Урок русского языка в 3 классе "Неопределенная форма глагола", Школа 2100
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе "Неопределенная форма глагола", Школа 2100. Урок предусматривает работу с выходом в Интернет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neopredelennaya_forma_glagola_3_klass_os_2100.rar | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учитель: Легоства В.А.
Предмет: Русский язык
Тема: «Неопределенная форма глагола»
Класс: 3
Автор учебника: Р.Н. Бунеев, Е.В Бунеева, О.В. Пронина
Продолжительность урока: 45 минут
Технологии: технология проблемного обучения, ИК-технологии, технология оценивания.
Оборудование: учебник русского языка, компьютер, интерактивная доска Activ Board, флипчарт, выполненные в данной программе, индивидуальные карточки с заданием, карточки – заготовки к составлению кластера.
Цель: Познакомить с особенностями глаголов в неопределенной форме.
Задачи: развивать умение ставить вопрос к глаголу неопределенной формы, находить глаголы неопределенной формы в тексте, самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений, развивать и обогащать речь детей, умение работать в паре и группе, умения слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Этапы урока | Содержательный материал | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
Мотивация на учебную деятельность | (ИД – 1) Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. Когда сумеешь взяться за дело – и снег загорит, когда не сумеешь - и масло не вспыхнет. - Объясните смысл пословицы. - Почему на уроке вспомнили эту пословицу? - Что необходимо вам делать, чтобы много знать? - Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете стараться и благодаря старанию приобретете новые знания и умения. | Обучающиеся воспринимают на слух пословицу, анализируют и сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Эта пословица о трудолюбии. Если человек старается, то он может сделать почти невозможное (снег не горит) Нам нужно стараться делать в жизни все хорошо, в том числе учиться в школе. | Личностные УУД: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Самоопределение необходимости и интереса предстоящей работы |
Актуализация знаний (ситуация успеха) | Индивидуальная работа: Блиц опрос Для того, чтобы систематизировать знания по теме «Глагол» мы с вами поиграем в игру «Да - нет». Я буду читать Вам утверждения, а вы, если согласны со мной будете хлопать в ладоши. Если не согласны, то исправите меня. Готовы? 1.Глагол - это часть слова. 2.Глаголы обозначают действие предмета. 3.Глагол делает нашу речь красивой, яркой. 4.Глаголы отвечают только на один вопрос что делают? 5.Слова лежит, спит, прыгает - это глаголы. 6.Глаголы изменяются по числам. 7.Глаголы изменяются по временам. 8.Все глаголы изменяются по родам. 9.Глаголы будущего времени обозначают действие, которое уже прошло. 10.Глагол прошедшего времени отвечает на вопрос что делал? ПРОВЕРКА Запись числа в тетради. - Откройте тетради, запишите дату, «Классная работа» Чистописание -ть, - ти, - чь - Почему я предложила эти буквосочетания? -Они вам о чем-нибудь говорят? | 2 ученика – словарная работа (на ИД) 1уч. – разбор слов как часть речи (в лесу -; весенние - ; у неё - ) 2 ученика – определить время глагола (на карточке) Приложение 1
(САМООЦЕНКА) Ответы детей. | Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД: Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре. |
Создание проблемной ситуации. | Самостоятельная работа. (в группе) Приложение 2 Прочитайте текст. Выпишите глаголы в столбик. Определите их время и число. В глаголах прошедшего времени выделите суффикс -л- П.в н.в ? - У всех ли глаголов вы определили время и число? - С какими глаголами возникла проблема? - Какое затруднение возникло? - Есть ли предположения, как можно назвать такие глаголы, у которых нельзя определить время и число? - На какой вопрос отвечают эти глаголы? Что ещё у них общего? - Можно ли у этих глаголов определить время? | Снег растаял. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые гнёзда. Поют дрозды, воркуют дикие голуби. Начинает зеленеть берёзовый лес. Над цветами стали кружить золотистые пчёлки. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья! - Нет С глаголами поправлять, зеленеть, кружить, иметь Не смогли задать нужный вопрос Обучающиеся высказывают предположения (гипотезы) - Что делать? - Оканчиваются на –ТЬ - Нет | |
Формулирование темы урока обучающимися | - И так, сформулируйте тему нашего урока (ТАБЛИЧКА) Запишите тему урока: «Неопределенная форма глагола» | Неопределенная форма глагола | |
Формулирование цели урока обучающимися с помощью учителя | Попробуйте определить цель урока | 1.Развивать умения находить глагол в неопределенной форме среди других глаголов и в тексте. 2.Правильно задавать вопрос к глаголу. | |
Физминутка | |||
Открытие новых знаний | Откройте учебник с.122 Упр. 371 - Что объединяет эти слова? - Почему глаголы записаны в 3 столбика? - В чём ещё сходство всех глаголов в этом упражнении? (ТАБЛИЧКА) - Как называется такая форма глагола? - Где можно найти ответ? (ТАБЛИЧКА) Запишите глаголы в тетрадь, выделяя орфограммы. - Назовите слова с орфограммой: -) на стыке морфем; -) с безударной гласной в корне; -) с безуд. гласной в приставке; -) с парной согласной ВЕСТИ - ВЕЗТИ ПЕЧЬ – 2 значения - О каких глаголах мы говорили? - Что у них общего? | 1 ст. – ТЬ; 2 ст. – ТИ; 3 ст. –ЧЬ - Отвечают на вопрос что делать? - Начальная форма В задании сказано «Это глаголы в начальной форме» Что делать? Рассказать нести беречь Сделать идти стеречь ………… …… ………. | |
Выявление новых знаний о глаголах неопределенной формы (ЧЬ – часть корня) | Работа с текстом определения с.122 -Прочитайте авторский вывод (Работа с правилом) - Сколько частей в этом тексте? - Почитайте каждую часть и задайте к ней вопрос. - Что нового узнали из правила? - Какие суффиксы имеют глаголы неопределенной формы? - Вернемся к глаголам и выделим суффикс
(ИД – выделяем суффиксы) - На какой вопрос ещё могут отвечать глаголы неопределенной формы? (ТАБЛИЧКА) | Дети отвечают на вопросы 4 части: 1часть - На какие вопросы отвечает глагол неопределенно формы? (что делать?, что сделать?) (ТАБЛИЧКА) 2 часть – Почему эта форма называется неопределенной? (нельзя определить время и число) 3 часть – Какие суффиксы имеют глаголы в неопределенной форме? ( –ТЬ, - ТИ, (выделяют суффиксы) оканчиваются на –ЧЬ (выделяют корень и подчеркивают ЧЬ) 4 часть – Что стоит перед суффиксами? (глагольный суффикс) - выделить - Что сделать? | |
Закрепление | Работа в парах (Приложение 2) Разбить слова на 2 группы (по вопросам): мечтать, забежать, стричь, идти, зажечь, пройти, прочитать, помечтать, бежать, читать ПРОВЕРКА (ИД - ) | 1 ученик работает на компьютере в приложении http://LearningApps.org/watch?v=p51bopp7c01 Инд.работа Приложение 3 2 ученика /Упр 372 (1,3 ; 2,4) (1 – думал, отпустил; 2- дружить, расцвести)
| |
- Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать? считаются разными словами. Важно при поиске начальной формы не перейти с одного глагола на другой. Необходимо следить за приставкой в вопросе. Запишите глаголы, поставьте в начальную форму. (ИД - | Дети задают вопрос и перетаскивают слово. | ||
Самостоятельная работа - фразеологизмы – ИД Сладкая мечта - | |||
Итог | -Давайте вспомним цель нашего урока -Смогли мы достичь цели? -Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме? -Как? -Какие же открытия вы сделали сегодня на уроке? -Так как же называются глаголы, с которыми мы познакомились на уроке? -Теперь вы сможете сказать, о чём могут сказать эти сочетания букв (- ТЬ, - ТИ, _ЧЬ) Дом.задание - Сладкая мечта http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c13ae8c5-fc74-4c4a-a7fc-f87b1321a52e/%5BNS-RUS_3-28%5D_%5BMA_064%5D.swf | Развивать умения находить глагол в неопределенной форме среди других глаголов и в тексте, правильно задавать вопрос к глаголу Да, по вопросам. Суффиксам У глагола есть неопределенная форма. Знаем суффиксы и глагол может оканчиваться на ЧЬ. Это часть корня. Инфинитив, глаголы неопределенной формы. | |
Рефлексия | Голосование: 1.Урок полезен, всё понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3.Ещё придётся потрудиться. 4.Да, трудно всё-таки учиться Вы молодцы сегодня. Спасибо за урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица"
Подробный план-конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица". К конспекту прилагается красочная презентация с музыкальной физмин...
Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица"
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица. В красочную презентацию включены музыкальная физминутка и тест....
Конспект урока русского языка. Тема: «Неопределенная форма глагола»
Цель деятельности учителя: -формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты: Предметные: ...
Конспект урока русского языка. Тема: Неопределенная форма глагола
Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; знакомство с понятием неопределенной (начальной) формы глагола. Планируемые результ...
Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...
Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...
Конспект урока русского языка «Начальная (неопределенная) форма глагола» (УМК "Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; формирование умений распознавать глаголы в неопределенной формеПланируемые результаты:·...