МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по предмету «Русский язык» в 1 классе. Тема: «Парные согласные звуки в конце слова»
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Методическая разработка урока раскрывает  опыт работы проведения урока по предмету русский язык по учебнику для 1 класса под редакцией А. В. Поляковой.

Урок проводится в 1 классе по теме: «Парные согласные звуки в конце слова». Тема урока соответствует программному материалу первого класса.

Тип урока дает возможность всем учащимся класса ощутить себя участником открытий новых знаний.  На уроке используются активные методы и приемы обучения. Урок развивает исследовательские умения и навыки учащихся, аналитическую деятельность, критическое мышление, умение работать в коллективе и самостоятельно. Групповая форма работы является особенно актуальной и продуктивной в процессе изучения нового материала – формируются универсальные учебные действия (коммуникативные). 

Урок проведен с использованием ИКТ.

Данный урок предназначен учителям начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Балаково Саратовской области

АВТОРСКИЙ ПРОДУКТ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

по предмету  «Русский язык» в 1 классе

Тема: «Парные согласные звуки в конце слова»

2012 г.

Аннотация к уроку русского языка в 1 классе

«Парные согласные звуки в конце слова»

Методическая разработка урока раскрывает  опыт работы проведения урока по предмету русский язык по учебнику для 1 класса под редакцией А. В. Поляковой.

Урок проводится в 1 классе по теме: «Парные согласные звуки в конце слова». Тема урока соответствует программному материалу первого класса.

Тип урока дает возможность всем учащимся класса ощутить себя участником открытий новых знаний.  На уроке используются активные методы и приемы обучения. Урок развивает исследовательские умения и навыки учащихся, аналитическую деятельность, критическое мышление, умение работать в коллективе и самостоятельно. Групповая форма работы является особенно актуальной и продуктивной в процессе изучения нового материала – формируются универсальные учебные действия (коммуникативные).  

Урок проведен с использованием ИКТ.

Данный урок предназначен учителям начальной школы.

Введение

Тема урока  «Парные согласные звуки в конце слова» актуальна, так как формирует навыки грамотного письма, необходимые в жизнедеятельности каждого человека. Особенностью русского языка являются различия в произношении и написании слов. Поэтому навыки грамотного письма необходимо формировать на начальном этапе обучения.

Правописание парных согласных на конце слов может вызвать трудности, т.к. парные согласные  на конце слов произносятся как глухие.

Работа с изученным материалом осуществляется с помощью упражнений, которые составляются таким образом, чтобы наряду с приобретением учащимися языковых знаний, умений, навыков одновременно развивались их интеллектуальные качества: внимание, память, мышление, наблюдательность, речь. На основе выполнения предложенных знаний поискового, творческого характера активизируется познавательный интерес к теме, развиваются навыки анализа, обобщения материала.

Урок несет в себе образовательный материал. Обучающиеся учатся различать на слух звонкие и глухие согласные, осознают необходимость проверки как звонких, так и глухих согласных. На уроке формируются знания о разных способах проверки парных согласных в конце слова, закрепляются умения давать характеристики звуков, формируются навыки грамотного письма. Урок несёт развивающий материал, который направлен на развитие критического мышления, вырабатывает исследовательские навыки, обеспечивает формирование общеучебных умений – анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Воспитывающая часть урока включает в себя решения задач социализации ребенка, формирования нравственно-эстетических чувств.

На уроке используются современные образовательные технологии. Урок строится с позиции компетентностного подхода. Непосредственным результатом образовательной деятельности становится способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Красной нитью в течение всего урока звучат вопросы: «Можно ли доверять произношению слова для правильного его написания?, «Как проверить парную согласную на конце слова?»

Чтобы получить ответы на данные вопросы на уроке предлагается:

во-первых, деятельностное задание; во-вторых, моделируется практическая, жизненная ситуация; в третьих, строится на актуальном для учащихся материале; в-четвёртых, его структура задаётся следующими элементами:

стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);

задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания);

источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания);

инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).

Изучение материала опирается на знания детей. Обучающимся предлагаются задания, требующие нового способа деятельности, фиксируются затруднения. На протяжении всего урока они учатся рассуждать, отстаивать свои мнения. Обучающиеся учатся строить план своих действий, определяют шаги выполнения задания.

Работая, над изучением новой темы, учитель использует групповую работу, направленную на исследование. При проведении проверки используются: самопроверка, взаимопроверка, фронтальная проверка.

На этапе первичного закрепления полученных знаний, обучающиеся отправляются в небольшое путешествие. Полученные знания отрабатываются  на основе зрительно-слухового восприятия. Обучающиеся приобретают новые знания в процессе  игровой деятельности. На уроке присутствует игра, где обучающиеся читают стихотворение  с использованием элементов театрализации.

На этапе проверки полученных знаний обучающиеся выполняют задание самостоятельно, которое позволяет сделать выбор («Выполни задание, которое тебе понравилось»).

В конце урока обучающиеся самостоятельно делают выводы, подводят итог урока, выясняют, что на уроке узнали нового, а что уже было знакомо.

На этапе рефлексии учитель предлагает детям  поработать в оценочном листе, сравнить изменения: «у  кого + столько же», «у кого + стало больше», «а есть ли такие, у кого в табличке + стало меньше, чем в начале урока».

Предлагается дать себе совет.

Методическое обоснование темы

На основе тематического планирования уроков русского языка в 1 классе – 2 урока отводится на изучение «Звонких и глухих согласных звуков» и 3 урока по теме: «Парные согласные звуки в конце слова». Данная методическая разработка урока включает первый урок по теме «Парные согласные звуки в конце слова». В ходе урока реализовываются умения:  сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова;

звонких и глухих парных согласных перед гласными;

устанавливать особенности произношения звонких и глухих парных согласных;

определять на слух парный по глухости-звонкости;

находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять;

различать проверочное и проверяемое слова, подбирать проверочное слово путём изменения формы слова;

накапливать опыт в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в двусложных словах и в объяснении правописания этих слов;

контролировать свои действия при письме при обозначении парных согласных звуков;

вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи);

наблюдать за особенностями стихотворного текста;

договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга, высказывать своё мнение, обосновывать его, выбирать общее решение, представлять решение классу.

Методические рекомендации по проведению урока

Урок проводится на основе развёрнутого описания хода урока.

На этапе «Мотивация к учебной деятельности» включается слайд 3 презентации. Щелчком мыши на странице появляется проблемный вопрос. Даётся образец для чистописания. На слайде 4 по щелчку мыши запускается  характеристика звуков. На слайде 2 – тема урока.

На этапе «Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебной деятельности» на слайде 5 по щелчку мыши появляются парные согласные.

Ученики самостоятельно работают с оценочным листом.

На этапе «Выяснение места и причины затруднения» четверо учеников работают у доски. При ответе опираются на опорные слова на слайде 6.

Слайд 7 отводится физминутке для глаз с музыкальным сопровождением.

Запускается по щелчку мыши, учащиеся следят глазами за движущимися картинками.

        На этапе «Построение проекта выхода из затруднения»- свои выводы сверяют с учебником.

        На этапе «Реализация построенного проекта» по карточкам с заданиями проводится групповая работа. На слайде 8 - лидер группы для ответа опирается на карточку-помощницу.  Далее читают правило по учебнику. Проводится  релаксация, слайд 9, щелчком мыши по колокольчику включаются «Звуки леса».

На этапе «Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи» ученики отправляются в путешествие. Учитель читает текст. На слайде 9 по щелчку мыши появляются дети, плот, плот плывёт, затем пристаёт к берегу, плещется рыба, дети выходят на луг, появляется жук. Обучающиеся в тетрадях записывают слова с парными согласными в конце слова.

Проводится игра «Наш театр», слайд 10. Учитель читает стихи, в соответствие  с текстом появляются анимации. Дети движениями, мимикой и жестами сопровождают чтение стихотворения.

На этапе «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону» ученики самостоятельно работают с выбранным упражнением из учебника. Далее проводят самопроверку по слайду 11. Затем самооценку на полях в тетради.

На этапе «Включение в систему знаний и повторение» ученики выполняют творческое задание в тетради, проводится фронтальная проверка.

На этапе «Рефлексия» заполняют оценочный лист.

Подводится итог урока, слайд 12.  

План урока

Тема программы: «Парные согласные звуки в конце слова»

Тема урока: «Парные согласные звуки в конце слова».

Система Л. В. Занкова.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Вид урока: урок исследовательского типа.

Время реализации урока: 35 мин.
Цель методическая: ознакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов и формировать умение сопоставлять произношение и написание слов.

Цели образования:

обучающие:  учить различать на слух звонкие и глухие согласные, добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных. Сформировать знания о разных способах проверки парных согласных в конце слова. Закреплять умение давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах. Формировать навык грамотного письма.

развивающие: развивать речь, исследовательские умения и навыки учащихся; умение работать в коллективе и самостоятельно, анализировать свою деятельность;

воспитательные: воспитывать любовь к родному слову, к русскому языку; взаимопомощь и сопереживания.

Материально-техническое обеспечение урока:

учебник Русский язык: учебник для 1 класса начальной школы/ А. В. Полякова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009
раздаточный материал:

  • оценочный лист,
  • карточки для групповой работы,
  • веер парных согласных букв;

презентация к уроку Microsoft PowerPoint

компьютер,

мультимедийный проектор

Межпредметные связи:

литературное чтение, окружаюший мир, музыка.

Внутрипредметные связи:

разделы «Звуки и буквы», «Согласные звуки», «Звонкие и глухие согласные звуки», «Слово и предложение».

Реализация целей урока будет достигнута через развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы, использование компьютерной поддержки процесса обучения.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I

Мотивация к учебной деятельности

2 мин.

- Сегодня мы отправимся в путешествие. Нам понадобится плот.

1. Минутка чистописания

Презентация  слайд 3

- Какую согласную букву на конце слова надо написать в слове  плот(д)          

Чистописание - ттт, ддд

- Кто же прав?

Дайте характеристику последнему звуку.

Презентация  слайд 4

Произносятся одинаково, а как правильно написать.

Как вы думаете, чему мы будем учиться? Сформулируйте тему.

Презентация слайд 2

-Я думаю - д

-А я предполагаю, что – т

т[т] - согласный, твёрдый, глухой, парный.

 д[т] -  согласный, твёрдый, глухой, парный.

Парные согласные звуки в конце слова.

II

Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебной деятельности

4 мин.

- Что вы уже знаете о парных согласных?

-Назовите парные согласные.

Презентация  слайд 5

- Что вы умеете делать с парными согласными?

- Каждый ли себя считает Знайкой в перечисленных знаниях и умениях?

- Что бы вы ещё хотели узнать по теме нашего урока?

Рассмотрите оценочный лист и поставьте метки ( +, \/, - /) в соответствующих графах

1. Какие согласные называют парными.

2. Сколько парных согласных в русском языке.

3. Какие пары они образуют.

4. Какие звуки обозначают.

Называют парные согласные

1. Находить в словах.

2. Слышать звуки парных согласных.

Работают с оценочным листом.

III

Выяснение места и причины затруднения

4 мин.

Физминутка

- Нам нужно написать слова: пло[т] и пру[т].

Сколько человек понадобится, чтобы каждый написал по одному слову? 

- Напиши, Саша, слово пло[т]. Что оно обозначает? Какую согласную напишешь?


-Как напишет слово пло[т] Таня? Докажи, что твоё слово написано верно?

- Кто согласен с Таней?

(Аналогичная работа со словами – пруд, прут).

При ответе пользуйтесь таблицей - помощницей

Презентация  слайд 6

Презентация слайд 7

Гимнастика для глаз

Дети спорят и приходят к выводу, что нужны четверо человек.

- Плот – средство передвижения по водоёму. Напишу букву –т, плот-плоты

-Плод сорвали с дерева. Напишу букву –д, плод-плоды

Я знаю…

Я считаю…

Мне кажется…

IV

Построение проекта выхода из затруднения

3 мин.

- Посмотрите внимательно на слова, что заметили?
Сравним произношение согласных звуков и букв.

-Как произносятся согласные на конце? Можно ли им доверять?

-Проверим, совпали ли наши выводы. Откройте учебник на странице 77.

- Давайте определим, какие шаги нам нужно выполнить, чтобы не допустить ошибки в данных словах.

 - Кто вам может помочь?

На доске запись: плод - плоды, плот - плоты, пруд - пруды, прут - прутик. 

- Звучат одинаково, а пишутся по-разному.

- Согласные на конце слов произносятся глухо.

Читают вывод в учебнике.

1. Найти способы проверки слов с парной согласной на конце.

2. Научиться ими пользоваться.

3. Использовать новое знание при записи слов, предложения и текстов.

- Учитель

- Учебник

- Сосед, который знает

V

Реализация построенного проекта

 5  мин. 

Релаксация

- Предлагаю объединиться в группы и стать исследователями. Постарайтесь сделать вывод о способе проверки парной согласной на конце слова.

При работе вам поможет план:

Прочтите пары слов.

Определите место парной согласной в каждом слове.

Сравните, звучание парной согласной в каждом  столбике.

Выясните, в каком столбике записаны проверочные слова.

Каков общий признак проверочных слов.

-Выслушаем представителя от каждой группы. Какой способ проверки вы обнаружили в карточке?

Используйте при ответе таблицу-помощницу

Презентация  слайд 8

- Вы познакомились с новыми знаниями.

-Сделаем вывод, опираясь на правило учебника на странице 78.

Презентация  слайд 9

Закройте глаза и представьте себе место, которое нас поджидает.

Карточки с заданиями из приложения №2

Представитель группы объясняет, опираясь на таблицу:

Мы выяснили…

Мы думаем…

Мы считаем…

Читают правило.

Дети закрывают глаза и слушают звуки леса

VI

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

7 мин.

 - Итак, мы готовы отправиться в путешествие.

- Послушайте предложения, запишите слово на изучаемую орфограмму.

-Что нужно сделать, чтобы не допустить ошибку?

Презентация  слайд 9

Дети пошли в лес. На пути им встретился пруд. Они сели на плот. В реке плещется карп. Ребята сошли на берег. Перед ними луг. По тропинке пробежал жук.

- В каких словах недостаточно было только применение правила?

-Что вам помогло их правильно написать?

Презентация  слайд 10

Игра «Наш театр»

Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки 
Песенку поют. 
Над зелёной крышей дома.
Спит зеленый дуб.
Два зелёненьких гнома
Сели между труб.

                              С. Черный

-Какие слова с парной согласной на конце слова встретились в стихотворении?

-Я называю слово, а вы показываете букву, которую надо писать на конце слова.

Сначала проверяем

Потом пишем

 

Записывают слова: лес, пруд, плот, карп, берег, луг, жук.

Обменяйтесь тетрадями. Проведите взаимопроверку.

- В словах: пруд, плот, луг.

-Вспомнили значение слов.

Дети движениями, мимикой и жестами сопровождают чтение стихотворения.

Слова: пруд, дуб, труб.

Выполняют задание, используя веер парных согласных букв.

VII

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

4 мин.

- Найдите на странице 79 упражнения 102, 103.

Выберите, одно по желанию и выполните задание самостоятельно.

- Проверьте правильность выполнения задания по

образцу:

Презентация слайд 11

- Оцените себя  на полях тетради меткой: +, \/, –

     

Выполняют задание.

Самопроверка

Оценивают самостоятельно в зависимости от степени правильности.

VIII

Включение в систему знаний и повторение

3 мин.

- Какое новое знание вы приобрели сегодня на уроке?
- Где его можно использовать?

 - А пользуются ли взрослые этим знанием? Почему?

- Придумайте и запишите предложение с парной согласной на конце.

Фронтальная проверка

IX

Рефлексия

3 мин.

- Вернёмся к оценочному листу. Заполните его метками.

Сравните изменения.

- Встаньте те, у кого в таблице только +?

- А у кого + стало больше?

- А есть ли такие, у кого в

табличке + стало меньше, чем в начале урока? Объясните почему?

- Какой совет вы себе дадите?

Презентация слайд 12

Спасибо за урок.

Заполняют оценочный лист

                   

Литература:

Печатная:

  1. Учебник Русский язык: учебник для 1 класса начальной школы/

А. В. Полякова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009

  1. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс: к учебнику

А. В. Поляковой "Русский язык: 1 класс"/Л. П. Николаева. – М. Экзамен, 2009

Электронные ресурсы:

  1. для создания шаблона презентации использованы ресурсы сайта viki.rdf.ru создатель шаблона  Пономарева Л. А. учитель начальных классов МОУ «Новоаннинская гимназия» Волгоградская обл.
  2. Слайд 7 – Физминутка для глаз –  использован материал

Галкиной И.А., учителя начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области.

  1. Оформление слайдов 9, 10 - Яндекс картинки – пруд, луг;

 CD Коллекция 80000 анимаций: дети, гномы, дом, рыба, жук.

  1. http://nemezund.ru/wp-content/uploads/2012/06/Плот-300x225.jpg плот
  2. http://miloman.net/mp3   звуки леса
  3.  http://images.yandex.ru/  знайка
  4. http://iya2110.pedgazeta.ru/

Заключение

           Данный урок рассчитан на 1 класс общеобразовательной школы, занимающийся по программе А. В. Поляковой.

Урок строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения первоклассников. Время на уроке было распределено  оптимально для реализации каждого задания. При организации работы предпочтение отдается проблемно-поисковому методу. Тема этого урока раскрывается в определенной последовательности:

- постановка проблемы и ее анализ учащимися совместно с учителем;

- самостоятельная формулировка детьми правил, определений, способ деятельности;

- проверка сформулированных учащимися выводов, правил учителем;

- закрепление и обобщение знаний по теме: выполнение упражнений, различных по уровню сложности.

В процессе организации сотрудничества учителя и учащихся осуществляется передача части функций учителя ученикам (например: определение темы урока).

Структура урока, методы, формы учебной работы и средства обучения выбраны в соответствии с учебными целями. Осуществляется единство обучения, развития и воспитания, так как осознание учеником цели урока помогает ему действовать активно и ускоряет процесс получения результата своих действий.

          В начале урока ставится проблема, которая решается на протяжении всего урока. На этапе актуализации знаний происходит выделение и повторение главного, существенного, необходимого для изучения темы «Парные согласные звуки на конце слова».

Для решения учебной задачи используются различные формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

На этапе построение проекта выхода из затруднения дети самостоятельно ставят учебную задачу.

На каждом этапе урока организована обратная связь. Учащиеся включаются в обсуждения, делают выводы, обобщают изученное.

Большое внимание уделяется формированию самооценки, самоконтроля учащихся.

Физминутки, элементы занимательности, театрализации, активизировали обучающихся, сводили до минимума утомляемость и напряжение.

 На уроке используются компьютерная презентация, карточки для групповой работы.

В конце урока ребята смогли правильно оценить собственную деятельность на уроке.

Все этапы урока были логически связаны друг с другом, рационально использовалось время на каждом этапе урока, каждый вид работы и формы работы вели к достижению поставленной цели.

Урок достиг своей цели. Поставленные задачи выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по предмету «Русский язык» в 1 классе Тема: «Парные согласные звуки в конце слова» по системе Занкова Л.В

Методическая разработка урока раскрывает  опыт работы проведения урока по предмету русский язык системы Л. В. Занкова по учебнику для 1 класса под редакцией А. В. Поляковой.Урок проводится ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по предмету «Русский язык» в 1 классе Тема: «Парные согласные звуки в конце слова» по системе Занкова Л.В

Методическая разработка урока раскрывает  опыт работы проведения урока по предмету русский язык системы Л. В. Занкова по учебнику для 1 класса под редакцией А. В. Поляковой.Урок проводится ...

Презентация по предмету «Русский язык» в 1 классе. Тема: «Парные согласные звуки в конце слова» по системе Занкова Л.В

На уроке используются активные методы и приемы обучения. Урок развивает исследовательские умения и навыки учащихся, аналитическую деятельность, критическое мышление, умение работать в коллективе...

Презентация по предмету «Русский язык» в 1 классе. Тема: «Парные согласные звуки в конце слова» по системе Занкова Л.В

На уроке используются активные методы и приемы обучения. Урок развивает исследовательские умения и навыки учащихся, аналитическую деятельность, критическое мышление, умение работать в коллективе...

Урок русского языка в 1 классе "Парные согласные звуки в конце слова"

Проблемный урок. А.В. Полякова «Русский язык. 1 класс»...

Русский язык _Правописание слов с парным согласным звуком на конце слова или перед согласным_2 класс

Русский язык _Правописание слов с парным согласным звуком на конце слова или перед согласным_2 класс...