я приглашаю вас в страну, которой нет на обычных географических картах. Причём, чтобы туда попасть, нам не понадобятся никакие волшебные помощники: ни щука, ни старик Хоттабыч, ни ковёр-самолёт. А страна эта называется «Сочиняйка». Попасть туда может любой человек, который умеет фантазировать. С собой мы возьмём только ручку и лист бумаги.
III. Понятие о значении корня -чин-.
- Откуда же взялось в русском языке слово «сочиняйка» (предположения детей)
Оказывается, что от старинного корня -чин- , что значит «порядок».
Отсюда и выражения: «Сели чинно, рядком», «Всё будет чин-чинарём».
- Подберите родственные слова с корнем -чин-.
- Остановимся на следующих словах: сочинять – выстраивать мысли в определённом порядке; сочинение – запись мыслей, изложенных в определённом порядке (сделать запись на доске\табличке).
IV. Определение темы и постановка цели урока
- Предположите, какова тема нашего урока.
(предположения детей)
Ребята, вы уже умеете выполнять много работ по развитию речи. Мы учились писать письма, знаете, как писать изложение. Действительно, с сегодняшнего дня мы будем учиться писать сочинения.
- Тема нашего урока и будет «Сочинение».
(Записываем слово «сочинение» в тетради и на доске).
- Какие цели поставим? (предположения детей)
Верно, нам нужно учиться выполнять новый вид работы по развитию речи – писать сочинение.
V. Работа над понятием «текст» и «части текста»
- Сочинение это текст. Все предложения в тексте объединены темой и выражают общую идею. И как любой текст, записываются по определённым правилам. Вспомним их.
(Ученики вспоминают правила, а на доске появляются карточки с названиями:
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.)
- Какую роль играет каждая часть?
(Во вступлении читателя готовят к восприятию текста; основная часть раскрывает тему, а заключение подводит итог, выражает идею текста).
VI. Определение темы сочинения
- Итак, в путь! В страну «Сочиняйка»! И пусть нашему воображению поможет музыка.
(Звучит запись произведения Г.Свиридова «Метель»).
- О каком времени года «говорит» музыка? (О зиме.)
- В «Сочиняйке» тоже зима. Каким образом можно попасть в эту страну зимой?
(На санях Деда Мороза, на снежинке, на зимнем ветре, на метле Бабы Яги).
- Выберите для себя самый удобный способ попадания в страну.
- А вот и первый житель «Сочиняйки».
(Вывешивается рисунок Снеговика.)
- Мне он сказал, что его зовут Сочиняйкин и ещё вот что…
(Звучит аудиозапись.)
Я - весёлый снеговик.
К зиме холодной я привык.
В «Сочиняйке» я живу
И со всеми там дружу.
Я каждый день смотрю вокруг:
«Не придёт ли новый друг?
Сильный и умелый,
Да к тому же смелый!»
- Не нас ли с вами он высматривает? Наверное хочет рассказать нам что-нибудь интересное или открыть какой-нибудь секрет.
- Предлагаю вам написать сочинение на тему «Секрет Снеговика».
(Записываем в тетради и на доске тему сочинения).
- Как вы думаете, каким будет тип текста?
(Повествование с элементами описания).
VII. Определение содержания каждой части. Составление плана.
- Что будет главным в сочинении?
(Сам секрет Снеговика).
- В какой части его запишем?
(В основной).
/ Под табличкой «Основная часть» выставляется табличка «Секрет Снеговика» /
- Но Снеговик не будет рассказывать секрет совершенно незнакомому человеку. Значит, сначала надо познакомиться. В какой части опишем встречу с новым другом?
(Во вступлении).
/ Под табличкой «Вступление» появляется табличка «Встреча со снежным человеком» /
- У каждого на парте есть свой снеговик, которого вы изготовили. У каждого снеговика свой характер, своё настроение. Опишите своего снеговика!
- Скажите, в какой части следует описать снеговика?
(В основной части).
/ Под табличкой «Основная часть» добавляется табличка «Как выглядит новый знакомый» /
- В какой части мы подведём итог?
(В заключительной).
- Какие чувства вам приносит новое знакомство?
(Ответы детей).
/ Появляется табличка «Как хорошо иметь друга», которая завершает план /
План сочинения:
- Вступление.
Встреча со снежным человеком.
- Основная часть.
а) Как выглядит новый знакомый?
б) Секрет Снеговика.
3. Заключение.
Как хорошо иметь друга!
VIII. Работа над средствами выразительности письменной речи.
- Чтобы сочинение получилось интересным, живым – следует использовать средство выразительной письменной речи: сравнение. Именно оно позволит представить вашего Снеговика ярче.
Вы можете использовать заготовленные вами заранее «красивые» слова и интересные обороты речи.
(При чтении произведений дети выписывали понравившиеся им слова и словосочетания по теме «Зима»).
IX. Запись сочинения
- Желаю вам интересного путешествия мысли и жду ваших рассказов.
(Дети самостоятельно пишут сочинение. При необходимости оказывается индивидуальная помощь).
X. Обсуждение сочинений.
Дети зачитывают свои сочинения по желанию.
- Чем понравилось сочинение?
- Что можно посоветовать автору?
(Лучшие сочинения оформляются с рисунками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Закрепление понятия текст-описание. Упражнение в определении окончаний имён прилагательных по вопросу".
Урок закрепления материала. Закрепляет знания детей о тексте-описании. А также закрепляет умения определять окончания имён прилагательных по вопросу....
Конспект урока русского языка во 2 классе Написание обучающего изложения чинения с построением вербально-графического плана
Коспект урока позволяет познакомиться с методикой обучения построению графического плана для анализа и лучшего запоминания текстапри написании изложения во 2 классе на начальном этапе формирования сам...
конспект урока русского языка, 3 класс, обучение написанию сочинения-миниатюры
Сочинение – творческая работа, которая требует наивысшей самостоятельности учащегося, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Вашему вниманию представлен урок русског...
Конспект урока русского языка для 3 класса ("Написание изложения")
Тема: Написание изложения по коллективно составленному плану.Цели: 1. Формировать у учащихся представление о теме текста, его основной мысли2.Формировать умение составлять план3. Фор...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Написание существительных с шипящими на конце"
Конспект урока русского языка в 3 классе для детей школы VII вида "Написание существительных с шипящими на конце"...
Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". УМК Перспективная начальная школа""...
Конспект урока русского языка на тему: ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАПИСАНИЯ ВСЕХ БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА
Урок нарабатывает знание определённого порядка расположения букв в алфавите; способствует развитию речи; прививает интерес к урокам грамоты....