Конспект урока русского языка по теме: «Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Красноперова Людмила Николаевна

Разработка включает работу над понятием "сочинение", "текст", "части текста"; работу над составлением плана, средствами выразительности письменной речи; используются элементы технологии игрового обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №10 г.Ярцево

Конспект урока русского языка по теме:

«Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания»

3класс

Учитель: Красноперова Л.Н.

2014г.

Цели урока:

- учить составлять рассказ по теме;

- искать логику в передаче содержания текста;

- отрабатывать структуру текстов повествования и описания;

- совершенствовать навык редактирования на основе обобщения словарного запаса учащихся;

- развивать фантазию, воображение.

Оборудование:

- запись музыки Г.Свиридова «Метель»;

- аудиозапись слов Снеговика;

- рисунок Снеговика;

- поделки снеговичков;

- таблички: Вступление. Основная часть. Заключение. Встреча со снежным человеком. Как выглядит новый знакомый. Секрет Снеговика. Как хорошо иметь друга!

I. Организационный момент

Тетрадь я правильно кладу,

Ручку правильно держу,

За посадкой я слежу,

С чистотою я дружу,

На «отлично» напишу!

II. Создание атмосферы творчества. Приглашение в путешествие.

- Вы любите путешествовать, ребята?  А можно ли путешествовать не выходя из дома или школы?

(Да! Когда читаем книги, то мысленно путешествуем вместе с героями.)

- А ещё можно путешествовать, воображая что-либо, сочиняя. Я приглашаю вас в страну, которой нет на обычных географических картах. Причём, чтобы туда попасть, нам не понадобятся никакие волшебные помощники: ни щука, ни старик Хоттабыч, ни ковёр-самолёт.  А страна эта называется «Сочиняйка». Попасть туда может любой человек, который умеет фантазировать. С собой мы возьмём только ручку и лист бумаги.

III. Понятие о значении корня  -чин-.

- Откуда же взялось в русском языке слово «сочиняйка»     (предположения детей)

Оказывается, что от старинного корня  -чин- , что значит «порядок».

Отсюда и выражения: «Сели чинно, рядком», «Всё будет чин-чинарём».

- Подберите родственные слова с корнем -чин-.

- Остановимся на следующих словах: сочинять – выстраивать мысли в определённом порядке; сочинение – запись мыслей, изложенных в определённом порядке (сделать запись на доске\табличке).

IV. Определение темы и постановка цели урока

- Предположите, какова тема нашего урока.

(предположения детей)

 Ребята, вы уже умеете выполнять много работ по развитию речи. Мы учились писать письма, знаете, как писать изложение. Действительно, с сегодняшнего дня мы будем учиться писать сочинения.

- Тема нашего урока и будет «Сочинение».

(Записываем слово «сочинение» в тетради и на доске).

- Какие цели поставим? (предположения детей)

Верно, нам нужно учиться выполнять новый вид работы по развитию речи – писать сочинение.

V. Работа над понятием «текст» и «части текста»

- Сочинение это текст. Все предложения в тексте объединены темой и выражают общую идею. И как любой текст, записываются по определённым правилам. Вспомним их.

(Ученики вспоминают правила, а на доске появляются карточки с названиями:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.)

- Какую роль играет каждая часть?

(Во вступлении читателя готовят к восприятию текста; основная часть раскрывает тему, а заключение подводит итог, выражает идею текста).

VI. Определение темы сочинения

- Итак, в путь! В страну «Сочиняйка»! И пусть нашему воображению поможет музыка.

(Звучит запись произведения Г.Свиридова «Метель»).

- О каком времени года «говорит» музыка?        (О зиме.)

- В «Сочиняйке» тоже зима. Каким образом можно попасть в эту страну зимой?

(На санях Деда Мороза, на снежинке, на зимнем ветре, на метле Бабы Яги).

- Выберите для себя самый удобный способ попадания в страну.

- А вот и первый житель «Сочиняйки».

(Вывешивается рисунок Снеговика.)

- Мне он сказал, что его зовут Сочиняйкин и ещё вот что…

(Звучит аудиозапись.)

Я - весёлый снеговик.

К зиме холодной я привык.

В «Сочиняйке» я живу

И со всеми там дружу.

Я каждый день смотрю вокруг:

«Не придёт ли новый друг?

Сильный и умелый,

Да к тому же смелый!»

- Не нас ли с вами он высматривает? Наверное хочет рассказать нам что-нибудь интересное или открыть какой-нибудь секрет.

- Предлагаю вам написать сочинение на тему «Секрет Снеговика».

(Записываем в тетради и на доске тему сочинения).

- Как вы думаете, каким будет тип текста?

(Повествование с элементами описания).

VII. Определение содержания каждой части. Составление плана.

- Что будет главным в сочинении?

(Сам секрет Снеговика).

- В какой части его запишем?

(В основной).

/ Под табличкой «Основная часть» выставляется табличка «Секрет Снеговика» /

- Но Снеговик не будет рассказывать секрет совершенно незнакомому человеку. Значит, сначала  надо познакомиться. В какой части опишем встречу с новым другом?

(Во вступлении).

/ Под табличкой «Вступление» появляется табличка «Встреча со снежным человеком» /

- У каждого на парте есть свой снеговик, которого вы изготовили. У каждого снеговика свой характер, своё настроение. Опишите своего снеговика!

- Скажите, в какой части следует описать снеговика?

(В основной части).

/ Под табличкой «Основная часть» добавляется табличка «Как выглядит новый знакомый» /

- В какой части мы подведём итог?

(В заключительной).

- Какие чувства вам приносит новое знакомство?

(Ответы детей).

/ Появляется табличка «Как хорошо иметь друга», которая завершает план /

План сочинения:

  1. Вступление.

Встреча со снежным человеком.

  1. Основная часть.

а) Как выглядит новый знакомый?

б) Секрет Снеговика.

     3. Заключение.

Как хорошо иметь друга!

VIII. Работа над средствами выразительности письменной речи.

- Чтобы сочинение получилось интересным, живым – следует  использовать средство выразительной письменной речи: сравнение. Именно оно позволит представить вашего Снеговика ярче.

Вы можете использовать заготовленные вами заранее «красивые» слова и интересные обороты речи.

(При чтении произведений  дети выписывали понравившиеся им слова и словосочетания по теме «Зима»).

IX. Запись сочинения

- Желаю вам интересного путешествия мысли и жду ваших рассказов.

(Дети самостоятельно пишут сочинение. При необходимости  оказывается индивидуальная помощь).

X. Обсуждение сочинений.

Дети зачитывают свои сочинения по желанию.

- Чем понравилось сочинение?

- Что можно посоветовать автору?

(Лучшие сочинения оформляются с рисунками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Закрепление понятия текст-описание. Упражнение в определении окончаний имён прилагательных по вопросу".

Урок закрепления материала. Закрепляет знания детей о тексте-описании. А также закрепляет умения определять окончания имён прилагательных по вопросу....

Конспект урока русского языка во 2 классе Написание обучающего изложения чинения с построением вербально-графического плана

Коспект урока позволяет познакомиться с методикой обучения построению графического плана для анализа и лучшего запоминания текстапри написании изложения во 2 классе на начальном этапе формирования сам...

конспект урока русского языка, 3 класс, обучение написанию сочинения-миниатюры

Сочинение – творческая работа, которая требует наивысшей самостоятельности учащегося, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Вашему вниманию представлен урок русског...

Конспект урока русского языка для 3 класса ("Написание изложения")

Тема: Написание изложения по коллективно составленному плану.Цели:   1. Формировать у учащихся представление о теме текста, его  основной мысли2.Формировать умение составлять план3. Фор...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Написание существительных с шипящими на конце"

Конспект урока русского языка в 3 классе для детей школы VII вида "Написание существительных с шипящими на конце"...

Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". УМК Перспективная начальная школа""...

Конспект урока русского языка на тему: ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАПИСАНИЯ ВСЕХ БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА

Урок нарабатывает знание определённого порядка расположения букв в алфавите; способствует развитию речи; прививает интерес к урокам грамоты....