Урок по обучению грамоте "Чтение слов с буквой я"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Это урок обучения грамоте, урок закрепления. Дети попадают в страну  Обучения грамоте и путешествуют по ней. Читаю слова, слоги , где есть буква я и делают выводы, что если слышим твёрдый согласный звук а, то и пишем букву а, а если слышим мягкий согласный и звук а, то пишем букву я. На уроке  ставится цель формировать  у обучающихся представления о функциях буквы я; совершенствовать навыки чтения; развивать фонематический слух, логическое мышление; воспитывать интерес к чтению.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтение слов с буквой Я.

Слайд 2

ЗАГАДКА Буквы- значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд, Каждый в условленном месте стоит А называется строй………

Слайд 3

АЛФАВИТ

Слайд 5

На ма ла ра ба Ня мя ля ря бя

Слайд 6

мя мята тя тяга ля коляска ря коряга б я кулебяка

Слайд 9

ФИЗМИНУТКА

Слайд 10

ЗАЯЦ ЗМЕЯ

Слайд 11

красная сладкая ароматная крупная садовая лесная

Слайд 12

Ягода

Слайд 14

ТЕСТ 1) ЯОУА 2) Яша 3) малина 4) тетрадь

Слайд 15

ОТВЕТЫ 1) Я 2) 4 3) ли 4) 2



Предварительный просмотр:

Открытый урок по обучению грамоте в 1»Б» классе

Кл. рук.: Вахтина Л. Г.

Тема: Чтение слов с буквой Я

Цель: формировать о обучающихся представления о функциях буквы я; совершенствовать навыки чтения; развивать фонематический слух, логическое мышление; воспитывать интерес к чтению

Ход урока

1. Орг. момент.

-Проверим готовность к уроку.

-Итак сегодня нас ждет путешествие по великой стране Обучение грамоте. А чтобы туда попасть, надо отгадать загадку:

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит

А называется строй……..(Алфавит)

2. Включение в учебную деятельность. (открыть доску)

-Ну вот мы и попали в волшебный город. А народ в стране Обучения грамоте особенный- это звуки и буквы.

-Кто знает, чем отличается звук от буквы? (звуки слышим и произносим, а буквы видим и пишем)

-Сколько букв в русском алфавите? (33)

-Все буквы делятся на 3 группы, 2 из них мы с вами уже знаем.

-Какие это группы? (гласные и согласные)

Чем отличаются гласные от согласных? (гласные поются, воздух свободно проходит, а согласные не поются)

-Заглянем в домик гласных и перечислим буквы, которые мы уже с вами знаем.

-Читаем хором буквы.

-А почему в этом домике 2 этажа?

-Что вы знаете о буквах на верхнем этаже? (они гласные, бывают ударные и безударные)

 -А кто расскажет о буквах нижнего этажа? (они гласные, бывают ударные и безударные)

-А какие буквы хитрые?

-А в чем их хитрость?

-Идем дальше в домик согласных. Назовём хором буквы, которые мы изучили.

_Здесь тоже 2 этажа.

-Какие буквы живут на верхнем этаже? (согласные, бывают твёрдые или мягкие, звонкие)

_А на нижнем? (согласные, бывают твёрдые или мягкие, глухие)

-А кто помнит, что это за буквы? бп, гк, дт, зс? (парные)

3. Закрепление изученного материала.

-С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? (я)

-Что вы можете о ней рассказать? (гласная, бывает ударная или безударная, обозначает два звука в начале слова и после гласного звука)

-Сегодня продолжаем работу с этой буквой.

-Читаем парами вслух.

на  ма  ла  ра  ба  па  ва  да  та  за

ня  мя  ля  ря  бя  пя  вя  дя  тя  зя

Посмотрите на верхнюю строчку.

- Какие в слогах все согласные? ( твердые)

А что мы слышим после твердых согласных? Какой звук? (а)

А какую букву пишем?

А на второй строчке какие согласные? (мягкие)

А что слышим после этих мягких согласных? (звук а)

А пишем? (букву я)

Вывод: Если слышим твёрдый согласный и звук (а), то пишем букву а, если слышим мягкий согласный и звук (а), то пишем букву я.

-Сколько звуков обозначает здесь буква я? (1)

-Продолжаем работу.

-Чтение слов и слогов:

мя         тя            ля               ся          дя           ря           бя

мята      тяга        коляска      босяк     дятел      коряга   кулебяка

Кулебяка- пирог с начинкой

Босяк-

Тяга- к знаниям, в реактивном двигателе (ускорение)

Вывод: После мягких согласных звуков в слогах пишется буква Я. Она напоминает нам, что согласные буквы перед ней при произношении вслух надо читать мягко.

-Отгадайте о ком идёт речь?

Зимой беленький

А летом серенький

Никого не обижает,

А сам всех боится? (заяц)

Кто длиннее чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя,

По земле ползёт….(змея)

4. Физминутка.

5. Продолжение работы.

-Чем похожи слова, есть ли в них буква я?

-Сколько звуков она здесь обозначает?

-Сколько букв в слова? А звуков?

В слове заяц- 4 буквы и 5 звуков, в слове змея- 4 буквы и 5 звуков.

6. Работа с текстом.

-Красная, сладкая, ароматная, крупная, садовая, лесная.

-Что вы представили? (Ягода)

-Какие ягоды вы знаете? (вишня, смородина, малина)

-Что общего у этих слов? Что они обозначают? (признак предмета)

А чем еще похожи все эти слова? ( на конце есть буква я)

Азбука с. 115 текст «Земляника».

-Читаем вполголоса.

Включить интерактивную доску!!!!!

-Что вы прочитали? (текст)

-О чём прочитали в тексте?

Вопросы: Что Катя ответила о землянике?

Как Валя описал землянику?

Что на это ответила Катя?

Что Оля рассказала о землянике?

Как Коля разрешил спор девочек?

-Повторное чтение текста по ролям.

-Найдите слова в которых есть буква Я.

-В каких словах она дает два звука?

7. Тест

1. ЯОУА (выпиши букву, которая лишняя)

2. Сколько звуков в слове Яша?

3. Малина (выпиши ударный слог)

4. тетрадь (сколько слогов в слове)

8. Итог урока.

Рефлексия.

Что мы с вами делали на уроке? (читали слова, слоги с буквой я, отгадывали загадки)

Что мы с вами знаем про букву я? (два звука)

-Оцените свою работу на уроке кружком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Письмо строчной буквы «в»"

Данные уроки учитель может использовать полностью или частично, творчески реализуя в собственной педагогической практике с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учеников....

Конспект урока по обучению грамоте "Звук ш, буквы Ш ш"

Тема:  Звук ш, буквы Ш  ш. Закрепление пройденных букв. Цель: Повторение и закрепление ранее изученных букв. Задачи: 1.Продолжать учить читать  свободно и находить слова с сочетанием ...

Разработка урока по обучению грамоте "Звук и буква Ш" для глубоко - умственно - отсталых детей

Создание игровых ситуаций в период обучения грамоте повышает познавательную активность и интерес к учебной деятельности. Урок помогает познакомиться с новым звуком и буквой, закрепить произношение зву...

Урок по обучению грамоте по теме "Буквы Гг, звуки Гг"(на тат.языке)

Аннотация к уроку.Урок обучения грамоте "Знакомство с буквой Г г " 1 класс Самигуллина Ляйсан Зиннуровна «Методическая разработка проекта современного урока»  Краткая аннотация работы...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс буква " Заглавная буква у "

Подробный конспект урока, прилагается презентация....