Урок русского языка в 4 классе "Род имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Гладкова Наталья Владимировна

 Урок разработан по программе "Школа России"

Тип урока

Открытие нового знания.

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Тема урока

 Род имён существительных

 Раздел       

Имя существительное 

Цель

Изучение  грамматического признака имён существительных – рода.

Задачи

 Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся, создание условий для усвоения способа определения рода имени существительного через алгоритмизацию деятельности учащихся;

Развивать логическое мышление учащихся, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельности,  желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Проблема

Как определять род имён существительных?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока  русского языка  

  по теме: «Род имён существительных»  

УМК «Школа России»

                                                                                                                                             Гладкова Наталья Владимировна

Тип урока

Открытие нового знания.

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Тема урока

 Род имён существительных

 Раздел      

Имя существительное  

Цель

Изучение  грамматического признака имён существительных – рода.

Задачи

 Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся, создание условий для усвоения способа определения рода имени существительного через алгоритмизацию деятельности учащихся;

Развивать логическое мышление учащихся, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельности,  желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Проблема

Как определять род имён существительных?

Формируемые УУД

Предметные:

- определять грамматический признак имени существительных - род;

- находить имена существительные;

Личностные:

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Метапредметные:

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения;

-разрешать проблемную ситуацию;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

Оборудование

-Мультимедийный проектор;

-Экран;

-Компьютер;

- Слайд-презентация;

-и Алгоритм определения рода сущ-ного.

Формы работы

фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Методы

постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций,  игровые, наглядные, практические методы,

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение в деятельности.

Организационный момент.

1.- Всем говорю я: «Здравствуйте!»

Доброе  утро , друзья!

День наступил прекрасный,

Потому что в нём Вы и я.

 - Ребята, в русском языке много тайн. С одной из них мы познакомимся сегодня. Девизом нашего урока будут слова: «Интересно всё, что неизвестно».

2.- Итак, за работу, мои юные друзья.  Обратите внимание на доску. Прочитайте выразительно предложенные слова.

Смекалка, терпение, жадность , аккуратность, лень, трудолюбие,  взаимовыручка, зависть.

 - Какие из качеств вам понадобятся сегодня на уроке? А какие не пригодятся?

-  Что их объединяет?  Скажите, ребята, а какой частью речи являются выбранные нами качества?

- Еще подумаем.  

 

 

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок,

проверяют свою готовность к уроку.

Читает ребенок.

- убрать слова жадность и лень, зависть так как они на уроке не пригодятся.

 - это имена существительные

- Чтобы узнать что-то новое об имени существительном

Регулятивные УУД:

-нацеливание на успешную деятельность.

ЛичностныеУУД:

-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познаватьновое.

Коммуникативные УУД:

- формирование  умения слушать и слышать.

2

Актуализация знаний.

- Ребята, предлагаю вам повторить всё, что вы знаете об имени существительном.

- Перед вами таблица «БАНК ЗНАНИЙ» по теме имя существительное  с верными и неверными утверждениями. Если вы согласны с утверждением, то ставите «+», если нет, то «-»

1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета.

2. Имя существительное бывает только одушевлённым.

3. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

4. Имена существительные Ялуторовск, Тобол, Елена – собственные.

5. Имя существительное изменяется по числам.

6. Имя существительное «КОФЕ» среднего рода. У кого другое мнение. Почему не можем ответить на вопрос?

- Давайте сверим ваши ответы. Слайд1.

Учащиеся работают на индивидуальной карточке-таблице.

Ответы детей

 нет

 

 нет

 да

 да

 

да

да,нет т.к.м.р.

 Недостаточно знаний.

Регулятивные УУД:

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы,

-анализировать, проверять, фиксировать информацию.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

3

Фиксация затруднения в деятельности.

Выявление места и причины затруднения.

- Определения рода у слова «кофе» вызвало у многих ребят затруднения. Значит, это проблема.

- Итак, мои юные друзья,  попробуем сформулировать тему нашего урока.

 -  А какое слово главное в этой теме?

- Чему мы должны научиться?

Вспомнить правила посадки.

- А сейчас я предлагаю открыть тетради и записать число, классная работа.  Ребята, как вы считаете, нужно ли определять род? Где в жизни нам пригодятся эти знания?

Последнее утверждения, в которых говорится о роде имени существительного.

Тема урока: « Род имён существительных»

Задачи определяют дети:

  1. узнать ... ( какого рода бывают имена существительные)
  2. научиться… (определять род имён существительных)
  3. применять…  (новое знание при выполнении заданий)

 .

4

Построение проекта выхода из затруднения

Физминутка для глаз

-  Ребята, а вы любите  сказки? Сейчас всем предлагаю послушать сказку  связанную с тайной русского языка и с темой нашего урока  о том, как у существительных род появился. Внимание на экран!

- Надеюсь было интересно, а теперь давайте проверим по  учебнику права ли королева. Как вы думаете? Откройте страницу, найдите теоретический материал, внимательно читаем правило.

- Итак, ребятки, какого рода бывают имена существительные?

 - Как определить род имён существительных?

- Предлагаю вам запомнить алгоритм запоминания рода.

(ХОРОМ проговаривают - слайд)

Женский род запомню я

И скажу: «Она — моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он — мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило - моё!

- Какие слова-помощники нам помогут определить род?

- Ребятки, я предлагаю посмотреть на предметы в классе с левой стороны от вас и определить род существительного при помощи слов – помощников ОН МОЙ, ОНА МОЯ, ОНО МОЁ. Кто готов поделиться своими мыслями?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учащиеся слушают сказку

Работа с учебником с.25 правило.

.

Алгоритм на партах

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

Учащиеся вывешивают карточки-помощницы «Она, моя», «Он, мой», «Оно, моё»

Познавательные УУД:

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

РегулятивныеУУД:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

Физминутка. игра РАБОТА В ПАРАХ

 А сейчас я предлагаю вам поиграть становятся в кружок.- Ребята, в начале урока мы говорили о тайнах языка. Обратите внимание на таинственные цветные карточки, развешенные по классу. Сейчас вы будете работать с партнёром по плечу.  В классе у нас 10 пар, возьмитесь за руку, поднимите руки вверх, покажите свою готовность трудиться вместе и дружно. Задание. Каждая пара, держась за руки, подходит к любой таинственной карточке, читает слово, определяет при помощи слов – помощников (ОН, ОНА, ОНО), какого оно рода записывает и  вывешивает в один из столбиков МУЖСКОЙ, ЖЕНСКИЙ, СРЕДНИЙ РОД, АЛГОРИТМ висит на доске. Все остальные ребятки записывают слова в своей тетради, можно проговаривать алгоритм выполнения про себя

 1 ряд – существительные мужского рода: мороз, снеговик, снегирь, иней, сугроб.

2 ряд - женского рода: метель, варежка, перчатка, шапка, вьюга, снежинка,

3 ряд - среднего рода: солнце, небо, облако, веселье, волшебство

Выполняют двигательные упражнения

Дети работают в парах, распределяя слова по столбикам.

На физминутке мы будем не только отдыхать, но и закрепим правило определения рода существительных

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше,

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

8

Домашнее задание

Рефлексия учебной деятельности.

- Мои юные друзья, сейчас на практике вы убедились, что определять род существительных не всегда легко. Очень часто проблемы с определением рода встречаются у иностранцев. До начала урока ко мне приходил почтальон и принёс письма. Одно из них я вам прочитаю.Вас ничего не смущает в этом письме? Майкл допустил в нём ошибки. А давайте поможем ему их исправить. В качестве домашнего задания я предлагаю задания по выбору найти ошибки в письме Майкла, определить род, написать ответ Майклу по теме « Род существительных».  Откройте дневники и запишите домашнее задание.

- Наш урок подходит к концу, хотелось бы узнать у вас, мои юные друзья, что вы узнали нового для себя?

- За что можете похвалить себя и своих одноклассников?

 - Как определяется род существительных.

- …

Записывают домашнее задание в дневник

Поработать с письмом

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, задавать вопросы.

9

Мои юные друзья, сегодня на уроке вы были смекалистые, трудолюбивые, отзывчивые, мне бы хотелось предложить вам угощение, но моё угощение с секретом! Мальчики берут фрукты мужского рода, девочки выбирают фрукты женского рода, а гостям вы предложите фрукты среднего рода. Соблюдайте, пожалуйста, правила этикета! Спасибо всем за сотрудничество!

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: рефлексия.

Регулятивные УУД: контроль, оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Род имён существительных и мён прилагательных"

Урок изучения нового материала. К данному уроку есть презентация....

Конспект урока русского языка, 3 класс " Род имён существительных"

Урок посвящён 90-летию Кировского района Санкт-Петербурга....

Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных

Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных...

конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных

конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных...