разбор по русскому языку
занимательные факты по русскому языку (2 класс) на тему

Чернеева Юлия Константиновна

все виды разбора по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_vidy_razbora_1.docx234.25 КБ

Предварительный просмотр:



УДК        373.167.1:811.161.1*01/04

ББК        81.2Рус-922

Д        69

Дорофеева        Г.        В.

  • 69Все виды разбора по русскому языку : 1—4 классы / Г. В. До-рофеева. — М. : Эксмо, 2011. — 48 с. — (В помощь младшему школьнику).

Для того чтобы ученики освоили все виды разбора, нужно постоянно и много тре-нироваться.

Предлагаемое пособие адресовано учащимся начальных классов и направлено на формирование и закрепление у них навыков фонетического (звуко-буквенного) разбора, морфологического (как часть речи), морфемного (по составу), разбора простого пред-ложения.

Каждый раздел включает в себя алгоритм разбора, примеры правильного разбора и тренировочные задания. В конце дается небольшой проверочный тест.

Работа с простыми алгоритмами поможет школьникам запомнить порядок действий при различных видах разбора.

Книга окажет неоценимую помощь педагогам и родителям в формировании и за-креплении у школьников навыков разбора.

УДК  373.167.1:811.161.1*01/04

ББК  81.2Рус-922

Издание для дополнительного образования

Для младшего школьного возраста

Дорофеева        Галина        Владимировна

ВСЕ        ВИДЫ        РАЗБОРА        ПО        РУССКОМУ        ЯЗЫКУ

1—4        классы

Ответственный  редактор  А.  Жилинская.  Ведущий  редактор  В.  Ермолаева Редактор  М.  Лозовская.  Художественный  редактор  Н.  Кудря Технический  редактор  Л.  Зотова.  Компьютерная  верстка  С.  Птицына Корректор  И.  Федорова

Подписано        в        печать        21.04.2011.        Формат        84 1081/16.        Гарнитура        «Pragmatica».

Печать        офсетная.        Усл.        печ.        л.        5,04.        Тираж        экз.        Заказ

©        Дорофеева        Г.В.,        2011

ISBN        978-5-699-49467-5        ©        ООО        «Издательство        «Эксмо»,        2011


Ôîíåòè÷åñêèé ðàçáîð

ÀËÃÎÐÈÒÌ

  1. Произнеси  слово  чётко,  чтобы  услышать  каждый  звук.
  2. Выдели  голосом  ударный  гласный  звук.

  1. Запомни: все остальные гласные звуки в слове — безу-дарные.

  1. Дай  характеристику  согласных  звуков:
  • по  звонкости  и  глухости;
  • по  твёрдости  и  мягкости.

  1. Запиши рядом с характеристикой каждого звука, какой буквой он обозначен на письме.

  1. Запиши  слово  грамотно.
  2. Cосчитай  число  звуков  и  букв  в  слове.

Îáðàçöû ïðèìåíåíèÿ àëãîðèòìà

ôîíåòè÷åñêîãî ðàçáîðà

1.        Разбор        слова        [пал,анка]

  • — звук согласный, глухой парный, твёрдый, на письме обозначен буквой п.

  • — звук гласный, безударный, на письме обозначен буквой о.

,] — звук согласный, звонкий непарный, мягкий, на письме обозначен буквой л.

  • — звук гласный, ударный, на письме обозначен буквой я.

  • — звук согласный, звонкий непарный, твёрдый, на письме обозначен буквой н.

3


  • — звук согласный, глухой парный, твёрдый, на письме обозначен буквой к.

  • — звук гласный, безударный, на письме обозначен буквой а.

  • В  слове  полянка  7  звуков,  7  букв.
  1. Разбор  слова  [й,ама]

,] — звук согласный, звонкий непарный, мягкий, на письме не обозначен отдельной буквой.

  • — звук гласный, ударный, два звука [й,] + [а] на письме обозначены одной буквой я.

  • — звук согласный, звонкий непарный, мягкий, на письме обозначен буквой м.

  • — звук гласный, безударный, на письме обозначен буквой а.

  • В  слове  яма  4  звука,  3  буквы.

3.        Разбор        слова        [кан,к,и]

  • — звук согласный, глухой парный, твёрдый, на письме обозначен буквой к.

[а]  —

звук

гласный,

безударный,

на

,] —

письме

обозначен

буквой

о.

звук  согласный,  звонкий  непарный,  мягкий,  на

,] —

письме  обозначен

буквами  н + ь.

звук  согласный,  глухой  парный,  мягкий,  на  пись-

ме        обозначен        буквой        к.

  • — звук гласный, ударный, на письме обозначен буквой и.

  • В  слове  коньки  5  звуков,  6  букв.

4


Òðåíèðîâî÷íûå óïðàæíåíèÿ

Выполни        фонетический        разбор        данных        слов:

,    , ,

1.        Слово        [д эн г и]

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквами __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • В  слове  ______________  __  звуков,  __  букв

2.        Слово        [карз,ина]

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • В  слове  ______________  __  звуков,  __  букв

5


3.        Слово        [в,йуга]

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • В  слове  ______________  __  звуков,  __  букв

4.        Слово        [гар,эт,]

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквами __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • В  слове  ______________  __  звуков,  __  букв

5.        На        гря...ке        росло        много        овощей.

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

6


  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • ] — звук __________________________________________ , на письме обозначен буквой __

  • В  слове  ______________  __  звуков,  __  букв

Âîññòàíîâè* àëãîðèòì ôîíåòè÷åñêîãî ðàçáîðà, ðàññòàâü íîìåðà ïîðÿäêà äåéñòâèé:

__        Выдели        голосом        ударный        гласный        звук.

__        Произнеси        слово        чётко,        чтобы        услышать        каждый        звук.

__        Сосчитай        число        звуков        и        букв        в        слове.

__        Запомни — все остальные гласные звуки в слове без-ударные.

__        Запиши        слово        грамотно.

__        Запиши рядом с характеристикой каждого звука, какой буквой он обозначен на письме.

__        Дай        характеристику        согласных        звуков:

  • по  звонкости  и  глухости;

  • по  твёрдости  и  мягкости.

  • В случае затруднения вернись к образцу алгоритма фонетичес-кого разбора.


Ðàçáîð ñëîâ ïî ñîñòàâó

ÀËÃÎÐÈÒÌ

  1. Выдели окончание: измени слово по числам, падежам, лицам, чтобы найти изменяемую часть.

  1. Выдели  основу  слова  —  часть  слова  без  окончания.

  1. Выдели корень слова: подбери группу однокоренных родс-твенных слов.

  1. Выдели приставку перед корнем: подбери слова с такой же приставкой.

  1. Выдели суффикс (или суффиксы) после корня: подбери любые слова с такими же суффиксами.

  1. Обозначь  графически  части  слова.

Запомни        графические        обозначения        частей        слова:

Îáðàçöû ïðèìåíåíèÿ àëãîðèòìà

ðàçáîðà ñëîâ ïî ñîñòàâó

  1. Слово  заплечный  (мешок)
  1. заплечный,  заплечная,  заплечные  —  окончание  —  ый.

  1. основа  слова  «заплечный»  —  заплечн.
  2. плечо,  подплечник,  плечевая  —  корень  -плеч-.
  3. заплечный,  загородный,  заморозки  —  приставка  за-.
  4. заплечный,  вечный,  встречный  —  суффикс  -н-.

заплеч н ый

8


  1. Слово  домишко

  1. домишко,  в  домишке,  за  домишком  —  окончание  -о.
  2. основа  слова  домишко  —  домишк.

  1. домишко, домик, домашний, домовой — корень -дом-.

  1. приставки  перед  корнем  нет.
  2. домишко,  шалунишка,  мальчишка  —  суффикс  -ишк-.

Обозначь        графически        части        слова        домишко.

  1. Слово  накопишь

  1. накопишь,  накопят,  накопить  —  окончание  -ишь.
  2. основа  слова  накопишь  —  накоп
  3. накопишь,  коплю,  копят  —  корень  -коп-.
  4. накопишь,  нарисуешь,  нальёшь  —  приставка  на-.
  5. суффикса  после  корня  нет.

Обозначь        графически        части        слова        накопишь.

Òðåíèðîâî÷íûå óïðàæíåíèÿ

I.        Используй        алгоритм        разбора        слова        по        составу.

  1. машинист

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

9


  1. переходник

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. салфеточка

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. хвастливый

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. бегал

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

10


  1. прятки

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. подсказка

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. холодное

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. приморский

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

11


  1. детская

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Âîññòàíîâè àëãîðèòì ðàçáîðà ñëîâ ïî ñîñòàâó, ðàññòàâü íîìåðà ïîðÿäêà äåéñòâèé:

__        Выдели корень слова: подбери группу однокоренных родственных слов.

__        Выдели суффикс (или суффиксы) после корня: подбе-ри любые слова с такими же суффиксами.

__        Обозначь        графически        части        слова.

__        Выдели приставку перед корнем: подбери слова с та-кой же приставкой.

__        Выдели окончание: измени слово по числам, падежам, лицам, чтобы найти изменяемую часть.

__        Выдели        основу        слова        —        часть        слова        без        окончания.

Ïîäïèøè ãðàôè÷åñêèå îáîçíà÷åíèÿ ÷àñòåé ñëîâà:


Ðàçáîð

èìåíè ñóùåñòâèòåëüíîãî

ÀËÃÎÐÈÒÌ

  1. Часть  речи.

  1. Начальная форма — именительный падеж единственного числа.

  1. Собственное  или  нарицательное.
  2. Одушевлённое  или  неодушевлённое.
  3. Род.
  4. Склонение.
  5. Число.
  6. Падеж.
  7. Синтаксическая  роль  в  предложении.

Îáðàçöû ïðèìåíåíèÿ àëãîðèòìà ðàçáîðà èìåíè ñóùåñòâèòåëüíîãî

  1. Мы  гуляли  в  летнем  парке.

  1. Имя  существительное.
  2. Начальная  форма  —  парк.

  1. Нарицательное.

  1. Неодушевлённое.

  1. Мужского  рода.

  1. 2-е  склонение.

  1. Единственное  число.

  1. Гуляли  (где?  в  чём?)  в  парке  —  предложный  падеж.

  1. В  предложении  —  обстоятельство  места.

13


  1. Папа  написал  Катюше  письмо  из  далёкой  командировки.

  1. Имя  существительное.
  2. Начальная  форма  —  Катюша.
  3. Имя  собственное.
  4. Одушевлённое.
  5. Женского  рода.
  6. 1-е  склонение.
  7. Единственное  число.
  8. Написал  (кому?)  Катюше  —  дательный  падеж.
  9. В  предложении  —  дополнение.

Òðåíèðîâî÷íûå óïðàæíåíèÿ

  1. Пользуясь алгоритмом, выполни разбор слов, выделенных в предложениях.

  1. Алёша  вырастил  цветок  для  мамы.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Горная река несла свои воды в далёкое тёплое море.

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

14


  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Дедушка  починил  старый  будильник.
  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Одноклассники  пригласили  Машу  на  праздник.
  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

15


  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. Больше  всех  других  наречий  я  люблю  русскую  речь.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. За мокрым стеклом огромного окна пахло весенней свежестью.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

16


  1. Впиши  слово,  раскрывая  скобки,  и  выполни  его  разбор.

  1. На  Новый  год  ребята  подарили  (девочки)  ______________

цветы  и  открытки.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Мой  сын  увлекается  (автомобили)  ____________________.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

17


  1. Малыши  играли  на  детской  (площадка)  ______________.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________
  4. ______________________________________________________________
  5. ______________________________________________________________
  6. ______________________________________________________________
  7. ______________________________________________________________
  8. ______________________________________________________________
  9. ______________________________________________________________

  1. Кто  сидит  на  (печь)  _____________,  тот  не  ест  калачи.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________
  4. ______________________________________________________________
  5. ______________________________________________________________
  6. ______________________________________________________________
  7. ______________________________________________________________
  8. ______________________________________________________________
  9. ______________________________________________________________

18


Âîññòàíîâè àëãîðèòì ðàçáîðà èìåíè ñóùåñòâèòåëüíîãî, ðàññòàâü íîìåðà ïîðÿäêà äåéñòâèé:

__        Склонение.

__        Часть        речи.

__        Начальная форма — именительный падеж единствен-ного числа.

__        Род.

__        Собственное        или        нарицательное.

__        Падеж.

__        Одушевлённое        или        неодушевлённое.

__        Синтаксическая        роль        в        предложении.

__        Число.


Ðàçáîð ëè÷íûõ ìåñòîèìåíèé

ÀËÃÎÐÈÒÌ

  1. Личное  местоимение.
  2. Начальная  форма.
  3. Лицо.
  4. Число.
  5. Род.
  6. Падеж.
  7. Синтаксическая  роль  в  предложении.

Îáðàçåö ïðèìåíåíèÿ àëãîðèòìà ðàçáîðà ìåñòîèìåíèÿ

  1. К  вечеру  у  меня  сильно  разболелась  нога.
  1. Личное  местоимение.

  1. Начальная  форма  —  я.
  2. 1-е  лицо.
  3. Единственное  число.
  4. Род  нельзя  определить  в  данном  случае.
  5. У  (кого?)  меня  —  родительный  падеж.
  6. В  предложении  —  дополнение.

  1. С  ней  мы  подружились  ещё  в  прошлом  году.
  1. Личное  местоимение.

  1. Начальная  форма  —  она.
  2. 3-е  лицо.
  3. Единственное  число.
  4. Женский  род.
  5. С  (кем?)  с  ней  —  творительный  падеж.
  6. В  предложении  —  дополнение.

20


  1. Долго  не  могли  они  выйти  из  незнакомого  леса.

  1. Личное  местоимение.
  2. Начальная  форма  —  они.
  3. 3-е  лицо.
  4. Множественное  число.
  5. Род  определить  нельзя.
  6. (Кто?)  они  —  именительный  падеж.
  7. В  предложении  —  подлежащее.

Òðåíèðîâî÷íûå óïðàæíåíèÿ

  1. Пользуясь алгоритмом, выполни разбор слов, выделенных в предложениях.

  1. Нам  пришлось  подождать  антракта.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Я  с  удовольствием  приду  к  тебе  в  гости.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

21


  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. Так  интересно  общаться  с  вами  после  уроков!
  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Никто не говорил обо мне так хорошо, как моя мама.

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

II. Впиши слово по смыслу, раскрывая скобки, и выполни его разбор.

  1. На Новый год родители подарили (он) _______ конс-труктор.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

22


  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. На  (она)  __________  смотреть  было  больно  и  жалко.
  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Говорить с (они) __________ о правилах поведения нуж-но всегда.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Никто  не  просил  (он)  __________  о  помощи.
  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

23


  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. На (они) ____________ висели старинные ёлочные иг-рушки.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

Âîññòàíîâè àëãîðèòì ðàçáîðà ëè÷íûõ ìåñòîèìåíèé, ðàññòàâü íîìåðà ïîðÿäêà äåéñòâèé:

__        Лицо.

__        Падеж.

__        Начальная        форма.

__        Личное        местоимение.

__        Число.

__        Синтаксическая        роль        в        предложении.

__        Род.


Ðàçáîð èìåíè ïðèëàãàòåëüíîãî

ÀËÃÎÐÈÒÌ

  1. Часть  речи.

  1. Начальная форма — именительный падеж единственного числа мужского рода.

  1. Род  (в  единственном  числе).
  2. Число.
  3. Падеж.
  4. Синтаксическая  роль  в  предложении.

Îáðàçåö ïðèìåíåíèÿ àëãîðèòìà ðàçáîðà èìåíè ïðèëàãàòåëüíîãî

  1. Жили-были  старик  со  старухой  у  самого  синего  моря.

  1. Имя  прилагательное.
  2. Начальная  форма  —  синий.
  3. Средний  род  —  синее  (море  —  средний  род).
  4. Единственное  число.
  5. Родительный  падеж.
  6. Определение.

  1. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точ-но серебром.

  1. Имя  прилагательное.
  2. Начальная  форма  —  белый.

  1. (Какая?)  женский  род.

  1. Единственное  число.

  1. Именительный  падеж.

  1. Определение.

25


  1. В  Азии  для  утоления  жажды  пьют  зелёный  чай.

  1. Имя  прилагательное.
  2. Начальная  форма  —  зелёный.
  3. (Какой?)  мужской  род.
  4. Единственное  число.
  5. Винительный  падеж.
  6. Определение.

Òðåíèðîâî÷íûå óïðàæíåíèÿ

  1. Выполни  разбор  выделенного  в  предложении  слова.

  1. По  мокрым  улицам  города  журчали  торопливые  ручьи.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Золотыми  лучами  солнца  наслаждаюсь  я  на  рассвете.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

26


  1. Комната  была  оклеена  яркими  детскими  обоями.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Нас  водила  молодость  в  сабельный  поход.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. О древних цивилизациях люди узнали благодаря архе-ологам.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

27


  1. Впиши слово по смыслу, раскрывая скобки, и выполни его разбор.

  1. В (народные) __________________ сказках добро побеж-дает зло.

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Без (национальный) __________________________ костюма в прошлом веке не обходился ни один народный праздник.

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Ученик  получил  (хороший)  ___________________  отметку.
  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

28


  1. (Дорогой) _____________________подарком не удивить ни-кого — дорого само внимание.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Из (прозрачное) _______________________ цветного стек-ла изготавливают красивые витражи.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

Âîññòàíîâè àëãîðèòì ðàçáîðà èìåíè ïðèëàãàòåëüíîãî, ðàññòàâü íîìåðà ïîðÿäêà äåéñòâèé:

__        Род        (в        единственном        числе).

__        Часть        речи.

__        Синтаксическая        роль        в        предложении.

__        Начальная форма — именительный падеж единствен-ного числа мужского рода.

__        Падеж.

__        Число.


Ðàçáîð ïðåäëîãà

ÀËÃÎÐÈÒÌ

  1. Служебная  часть  речи.
  2. В  каком  падеже  стоит  слово  с  данным  предлогом.
  3. В  каком  словосочетании  связывает  слова.

Îáðàçåö ïðèìåíåíèÿ àëãîðèòìà

ðàçáîðà ïðåäëîãà

  1. Сельские  жители  работают  в  поле  с  утра  до  ночи.

  1. До  —  предлог,  служебная  часть  речи.
  2. До  чего?  (до  ночи)  —  предлог  родительного  падежа.

  1. С утра до ночи. Имя существительное + имя сущест-вительное.

  1. В  изостудии  школьники  рисуют  на  мольбертах.

  1. На  —  предлог,  служебная  часть  речи.
  2. На  чём?  —  предлог  предложного  падежа.

  1. Рисуют на мольбертах. Глагол + имя существитель-ное.

  1. Ребята  прошли  через  луг  по  тропинке.

  1. Через  —  предлог,  служебная  часть  речи.
  2. Через  что?  —  предлог  винительного  падежа.
  3. Прошли  через  луг.  Глагол  +  имя  существительное.

30


  1. Этажерка  стояла  перед  большим  окном.

  1. Перед  —  предлог,  служебная  часть  речи.
  2. Перед  чем?  —  предлог  творительного  падежа.
  3. Стояла  перед  окном.  Глагол  +  имя  существительное.

  1. Стайка  синичек  перелетала  с  ветки  на  ветку.

  1. На  —  предлог,  служебная  часть  речи.
  2. На  что?  —  предлог  винительного  падежа.

  1. С ветки на ветку. Имя существительное + имя сущес-твительное.

  1. Море  простиралось  передо  мной  до  самого  горизонта.

  1. Перед  (передо)  —  предлог.
  2. Перед  (кем?)  —  предлог  творительного  падежа.
  3. Простиралось  передо  мной.  Глагол  +  местоимение.

Òðåíèðîâî÷íûå óïðàæíåíèÿ

  1. Выполни разбор выделенных в предложениях предлогов по алгоритму.

  1. Вместе со мной в классе учились ещё десять маль-чиков.

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Долго  смеялись  над  безобидной  шуткой  товарищи.
  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

31


  1. Густой,  как  молоко,  туман  разлился  по  полям.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________

  1. Щенок  забился  под  кровать.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________

  1. Дети  катались  с  горы  на  санках.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________

  1. Книги  были  аккуратно  расставлены  по  алфавиту.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________

  1. Пуля пролетела прямо перед рядовым Ивановым, но не задела его.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________

32


  1. Старая  телега  хранилась  около  сарая.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________

  1. Когда  я  провинился,  меня  поставили  возле  двери.

  1. _________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________

  1. У  входа  в  театр  висело  объявление  о  спектакле.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________

  1. Охотник  всегда  носил  при  себе  плащ-палатку.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________

  1. Впиши в предложение предлог по смыслу. Выполни его разбор по алгоритму.

  1. Мальчик  слез  __________  велосипеда.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________

33


  1. Следом ___ мамой-уткой шёл большой выводок её утят.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Малыш  не  мог  слезть  ___  скамейки  самостоятельно.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Петя  перелез  _________  забор  и  попал  в  чужой  сад.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Машины затормозили _________ пешеходным перехо-дом, улицу переходили дети.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Деревья посадили _________ дороги, и получилась чу-десная аллея.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

34


  1. Я  шёл  по  дорожке,  мой  щенок  бежал  _____________

мной.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Нам пришлось пробираться _________ чащу леса, когда мы заблудились.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

Âîññòàíîâè àëãîðèòì ðàçáîðà ïðåäëîãà, ðàññòàâü íîìåðà ïîðÿäêà äåéñòâèé:

__        В        каком        словосочетании        связывает        слова.

__        В        каком        падеже        стоит        слово        с        данным        предлогом.

__        Служебная        часть        речи.


Ðàçáîð ãëàãîëà

ÀËÃÎÐÈÒÌ

  1. Часть  речи.
  2. Неопределённая  форма  глагола.
  3. Спряжение.
  4. Время.
  5. Лицо.
  6. Число.
  7. Род  (у  глаголов  прошедшего  времени).
  8. Синтаксическая  роль  в  предложении.

Îáðàçåö ïðèìåíåíèÿ àëãîðèòìà

ðàçáîðà ãëàãîëà

  1. Вечером  солнце  опускается  за  линию  горизонта.

  1. Опускается  —  глагол.
  2. Неопределённая  форма  —  опускаться.
  3. 1-е  спряжение.
  4. Настоящее  время.
  5. 3-е  лицо.
  6. Единственное  число.
  7. Род  нельзя  определить.
  8. В  предложении  является  сказуемым.

  1. Сбылась  давняя  мечта  Анюты,  она  побывала  в  музее.

  1. Сбылась  —  глагол.
  2. Неопределённая  форма  —  сбыться.
  3. 1-е  спряжение.
  4. Прошедшее  время.

36


  1. 3-е  лицо.
  2. Единственное  число.

  1. Женский  род.

  1. В  предложении  —  сказуемое.

  1. Собаки  гонят  оленя  в  то  место,  где  спрятались  охотники.

  1. Гонят  —  глагол.
  2. Неопределённая  форма  —  гнать.

  1. 2-е  спряжение  (глагол-исключение).

  1. Настоящее  время.

  1. 3-е  лицо.

  1. Множественное  число.

  1. Род  нельзя  определить.

  1. В  предложении  —  сказуемое.

Òðåíèðîâî÷íûå óïðàæíåíèÿ

  1. Пользуясь алгоритмом, разбери выделенные в предложе-ниях глаголы.

  1. Скоро  сказка  сказывается,  да  не  скоро  дело  делается.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________
  4. ______________________________________________________________
  5. ______________________________________________________________
  6. ______________________________________________________________
  7. ______________________________________________________________
  8. ______________________________________________________________

37


  1. Не  спеши  языком  —  торопись  делом.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________
  4. ______________________________________________________________
  5. ______________________________________________________________
  6. ______________________________________________________________
  7. ______________________________________________________________
  8. ______________________________________________________________

  1. На  чужой  каравай  рот  не  разевай.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________
  4. ______________________________________________________________
  5. ______________________________________________________________
  6. ______________________________________________________________
  7. ______________________________________________________________
  8. ______________________________________________________________

  1. Жизнь  прожить  —  не  поле  перейти.

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________
  4. ______________________________________________________________
  5. ______________________________________________________________

38


  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Сколько  волка  ни  корми,  а  он  всё  в  лес  смотрит.
  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. От  добра  добра  не  ищут.
  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Без  труда  не  вытащишь  и  рыбку  из  пруда.
  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

39


  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. Любишь  кататься,  люби  и  саночки  возить.
  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________

Âîññòàíîâè àëãîðèòì ðàçáîðà ãëàãîëà, ðàññòàâü íîìåðà ïîðÿäêà äåéñòâèé:

__        Часть        речи.

__        Время.

__        Синтаксическая        роль        в        предложении.

__        Неопределённая        форма        глагола.

__        Лицо.

__        Число.

__        Род        (у        глаголов        прошедшего        времени).

__        Спряжение.


Ðàçáîð ïðîñòîãî ïðåäëîæåíèÿ

ÀËÃÎÐÈÒÌ

  1. Вид  предложения  по  цели  высказывания.
  2. Вид  предложения  по  интонации.
  3. Основа  предложения.
  4. Чем  выражено  подлежащее.
  5. Чем  выражено  сказуемое.
  6. Вид  предложения  по  наличию  второстепенных  членов.

  1. Наличие второстепенных членов предложения (каких имен-но), какими частями речи выражены.

  1. Наличие однородных членов в предложении (каких именно).

Îáðàçåö ïðèìåíåíèÿ àëãîðèòìà ðàçáîðà ïðîñòîãî ïðåäëîæåíèÿ

  1. Ребята  быстро  нашли  короткую  дорогу  к  дому!

  1. Повествовательное  по  цели.
  2. Восклицательное  по  интонации.
  3. Основа  предложения:  Ребята  нашли.

  1. Подлежащее — (кто?) ребята — выражено именем су-ществительным в И. п.

  1. Сказуемое — (что сделали?) нашли. Выражено глаго-лом.

  1. Предложение  распространённое.
  2. Второстепенные  члены:

  • нашли (что?) дорогу — дополнение, выражено име-нем существительным в В. п.;

  • нашли (как?) быстро — обстоятельство, выражено наречием;

41


  • дорогу (какую?) короткую — определение, выраже-но именем прилагательным;

  • дорогу (к чему?, куда?) к дому — обстоятельство, выражено именем существительным в Д. п.

  1. Однородных  членов  нет.

  1. Валя  и  Петя  долго  выполняли  большое  задание.
  1. Повествовательное  по  цели.

  1. Невосклицательное  по  интонации.
  2. Основа  предложения:  Валя  и  Петя  выполняли.

  1. Подлежащее — (кто?) Валя и Петя — выражено име-нами существительными в И. п.

  1. Сказуемое — (что делали?) выполняли. Выражено гла-голом.

  1. Предложение  распространённое.
  2. Второстепенные  члены:

  • выполняли (как?) долго — обстоятельство, выраже-но наречием;

  • выполняли (что?) задание — дополнение, выражено именем существительным в В. п.;

  • задание (какое?) большое — определение, выраже-но именем прилагательным.

  1. Однородные  члены  —  подлежащее:  Валя  и  Петя.

  1. Брат  вовремя  пришёл  с  вечерней  прогулки.
  1. Повествовательное  по  цели.

  1. Невосклицательное  по  интонации.
  2. Основа  предложения  —  брат  пришёл.

  1. Подлежащее — (кто?) брат — выражено именем су-ществительными в И. п.

  1. Сказуемое — (что сделал?) пришёл. Выражено глаго-лом.

  1. Предложение  распространённое.

42


  1. Второстепенные  члены:

  • пришёл (когда?) вечером — обстоятельство, выра-жено наречием;

  • пришёл (откуда?) с прогулки — обстоятельство, выражено именем существительным в Р. п.;

  • с прогулки (какой?) вечерней — определение, вы-ражено именем прилагательным.

  1. Однородных  членов  нет.

  1. Сейчас  вы  напишите  бабушке  письмо.
  1. Побудительное  по  цели.
  2. Невосклицательное  по  интонации.

  1. Основа  предложения  —  вы  напишите.

  1. Подлежащее — (кто?) вы — выражено местоимением в И. п.

  1. Сказуемое — (что сделаете?) напишите. Выражено гла-голом.

  1. Предложение  распространённое.

  1. Второстепенные  члены:

  • напишите (кому?) бабушке — дополнение, выраже-но именем существительным в Д. п.;

  • напишите (что?) письмо — дополнение, выражено именем существительным В. п.;

  • напишите (когда?) сейчас — обстоятельство, выра-жено наречием.

  1. Однородных  членов  нет.

Òðåíèðîâî÷íûå óïðàæíåíèÿ

  1. Пользуясь алгоритмом, выполни разбор данных предложений.

1.        На        рассвете        отряд        подошёл        к        дальней        деревушке.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

43


_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

2.        Вы        сберегите        для        нас        письма        военной        поры!

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

3.        Скоро        начнутся        весенние        каникулы?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

44


_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

4.        Первоклассники в новом классе пишут, рисуют, читают.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. На пришкольном участке старшеклассники посадили деревья и кустарники.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

45


6.        Мамы        и        папы        всегда        желают        счастья        своим        детям.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

7.        Разноцветная        радуга        повисла        над        рекой.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

46


  1. Впиши подходящее по смыслу слово. Сделай разбор предложения.

  1. Наша  бабушка  заготовила  на  зиму  варенье,  соленья,

сушёные___________________.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Космическое пространство ____________________ астро-навты Земли.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

47


  1. Весело и __________________________ отдохнули мы в деревне прошлым летом!

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Âîññòàíîâè àëãîðèòì ðàçáîðà ïðîñòîãî ïðåäëîæåíèÿ, ðàññòàâü íîìåðà ïîðÿäêà äåéñòâèé:

__        Основа        предложения.

__        Вид        предложения        по        наличию        второстепенных        членов.

__        Вид        предложения        по        цели        высказывания.

__        Чем        выражено        сказуемое.

__        Вид        предложения        по        интонации.

__        Наличие второстепенных членов предложения (каких именно), какими частями речи выражены.

__        Чем        выражено        подлежащее.

__        Наличие однородных членов в предложении (каких именно).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки разборов по русскому языку.

Памятки разработаны для того, чтобы учащиеся могли выполнить разборы самостоятельно....

Схемы разборов по русскому языку для начальной школы

Материал помогает соблюдать последовательность выполнения разборов по русскому языку....

Памятки для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе.

Памятка для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе. Ученики могут пользоваться этой памяткой при выполнении заданий как дома, так и на уроках. В памятке представлены разные виды разбо...

Порядок морфологического и синтаксического разбора по русскому языку

Памятки для учащихся. Порядок морфологического и синтаксического разбора по русскому языку....

Виды разборов по русскому языку в начальной школе

Образец морфологического, фонетического разборов по русскому языку....

Образцы разборов по русскому языку

Образцы разборов по русскому языку...

Издание для дополнительного образования Для младшего школьного возраста Дорофеева Галина Владимировна ВСЕ ВИДЫ РАЗБОРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫК

Дорофеева Г. В.Д 69 Все виды разбора по русскому языку : 1—4 классы / Г. В. До-рофеева. — М. : Эксмо, 2011. — 48 с. — (В помощь младшему школьнику).Для того чтобы ученики освоили все виды разбора, нуж...