Спряжение глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
УМК "Школа 2100"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Студентка: Елькина А.Е.,45 гр.
Класс: 4
Конспект урока русского языка
Тема: Как определить спряжение глагола, если окончание безударное
Цели деятельности учителя: овладение алгоритмом определения спряжения при безударном личном окончании глагола, а также умением выбирать букву гласного для написания личного окончания глагола.
Планируемые результаты
личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; осознавать успешность при изучении темы; совершенствовать умение слушать и слышать, устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.
предметные: развивать самостоятельность мышления и познавательные потребности у учащихся; закреплять знание о имени прилагательном
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 кл, УМК «Школа 2100», презентация.
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД | ||
1. | Орг. момент | ≈ 1 | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Классная работа | Приветствовать учителя | К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||
2. | Мотивационный Словес.: ответы на вопросы | ≈ 5 | Словарная работа. 1. – Запишите к данным словам однокоренные глаголы. Сочинение (сочинять), жёлтый (желтеть), сверкающий (сверкать), фантазия (фантазировать), решение (решать). 2. Устно образуйте все формы времени от глаголов: I вариант – фантазировать. II вариант – решить. – Почему от глагола фантазировать вы смогли образовать три формы времени, а от глагола решить – только две формы? (Вопрос что сделать?) – У какого глагола можно определить спряжение? (Решит – II спр.) Почему? (Личное окончание ударное – под ударением звук [и], буква и.) | Закреплять ранее изученное | К: Развиваем умение слушать и понимать других. К: Умение работать в паре. Р: принимают и сохраняют уч задачу | ||
3. | Постановка учебной задачи и ее решение Словес.: ответы на вопросы | ≈ 7 | Постановка проблемы. Чтение фрагмента с проблемной ситуацией (с. 80). Наблюдение над глаголами с пропущенными окончаниями. Постановка вопроса после наблюдений: – Какую букву нужно написать в глаголах с безударным личным окончанием? – Что мы сейчас с вами делали? | Определять о чем идет речь. Анализировать работу. Повторять тему имя прилагательное. Определять цели и тему урока. | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы. Р: Развивают умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. | ||
4. | Решение частных задач Словес.: слово учителя. Практич: выполнение работы над ошибками Практич: письменное упражнение. | ≈ 25 | Наблюдение в учебнике (упр. 253). – Как вы думаете, что нам может помочь при выборе буквы гласного в безударном личном окончании глагола? Ваши предположения, гипотезы. -Выполним упражнение 254, оно поможет нам разобраться с выбором буквы в безударном личном окончании. -Давайте прочитаем правило? -Какие выводы мы можем сделать? -выполним упражнение 255, к доске пойдет N. -упр. 256 поможет определить нам алгоритм, как определить, какую букву писать в безударном личном окончании. -Выполним упражнение 257, для того чтобы закрепить знания полученные на уроке | Слушать учителя. Осмыслять услышанное. | П: осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. | ||
5. | Итог урока. Рефлексия (предметная). Словесный: Ответы на вопросы. | ≈7 | – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Для чего нужны прилагательные в речи? | Отвечать на вопросы. Обобщать изученное. | Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. |
Предварительный просмотр:
Студентка: Елькина А.Е.,45 гр.
Класс: 4
Конспект урока русского языка
Тема: Как определить спряжение глагола, если личное окончание ударное.
Цели деятельности учителя: – развитие умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.
Планируемые результаты
личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; осознавать успешность при изучении темы; совершенствовать умение слушать и слышать, устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.
предметные: развивать самостоятельность мышления и познавательные потребности у учащихся; закреплять знание о имени прилагательном
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 кл, УМК «Школа 2100», презентация.
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД | ||
1. | Орг. момент | ≈ 1 | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Классная работа | Приветствовать учителя | К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||
2. | Мотивационный Словес.: ответы на вопросы | ≈ 5 | Проверка домашнего задания. Языковая разминка. 1. Запись предложения под диктовку: Над Прорвой часто стоит лёгкая дымка. (К.Г. Паустовский) 2. Синтаксический разбор предложения и выписывание словосочетаний. 3. Нахождение и подчёркивание знакомых орфограмм. 4. Морфологический разбор слов: 1 вариант: лёгкая (дымка). 2 вариант: стоит. | Закреплять ранее изученное | К: Развиваем умение слушать и понимать других. К: Умение работать в паре. Р: принимают и сохраняют уч задачу | ||
3. | Постановка учебной задачи и ее решение Словес.: ответы на вопросы | ≈ 7 | На доске записаны символы (цифры и буквы):
– Соедините стрелками нужные цифры и буквы и сформулируйте цель урока. (Научиться определять спряжение глагола по окончанию.) Уточните, какое это окончание. (Ударное.) – Что мы сейчас с вами делали? | Определять о чем идет речь. Анализировать работу. Повторять тему имя прилагательное. Определять цели и тему урока. | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы. Р: Развивают умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. | ||
4. | Решение частных задач Словес.: слово учителя. Практич: выполнение работы над ошибками Практич: письменное упражнение. | ≈ 25 | Работа в учебнике. 1. – Расскажите, как вы определите спряжение глагола, если его окончание ударное. Учитель записывает опорные слова на доске:
2. Упр. 251 – развивается умение определять спряжение глаголов по ударному личному окончанию. Комментированная запись глаголов, определение спряжения.
– Прочитайте слова в рамке. Как произносятся слова развиваться и развеваться? (Одинаково.) А как пишутся? Почему? Работа с сигнальными карточками. – Вы услышите эти слова в стихотворении. Я сделаю паузу, а вы определите, какую букву – и или е будете в нём писать. Гири брат мой поднимает, Свою силу развивает. А на крыше мой флажок Развевает ветерок. 3. Упр. 252 – развивается умение определять и подбирать нужную форму глагола по контексту, определять спряжение глаголов. Коллективное составление предложений, самостоятельная запись, определение спряжения глаголов. Взаимопроверка. | Слушать учителя. Осмыслять услышанное. | П: осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. | ||
5. | Итог урока. Рефлексия (предметная). Словесный: Ответы на вопросы. | ≈7 | – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Для чего нужны прилагательные в речи? | Отвечать на вопросы. Обобщать изученное. | Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. |
Предварительный просмотр:
Студентка: Елькина А.Е.,45 гр.
Класс: 4
Конспект урока русского языка
Тема: Понятие о спряжении глагола.
Личные окончания глаголов I и II спряжения
Цели деятельности учителя: – овладение системой словоизменения глаголов в настоящем времени, понятием «спряжение»; первичное формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.
Планируемые результаты
личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; осознавать успешность при изучении темы; совершенствовать умение слушать и слышать, устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.
предметные: развивать самостоятельность мышления и познавательные потребности у учащихся; закреплять знание о имени прилагательном
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 кл, УМК «Школа 2100», презентация.
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД | ||
1. | Орг. момент | ≈ 1 | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Работа над ошибками». | Приветствовать учителя | К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||
2. | Мотивационный Словес.: ответы на вопросы | ≈ 5 | Проверка домашнего задания. Устный рассказ на тему «Что я знаю о глаголе» по составленному плану с включением примеров из домашнего задания (подобранных предложений) с образцом морфологического разбора. После 1–2 выступлений даётся самооценка по алгоритму самооценивания. 2. Повторение пройденного. – Что такое склонение? – Какие части речи, известные вам, склоняются? Приведите примеры. – Можно ли просклонять глагол? Попробуйте просклонять глагол прыгать. Почему не получается? (Глаголы не изменяются по падежам.) – Как же изменяются глаголы? (В прошедшем времени – по числам, в единственном числе – по родам. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам. | Закреплять ранее изученное | К: Развиваем умение слушать и понимать других. К: Умение работать в паре. Р: принимают и сохраняют уч задачу | ||
3. | Постановка учебной задачи и ее решение Словес.: ответы на вопросы | ≈ 7 | – Прочитайте название параграфа на с. 75. – Как вы понимаете значение слова словоизменение? – А что такое словообразование? – В чём отличие между этими понятиями? (При словоизменении значение слова не меняется, а при словообразовании появляются новые слова – слова с другим значением.) – Предположите, что же изменяется при словоизменении глаголов. (Какие-то признаки глагола.) | Определять о чем идет речь. Анализировать работу. Повторять тему имя прилагательное. Определять цели и тему урока. | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы. Р: Развивают умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. | ||
4. | Решение частных задач Словес.: слово учителя. Практич: выполнение работы над ошибками Практич: письменное упражнение. | ≈ 25 | 1. Введение понятия спряжение. а) Наблюдение. Упр. 247. – В каком времени стоит глагол идти? – Как изменяется глагол в настоящем времени? – Что значит личное окончание? – Измените глагол идти, стоять по лицам и числам, как в образце. Формы глаголов идти, стоять записываются на доске, выделяются личные окончания и сравниваются. – Сделайте вывод о характере окончаний. (В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе буквы согласных одинаковые, но изменяются буквы гласных.) б) Проверка закономерности. Упр. 248 выполняется на доске (изменение двух глаголов коллективно: говорить, нести) и самостоятельно (сочинить, спасти). – Прочитайте, что получилось. Это новые слова или формы одного и того же слова? (Формы слова.) – Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам.) 2. Работа с определением спряжения. – Прочитайте первый текст в рамке на с. 76. – Что нового вы узнали? Запишите ключевое слово урока: спряжение. – Прочитайте вывод во второй рамке. Какая буква меняется в окончаниях? – Назовите окончания 2-го лица ед. числа. Проверьте себя, прочитав предложение 1 рядом с восклицательным знаком. – Какая буква пишется на конце? Знакома ли вам эта орфограмма? Как она обозначается? Запишите эти слова, обозначьте орфограмму. Рисуешь (2-е л., ед.ч.), молчишь (2-е л., ед.ч.) и т.д. – Какую роль играет в этом случае ь? Является ли он показателем мягкости согласного? Почему? (Звук [ш] всегда твёрдый, в данном случае – ь показатель определённой грамматической формы слова, а именно – 2-го лица ед. числа глагола.) – Прочитайте уточнение под цифрой 2. Запишите слова, выделите «длинные» окончания, подчеркните 1-ю букву гласного. Какие это буквы? (и, е – разные). Подчеркните 2-ю букву гласного – е. Она всегда одинаковая. Её нужно запомнить. 3. Наблюдение за особенностями личных окончаний глаголов 2-го л., ед. и мн.ч. 1. Упр. 249. Запись глаголов и выделение окончаний. Обозначение орфограммы. 2. Различие глаголов I и II спряжения. Работа с текстом определения (с. 77). – Прочитайте первое предложение. Сколько спряжений в русском языке? Как будем указывать спряжение глаголов? (Римскими цифрами: I и II.) – Прочитайте второе предложение. – Что вы уже заметили в личных окончаниях глаголов? – Прочитайте личные окончания глаголов I спряжения; II спряжения. – Как определяется спряжение глагола? (По окончанию.) – Прочитайте материал для запоминания после правила. – Когда легко определить спряжение глагола? Чтоб определить спряжение, Посмотри на окончание. И ещё на ударение Обрати своё внимание! Когда окончание под ударением, Легко ты узнаешь, какое спряжение. Вывод: спряжение – это постоянный признак глагола. Это означает, что каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению и в другое спряжение «перейти» не может. Работа в учебнике. Упр. 250. Комментированная запись. Образец записи: Весело поют (I), пьёт воду (I), громко пищит (II). | Слушать учителя. Осмыслять услышанное. | П: осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. | ||
5. | Итог урока. Рефлексия (предметная). Словесный: Ответы на вопросы. | ≈7 | – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Для чего нужны прилагательные в речи? | Отвечать на вопросы. Обобщать изученное. | Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. |
Предварительный просмотр:
Студентка: Елькина А.Е.,45 гр.
Класс: 4
Конспект урока русского языка
Тема: Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями
Цели деятельности учителя: развитие умения правильно определять спряжение глаголов, которые стоят в неопределённой форме, а также овладение умением соотносить глагол в данной форме с глаголом в неопределённой форме, не меняя вида этих глаголов, и писать букву гласного в личном окончании глагола.
Планируемые результаты
личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; осознавать успешность при изучении темы; совершенствовать умение слушать и слышать, устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.
предметные: развивать самостоятельность мышления и познавательные потребности у учащихся; закреплять знание о имени прилагательном
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 кл, УМК «Школа 2100», презентация.
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД | ||
1. | Орг. момент | ≈ 1 | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Классная работа | Приветствовать учителя | К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||
2. | Мотивационный Словес.: ответы на вопросы | ≈ 5 | Языковая разминка. 1. На доске записано предложение: Л_дяной вет_р гуля_т в широк_м пол_ нос_тся по лесу меж голых берё_ и осин. – Какая орфограмма-буква есть во всех словах предложения, кроме одного? Найдите это лишнее слово. – Все слова с орфограммой-буквой гласного можно разделить на две группы. Какие? (Буква безударного гласного в корне и в окончании.) – Какие буквы гласных надо вставить в корне? Почему? – Одинаково ли вы будете действовать, чтобы определить, какую букву гласного писать в окончании слов: гуляет, в широком, поле? 2. Синтаксический разбор предложения, постановка недостающего знака препинания. 3. Морфологический разбор слова (по) лесу. 4. Фонетический разбор: берёз – [б'иэр'ос]. Устная характеристика звуков. – Сопоставьте транскрипцию и слово, записанное орфографически. По каким признакам вы обнаружили орфограммы в слове? 2. Актуализация с элементами проверки домашнего задания. 1. Вопросы по домашнему заданию. – Какие вопросы вы задали к частям текста правила? – Можно ли по-разному сформулировать один и тот же вопрос? 2. Мини-опрос. 1) – Запишите в тетради недостающие слова текста (учитель читает текст, можно его вывести на экран с помощью проектора): Безударные окончания глаголов те же, что и под __________ (ударением). Но узнать их на слух __________ (трудно). Здесь-то и помогает нам ______________ (неопределённая форма). С её помощью мы определим _______________ (спряжение) и узнаем, какое____________ (окончание) надо писать. (По Т. Рик) 2) Запись глаголов-исключений в два столбика по спряжениям (можно как стихотворение). Взаимопроверка. | Закреплять ранее изученное | К: Развиваем умение слушать и понимать других. К: Умение работать в паре. Р: принимают и сохраняют уч задачу | ||
3. | Постановка учебной задачи и ее решение Словес.: ответы на вопросы | ≈ 7 | 1. Работа в рабочей тетради. – Выполните задание № 5, тема 9 (тренировочный тест) в рабочей тетради. Сравните с ключами. Самооценка. – Что нужно знать, чтобы выполнить это задание? – Определите цель и задачи урока. (Цель: научиться писать букву безударного гласного в личном окончании глагола.) Задачи: – Находить глаголы в тексте. – Определять спряжение глагола. – Помнить про глагол-исключения. – Графически обозначать и объяснять орфограмму-букву безударного гласного в личном окончании глагола. | Определять о чем идет речь. (Мы будем учиться писать сочинение по серии картинок.) Анализировать работу. Повторять тему имя прилагательное. Определять цели и тему урока. | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы. Р: Развивают умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. | ||
4. | Решение частных задач Словес.: слово учителя. Практич: выполнение работы над ошибками Практич: письменное упражнение. | ≈ 25 | 1. Работа в учебнике. 1. Упр. 263 – отрабатывается умение соотносить личные формы с неопределённой формой глаголов, определять спряжение и писать букву безударного гласного в личном окончании глагола. Выписываются только глаголы с пропущенной орфограммой-буквой гласного и слова в скобках. Особое внимание обратить на образование неопределённой формы от глаголов решить и решаешь. Что делаете? Решаете (наст. вр.). Что делать? Решать (н. ф.). Что сделаешь? Решишь (буд. вр.). Что сделать? Решить (н. ф.). Сделайте вывод: как правильно подобрать глагол в неопределённой форме? При образовании неопределённой формы нужно задавать сходный вопрос с тем, который задавали к форме глагола: что делать? или что сделать? 2. Упр. 264 – закрепляется умение правильно образовывать глаголы в неопределённой форме, не меняя вопроса (вида глагола). Выполняется с комментированием на доске. Методическая рекомендация. Обратить внимание на последнюю пару примеров (дышит – вдыхает), которые отвечают на один и тот же вопрос, но являются разными глаголами (глагол вдыхать не относится к исключениям). 3. Упр. 265 – развивается умение обнаруживать орфограммы-буквы безударных гласных в личных окончаниях глаголов в тексте, писать слова с этими орфограммами, графически их обозначать и объяснять. Можно записать текст по памяти. Глаголы метёт, будит употреблены в переносном значении. Из пяти гласных букв, пропущенных в тексте, две (шумит, метёт) не являются орфограммами, так как находятся под ударением. Схема 1-го предложения: [ – = , = ]. 2. Словарная работа. Упр. 266 – проводится словарно-орфографическая работа по тексту стихотворения: выявляется смысл, толкование значений отдельных слов (мнимая, лаборатория), разные виды орфограмм. Игра «Наборщик». – Что обозначают слова лаборатория, мнимая? Найдите в толковом словаре эти слова и проверьте свои предположения. – «Соберите» новые слова из букв слова лаборатория. Подчеркните одушевлённые имена существительные. – Обведите в овал имена существительные 1-го склонения. | Слушать учителя. Осмыслять услышанное. | П: осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. | ||
5. | Итог урока. Рефлексия (предметная). Словесный: Ответы на вопросы. | ≈7 | – Понравился ли вам такой вид работы? – Что нового вы для себя открыли? | Отвечать на вопросы. Обобщать изученное. | Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»
Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения; развивать внимание,...
Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".
Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....
«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...
Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс
Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения
Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...
Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...