Творческие задания для самостоятельной работы по русскому языку. 3 класс. Тема "Глагол"
учебно-методическое пособие по русскому языку (3 класс) на тему

Галина Александровна Футерко

Творческие задания помогут учащимся самостоятельно повторить изученный материал о глаголе как части речи, его грамматических категориях, лексическом значении. Пособие направлено на формирование основ самообразовательной компетентности младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческие задания для самостоятельной работы по русскому языку учащихся 3 класса.

 Тема: «Глагол»

Цель: расширить знания о глаголе как части речи, его грамматических категориях, лексическом значении.

Развивать логическое мышление, связную речь, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, использовать полученные знания в нестандартных ситуациях.

Формировать общеучебные навыки, умение самостоятельно овладевать знаниями.

Способствовать воспитанию патриотизма, гражданской активности, любви к родному языку, природе; вызвать интерес к самообразованию.

C:\Users\Admin\Desktop\klad.jpg

                 Ребята!

Вас приветствует совенок Филя! Он приглашает вас в гости к замечательной части речи – глаголу. Глаголы – очень важные слова! Без них наша речь была бы несовершенной, даже непонятной. А еще – глаголы чем-то похожи на вас: как и вы, они постоянно чем-то заняты, что-то делают, ни минутки не сидят на месте!

Совенок Филя хочет, чтобы вы подружились с глаголами, а для этого вам предстоит поближе с ними познакомиться, поэкспериментировать и даже поиграть со словами.

Успехов вам! И помните, что в случае возникновения трудностей у вас есть замечательные помощники – учебники, Интернет, ваши учителя, родители и одноклассники.

Задание 1.

Прочитайте предложение и дополните его недостающими словами из столбиков:

Глаголы отвечают на вопросы :

М) Что делать?                           Ф) Какой?         Е) Что делают?

В) Что?                                        Ц) что сделаем?                             Б) Кто?

Л) Что сделать?                          О) Что делал?                             Р) Сколько?

Д) Что будешь делать?)             З) Когда?        О) Что сделаешь?

Проверьте себя: из букв, стоящих перед выбранными вопросами, составьте ключевое слово.

        

Задание 2.

Используя вопросы, выбранные в предыдущем задании, найдите в стихотворении все глаголы. Выпишите их вместе с именами существительными, связанными с ними по смыслу. Повторяющиеся глаголы запишите один раз.

Здравствуй, Родина моя http://www.zanimatika.narod.ru/Listik_ber.gif

Утром солнышко встает,                                  
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я: 
– Здравствуй, улица моя!

Я пою, и в тишине
Подпевают птицы мне.
 
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!

(В. Орлов)

Проверьте себя: глаголов должно быть больше 7, но меньше 10.

Задание 3.

а) Прочитайте глаголы. Подумайте, когда происходят действия, которые они обозначают. Запишите глаголы в три столбика, добавьте свои примеры изменения глаголов по временам:

В прошедшем                    В настоящем               В будущем

(вчера)                     (сейчас, всегда или никогда)                         (завтра, потом)

Дарил                 дарит        подарит

  …                                                           …            …

Учится, учился, будет учиться; зацвели, зацветут, зацветают; ехала, поедет, едет.

б)Составьте и запишите три предложения, в которых один и тот же глагол употребляется в разных временных формах.

Задание 4.

а) Прочтите предложения, сравните глаголы. Подумайте, почему они меняют форму? Составьте подобные предложения со своими глаголами.

Березка растет – березки растут.

Облако плывет – облака  …..

Рыбка    ...        –  рыбки … .

….        .…       –   …    … .

Запишите в тетради вывод:

Глаголы изменяются по ……

б) Прочтите предложения, сравните окончания глаголов. Почему они разные?

Мальчик пел.           Птичка пел… .                  Сердце пел… .

Запишите вывод:

Глаголы изменяются по … .

в) Продолжите исследование: попробуйте проверить, будут ли меняться окончания глаголов, если действие выполняет не один предмет, а несколько:

Мальчики пел… . Птички пел… . Сердца пел… .

Сделайте вывод:

Род глаголов можно определить только в ….. числе.

Задание 5.

Прочтите стихотворение. Выпишите из него глаголы, определите их время, число.

Упрямый козлик
Надвигается гроза;                            
Гром гремит над головой.
Надрывается коза,                                                  
Тащит козлика домой:
-Ну, пойдём,
Пойдём, сыночек!
Тут грозою нас убьёт,
Тут нас дождиком замочит...-
Но козлёнок не идёт:
Бодается, брыкается,
Ногами упирается...
Горя много терпят мамы,
Если дети их упрямы!
Г.Ладонщиков   

Хорошо ли поступает козленок? Составьте предложение-совет маленькому упрямцу.

Задание 6.

Прочтите глаголы. Смогли ли вы понять, кто и когда выполняет действие?

Жужжать, заливаться, петь, зазеленеть, прилететь, расцвести, проснуться, радоваться.

Запишите эти глаголы в два столбика:

Что делать?                                                 Что сделать?

…………….                                                  ……………

Как вы думаете, почему эти слова называются неопределенной формой глагола?

О каком времени года напомнили эти глаголы? Составьте и запишите несколько предложений на эту тему.

Задание 7.

Глаголы умеют «дружить» и «ссориться», иногда даже «прячутся» и «хитрят».

а) Прочтите стихи и найдите в них глаголы, близкие по значению (синонимы), и противоположные (антонимы).

             Зябнет осинка,
                  Дрожит на ветру,                                  
                  Стынет на солнышке,
                   Мерзнет в жару.

Тучка с солнышком опять 
В прятки начали играть.                               
Только солнце спрячется, 
Тучка вся расплачется. 
А как солнышко найдётся, 
Сразу радуга смеётся.

б) Познакомьтесь! Это гномы, жители сказочного мира. Они постоянно спорят друг с другом.

Подумайте, кому из них принадлежат глаголы:

 Ссориться, смеяться, грустить, плакать, мириться, пожалеть, отнять, обидеть, подарить, веселиться?

Запишите эти глаголы в два столбика.

в) Подберите и запишите синонимы к глаголу бежать и антонимы – к слову лениться.

г) А в этих стихотворениях есть «хитрый» глагол, который звучит так же, как и существительное. Такие слова называются омонимами.  Найдите слова-омонимы и составьте с ними предложения. Запишите свои предложения в тетрадь.

- Что увижу я вокруг?
Лес и речку, сад и луг,
Облака в голубизне,
Солнце, что сияет мне.
- Что растет вокруг меня?    
Клен, колосья ячменя,
Тыква, яблоня, чеснок,
Колокольчик и вьюнок.
- Что люблю и берегу?
Иву, что на берегу,
Землянику под сосной,
Землю, что всегда со мной!

Скорей, сестра, на рыб взгляни!

Попались на крючки они.

В ведерко руку окуни ,                                

Не бойся, это окуни!

Задание 8.

Прочтите глаголы. Попробуйте догадаться, какие события происходили в рассказе. Восстановите рассказ и запишите его.

Шёл, увидел, бежит, лает, испугался, хотел убежать, прижался, мяукает, просит спасти, пожалел, поднял, прогнал, принес, подружились.

        Друзья!

Ваше знакомство с глаголами на этом, конечно, не закончилось. Впереди еще очень много интересного, но это вы узнаете уже в 4 классе.

Если вам понравилось исследовать и фантазировать,  попробуйте придумать подобные или совсем другие задания для одноклассников. А еще – сами или вместе с родителями найдите новые интересные и веселые задания в Интернете.

Совенок Филя желает вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках русского языка

Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках русского языка для предупреждения нарушений в формировании письменной речи учащихся....

Самостоятельная работа по русскому языку для учащихся 4 класса.Работа с текстом.

Тексты для списывания с пропущенными орфограммами.Предлагаются грамматические задания к каждому тексту....

Разноуровневые задания для самостоятельной работы по русскому языку

Задания для самостоятельной работы трёх уровней сложности. Русский язык. 2 класс. Тема урока: "Мягкий знак на конце слова"....

Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках русского языка для предупреждения нарушений в формировании письменной речи учащихся.

У многих детей возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся в специфических ошибках:- отсутствие границ предложения;- слитное написание слов в предложении;- пропуски гласных;- ошиб...