Ты наш друг, родной язык!
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Синицына Людмила Юрьевна

Внеклассное мероприятие в форме конкурсов по русскому языку в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

по русскому языку в 4  классах.

ТЫ НАШ ДРУГ, РОДНОЙ ЯЗЫК!

                                                            Подготовили учителя: Синицына Л.Ю.

                                                                                                  Потапова Н.В.

 2016-2017

  Цели:

             - повторить знания учащихся по русскому языку;

           - формировать интерес к более глубокому изучению предмета;

           - развивать творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный

              запас учащихся. 

Оборудование: кроссворд, карточки с заданиями

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

1 учащийся:

-Люблю тебя, русский язык!

В нем столько добра и силы,

В нем слышится русский ямщик,

В нем слышится голос России

2 учащийся

-Люблю тебя, русский язык!

Великое русское слово!

В нем вижу я Пушкина лик,

В нем вижу я лик Толстого.

3 учащийся:

-Люблю тебя, русский язык!

Язык пониманья и мира:

На нем говорят и якут и калмык,

И те, кто живет на Памире.

4 учащийся:

- За то, что красив и могуч,

За то, что как солнце, велик,

За слово, как солнечный луч,

Все: Люблю тебя, русский язык!

-Мы начинаем КВН

  Пусть будут интересны всем

            Словесной битвы результаты.

   Удачи всем! Вперёд, ребята!  

- В нашей игре примут участие 4 команды.

  -А наши гости будут жюри, они оценят работу каждой команды.

Представление жюри.

- И так, слушаем внимательно, думаем старательно.

Представление команд

1. Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть.

2.Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
3.И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
4.И,соревнуясь,с вами
Останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней!

- Кто же первый начнёт игру? Отгадайте загадку:

- Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (Семь – я)

- В каком слове сорок  гласных ? (сорок- а)

1 Конкурс «Один – много».

               Я хочу поиграть с вами, а заодно и проверить, как вы  русский язык знаете. Я называю  вам существительное в единственном числе,  а вы мне в ответ – во множественном. Команда отвечает  хором:

               Нога - … (ноги)

               Рука - … (руки)

               Дуга - … (дуги)

               Мука - … (нет мн.числа)

 

 Вот и ошиблись. Существительное МУКА не имеет множественного числа. 

 Продолжаем дальше:

               Ведро - … (вёдра)

               Бедро - … (бёдра)

               Метро - … (нет мн.числа)

               День - … (дни)

               Пень - … (пни)

               Лень - … (нет мн.чила)

               Цыплёнок - … (цыплята)

               Козлёнок - … (козлята)

                    -  Поиграли, а теперь приступим к серьёзным испытаниям.

        

 2 .Конкурс «Пятнадцать ква»

Ранним утром на опушке

Громко квакают лягушки.

 Много слов, и все слова

 Всегда в себе содержат «ква».

 В середине и в начале,

 И вразбивку, и подряд…

 Вы слова не раз встречали,

 Пусть они заговорят!

 

 - Этот «ква» научит читать (буКВАрь)

 - Этот жажду в жару утоляет (КВАс)

 - Этот в пустыне степенно шагает (КараВАн)

 - Без этого конь лихой спотыкается (подКоВА)

-  Плавает в этом рыбка-красавица (аКВАриум)

 - Эта – фигура в умной игре (КоролеВА)

 - Эта, звук означая, молчит (буКВА)

 - Эта даёт молоко и мычит (КороВА)

 - Этот не раз вы чертили в тетрадке (КВАдрат)

 - Эта растёт в огороде на грядке (тыКВА)

-  Молодцы! С таким сложным заданием справились!

3. Конкурс «Про многозначные слова и омонимы»

-Я читаю вам загадки, а вы постарайтесь отгадать.

 - Одна нам ночами на небе сверкает.

 Другая на сцене поёт, выступает.

 В глубинах морских наша третья живёт.

 На ёлке четвёртая есть в Новый год.             (звезда)

 -  Первый – нос у поросёнка,

 Что визжит ужасно звонко.

 В кошельке лежит второй,

 Ты беги скорей – открой!

 Третий в сказке обитает,

 Винни-Пуху помогает              (Пятачок)

  - Первая с ниткой всегда неразлучна,

 Шить, вышивать им на пару не скучно.

 Дружит со шприцем подруга вторая,

 Маленьких деток уколом пугая.

 Третья на ёлке местечко нашла,

 Место листочка она заняла.

 Ну,а четвёртая ёжику служит,

 С колкой защитницей ёжик не тужит          (игла)

 -  Первым лиса очень любит гордиться,

 Нам он на шапочку может сгодиться.

 А вот второй есть у птиц, самолёта:

 Очень он нужен им всем для полёта.

 Третьим виляют бумажные змеи,

 Тянется он за кометой Галлея.

 Ну,  а четвёртый – тот дружит с расчёской,

 На голове он зовётся причёской.

 Двоечки коль твой дневник украшают,

 Пятый тогда у тебя отрастает                     (хвост)

  - Первая ярко на небе сверкает,

 Дождь и грозу нам она предвещает.

 А вот вторую в одежде найдёте,

 Быстро со скрипом её застегнёте           (молния)

  - Первые все мы в игре набираем,

 Если их больше – в игре побеждаем.

 Зренье вторые нам улучшают,

 Летом от солнца глаза защищают             (очки)

 

 Эти все слова многозначные, а ещё как их можно  назвать? ( омонимы)

4. Конкурс  «Ребусы».

 5. Конкурс «Подбери пару»

  Нужно подобрать такие пары словосочетаний, чтобы из них получились 

 предложения, выражающие законченную мысль.

 

  Крупные капли дождя                          торчали на косогоре

  Последние  снежинки                            весело катались с горки

  Маленькая собачонка                          летела в тёплые страны

  Голые кусты                                       барабанили по крыше дома

  Деревенские ребята                            порхали в холодном воздухе

  Большая стая лебедей                          громко лаяла на прохожих

 

6. Конкурс «Будь внимателен мой друг»

 -  Если  я  называю  имя  существительное  -  хлопните  1  раз  в  ладоши.

Если  прилагательное  -  встаньте.  Если  другую  часть  речи  -  сядьте.

   День, короткий, компьютер, прыгает, прекрасная, ковёр, пишет, раняя, весна, наступила, холодная, ветер.

Человек,  красивый,  стоит,  рыба,  пушистая,  порхает,    заяц,  был,зеленая,  стол,  любит, зубастый,  мяч.

-   Слова,  какой  ещё  части  речи  вам  встретились  в  этом  конкурсе?

                                                    (глагол)

 7.  Конкурс «Блиц-опрос»  Команда отвечает быстро и правильно.

   1.   Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)

   2.   Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу    (текст)

   3.   Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)

   4.   Сколько букв в русском алфавите? (33)

   5.   Сколько слогов в слове МАШИНА? (три)

   6.   Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)

   7.   Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)

   8.   Главный член предложения, который обозначает, что делает подлежащее, называется…(сказуемым)

   9.   Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

   10.        Как переносятся слова с двойными согласными?

 11. Назови 1 словом: существительное, предлог, междометие.

12.Найди  лишнее: подлежащее, сказуемое, глагол,

8 конкурс:    «Закончи  пословицу»

Пословицы и поговорки– короткие и меткие изречения о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, родине. Они хранят историю страны, отражают русский характер.

-В пословице недаром молвится:

Без них прожить никак нельзя,

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья!

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут!

-   Я  начинаю,  а  вы  заканчиваете. Начинаем с команды ….

1)  Труд  кормит,  а  лень….. портит.

2)  Как  аукнется,  так  и….. откликнется.

3)  Семь  раз  отмерь,  один  раз….. отрежь.

4)  Нет  друга  -  ищи,  а  нашёл….. береги.

5)  Сам  погибай,  а  товарища….  Выручай.

          6)Мир строит, а война……..(разрушает).

  1. Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

  1. Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

  1. Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

  1. Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

  1. Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).

  1. По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).

9конкурс:    «Загадки - шутки»

1)Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила:

«Эти тарелки и чашки чистые?»

Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы -ты.)

2) Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы  получились самые крупные овощи? (Ты-к- вы.)

3) Какое местоимение состоит из двух предлогов?(О-на.)

4) Какое местоимение превращается в союз, если его прочитать

справа налево? (он)

5) Какую букву и за какое местоимение надо спрятать, чтобы

Получилось название животного?(За-я-ц.)

6) В названии какого из родственников две гласные, которые являются

местоимениями 1 лица единственного числа? (дЯдЯ.)

10конкурс:    «Восстанови справедливость»

Эти слова звучат в разговорной речи, но их также можно услышать и на уроке. Вспомним “Пролог” А.С.Пушкина к поэме “Руслан и Людмила”. (Звучит отрывок из произведения) Сатирик Кривицкий наполнил его словами-паразитами. Что же получилось? Послушайте. “Как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит зеленый. Такая  история. Златая, как бы цепь э-э... на дубе том. Ну-у и днем, как бы, и ночью кот, понимаешь, ученый вроде как, ходит, в смысле, по цепи, типа того, кругом”. Смешно? А, по-моему, глупо, некрасиво и совсем не по-русски.

Инсценировка стихотворений

1 ученик:

Видит как-то гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит по «01»,

Срочно сообщает:

«Я не знаю, как начать…

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

Чтобы поделиться…

В общем, значит, стало быть,

Тут такое дело…»

Можно трубку положить…

Всё уже сгорело!

3 ученик:

Кот нахально влез на стол,

Тянется к котлете.

Тут хозяин подошел

И коту заметил:

«Вы, Василий, не того,

Знаете ли, бросьте!

Не для вас для одного-

Будут, значит, гости.

В общем, я хотел сказать,

Что терпеть не стану!»

Кот давно котлету съел,

Взялся за сметану…

  - Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот

что:

1 команда:                     2 команда:

  • Неуклюжий как крот                             Верный как слон
  • Неповоротливый как собака               Хитрый как бык
  • Слепой как пёс                                     Длинный как заяц
  • Трусливый как медведь                       Вороватый как жираф
  • Злой как лиса                                        Упрямый как сорока

Восстановите справедливость – верните определения своим владельцам.

11конкурс:    «Из мужского в женский»

  - К каждому слову мужского рода добавьте только одну или две буквы, чтобы получилось новое слово женского рода.

  •    Гость - …(горсть)                         шах - …(шахта)
  •    Клуб - …(клумба)                         жест – …(жесть)
  •    Шест - …(шерсть)                        ход - …(ходка)
  •    Пол – …(полка)                            рак - …(рамка)
  •    Полк - …(полка)                           рост - …(трость)
  •    Хлор - …(хлорка)                         вол - …(воля)  
  •    Лак - …(ласка)                              мел - …(мель)
  •    Сор - …(ссора)                             мак - …(марка)
  •    Чай - …(чайка)                              док - …(доска)
  •    Душ - …(душа)                              маг - …(магма)

Многие нет-нет да и вставляют в свою речь непонятное словечко местного происхождения. Другие-  то ли желая похвастаться, то ли по привычке щеголяют всевозможными словами, взятыми из языка различных специалистов. ЖАРГОН, -а, м. Речь какой-нибудь социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных.Вот почему употребление в речи всяких непривычных , мало кому известных слов и называется засорением языка. Многие ребята часто употребляют в своей речи ненужные жаргонные словечки

Сценка «Странные слова»

Леша: Привет, Петя!

Петя: Салют, дружбан!

Л:Какой чурбан?

П: Не чурбан, темнота!

Л: Почему темнота- когда светлый день!

П: У тебя что, тыква совсем не варит?

Л: Я тыкву варить не люблю.

П: Ой, Леший! Ну ты и зануда!

Л: Это кто – леший?

П: Ты, Леха, современных выражений не понимаешь! Отсталый ты малый!

Л: Я, может быть, и не такой продвинутый, как ты, но твой суперсовременный язык мне как-то не очень нравится.

П: А всем девчонкам очень даже нравится.

Л: Поглядим. Вон идет самая красивая девчонка нашей школы- Ира Давидович.

П: Да, Ирэн- просто улет, всех мальчишек при ней колбасить начинает!

Л: Вот- вот, примерно что- то в этом роде. Попробуй поговорить с ней.

П: Раз плюнуть! Сейчас я приглашу ее в клуб на дискотеку.

Ира: Здравствуйте, мальчики.

Л: Здравствуй, Ирочка.

П: Салют, Матрена прикольного фасона.

И: Что- что?

П: Юбочка новенькая- такая клевенькая.

И: У меня юбочка не клевенькая, она никого не клюет.

П: Пойдем сегодня на дискачь костями подрыгать?

И: Прости, пожалуйста, что- что?

П: Уши разуй, красотка. Потусуемся, говорю, оттянемся на полную катушку.

И: Петя, я тебя не понимаю, ты меня пугаешь… А! Наверное ты болен, да?

П: Ха- ха- ха! Отсталость! Теперь же все так говорят.

И: Не все.

П: А тебе кто- нибудь говорил, что ты на рыльце очень даже ничего?

И: Рыльце у поросенка, а у меня лицо! Зачем ты меня обижаешь, Петька.

П: Ир, я это, я не то… Я прикалываюсь, чтобы тебя насмерть уконтрапупить своей утонченностью. Вообще ты классная.

И: Отойди от меня, хулиган!

П: Ну, так пойдем костями трясти?

И: На кладбище что ли?

Л: Ира, не обижайся на Петю. Я тебе переведу, что он имел в виду. Я уже научился понимать его странный язык. Он говорит: «Ира, ты очень красивая девочка, пожалуйста, поедем вместе на дискотеку!»

И: Он именно это хотел сказать, когда говорил, что у меня рыльце ничего и что мы можем потрясти костями? Какой ужас. Какое бескультурие! Такие прекрасные слова подразумевал, а вслух произнес просто ужасные выражения!

П: Да, да. Именно, так идем костями… то есть на дискотеку?

И:Идем. Только я пойду не с тобой, а с Лешей.

П: И почему мой язык не всем нравится? Он современный… Все так говорят.

Л: Не все. А те, кто говорят какие- то неправильные и искаженные слова, должны исправиться. Конечно, такие слова можно вставлять для смеха в компаниях, но говорить на таком языке все время очень нехорошо.

И: Потому что люди могут подумать: «Вот этот человек- или неграмотный, или больной».!

13.Подведение итогов. 

 - А закончить нашу игру я предлагаю песней «Чему учат в школе». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час.Конкурс знатоков родного языка "Ты наш друг, родной язык".

Классный час посвящён празднованию Международного дня родного языка, который ежегодно отмечается 21 февраля....

Ты наш друг, родной язык!

КВН по русскому языку...

"Ты наш друг, родной язык"

Эта разработка внеклассного  мероприятия по русскому языку  с презентацией. Задания можно использовать на уроках русского языка....

"Ты наш друг, родной язык" (внеклассное мероприятие)

Это сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку. Его можно использовать во время проведения предметной недели...

КВН по русскому языку "Ты наш друг, родной язык"

повторить и закрепить знания учащихся по изученным темам,   развивать их сообразительность, память, логическое мышление, умения и   навыки,   воспитывать чувство коллекти...

Конспект урока по русскому языку К В Н "Ты наш друг, родной язык!" 3 клаcc

Конспект урока по русскому языку на тему: "КВН «Ты  наш  друг,  родной язык.» " 3 класс....