конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Менская Марина Александровна

Упражнения в написании слов с буквами и, а, у после шипящих

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ  «Гимназия №1»

г. Липецка

ФИО учителя

Менская Марина Александровна

Предмет

Русский язык

Класс

2

УМК

Школа 2100

Тема урока

Упражнения в написании слов с буквами и, а, у после шипящих

Тип урока

Урок  закрепления изученного

Технология

Технология проблемно-развивающего обучения

Технологическая карта урока

Тема урока

Упражнения в написании слов с буквами и, а, у после шипящих

Цели урока

  • Закрепление умения правильно обозначать на письме сочетания жи- ши, ча – ща, чу-щу.
  • Развитие речи, внимания, памяти, мыслительных операций : анализ, обобщение, сравнение; расширение словарного запаса
  • Воспитание интереса к урокам русского языка.

Планируемый  результат обучения

Раскрыть базовые национальные ценности:

патриотизм, искусство и литература, природа.

Личностные УУД

- формировать способность к самооценке;

- формировать чувство удовлетворения от выполненной работы

Познавательные УУД

- формировать умение  применять полученные знания

Коммуникативные УУД

- формировать собственное мнение,

 умение вести диалог и работать в группах.

Регулятивные УУД

- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока и отдельного задания;

- формировать умение контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, музыка.

Ресурсы

Н.А. Исаева «Рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс», В.Т. Голубь «Текстовые тренажёры 2 класс»

Этапы урока

Формируе-

мые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, предполагаемые ответы

Самоопре-деление к деятельнос-ти

Личностные (Л),

Регулятивные (Р)

- За окном последние зимние деньки.

Совсем не хочется сидеть за партой! Но…

Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание -
Помоги нам потрудиться.
Мы пришли сюда учиться.

Слушают и проговаривают вместе с учителем рифмовку.

Актуализа-ция знаний

Познаватель-ные (П), Р, Л

  Запишите дату.

Напишите «Классная работа».

- Что обычно мы делаем в начале урока?

Сегодня мы пишем гласные ы  я  ю простым карандашом .

После каких согласных эти буквы писать нельзя?

Думаю, вы догадались, какая тема нашего урока.

Эти буквосочетания запишем на минутке чистописания.

Дети пишут.

- Минутку чистописания

Дети пишут.

Ж, ш, ч,щ.

Орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Дети пишут: жи ши ча ща чу щу

Объявление темы урока , постановка учебной задачи, планирова-ние деятельнос-ти

Личностные

(Л),

познаватель-ные (П), регулятивные

(Р)

- Чему вы будете учиться на уроке?

Это цель урока.

Верно.

Составим план работы для достижения цели.

- С чего начнем работу?

( С повторения)

Дальше нам надо определить, в каких случаях  буквосочетания не являются орфограммой. Какой метод поможет?

 ( Наблюдение).

Следующий этап – тренировочные упражнения. 

Последний – подведём итог урока. 

Писать слова с буквосочетания-ми жи-ши,ча-ща.-щу:

1.Воспринимать  на слух слова с буквосочетания-ми жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2. Находить в словах эти орфограммы.

3. Обозначать графически буквосочетания.

  1. ПОВТОРЯЕМ
  2. НАБЛЮДАЕМ
  3. УПРАЖНЯ-ЕМСЯ

Повторение

Наблюдение

П, Р, К

П, Р

- А сейчас мы отправимся на рыбалку.    Возьмите удочку, наживку, свои знания и попробуйте всех удивить необыкновенным уловом. За каждую пойманную рыбку поставьте + на полях

Орфографический диктант:

- Если услышите слово с орфограммой, запишите его:

Машина, мачта, угощу,

ребятишки, мчатся, шустрый, расскажи,

подвижный,  прощать

- Проверьте свою работу (на экране слова, которые дети должны были записать).

- У кого всё без ошибок, поставьте на полях +

- Назовите фамилию известного писателя, путешественника, мореплавателя. Многие его рассказы посвящены животным Индии – слонам, обезьянам.

Какая орфограмма есть в его фамилии?

А этот автор не только писал о животных, но и сопровождал свои рассказы замечательными рисунками.

Кто автор Мухи- Цокотухи и доктора Айболита?

ВЫВОД: Эти орфограммы могут встречаться в фамилиях людей. А если это -  фамилии, значит, надо не забыть и ещё об одной орфограмме …

А что такое орфограмма?

Где наглядно можно проследить расхождение между произношением и написанием?

Разберём фонетически слово Житков (3 орфо-граммы)

 

Дети определяют пропущенную букву в словах

Дети записывают только слова машина, угощу, мчатся, расскажи, прощать.

В остальных словах сочетания букв не являются орфограммой.

Дети называют фамилии, учитель записывает на доске, а дети в тетрадях Вызванный ученик подчёркивает орфограмму.

Б. Житков

Е. Чарушин

В этой фамилии две орфограммы: ча , ши

К. Чуковский.

…заглавной букве!

Орфограмма – это написание по правилу.

В звуко-буквенном анализе слова.

Житков –

[ж ы т к о ф]-

2 слога, 6 букв,

6 звуков

Наблюде-ние, исследова-ние

К, П,

Дифференцированная работа в парах

-Откройте  рабочие тетради на с.53 и выполните любые по сложности 3 задания.

 

В  задании№7 выполнить морфемный разбор однокоренных слов

чудо, чудеса, чудесный

Проверка 10 задания является  ВЫВОДОМ для этого этапа урока

Дети в парах выполняют 3

из 10 заданий по выбору.

3 человеку у доски выполняют разбор слов

Л, Р,

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Пришло время отдохнуть

Дети поют песню «Музыка (Мы такие разные)»,

свободно двигаются под музыку, смотрят презентацию со своими фотографиями

Самостоя-тельная работа, включение в систему знаний

 К, Р, П

Работа в группах с текстовыми тренажёрами.

Класс делится на  группы по 4 человека.

Детям каждой группы предлагается исследовать текст и найти слова с изучаемыми орфограммами.

Как видим, в каждом тексте нашлись слова с изучаемыми орфограммами.

-Выпишите одно предложение по выбору и подчеркните грамматическую основу.

Учащиеся находят и выписывают слова из текста, графически обозначают орфограммы.

С. 76 (сначала, чудесница, малыши, щебечут)-4 предл.

С.86(ночуют, ищут, вершине, распушили, тишина)-последн.

ВЫВОД: орфограммы ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ часто встречаются. Нужно хорошо помнить правило и не допускать ошибок.

Учащиеся самостоятельно выписывают предложения.

 По вызову учителя дети называют грамматическую основу.

П, Л

- Думаю, многие из вас встречались с этими орфограммами в названиях географических объектов.

Взгляните на карту Липецкой области:

Недалеко от г.Липецка деревня Частая Дубрава;

к северо-запападу от областного центра—деревня Пищулино;

к югу село Пружинки;

через нашу область протекает река Красивая Меча;

на юго-востоке деревня Даньшино (Учитель показывает на карте названные объекты)

Дети называют орфограмму, которую услышали.

ВЫВОД: орфограммы ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ часто встречаются в жизни. Необходимо помнить правило о написании этих орфограмм.

Рефлексия

Р, Л

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

(На слайде вопросы алгоритма самооценки деятельности:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты делал  всё сам или с чьей-то помощью?)

Учитель даёт оценку отвечавшим ученикам и выставляет отметки.

Ответы детей по алгоритму самооценки

Я узнал…

Я научился…

Меня обрадовало…

Меня огорчило…

Дом. Зад.

Л, К

Упр. 178, найти на карте России названия географических объектов с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...