Урок русского языка в 4 классе "Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Смык Юлия Сергеевна

Урок  русского языка посвящен одной из интересных тем - инфинитиву. Готовый конспект, конечно, подспорье в работе, но каждый учитель проживает свои уроки по-своему.  Надеюсь, что  сценарий урока и презентация будут информативны и полезны в Вашей работе,дорогие коллеги. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_stsenariy_uroka.docx32.41 КБ
Файл infinitiv.pptx335.28 КБ

Предварительный просмотр:

Смык Юлия Сергеевна

Учитель начальных классов

СОШ № 18 г. Нерюнгри РС(Я)

Конспект урока русского языка в 4 классе.

Тема урока: Неопределённая форма глагола.

Цель: актуализация сведений о неопределённой форме глагола.

Задачи:

1.Образовательные:

  • Закрепить знания о глаголе, как части речи;
  • Повторить правописание изученных орфограмм;
  • Развивать умение распознавать глаголы неопределённой формы;

2.Развивающие:

  • Развивать умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений;
  • Развивать речь, мышление, воображение, творческие способности;
  • Развивать орфографическую зоркость;

3.Воспитательные:

  • Прививать интерес к предмету, любовь к русскому языку;
  • Воспитывать учебную активность, навыки самоконтроля и самооценки, патриотические чувства;
  • Прививать умение видеть прекрасное вокруг;

Ход урока:

1.Организационный момент.

Лучший способ узнать что- то – открыть самому.

Чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать. Покажите свои знания, умения и постарайтесь освоить новое.

2. Тема и постановка учебной задачи.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и  ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью. (Вероника и  Вика)

 – Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

– Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги и известную всем частицу.

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята.

    на "десятку" знали.

   На письме и в разговоре

   нас употребляли.

- Какая часть речи отвечала на вопросы анкеты?

- Какую часть речи продолжаем изучать?

3. Чистописание.

(об)летел   (без) билета   (об)вязать   ( без)домная

Что интересного заметили?

-Какие правила нужно знать, чтобы правильно написать слова

- На какие группы можно разделить, записанные слова?

-В каком слове нельзя проверить безударную гласную в корне? Почему?

- Разберите по составу, записанные слова. Какое слово вызвало затруднение? Почему? 

-Что это ? (окончание или что-то другое?)  

4.  Актуализация знаний о глаголе, как части речи.  «Скелетик на доске»(алгоритм морфологического разбора в виде корня: ответвления- это время, лицо, число;  время разветвляется на прошедшее, настоящее, будущее,причем в прошедшем мы указываем на изменение по родам; лица-на 1,2,3; число-на  единственное и множественное; в самом низу указываем роль в предложении).

10,14,21,10,14,19,10,3        Ключ (алфавит)- инфинитив. Появились вопросы?

5. Создание проблемной ситуации.

Работа в группах: прочитать сказку, определить, что же такое инфинитив.

Сказка об Инфинитиве

         В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь. 
– Часы! – услышала она голос.
– Что?
– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах.
Я не хочу иметь ничего общего со временем.
        Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в черной  шляпе,
совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца. 
– Почему вы живёте здесь один?
–У меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:

Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец – 
Инфинитив – звучит занятно, – 
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь
два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…

        Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила: 
– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я
всегда имею вид.
– Ну, а что за история с вашим
суффиксом ТЬ?
– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается
суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили отдельное  правило.

Какие важные  грамматические признаки инфинитива вы  обнаружили ?

Неопределенная форма, нет времени, нет числа, есть вид и суффиксы ть,ти. Два вопроса.

4. Работа по учебнику.  Стр.72   Упр 149.

Попробуйте определить время и число глаголов. В чём проблема?

-Как можно назвать форму глагола, у которой нельзя определить время и число?  Сделайте вывод.  

Неопределённая форма. 

Глаголы неопределённой формы имеют 3 названия:

                                Неопределённая форма глагола

                                   Начальная форма глагола

                                           Инфинитив

 (ответить на вопрос, что такое инфинитив)

- По каким признакам можно узнать неопределённую форму глагола?  

3) Сравнение своих выводов с правилом учебника стр. 58. Работа с правилом 

Физминутка

– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – поднимаете руки вверх.

Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.

Блиц-опрос для знатоков русского языка:  

Замените  словосочетания одним глаголом:

Зарубить на носу (запомнить) Первоначально оборот означал шутливую угрозу. Носом также называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учета работы, долгов и т. п.

Клевать носом (дремать)

Пропустить мимо ушей (прослушать)

Вставлять палки в колеса ( мешать) Оборот восходит к обычаю использовать специальные палки для замедления хода телеги, повозки идругих средств передви-жения.

Делать из мухи слона (преувеличивать)

Водить за нос (обманывать)

Бить баклуши (бездельничать) Фразеологизм восходит к названию игры, основная цель которой – сбить небольшие деревянные палочки, или баклуши. С точки зрения занятых людей, сбивать баклуши – пустая трата времени. Отсюда и значение  фразеологизма – «делать несерьезное, ненастоящее дело» или «ничего не делать».

-Чем похожи ответы-глаголы?  (На что они оканчиваются?)   ть   ти  чь.

А что это значит?

IV.  Работа по учебнику.

1) Анализ упражнения № 150. Найди в тексте и назови  глаголы, стоящие в неопределенной форме (устно). На какие вопросы отвечают слова?

2)  Выполнение упражнения  №151

- Выпишите из текста глаголы неопределённой формы в два столбика, в зависимости от вопроса, на который они отвечают.

VI. Рефлексия. Итог урока.

- Какие открытия вы сделали на уроке?

- Ребята, перед вами  оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят «+» или «-»)

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Обратите внимание на свои ответы.

У кого все «+»?

У кого есть «-» ?

(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему ?)

Спасибо за работу!

VII. Домашнее задание

Выполнить упражнение № 150 стр. 73,выучить  правило.

Оценочный лист ____________________________

Оценочный лист ____________________________

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Оценочный лист ____________________________

Оценочный лист ____________________________

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Оценочный лист ____________________________

Оценочный лист ____________________________

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Оценочный лист ____________________________

Оценочный лист ____________________________

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Оценочный лист ____________________________

Оценочный лист ____________________________

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что такое глагол?        

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я определить  время глагола?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

 – Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

– Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги и известную всем частицу.

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята.

    на "десятку" знали.

   На письме и в разговоре

   нас употребляли.

 – Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

– Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги и известную всем частицу.

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята.

    на "десятку" знали.

   На письме и в разговоре

   нас употребляли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

( Об )летел , ( без ) билета, ( об )вязать, ( без ) домная .

Слайд 5

ИНФИНИТИВ 10,14,21,10,14,19,10,3

Слайд 6

СКАЗКА ОБ ИНФИНИТИВЕ

Слайд 8

ГЛАГОЛЫ НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЫ ИМЕЮТ 3 НАЗВАНИЯ: Неопределённая форма глагола Начальная форма глагола Инфинитив


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица"

Подробный план-конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица". К конспекту прилагается красочная презентация с музыкальной физмин...

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица. В красочную презентацию включены музыкальная физминутка и тест....

Конспект урока русского языка. Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цель деятельности учителя: -формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:         Предметные: ...

Конспект урока русского языка. Тема: Неопределенная форма глагола

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; знакомство с понятием неопределенной (начальной) формы глагола. Планируемые результ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка «Начальная (неопределенная) форма глагола» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; формирование умений распознавать глаголы в неопределенной формеПланируемые результаты:·...