Тексты для осознанного чтения на военную тему
картотека по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Газинур Гафиатуллин
Шёл бой. Победа была близка. Но тут застрочил вражеский пулемёт. Под пулями врагов стали падать бойцы. Огонь усиливался. Все залегли. Нужно было уничтожить вражеских пулемётчиков. Один из бойцов быстро вскочил на ноги и побежал к дзоту. Это был Газинур Гафиатуллин. Он бросил гранату, но пулемёт продолжал стрелять. Тогда отважный боец бросился вперёд и закрыл пулемёт своей грудью. Пулемёт замолчал. Бойцы поднялись в атаку. Высота была взята.
За этот подвиг Газинуру Гафиатуллину посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Муса Джалиль
Весь мир знает о подвиге татарского поэта Мусы Джалиля. В бою он был тяжело ранен и попал в плен.
Но и в плену Муса Джалиль продолжал борьбу. Он писал листовки, помогал пленным бежать из лагеря.
Об этом узнали фашисты. Они посадили Мусу и его товарищей в тюрьму, а потом казнили.
Джалиль боролся с фашизмом до последних минут жизни. Он твёрдо верил в победу советского народа.
- Как Муса Джалиль попал в плен?
- Что он сделал в плену?
- Что случилось с Мусой и его товарищами?
- Во что твёрдо верил Джалиль?
Абдулла Алиш
Абдулла Алиш очень любил детей и писал для них интересные книги.
Началась Великая Отечественная война. Абдулла Алиш ушёл на фронт.
В октябре 1941 года после тяжёлых боёв он попал в плен. В плену Алиш встретился с Мусой Джалилем и стал его верным другом в борьбе с фашизмом.
Вместе с Мусой он распространил листовки и помогал бежать из плена советским людям. Но фашисты узнали об этом. В августе 1944 года Абдулла Алиш был казнён.
Татарский народ не забыл своего верного сына.
- Кем был Абдулла Алиш?
- Что случилось с ним в октябре 1941 года?
- С кем встретился Алиш в плену?
- Как Муса и Алиш боролись с фашизмом?
- Когда погиб Алиш?
Теплоход «Иван Середа»
Отряд пограничников капитана Ивана Михайловича Середы вступил в бой 14 июля 1941 года. Солдаты храбро сражались с фашистами. Но два орудия, два танка и четыре пулемёта пограничников очень скоро замолчали. Остались только гранаты. А впереди сплошной стеной шли танки. Середа приказал солдатам отходить , а сам остался прикрывать товарищей. Одна за другой летели на врага гранаты. И вот в руках последняя граната. Но тут рядом разорвался вражеский снаряд. Капитан потерял сознание.
Очнулся он в плену. Фашисты долго допрашивали советского офицера. Но Иван Михайлович молчал. Тогда фашисты убили его.
Давно окончилась война. Но имена героев не забыты. По морям и океанам плавает теплоход «Иван Середа».
- Когда вступил в бой отряд пограничников?
- Как сражались солдаты с фашистами?
- Что сделал капитан Середа?
- Что случилось с капитаном Середой?
Дочь полка.
Это было 10 августа 1941 года.
Девочка в коротеньком ситцевом платье пробралась через линию фронта. Она попросила провести её к командиру.
Много важных ведений узнал командир от маленькой разведчицы.
С этого дня школьница Маша Боровиченко стала дочерью полка.
Она воевала как настоящий боец. Выносила с поля боя раненых, перевязывала их и отправила в госпиталь. Немало подвигов совершила Маша.
Однажды немцы ворвались на железнодорожный мост. Вдруг застрочил пулемёт. Это Маша вела огонь по врагу. Фашисты бросились моста в воду и отступили.
Отважная школьница погибла лтом 1943 года, спасая раненого командира.
Ей посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Красные следопыты.
Солдат Иван Назаров воевал в Прибалтике. Однажды его рота отбивала танковую атаку. Бой был тяжёлым. На глазах у своих товарищей Иван бросился с гранатой под танк. После боя товарищи Назарова похоронили в этом бою героев.
Кончилась война. Назарову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Пионеры маленького литовского городка стали приходить на могилу солдата с цветами. Пионерам захотелось узнать о Назарове больше. Они написали письмо на родину героя. И получили ответ от самого Ивана Назарова. Вот что писал ребятам Назаров. В том бою его выбросило из-под гусениц танка взрывной волной и тяжело ранило. Он попал в плен. После войны солдат вернулся в свою деревню.
Назаров даже не знал, что он Герой Советского Союза.
Так юные следопыты помогли найти героя.
Отважная лётчица.
Во время войны храбро сражалась с врагами лётчица из Татарии Магуба Хусаиновна Сыртланова. Около 800 раз вылетала она бомбить врага.
Особенно запомнился ей последний боевой вылет. Фашисты пытались на катерах уйти от наших войск. Нужно было сбросить на них бомбы. Самолёт Сыртлановой вылетел на боевое задание. Сразу же по самолёту стали стрелять зенитки и пулемёты. Самолёт сбросил бомбы. Загорелись катера фашистов, а огонь зениток и пулемёта становился всё сильнее и сильнее.
Тогда лётчица пошла на хитрость. Самолёт стремительно полетел вниз. Казалось, что он падает в море. Хитрость удалась. Фашисты перестали стрелять.
Лётчица включила моторы и повела самолёт на аэродром.
- Кто храбро сражался с врагами во время войны?
- Какой боевой вылет ей особенно запомнился?
- Что пытались сделать фашисты?
- Кто вылетел на боевое задание?
- Кто стал стрелять по самолёту?
- Что решила сделать лётчица?
Подвиг Володи Ермака
Когда Володя Ермак перешёл в десятый класс, началась война. Вместе со взрослыми он рыл окопы, тушил пожары во время бомбёжек. В сорок втором году он добровольно ушёл в армию. А в сорок третьем имя его стало известно всем защитникам Ленинграда.
Нужно было отбить у врага важный рубеж. Наши бойцы бросились в атаку, но в это время застрочил пулемёт. Все залегли. Только один солдат и под огнём продолжал ползти вперёд. Вот он дополз до пулемёта и упал на него. Пулемёт замолчал. Бойцы снова поднялись в атаку.
Вот какой подвиг совершил ленинградский школьник Володя Ермак. Ему присвоили звание Героя Советского Союза.
- В какой класс перешёл Володя , когда началась война?
- Что делал он вместе о взрослыми?
- В каком году Володя добровольно ушёл в армию?
- Когда его имя стало известно всем защитникам Ленинграда?
- Какой подвиг совершил Володя?
- Какое звание присвоили Володе?
Солдату было шесть лет.
Это было во время войны. Разведчики нашли в лесу маленького мальчика. Он был голодный, грязный.
Разведчики завернули его в шинель и перенесли через линию фронта. Мальчики выкупали, накормили. Звали его Сережей.
Серёжа стал сыном полка. Он разносил солдатам письма, газеты, помогал как мог.
Однажды вместе майором Воробьёвым Серёжа возвращался передовой. Вдруг немцы открыли огонь. Майор оставил Серёжу в траншее и побежал на командный пункт. Скоро огонь начал стихать. Серёжа пробрался на командный пункт и увидел на его месте огромную воронку.
- Товарищ командир! Дяденька Воробьёв! –звал Серёжа . Послышались стоны. Серёжа стал разгребать землю, но вход в землянку был завален брёвнами. Тогда мальчик позвал на помощь солдат. Юному солдату вручили медаль «За боевые заслуги». Солдату было всего шесть лет.
1. Кого нашли разведчики в лесу?
2. Кем стал Серёжа?
3. Откуда однажды возвращался Серёжа вместе с майором Воробьёвым?
4. Как Серёжа спас майора?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осознанное чтение слов, предложений и коротких текстов.
Цель: формирование навыка плавного, правильного, осознанного, выразительного чтения; формирование у учащихся учебно-познавательного интереса к чтению.Задачи:способствовать развитию устной р...
Тексты для проверки осознанности чтения в 4 классе
Для проверки осознанности чтения можно использовать тексты с пропущенными словами. Обучающимся предлагается задание: прочитать текст и вставить по смыслу слова....
Мастер-класс по теме: "Приёмы обучения осознанному чтению на уроках в начальной школе"
Некоторые приёмы работы над осознанностью чтения на уроках литературного чтения и математики в начальных классах....
Тема по самообразованию "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ВЫРАБОТКЕ ПРАВИЛЬНОГО И ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ"
Этот материал может пригодиться учителям начальных классов...
Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.
- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...
Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"
Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения" (описание и презе...
Осознанное чтение. Подборка текстов с заданием.
Самая важная работа учителя начальных классов - научить читать. Но еще важнее - научить понимать прочитанное. Это сложный ежедневный труд учителя.Каждый день я уделяю по 15-20 минут для такой работы. ...