Методическая разработка урока русского языка
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века» по теме "Суффиксы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_uroka.docx | 29.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК «Начальная школа XXI век»
Учитель: Ягудина Яна Мяруфовна
Место работы: ГБОУ СОШ №413 Петродворцового района Санкт-Петербурга
УМК «Начальная школа XXI века»
Класс: 2
Предмет: русский язык
Используемое оборудование: учебник по русскому языку 2 класс С.В. Иванов, А.О. Евдокимова «Начальная школа ХХI века», карточки с отрывками из сказок А.С. Пушкина, таблицы «Состав слова», доска, мультимедийный проектор, лист самооценки.
Тема урока: «Суффиксы. Наблюдение за ролью суффиксов в словах на основе сказок А. С. Пушкина».
Тип урока: комплексное применение знаний и умений
Цель урока: создание условий для усвоения знаний о правописании суффиксов .
Задачи урока:
предметные УУД: содействовать систематизации знаний по правописанию слов с суффиксами (организовать наблюдение над словами, используя литературные произведения А. С. Пушкина), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
метапредметные: способствовать формированию УУД:
регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.
Ход урока
Название этапа | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент (самоопределение к учебной деятельности) Цель: Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности | Приветствие обучающихся | - Самой историей навеки | Ученики готовятся внимательно слушать учителя. | Регулятивные: волевая саморегуляция. |
II.Актуализация знаний III.Постановка целей и задач урока. IV. Обобщение и систематизация знаний | Минутка чистописания. Формулирование темы урока Постановка учебных целей Знакомство с одним из героев сказки Фронтальная работа | -Посмотрите на доску. Скажите, какое слово здесь зашифровано? Ктьратьсотьта(красота) -А вы любите сказки? -Послушайте мою сказку о скромном, но очень полезном господине. Помогите раскрыть его имя. - Ребята, взгляните на доску. Прочитайте эти пары слов. Какая же часть слова помогает образовать новые слова? Кто же этот отзывчивый незнакомец? -Итак, скажите, какова же тема нашего урока? -Что вы знаете об этой части слова? -Каковы цели нашего урока? -Ребята, один из жителей этой страны Грамотеев –Всезнайка. Подготовил вам небольшое послание. -Запишите пары слов из нашей первой сказки в тетрадь. И обозначьте в них главную часть-корень, и окончание. -Что такое окончание? -Что такое корень? -Обозначьте суффикс. | Записывают число, классная работа Прописывают Слушание сказки. Обсуждение сюжета, Наблюдение за примерами слов из сказки: час-часик, стул-стульчик. Данные пары слов отличаются суффиксом. Он «помог» образовать новые слова. Объявление темы урока -Эта часть слова стоит после корня, служит для образования новых слов, имеет значения. -Продолжать учиться писать слова с суффиксами, образовывать новые слова с помощью них, учиться находить данную часть в словах. Просмотр видеоролика, где Всезнайка сообщает о Сказочной стране Русского языка. Запись слов с доски, обозначение частей: окончание, корень, суффикс. -Та часть, слова, которая изменяется. -Главная часть слова. -Часть слова, стоящая после корня. Образует новые слова. | Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества Регулятивные: определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить Познавательные: выделение частей из целого, построение логической цепочки рассуждений, Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Физ. минутка: снятие усталости и напряжения, создание условий для эмоциональной разгрузки учащихся. | -Ребята, чтобы продолжить наше путешествие, думаю нужно немного отдохнуть и набраться сил. | -Здесь собрались все друзья: ты, мы, вы, я… | ||
V.Применение знаний и умений в новой ситуации VI.Контроль усвоения VII.Рефлексия | Работа в парах на основе отрывка из сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях» Фронтальная работа. Заполнение таблицы словами, соответствующими схемам на основе отрывка из сказки «О рыбаке и рыбке». Физминутка «Рыбка» Игра на внимание Работа по учебнику стр.118 упр.2 Работа с отрывком из сказки «О царе Салтане и его славном сыне богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне –Лебеди» Работа в парах Фронтальная работа с карточками утверждений Подведение итогов урока. Оценка своей деятельности на уроке | -Ребята, а какие сказки вы знаете? Какие бывают сказки? -На ваших карточках дано задание. Прочитайте. Прочитайте отрывок из знакомого вам литературного произведения. Кто является автором этих строк? -Работая в парах, найдите пару однокоренных слов одно из которых образовано с помощью суффикса. -Запишем эти слова и обозначим части слова. -В чем заключается их отличия? -Какое значение имеет суффикс в этом слове? -Как вы думаете, почему Елисей обращается к солнцу «солнышко»? -Ребята, обратите внимание на ваши таблички. -Как вы думаете, почему они такой формы? - Прочитайте отрывок этой сказки. -Подумайте, почему некоторые слова выделены курсивом? -Что мы можем сказать о характере старика, наблюдая за тем, как он называет рыбку? -Запишите слова в нужные столбцы нашей таблицы. -Прочитайте задание. Дополните нашу таблицу словами данными в учебнике. -Какое слово, ребята, в сказках нам не встречается? -Ребята, а какие волшебные предметы мы встречаем в сказках? -И на нашем уроке есть необычный предмет. И в нем для вас новое сказочное задание.
-Что это за сказка? -Запишем имя сына царя. -Можем ли мы образовать отчество? -С помощью чего? -Запишите отчество князя Гвидона и обозначьте в нем части. -Ребята, рядом, через Запятую запишите отчество свое и своего соседа. Покажите, какой суффикс помог -Итак, какие суффиксы помогли вам в образовании отчеств. Какой вывод мы можем сделать? -Ребята, в завершении нашей работы, мне хочется, чтобы вы выбрали одно из утверждений по каждому пункту,которые вам предложены на карточках. -Скажите, чему мы учились на сегодняшнем уроке? -На что мы опирались наблюдая за ролью суффиксов в словах? -Достигнуты ли цели, поставленные нами в начале урока? -Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек. | Называют знакомые и любимые сказки. Чтение задания. Обсуждение. Чтение отрывка сказки А. С. Пушкина -В данном тексте есть два однокоренных слова: солнце-солнышко. Слово «солнышко» образовано с помощью суффикса –ышк- Работа у доски. Обозначение частей слова, с помощью известного алгоритма. -В слове «солнышко» есть суффикс –ышк- -Суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение.
-Елисей по-доброму относится к солнцу, называя его ласково, дает понять, что его помощь ему очень нужна. -Сказка о рыбаке и рыбке. Чтение отрывка сказки. -Они однокоренные, но в слове «рыбка» есть суффикс –к- , который придает ему уменьшительно - ласкательное значение. -Старик добр и честен. Запись слов в таблицу. Работа у доски. Работа у доски с комментированием. -Слово «такси». -Волшебные палочки, метлы, мечи и т.д. Чтение задания с карточек по номером 3. Вспомните название сказки А. С. Пушкина. -Это Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Работа у доски и в тетрадях. Запись имени под диктовку учителя. -С помощью суффикса мы можем образовать отчество Салтанович. Запись отчества на доске, обозначение частей слова с комментированием. Самостоятельная работа учащихся. Самопроверка по учебнику стр.113. -С помощью суффиксов образуются отчества. Выбор верного утверждения с аргументированием своего решения. Учились находить суффикс, и другие части слова. Наблюдали за его ролью в словах опираясь на тексты сказок А.С.Пушкина, учились различать значения суффиксов. | Регулятивные: постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные: анализ истинности утверждений Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение работать в парах. Познавательные: структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок. Коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: умение структурировать знания. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других Познавательные: структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: умение контролировать и оценивать результаты действий. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с товарищем. Регулятивные:, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока русского языка. Сочинение - рассуждение "В чем красота русской зимы?"
Материал к уроку...
Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)
Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)
Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...
Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)
Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....