Урок русского языка в 1, 2 классах "Слова - предметы"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Данный урок проводился в малокомплектной школе в 1 и 2 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок для малокомплектной школы409.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в1 и 2 классах.    УМК «Школа России»

Разработала учитель начальных классов

Матвеева Елена Николаевна

Тема: « Имя существительное  как части речи» (2 класс) «Слова – предметы» (1 класс)

Цель: способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название;

Задачи:

  1. Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета;
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  привитию у воспитанников  интереса к русскому языку.
  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся.
  5. Планируемые результаты:

Предметные: 

  • научатся находить имена существительные, отличать их от других частей речи;
  •  определять  значение имени существительного;
  • соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  •  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и   аргументировать свою точку зрения;

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных      ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить  выходы из спорных ситуаций;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Тип урока:  урок-открытие нового знания.

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковый.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: компьютер.

Ход урока

Орг. момент.

-Прозвенел звонок и смолк – начинается урок.

-Вы сегодня рано встали? (Да)

-На урок не опоздали?  (Нет)

Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь

1.Работа с загадкой    (слайд 1)

-Сегодняшний урок я бы хотела начать с такой загадки:  «Кто ворчит и почту носит? Иногда приходит в гости с целым ворохом газет. Догадались или нет?».

Запишите красиво число и классная работа.

-Подберите однокоренное слово к слову почтальон -  почта (запишите, выделите корень)

- Сегодня перед уроком почтальон Печкин принёс вам телеграмму « Я забыл какие слова отвечают на вопрос КТО? А какие на вопрос ЧТО? Помогите вспомнить. Дядя Фёдор»

II. Целепологание   (слайд 2)

- Что будем делать?   (-Искать)

- Какие у вас возникли вопросы?

-Как называется?     -На какие вопросы отвечает?    -Что обозначает?

-Какова цель нашего урока?

 1) познакомимся с новой частью речи и научимся распознавать её среди других частей речи.

III. Открытие нового  материала.

1.- Печкин оставил нам вот этот конверт, что это? (Письмо) 

Давайте посмотрим, что внутри. (Листочки с заданиями: записать одним словом)

- Движение воздуха-….(ветер)

- Сильный ветер со снегом…(метель)

- Ненастье с громом и молнией….(гроза)

- Прочитайте ещё раз записанные слова. Что вы можете сказать о них?

- Отвечают на вопрос что?  И обозначают явления природы.


                                           ЧТО? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ   (слайд 3)

-На каком предмете мы говорим об этих явлениях? («Окружающий мир»)                                                               

2.-А в сумке Печкина ещё и бандероль лежит.  Давайте посмотрим, что в ней. (Заяц, медведь, морковка, карточка с задачей) (слайд 4)

-Заяц съел 3 морковки, а медведь 4 яблока.  Сколько всего яблок и морковок съели зверюшки?

- Молодцы. –О ком говорится в задаче?

- Как одним словом назвать эти слова? (животные)

-Запишите названия этих животных и выпишите из словаря ещё три слова.    -Какие орфограммы в словах.

-Кто помог справиться с этим заданием?  

-Как их одним словом назвать?   (люди)

- На какой вопрос отвечают эти слова?    (Кто?)

                            КТО? ЖИВОТНЫЕ, ЛЮДИ   (слайд 5)

-На каком уроке мы сейчас побывали?  (на уроке «Математики»)

Печкин просит вас открыть  учебник русского языка  с 45.

 Интересно, что там может нам помочь?  (Работа с правилом)

Самостоятельная работа по  упражнению № 75. (Взаимопроверка)

Оцените свою работу на данном этапе урока. (Смайлики)

-Ребята, Печкин прислал вам открытку. Посмотрите, какая она красивая!

 -Это репродукция картины Серова Федота Васильевича «Катание с горы»

-А какие чувства у ребятишек?    (радость, веселье, восторг)

 Как вы думаете, почему дети такие весёлые? Давайте составим по этой иллюстрации небольшой текст. (Устно)

 (вместе с 1 классом)

- Ребята, а что ещё можно найти в сумке у почтальона? И у нашего Печкина в сумке лежит журнал. Ой, из него выпали какие – то листочки. Помогите мне, пожалуйста, их собрать. (Работа с деформированным текстом по карточкам)  

Прочитайте, что у вас получилось.

- Из какого произведения эти строки? («Берёза» Сергей Есенин)

- Какое время года описано в стихотворении?  (зима)

-Запишите несколько имён существительных относящихся к зиме.

 Развитие речи: придумать предложения  разные по цели высказывания о берёзе.

-На каком уроке мы побывали?  («Литературное  чтение»)

Оцените свою работу на данном этапе урока. (Смайлики)

IV.ОБОБЩЕНИЕ   (слайд 9)

1.-  На какие вопросы  отвечают слова о которых мы сегодня говорили?

-Какие слова отвечают на вопрос кто?  

-Какие слова отвечают на вопрос что?

-Как одним словом назвать эти все слова?

-А мы можем эти предметы увидеть, услышать, потрогать, представить ?

-Значит, они существуют?

 - Как назвать их одним словом? (Имя существительное)

2.Работа в учебнике с правилом -стр.45  , упражнение №74

-Что-то новое  узнали?

- Значит, мы достигли своей цели, помогли  Дяде Фёдору вспомнить важное слово. А чтобы он запомнил его ещё, лучше давайте  повторим правило все вместе.

v.Закрепление изученного. Работа в учебнике. (слайд 11)

1.  Упр.76  стр.45 –устно

VI. Итог урока

 О какой части речи говорили сегодня?

-На какие вопросы отвечают имена существительные?

VII. Домашнее задание:  с 45 учить правило, упражнение  № 77.

VIII. Рефлексия

Ребятам предлагается оценить свои знания и составить весенний букет.

 - Если вам было на уроке всё понятно, задания выполняли легко и не испытывали трудностей, прикрепите подснежник.

 - Если вы испытывали незначительные затруднения, обращались за помощью к учителю или ребятам, прикрепите незабудку.

 - Если вы постоянно прибегали к помощи, но испытывали интерес к работе, прикрепите одуванчик.

 На доске появляется букет из разных цветов. Ребята делятся своими впечатлениями об уроке.

 

« Я забыл какие слова отвечают на вопрос КТО? А какие на вопрос ЧТО? Помогите вспомнить.

Дядя Фёдор»

«Кто ворчит и почту носит? Иногда приходит в гости с целым ворохом газет. Догадались или нет?».

-Заяц съел 3 морковки, а медведь 4 яблока.  Сколько всего яблок и морковок съели зверюшки?

*тетрадь, ученик, пенал, ручка

* врач, бинт, вата, зелёнка

*телёнок, лошадь, овца, коровник

*марка, почтальон, газета, конверт

*сестра, брат, дом, родители

     лес - __________________

     сад - __________________

     гриб - _________________

ХОД  УРОКА:

I.ОРГМОМЕНТ     

-Прозвенел звонок и смолк – начинается урок.

-Вы сегодня рано встали? (Да)

-На урок не опоздали?  (Нет)

Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь

1.Работа с загадкой    (слайд 1)

-Сегодняшний урок я бы хотела начать с такой загадки:  «Кто ворчит и почту носит? Иногда приходит в гости с целым ворохом газет. Догадались или нет?».

2)  Минутка чистописания:            

 Внимательно посмотрите, какие буквы здесь спрятались?

 (Т, А, Д,  ) Та та  ДА да ЛА ла

- Назовите гласные буквы.

- Назовите  согласные буквы.

Слайд                          Почтальон    почта

- Какое слово  отвечает на вопрос КТО? (одуш.)

- Какое слово  отвечает на вопрос ЧТО? (неодуш.)

- Печкин принёс вам телеграмму « Запишите красиво число и классная работа. Дядя Фёдор»

Сообщение темы и цели урока.

 - Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

1. Слова, обозначающие предметы.      

- Правильно, сегодня мы продолжим учиться ставить вопросы к словам, обозначающие предметы и распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные

Самостоятельная работа по карточкам

       Запиши слова в 2 столбика:

  ЧАЙНИК,  ЩУКА, ГАЗЕТА,  

  ЖИРАФ, МАЛИНА, МАЛЫШИ

                      КТО?                     ЧТО?

Какие орфограммы встретились в этих словах?

V. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА:

  1. Пальчиковая гимнастика:

- Давайте подготовим к работе наши руки.

        Вот помощники твои – правая и левая,

        Их как хочешь поверни, и они всё сделают.

        Руки требуют заботы, ведь полно у них работы

Письмо по памяти

Показывается 6  картинок, дети запоминают и пишут в тетради. Опасные места подчеркиваются.

-сапоги, собака, петух, медведь, сорока, лопата

 (Бандероль от Печкина)

Проверка.           Оценивание.

- Найдите  слова, которые состоят из 2 слогов? из 3 слогов?

-  Отвечают на вопрос кто? что?

Физминутка:           

  1. Упражнение на употребление в речи слов, обозначающих предметы:

1) Фронтальная работа

А) - Давайте представим, что мы шагаем по лесу.

- Рассмотрите картину.                                                        

Назовите, кто живет в лесу. Потом, что растет в лесу.

Кто?....

Что?....

Вывод:    - Почему мы к этим словам задаем вопросы кто? что?

Гимнастика для глаз:              

Проведём, друзья, сейчас мы гимнастику для глаз:

Вправо-влево посмотрели, глазки все повеселели.

Снизу – вверх и сверху – вниз, ты, глазок наш, не ленись.

Быстро глазками моргаем, крепко глазки закрываем:

1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать.

б) Составление предложений по картинкам и словам:   

                                                                                                       CRCTR052

                 OBJ096

   Сочная                   нужна                .     ;

                                                                          SQRLMUSH

             собирает на зиму               .              MUSHRM1

- Прочитайте предложения, которые вы записали. Назовите слова, обозначающие предметы.

4) Закрепление.

Работа в парах (карточки)

А) Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

-Из каждой группы слов исключите одно лишнее. Объясните свой выбор:

*тетрадь, ученик, пенал, ручка

* врач, бинт, вата, зелёнка

*телёнок, лошадь, овца, коровник

*марка, почтальон, газета, конверт

*сестра, брат, дом, родители

-Какие слова отвечают на вопрос КТО?

-Какие слова отвечают на  вопрос ЧТО?

Проверка.   Оценивание

Б) На столе лежит карточка с заданием:

А. Образовать  слова, которые отвечают на вопрос «КТО?»

     лес - __________________

     сад - __________________

     гриб - _________________

Б. Образовать слова, которые отвечают на вопрос «ЧТО?»

VII. ИТОГ УРОКА: 

«О людях и животных мы спрашиваем – КТО?

 О неживых предметах и явлениях мы спрашиваем – ЧТО?»                                    

-  Все молодцы, работали старательно и внимательно.

Скоро  прозвенит звонок, и закончится урок.

Верю я, что наш урок всем пойдёт ребятам впрок.

Рефлексия.

 Ребятам предлагается оценить свои знания и составить весенний букет.

 - Если вам было на уроке всё понятно, задания выполняли легко и не испытывали трудностей, прикрепите подснежник.

 - Если вы испытывали незначительные затруднения, обращались за помощью к учителю или ребятам, прикрепите незабудку.

 - Если вы постоянно прибегали к помощи, но испытывали интерес к работе, прикрепите одуванчик.

 На доске появляется букет из разных цветов. Ребята делятся своими впечатлениями об уроке.

« Запишите красиво число и классная работа.

 Дядя Фёдор»

Запиши слова в 2 столбика:

  ЧАЙНИК,  ЩУКА, ГАЗЕТА,  

  ЖИРАФ, МАЛИНА, МАЛЫШИ

                      КТО?                     ЧТО?

Запиши слова в 2 столбика:

  ЧАЙНИК,  ЩУКА, ГАЗЕТА,  

  ЖИРАФ, МАЛИНА, МАЛЫШИ

                      КТО?                     ЧТО?

*тетрадь, ученик, пенал, ручка

* врач, бинт, вата, зелёнка

*телёнок, лошадь, овца, коровник

*марка, почтальон, газета, конверт

*сестра, брат, дом, родители

     лес - __________________

     сад - __________________

     гриб - _________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Одушевленные и неодушевленные предметы"

Конспект урока - Одушевленные и неодушевленные предметы...

Урок русского языка. "Слова, которые называют предметы, признаки предметов, действия предметов." 1-ый класс.

Урок русского языка по теме "Слова, которые называют предметы, признаки предметов, действия предметов." 1 - ый класс. Программа "Школа России."...

презентация к уроку русского языка (слова, обозначающие действие предметов)

Презентация к уроку русского языка в коррекционной школе VIII вида. Слова, обозначающие действия предметов....

Урок русского языка.Имена существительные, обозначающие предметы и явления. 2 класс

Урок русского языка во 2 классе по УМК "Школа России" ФГОС.Презентация....

Презентация к уроку русского языка " Слова,обозначающие действия предметов", 1 класс

Данная презентация для проведения урока в 1 классе по русскому языку....

Урок русского языка: "Суффиксы слов, называющих предметы"

Урок комплексного применения знаний....