Урок русского языка в 1, 2 классах "Слова - предметы"
план-конспект урока по русскому языку на тему
Данный урок проводился в малокомплектной школе в 1 и 2 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок для малокомплектной школы | 409.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в1 и 2 классах. УМК «Школа России»
Разработала учитель начальных классов
Матвеева Елена Николаевна
Тема: « Имя существительное как части речи» (2 класс) «Слова – предметы» (1 класс)
Цель: способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название;
Задачи:
- Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета;
- Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
- Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, привитию у воспитанников интереса к русскому языку.
- Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся.
- Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся находить имена существительные, отличать их от других частей речи;
- определять значение имени существительного;
- соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Тип урока: урок-открытие нового знания.
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковый.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: компьютер.
Ход урока Орг. момент. -Прозвенел звонок и смолк – начинается урок. -Вы сегодня рано встали? (Да) -На урок не опоздали? (Нет) Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь 1.Работа с загадкой (слайд 1) -Сегодняшний урок я бы хотела начать с такой загадки: «Кто ворчит и почту носит? Иногда приходит в гости с целым ворохом газет. Догадались или нет?». Запишите красиво число и классная работа. -Подберите однокоренное слово к слову почтальон - почта (запишите, выделите корень) - Сегодня перед уроком почтальон Печкин принёс вам телеграмму « Я забыл какие слова отвечают на вопрос КТО? А какие на вопрос ЧТО? Помогите вспомнить. Дядя Фёдор» II. Целепологание (слайд 2) - Что будем делать? (-Искать) - Какие у вас возникли вопросы? -Как называется? -На какие вопросы отвечает? -Что обозначает? -Какова цель нашего урока? 1) познакомимся с новой частью речи и научимся распознавать её среди других частей речи. III. Открытие нового материала. 1.- Печкин оставил нам вот этот конверт, что это? (Письмо) Давайте посмотрим, что внутри. (Листочки с заданиями: записать одним словом) - Движение воздуха-….(ветер) - Сильный ветер со снегом…(метель) - Ненастье с громом и молнией….(гроза) - Прочитайте ещё раз записанные слова. Что вы можете сказать о них? - Отвечают на вопрос что? И обозначают явления природы.
-На каком предмете мы говорим об этих явлениях? («Окружающий мир») 2.-А в сумке Печкина ещё и бандероль лежит. Давайте посмотрим, что в ней. (Заяц, медведь, морковка, карточка с задачей) (слайд 4) -Заяц съел 3 морковки, а медведь 4 яблока. Сколько всего яблок и морковок съели зверюшки? - Молодцы. –О ком говорится в задаче? - Как одним словом назвать эти слова? (животные) -Запишите названия этих животных и выпишите из словаря ещё три слова. -Какие орфограммы в словах. -Кто помог справиться с этим заданием? -Как их одним словом назвать? (люди) - На какой вопрос отвечают эти слова? (Кто?) КТО? ЖИВОТНЫЕ, ЛЮДИ (слайд 5) -На каком уроке мы сейчас побывали? (на уроке «Математики») Печкин просит вас открыть учебник русского языка с 45. Интересно, что там может нам помочь? (Работа с правилом) Самостоятельная работа по упражнению № 75. (Взаимопроверка) Оцените свою работу на данном этапе урока. (Смайлики) -Ребята, Печкин прислал вам открытку. Посмотрите, какая она красивая! -Это репродукция картины Серова Федота Васильевича «Катание с горы» -А какие чувства у ребятишек? (радость, веселье, восторг) Как вы думаете, почему дети такие весёлые? Давайте составим по этой иллюстрации небольшой текст. (Устно) (вместе с 1 классом) - Ребята, а что ещё можно найти в сумке у почтальона? И у нашего Печкина в сумке лежит журнал. Ой, из него выпали какие – то листочки. Помогите мне, пожалуйста, их собрать. (Работа с деформированным текстом по карточкам) Прочитайте, что у вас получилось. - Из какого произведения эти строки? («Берёза» Сергей Есенин) - Какое время года описано в стихотворении? (зима) -Запишите несколько имён существительных относящихся к зиме. Развитие речи: придумать предложения разные по цели высказывания о берёзе. -На каком уроке мы побывали? («Литературное чтение») Оцените свою работу на данном этапе урока. (Смайлики) IV.ОБОБЩЕНИЕ (слайд 9) 1.- На какие вопросы отвечают слова о которых мы сегодня говорили? -Какие слова отвечают на вопрос кто? -Какие слова отвечают на вопрос что? -Как одним словом назвать эти все слова? -А мы можем эти предметы увидеть, услышать, потрогать, представить ? -Значит, они существуют? - Как назвать их одним словом? (Имя существительное) 2.Работа в учебнике с правилом -стр.45 , упражнение №74 -Что-то новое узнали? - Значит, мы достигли своей цели, помогли Дяде Фёдору вспомнить важное слово. А чтобы он запомнил его ещё, лучше давайте повторим правило все вместе. v.Закрепление изученного. Работа в учебнике. (слайд 11) 1. Упр.76 стр.45 –устно VI. Итог урока О какой части речи говорили сегодня? -На какие вопросы отвечают имена существительные? VII. Домашнее задание: с 45 учить правило, упражнение № 77. VIII. Рефлексия Ребятам предлагается оценить свои знания и составить весенний букет. - Если вам было на уроке всё понятно, задания выполняли легко и не испытывали трудностей, прикрепите подснежник. - Если вы испытывали незначительные затруднения, обращались за помощью к учителю или ребятам, прикрепите незабудку. - Если вы постоянно прибегали к помощи, но испытывали интерес к работе, прикрепите одуванчик. На доске появляется букет из разных цветов. Ребята делятся своими впечатлениями об уроке.
« Я забыл какие слова отвечают на вопрос КТО? А какие на вопрос ЧТО? Помогите вспомнить. Дядя Фёдор» «Кто ворчит и почту носит? Иногда приходит в гости с целым ворохом газет. Догадались или нет?». -Заяц съел 3 морковки, а медведь 4 яблока. Сколько всего яблок и морковок съели зверюшки? *тетрадь, ученик, пенал, ручка * врач, бинт, вата, зелёнка *телёнок, лошадь, овца, коровник *марка, почтальон, газета, конверт *сестра, брат, дом, родители лес - __________________ сад - __________________ гриб - _________________ | ХОД УРОКА: I.ОРГМОМЕНТ -Прозвенел звонок и смолк – начинается урок. -Вы сегодня рано встали? (Да) -На урок не опоздали? (Нет) Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь 1.Работа с загадкой (слайд 1) -Сегодняшний урок я бы хотела начать с такой загадки: «Кто ворчит и почту носит? Иногда приходит в гости с целым ворохом газет. Догадались или нет?». 2) Минутка чистописания: Внимательно посмотрите, какие буквы здесь спрятались? (Т, А, Д, ) Та та ДА да ЛА ла - Назовите гласные буквы. - Назовите согласные буквы. Слайд Почтальон почта - Какое слово отвечает на вопрос КТО? (одуш.) - Какое слово отвечает на вопрос ЧТО? (неодуш.) - Печкин принёс вам телеграмму « Запишите красиво число и классная работа. Дядя Фёдор» Сообщение темы и цели урока. - Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? 1. Слова, обозначающие предметы. - Правильно, сегодня мы продолжим учиться ставить вопросы к словам, обозначающие предметы и распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные Самостоятельная работа по карточкам Запиши слова в 2 столбика: ЧАЙНИК, ЩУКА, ГАЗЕТА, ЖИРАФ, МАЛИНА, МАЛЫШИ КТО? ЧТО? Какие орфограммы встретились в этих словах? V. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА:
- Давайте подготовим к работе наши руки. Вот помощники твои – правая и левая, Их как хочешь поверни, и они всё сделают. Руки требуют заботы, ведь полно у них работы Письмо по памяти Показывается 6 картинок, дети запоминают и пишут в тетради. Опасные места подчеркиваются. -сапоги, собака, петух, медведь, сорока, лопата (Бандероль от Печкина) Проверка. Оценивание. - Найдите слова, которые состоят из 2 слогов? из 3 слогов? - Отвечают на вопрос кто? что? Физминутка:
1) Фронтальная работа А) - Давайте представим, что мы шагаем по лесу. - Рассмотрите картину. Назовите, кто живет в лесу. Потом, что растет в лесу. Кто?.... Что?.... Вывод: - Почему мы к этим словам задаем вопросы кто? что? Гимнастика для глаз: Проведём, друзья, сейчас мы гимнастику для глаз: Вправо-влево посмотрели, глазки все повеселели. Снизу – вверх и сверху – вниз, ты, глазок наш, не ленись. Быстро глазками моргаем, крепко глазки закрываем: 1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать. б) Составление предложений по картинкам и словам:
Сочная нужна . ;
собирает на зиму . - Прочитайте предложения, которые вы записали. Назовите слова, обозначающие предметы. 4) Закрепление. Работа в парах (карточки) А) Дидактическая игра «Четвёртый лишний» -Из каждой группы слов исключите одно лишнее. Объясните свой выбор: *тетрадь, ученик, пенал, ручка * врач, бинт, вата, зелёнка *телёнок, лошадь, овца, коровник *марка, почтальон, газета, конверт *сестра, брат, дом, родители -Какие слова отвечают на вопрос КТО? -Какие слова отвечают на вопрос ЧТО? Проверка. Оценивание Б) На столе лежит карточка с заданием: А. Образовать слова, которые отвечают на вопрос «КТО?» лес - __________________ сад - __________________ гриб - _________________ Б. Образовать слова, которые отвечают на вопрос «ЧТО?» VII. ИТОГ УРОКА: «О людях и животных мы спрашиваем – КТО? О неживых предметах и явлениях мы спрашиваем – ЧТО?» - Все молодцы, работали старательно и внимательно. Скоро прозвенит звонок, и закончится урок. Верю я, что наш урок всем пойдёт ребятам впрок. Рефлексия. Ребятам предлагается оценить свои знания и составить весенний букет. - Если вам было на уроке всё понятно, задания выполняли легко и не испытывали трудностей, прикрепите подснежник. - Если вы испытывали незначительные затруднения, обращались за помощью к учителю или ребятам, прикрепите незабудку. - Если вы постоянно прибегали к помощи, но испытывали интерес к работе, прикрепите одуванчик. На доске появляется букет из разных цветов. Ребята делятся своими впечатлениями об уроке. « Запишите красиво число и классная работа. Дядя Фёдор» Запиши слова в 2 столбика: ЧАЙНИК, ЩУКА, ГАЗЕТА, ЖИРАФ, МАЛИНА, МАЛЫШИ КТО? ЧТО? Запиши слова в 2 столбика: ЧАЙНИК, ЩУКА, ГАЗЕТА, ЖИРАФ, МАЛИНА, МАЛЫШИ КТО? ЧТО? *тетрадь, ученик, пенал, ручка * врач, бинт, вата, зелёнка *телёнок, лошадь, овца, коровник *марка, почтальон, газета, конверт *сестра, брат, дом, родители лес - __________________ сад - __________________ гриб - _________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Одушевленные и неодушевленные предметы"
Конспект урока - Одушевленные и неодушевленные предметы...
Урок русского языка. "Слова, которые называют предметы, признаки предметов, действия предметов." 1-ый класс.
Урок русского языка по теме "Слова, которые называют предметы, признаки предметов, действия предметов." 1 - ый класс. Программа "Школа России."...
презентация к уроку русского языка (слова, обозначающие действие предметов)
Презентация к уроку русского языка в коррекционной школе VIII вида. Слова, обозначающие действия предметов....
Урок русского языка.Имена существительные, обозначающие предметы и явления. 2 класс
Урок русского языка во 2 классе по УМК "Школа России" ФГОС.Презентация....
Презентация к уроку русского языка " Слова,обозначающие действия предметов", 1 класс
Данная презентация для проведения урока в 1 классе по русскому языку....
Урок русского языка. Суффиксы слов, называющие предметы и признаки.
Конспект по русскому языку...
Урок русского языка: "Суффиксы слов, называющих предметы"
Урок комплексного применения знаний....
- Мне нравится (1)