Основа слова.Окончание.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Земцова Ирина Викторовна

Урок русского языка в 3 классе УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Состав слова. Окончание.

Основные цели:      

  1. введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: “окончание”, “нулевое окончание”, “формы одного и того же слова”;
  2. формирование способов действий по выделению в слове ( имени существительном ) окончания;
  3. познакомить с ролью окончания в предложении;
  4. развивать умение выделять в словах окончания;
  5. повторять и закреплять изученные орфограммы;
  6. воспитывать интерес к родному языку.

Планируемые результаты.

 Предметные результаты достижения учащихся:

  1. различать и выделять основные части слова,
  2. формулировать словообразующую роль каждой части слова,
  3.  объяснять причины изменения формы слова,
  4.  конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения  знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять  терпение в учебной деятельности, работать  в парах и самостоятельно,  оценивать  свои умения;  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Личностные: формирование чувства гордости за   свою малую Родину; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Материалы к уроку:

Демонстрационный материал: учебник «Русский язык » Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина,   интерактивная доска, презентация к уроку, записи мелодий «Белая береза под моим окном».

Раздаточный материал: карточки  для парной работы.

                                                                 Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Организация учебной деятельности на этапе 1.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Здравствуйте, уважаемые гости!  

Давайте начнём наш урок с пожелания успеха друг другу. Шепните на ушко соседу пожелание. Садитесь.

А вы готовы начать урок русского языка?  А для чего нужно знать язык?  Кто из вас желает сегодня узнать что-то новое по предмету? 

Прочитайте девиз урока:                          Показ слайда 2.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

Как вы понимаете девиз нашего урока.

2.  Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

1) Организация учебной деятельности на этапе 2.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, классная работа.

  а)Чистописание.  

Учитель: А сейчас, я предлагаю повторить написание букв. Сегодня на минутке чистописания повторим написание заглавной и строчной буквы Бб. Составим слоги –слияния так, чтобы буква обозначала  твёрдый звук. Расскажите всё про звук.

Дифференцированные карточки 3 ученикам – на выбор.

б) Словарная работа.

Послушайте  загадку:

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

Учитель: - О чем эта загадка?  (о березе)      Показ слайда 3.

- Что можете рассказать о слове береза? (слово береза обозначает предмет, отвечает на вопрос  что? Это имя существительное, стоит в единственном числе, 3 слога, второй слог ударный,  безударная гласная в корне слова е, нужно запомнить, это слово из словаря, 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных)

Слово БЕРЁЗА в переводе со старославянского языка означает "апрель". Другое значение этого слова - "что-то блестящее, белеющее»

Учитель: Запишите это слово в тетрадь.

   в) Работа с предложением.

Учитель: Послушайте фрагмент песни на слова Сергея Есенина про берёзу. Разберём устно первое предложение, раскрывая скобки.  

Слайд 4.

Белая берёза

(Под) моим окном

(При) накрылась снегом,

Точно серебром.

г) Составление слов. На доске.

Учитель: Составьте из частей слова. С помощью чего образовались эти слова?  

— Из каких частей состоит слово? (Из корня, приставки, суффикса, окончания.).  Назовите все части слова. Какая часть является самой главной?

Учитель: Послушайте  внимательно и отгадайте часть слова.

  1. Я - общая часть родственных слов.

           Во мне заключается смысл.

          Я – самая главная часть,

          Без меня  все слова - бессмыслица.

  1. Я приставлена к слову,

          Без него не могу, как без мамы.

         И если меня ты отделишь, дружок,

         То сразу предлогом я стану.

  1. За Корнем Я

Обогрел местечко.

    Не словом угодил,

   А лишь словечком.

   Река большая превратится в речку,

  Лес - в лесника,

       А печь - всего лишь в печку.

- Что сейчас повторили? Следующий шаг урока (задание, которое вызовет у нас затруднение)

III. Выявление места и причины затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

 Работа  с текстом.   Проверка карточек.

Вставьте слово, подходящее  по смыслу.  Прочтите , что получилось.                            

_________ называют символом России.

Русь моя, люблю твои _______!

_______ воспета в произведениях  русских поэтов .

О _________ слагали песни.

На _________ распустились почки.

 Под _______  нашли грибок.

Учитель:  Какие слова написали (березу, березы, о березе)

Какая часть слова изменилась?

Расскажите об окончании. (высказывают….)

- У кого были затруднения?  Где ошиблись, почему?  ……..

- Кто справился с заданием,  расскажите об этой части слова.

- Почему не можете рассказать?  (не знаем ничего об этой части слова, знаний не хватает)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Какую цель поставим перед собой? (узнать об этой части слова). Рассмотрите станицу 113 вашего учебника. Предположите какая тема урока будет у нас сегодня? (Окончание слова.)

Устный опрос. Игра «да» или «нет»

-Окончание- часть слова? (да)

- Окончание- изменяемая часть слова ? (да)

- Окончание – часть основы? (нет)

- Окончание – служит для связи слов в предложении? (да)

- У одного же слова могут быть разные окончания? (да)

- С помощью окончания образуются новые слова? (нет)

- Основа слова - неизменяемая часть слова? (да)

- Основа слова составляют приставка, корень и суффикс? (да)

- Дайте определение окончанию слова.

    - Дайте определение основе слова.

    - Проверим себя, правильно ли мы дали определение окончанию и основе слова. Откроем страницу 113, прочитаем узелки на память; с. 114 – сообщение профессора Самоварова.

    - Ваши выводы.

Сделаем вывод: окончание -это изменяемая часть слова

                             окончание служит для связи слов в предложении.

- Обобщим правило. Я начинаю, вы продолжаете.

                                                                Слайд 5.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Упражнение 159 в рабочей тетради на печатной основе с. 93. Исправьте ошибки в предложениях.

Физминутка  для глаз.    Слайд 6.

V.  Реализация построенного проекта.

Организация учебного процесса на этапе 5:

 Работа по учебнику. Упражнение 204 с. 115. В учебнике. Взаимопроверка.

  VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

Организация учебного процесса на этапе 6:

Работа по учебнику. Упражнение 205   с. 116. По рядам. У доски два ученика.

        VII. Cамостоятельная  работа с самопроверкой по эталону.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Работа по учебнику. Упражнение 206  с. 116. У доски ученик.

         VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Организация учебного процесса на этапе 8: 

  1. Разбор слов по составу: Поле,  грибок, перевозка, травка, выставка, дачники.
  2. Работа в парах. Вставить в текст окончания.

                                             Осень.

  По земл… шагает осень. В лес… тишина. Шуршит под ног….   листва. Ещё цветут последние цвет…    . Дуб  на полян…  стоит  зелёный.  Но верхушк… берез уже оголились. Облетели листочк….      с ив….  .

Слайд 7.

                                       

IX.   9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 9:

Упражнение на диске Русского языка.

Учитель: Какую цель ставили на уроке?

- Нам удалось достичь цели?

- У кого возникли затруднения? Почему?

- Как высчитаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке.

На следующих уроках мы продолжим тренироваться, будем учиться находить в слове окончание.

Слайд 8.

Слайд 9.

Домашнее задание: р.т. с. 92 упр.156, с. 113 правило. Слайд 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.

Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие  умения находить в слове основу и окончание"...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Основа слова. Окончание"

Урок русского языка по учебнику Зелениной Л.М. 3 класс...

Проект урока русского языка по теме: «Части слова. Окончание и основа» (3 класс, ОС "Школа 2100")

Подробный проект урока русского языка по теме: «Части слова. Окончание и основа» (3 класс, ОС "Школа 2100") с фотографиями страниц учебника и рабочих тетрадей и указанием формируемых УУД на каждом эта...

Краткосрочный план урока русского языка в 3 классе "Состав слова. Окончание и основа слова"

Урок составлен на основе идей 7 модулей. Урок проводился по русскому языку в 3 классе, тип - изучение нового материала. Цель  урока : содействовать умению образовывать формы слова с пом...

Разработка урока русского языка в 3 классе. Тема урока"Части слова. Окончание и основа"

Разработка урока русского языка в 3 классе. Тема урока "Части слова. Окончание и основа"....

Основа слова.Окончание

Презентация к уроку.УМК "Перспектива"...