Деловая игра для 3-х классов "Конкурс знатоков русского языка"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме

Жаркой Юлия Александровна

Деловая игра на параллель 3-х классов, от каждого класса команда по 10 человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_znatokov_russkogo_yazyka.pptx2.24 МБ
Файл delovaya_igra.docx54.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Закрепление знаний о приставках и суффиксах как значимых частях речи

Слайд 2

Л С О Р Н А В Е Ы А В О Л С

Слайд 3

К . ПУСТА А

Слайд 4

ЗА . Ц Я

Слайд 5

З . ВОД А

Слайд 6

ДЕВ . ЧКА О

Слайд 7

ГОР . Д О

Слайд 8

В . РОНА О

Слайд 9

О М . РОЗ

Слайд 10

О К . РОВА

Слайд 11

- золот - лес- -сад- 1 гейм «Подберите однокоренные слова»

Слайд 12

СОСТАВ СЛОВА

Слайд 13

2 гейм «Защита команды» 1. Что это такое? 2. Для чего служит? 3. Где стоит в слове?

Слайд 14

ПОСАДКА ПРИСТАВКА- часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

Слайд 15

ПОСАДКА СУФФИКС- часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов

Слайд 16

ПОСАДКА ОКОНЧАНИЕ- это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении

Слайд 17

Гимнастика для глаз Берегите зрение

Слайд 23

3 гейм «Кто больше?» 1 к 2 к Танц--, аптек---, пев--, мор--, лес---, трактор---, лет---, учит---. 3 к на лёт ХОД ОТ ПО ПРИ ОБ ПОД В ПЕРЕ НА ГРУСТ ГРУЗ ПЕРЕ БЕЛ К Н ИЗБ ЧИК РАН ЫЙ ИЙ А ПО ВАГОН

Слайд 24

Где спрятались приставки? Найди и выдели их. Ворваться, воевать, ворох, ворона, вогнать Добраться, домашний, доверить, дорога, доброта Поездка, повозка, полено, полоса, помощь Во до по

Слайд 25

СПАСИБО!

Слайд 26

4 гейм «Разгадайте кроссворд» К К К К К К К К К О Р М У Ш К А У К У Ш К А Р О Т Р У И З О З Л Ё Н О К Л О У Н О С Т Ё А П У С И В И Р Т А

Слайд 28

Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман… А.С.Пушкин

Слайд 29

6 гейм «Найдите ошибку» 1. Рассвет 2. Лисица 3. Разумный. 4. Ураганный 5 Царский 6. Сделать

Слайд 30

7 гейм «Поиграем» Он слон – она слон---, Он лось – она лос---, Он кот – она -----. Он тигр – она тигр--, Он осел – она осл---, Он козел – она ----.

Слайд 31

Шарада Корень мой находится в «цене», В «очерке» найди приставку мне, Суффикс мой в «тетрадке» все встречали, Весь же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

Слайд 32

Шарада Мой корень в просьбе заключен В ней он озвучен и смягчен; Приставка – в «воплощенье» где-то, На целое – все ждут ответа (Вопрос)

Слайд 33

1 место – «Молодцы!» 2 место – «Так держать!» 3 место – «Не вешать нос!»

Слайд 34

СПАСИБО!



Предварительный просмотр:

Деловая игра «Конкурс знатоков русского языка».

Цели урока:

  1. Развивать умение разбирать слова по составу.
  2. Уточнить знания о суффиксах и приставках.
  3. Развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
  4. Развивать творческое воображение, связную речь, логическое мышление.

Оборудование:

  • экран, интерактивная доска , компьютер, музыкальный центр, фонограмма с классической музыкой;
  • презентация урока;
  • таблицы с приставками и суффиксами, орфографические словари, «Школьный словообразовательный словарь русского языка»» Тихонов А.Н.
  • тесты по теме, шарады, кроссворд, индивидуальные карточки;
  • гимнастика для глаз.

Форма проведения урока: деловая игра «Конкурс знатоков русского языка».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Активизация опорных знаний.

Учитель: Ребята, мне приятно видеть ваши доброжелательные лица, искрящиеся глаза и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! А урок русского языка сегодня пройдет в форме деловой игры «Конкурс знатоков русского языка» (см. Приложение 1).

Сегодня на уроке нам предстоит хорошенько потрудиться: вспомнить все, что мы знаем о частях слова, их значении, будем учиться правильно писать и употреблять приставки и суффиксы.

Ученик-скептик: Я считаю, что в русском языке нет необходимости в таком огромном количестве разнообразных приставок и суффиксов. Тем более, что из-за них страдает грамотность учащихся. Например, в слове сделать произносим звук [з], а по правилам орфографии надо писать приставку с-. Зачем запутывать учеников? Разве нельзя сказать просто – надо делать, будем делать?

Учитель: Ребята, у скептика свое мнение. А кто же это такой – скептик? Найдем значение этого слова в толковом словаре. Ребята, вы согласны с мнением скептика? Чтобы доказать, что все приставки и суффиксы важны и нужны, что благодаря им наша речь становится ярче и богаче, мы с вами разделимся на команды:

1 команда (1 ряд) – «Приставка»
2 команда (2 ряд) –
«Суффикс»
3 команда (3 ряд) –
«Окончание»

Но прежде, чем начнется наша игра, давайте пополним наш словарный запас.

Словарная работа: 8 слов (см. Презентацию).

III. Основная часть.

Начинаем игру «Конкурс знатоков русского языка».

1 гейм – «Подберите однокоренные слова».

Учитель: Напомните, ребята, что такое корень? Из одного корня вырастают целые заросли слов. От корня да: дал, отдал, отдаю, можно образовать множество слов, по подсчетам ученых, около 280. Как образуются слова, вы сможете узнать по «Школьному словообразовательному словарю русского языка» Тихонова А.Н.

- А сколько слов вы сможете образовать за 1 минуту?

За каждое слово команда получит балл. У какой команды их наберется больше, та команда и станет победителем игры.

1 команда с корнем – золот -
2 команда с корнем –
лес -
3 команда с корнем –
сад -

- При помощи каких частей слова вы образовали однокоренные слова?

2 гейм – «Защита названия команды».

Мой корень в «просьбе» заключен
В ней он озвучен и смягчен;
Приставка – в «воплощенье» где-то,
На целое – все ждут ответа. (Вопрос.)

Каждая команда рассказывает про свою часть слова по вопросам:

  1. Что это такое?
  2. Для чего служит?
  3. Где пишется?

В это время для сильных учеников из каждой команды раздаются карточки с индивидуальным заданием (см. Приложение 2).

«Берегите зрение» – гимнастика для глаз.

3 гейм – «Кто больше?»

А теперь аукцион,
Подведет итоги он.
Тот, кто много знает,
Тот награды получает.

Задание заключается в том, чтобы написать как можно больше слов за 2 минуты.

http://festival.1september.ru/articles/561648/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/561648/img2.gif

http://festival.1september.ru/articles/561648/img3.gif

1 к. С помощью приставок и корня –ход -, добавляя где нужно суффиксы, образуйте однокоренные слова.
2 к. Допишите суффиксы так, чтобы слова стали называть профессии.
3 к. Составьте слова из морфем.

Учитель: Вот, скептик, посмотри, сколько новых и интересных слов получилось при помощи приставок и суффиксов.

Ученик-скептик: У меня есть одно хитрое задание для ребят: найти, где спрятались приставки в словах и выделить их. Смотрите, не спутайте корень с приставкой! (см. Презентацию) Работу выполняем в паре.

4 гейм – «Разгадайте кроссворд, все слова которого начинаются на букву К».

http://festival.1september.ru/articles/561648/img4.gif

  1. В нее кладут еду для зимующих птиц.
  2. Птица, подкладывающая свои яйца в чужие гнезда.
  3. Животное, живущее под землей.
  4. Морское путешествие.
  5. Горящая куча дров.
  6. Смешной артист цирка.
  7. И маленькая птичка, и вкусный тропический плод.
  8. Круглый огородный овощ.
  9. Детеныш козы.

Слов на свете нам не счесть.
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корни выделять.

Запишите по памяти все 9 слов и выделите корень.

Разберите по составу: 1 вариант – 1 слово, 2 вариант – последнее слово.

5 гейм – «Найдите слово по схеме» http://festival.1september.ru/articles/561648/img5.gif.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман...

(А.С.Пушкин)

6 гейм – «Найдите ошибку» (см. Презентацию).

7 гейм – «Поиграем».

Он слон – она слониха,
Он лось – она лосиха,
Он кот – она _________.

- Какой суффикс в названиях животных?

Он тигр – она тигрица,
Он осел – она ослица,
Он козел – она _________.

- Какой суффикс в названиях животных?

IV. Подведение итогов.

Учитель: Вот, ребята, и подошел к концу наш урок, а вместе с ним и игра. Понравился вам урок? Скептик, смогли мы доказать, что все приставки и суффиксы важны и нужны?

Вывод (скептик): Чем больше приставок и суффиксов мы будем знать, тем грамотней будем писать, тем богаче и ярче будет наш язык.

Шарада на десерт.

Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.

Оценивание учащихся. Подсчет баллов.

1 место – «Молодцы!»
2 место – «Так держать!»
3 место – «Выше нос!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по русскому языку "Кто хочет стать знатоком русского языка"

Данная игра ориентирована на учащихся 3-4 классов. Её можно проводить в рамках Недели русского языка....

Деловая игра "Конкурс знатоков русского языка"

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме "Закрепление знаний о приставках и суффиксах как значимых частях речи»....

Открытый урок - игра по русскому языку для 1кл. "Турнир знатоков русского языка"

Урок проводился в форме игры. Каждому ребенку выдаётся поле, расчерченное на 9 квадратов. Всем детям по очереди задаются вопросы, ответив на вопрос ученик ставит плюс, не ответит минус.Выигрывает тот,...

Деловая игра "Знатоки русского языка"

Урок русского языкав 3-м классе "Морфемный разбор" с использованием игровых технологий....

Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему: «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему:  «Знатоки русского языка»...

Деловая игра по русскому языку "Знатоки русского языка" 3 класс

Презентация к деловой игре "Знатоки русского языка"...

Дидактическая настольно-печатная игра по русскому языку "Юные знатоки русского языка"

Игра для учащихся начальной школы 2-го и 3-го класса, обучающихся по учебно-методическому комплексу (УМК) «Школа России» к учебнику «Русский язык» (Авторы учебника: В.П.Канакин...