Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе. УМК «Школа России»
Тема: «Имя прилагательное»
Цель: провести наблюдение над именем прилагательным, как частью речи.
Задачи:
- выявить особенности изменения имен прилагательных;
- распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
- развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
- развивать орфографическую зоркость;
- продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.
Ход урока
I этап - Самоопределение к деятельности
1.Организация детей к уроку
-Наш урок мне хотелось бы начать с мудрого высказывания советского писателя-фантаста Петрония Гай (1916-1982): «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя». (слайд 1)
-К чему нас призывают эти мудрые мысли?
-Как их можно связать с нашим уроком?
-Тогда за работу!
- Мы с вами сегодня будем исследователями.
-А кто такие исследователи? (Исследователь – это человек, создающий или открывающий новые знания)
2. Введение в раздел. Формулирование темы и цели урока.
- Чтобы узнать, что мы будем исследовать, отгадайте мою загадку:
(слайд 2)
…рост, …хвост, …шубка, …зубки.
- Почему вы ее не поняли?
-Какой частью речи выражены эти слова? (имена сущ-е)
- Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?
- Послушайте еще раз: (открываются слова на слайде 4)
Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.
- Кто это? (мышка)
- Какие слова помогли отгадать загадку?
-Почему эти слова помогли отгадать загадку?
(Потому что они указывают на признаки)
- Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке? (Имя прилагательное)
- Сформулируйте тему урока. (слайд 5)
- Давайте определим задачи нашего урока.
-Прочитайте на с.63 учебника, чему мы будем учиться, работая над этой темой.
( слайд 6)
-Перед вами схема, которую мы постепенно будет заполняться по ходу урока: (слайд 7)
Имя прилагательное
II этап - Изучение нового материала
1. Актуализация опорных знаний. Наблюдение над признаками имен прилагательных.
Задание 1. Игра «Узнай» (слайд 8)
Серый, хищный, жадный…
Косой, слабый, трусливый…
Ясная, холодная…
Серое, хмурое…
_ Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чём идет речь?
-Какой частью речи они являются?
-С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (Делают речь более полной, точной, яркой, красочной.)
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: имена прилагательные обозначают признак предмета (на доске заполняется первая часть схемы)
Имя прилагательное
2. Открытие «новых» знаний. Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.
- Работа по учебнику: Упр.109 с.64 (слайд 10)
— Прочитайте стихотворение. О чём в нём идёт речь?
— В какое время года автор описывает берёзки?
- Назовите имена прилагательные.
-С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?
- Давайте это исследуем.
— Какую роль выполняют имена прилагательные? (Делают речь более полной, точной, яркой, красочной.)
— Что обозначают имена прилагательные? (Признаки предметов.)
- Так с какой частью речи связано имя прилагательное? Сделайте вывод.
Вывод: имя прил-е связано с именем сущ-м
(на доске дополняется схема – связь с именем существительным) (слайд 11).
Имя прилагательное
Проблемный
вопрос
- Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? (ребята высказывают свои версии) (Не может быть признака без предмета).
3.Упр.109
- Продолжаем исследование. Установите между ними связь с помощью вопроса. Выпишем словосочетания с вопросами.
Берёзки (какие?) сонные,
косы (какие?) шёлковые,
серёжки (какие?) зелёные,
росы (какие?) серебряные
-Назовите слова с орфограммой «Парные согласные по звонкости-глухости». (берёзки,серёжки) –Подберите проверочные слова к ним.
-Назовите слова с проверяемой безударной гласной. (зелёные)
-Подберите к нему проверочное слово.
-С какими ещё орфограммами вы написали слова?
-На какие ещё вопросы отвечают имена прилагательные?
-Какой вывод можете сделать?
Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы: какой?, какое?, какая?, какие?
(дополняется схема вопросами). (Слайд 12).
Имя прилагательное
III этап – Интеллектуально-преобразовательная деятельность
1. Наблюдение над изменением имени прилагательного.
- Исследуем дальше имена прилагательные. Понаблюдаем, как они изменяются.
-В каком числе стоят данные имена прилаг-е (мн.ч.)
-А можно ли их поставить в ед.числе? –Назовите их.
Берёзки (какие?) сонные,
косы (какие?) шёлковые,
серёжки (какие?) зелёные,
росы (какие?) серебряные
-Какой вывод сделаем?
Делаем вывод: имена прилагательные изменяются по числам. (Дополняется схема на доске)
Имя прилагательное
2. Упр. 111 (с. 65).
— Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Докажите.
— Прочитайте словосочетания.
- Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите окончания имён прилагательных. (Далее работа по последнему заданию упражнения.)
-Как изменяются имена прилаг-е? Сделайте вывод
Вывод: имена прилагательные изменяются по родам. (Дополняется схема на доске)
Имя прилагательное
-Какие из имён прилаг-х обозначают признак предмета по запаху, величине, цвету, весу, звуку, температуре, размеру?
Вывод: Имена прилагательные обозначают признак предмета по запаху, величине, цвету, весу, звуку, температуре, размеру.
3.Обобщение
- Что мы сегодня исследовали?
-Что же такое имя прилагательное?
-Как изменяются имена прилагательные?
-С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (Имена прилагательные делают речь более полной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне.)
- Сравните его с именем существительным. (Общее – самостоятельная часть речи, изменяются по числам. Различаются тем, что имена прилагательные отвечают на другие вопросы и изменяются по родам.)
-Сравните своё определение имени прилаг-го с тем, что дано в учебнике на стр.64
IV этап Развитие речи. Работа по картине Исаака Левитана «Март».(Работа в парах)
-Люди разными средствами выражают чувство восхищения природой, поэты – стихами, композиторы – музыкой, художники – картинами. Великий русский художник Исаак Ильич Левитан говорил: «Природа не терпит ничего безобразного, и его в ней нет. Посмотрите, рядом с нами ничего мёртвого, всё дышит, живёт, понимает. Она волнуется в бурю, зябнет в снегу, задумывается спокойным вечерком, отдыхает от солнца, ветров, гроз».
- Левитан по-особому любил русскую природу. Рассмотрите внимательно его картину « Март». Какое настроение она у вас вызывает? (радостное, она полна солнечным светом).
На слайде предложения:
Солнце светит. Снег тает. Берёзы тянутся.
- Составьте по картине предложения, используя эту грамматическую основу и прилагательные. Я предлагаю вам поработать в парах. Одна голова - хорошо, а две – это сила! Помните о том, что результат работы в парах зависит от работы каждого из вас.
(Дети составляют распространённые предложения, записывают их)
На голубом небе светит яркое солнце. Тает рыхлый снег. Высокие белоствольные берёзки тянутся к солнечному свету.
-Докажите, что мы написали текст.
- Подчеркните им. прилаг-е волнистой линией.
V.Итог урока
-Какую часть речи исследовали?
- Для чего служат в нашей речи имена прилаг-е?
-Что обозначают им. прилаг-е?
- Какими членами предложения являются? (второстепенными, определениями)
VI.Домашнее задание: упр.110, правило – стр.64
VII.Рефлексивная деятельность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русский язык 3 класс.Тема "Имя прилагательное"
урок русский язык 3 класс...
УМК "Перспектива" конспект урока русского языка 3 класс Тема: «Имя прилагательное»
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о понятии «имя прилагательное»; функции прилагательных в речи; формирование умения распознавать прилагательные в тексте и в...
Урок русского языка 2 класс ТЕМА: Имя прилагательное. Значение имен прилагательных.
ТЕМА: Имя прилагательное. Значение имен прилагательных....
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Изменение прилагательных по падежам». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование знаний об изменении имен прилагательных по падежам, умений изменять прилагательные по падежам.Планируемые результатыПредметные: знать, как изменяются прилагател...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Склонение прилагательных во множественном числе в И.п. и В.п.». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование умения склонять имена прилагательные во множественном числе.Планируемые результатыПредметные: знать таблицу склонения имен прилагательных во множественном числе...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п. и П.п.». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование умения склонять имена прилагательные во множественном числе в Р.п., В.п., П.п.Планируемые результатыПредметные: знать таблицу склонения имен прилагательных во м...
Урок русского языка 2 класс Тема: «Имя прилагательное»
Урок русского языка 2 классТема: «Имя прилагательное»МБОУ Гимназия № 5, Блинова Галина ПетровнаЦель: Познакомить с новой частью речи «имя прилагательное»,вопросами, ...