Правописание глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цель: обеспечить системный подход к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках УМК, через систематизацию знаний о правописании глаголов в русском языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.yaz_4kl_pravopisanie.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание глаголов
Тема урока: Правописание глаголов.
Цель: обеспечить системный подход к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках УМК, через систематизацию знаний о правописании глаголов в русском языке.
Тип (вид) урока: урок отработки умения и рефлексии
Задачи урока:
- повторить теоретический материал о глаголе;
- формировать умение видеть и находить орфограммы в глаголах;
- отрабатывать умение ставить безударное личное окончание глагола;
- развивать способность применять свои знания в нестандартной ситуации;
- развивать речь, внимание, самостоятельность, умение оценивать свои знания;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
Средства обучения:
- учебник, ч.2
- рабочая тетрадь, ч.2
- карточки
Предполагаемый результат:
Предметные УД: к концу урока ребята будут знать орфограммы глаголов, возможные правила их написания; уметь находить ошибки, объяснять их, писать глаголы без ошибок.
Метапредметные УУД:
Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную и наоборот).
Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.
Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Личностные УУД - жизненное самоопределение.
Используемые методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Сценарий урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Определение целей урока.
Загадка.
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам,
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета)
- Что такое газета? (Толковый словарь, т.I, с.296)
Определим тему урока, убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:
П | Х | Г | Л | С | Ш | А | Г | К | О | Л |
Что по-вашему нужно рассказать о глаголе?
- Как устроена эта часть речи
- Какие ошибкоопасные места таит в себе
- Работа в творческих группах.
Задание №1.
- Дайте известную вам информацию о глаголе, ответив на вопросы (ответы записывают на обратной стороне).
Что такое глагол? |
Что он обозначает? |
На какие вопросы отвечает? |
- Найдите в стихотворении все глаголы, Запишите их в неопределённой форме
Интересная часть речи В русском языке живет, Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит- Все расскажет нам глагол | жить делать рассказать чертить писать петь вышивать пахать забивать варить жарить мыть чистить рассказать |
Задание №2.
Дайте сведения о двух постоянных признаках глагола.
Вид глагола. Как его определить? |
Как определить спряжение ? |
Роль в предложении |
Выберите правильное утверждение.
1. Глаголы
А) склоняются
Б) спрягаются
2. Спряжением глагола называется
А) изменение глагола по падежам
Б) изменение глагола по родам и числам
В) изменение глагола по лицам и числам
3. Глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют
А) относятся к 1 спряжению
Б) относятся ко 2 спряжению
4. Глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят
А) относятся к 1 спряжению
Б) относятся ко 2 спряжению
5. Лицо глагола определяют
А) по предлогу
Б) по частице бы
В) по существительному
Г) по личному местоимению
6. Глаголы-исключения: брить, стелить относятся
А) к 1 спряжению
Б) ко 2 спряжению
7. Глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть относятся
А) к 1 спряжению
Б) ко 2 спряжению
Если окончание безударное, то образуем форму 3-го лица множественного числа (в этой форме иногда можно ясно услышать окончание: -ут, -ют, или -ат, -ят). | |
Если по личной форме 3-го лица множественного числа спряжение определить нельзя, то образуем начальную форму. | |
Если в начальной форме глагол оканчивается на -ить (кроме брить, стелить), то это глагол 2 спряжения. | |
Если в начальной форме глагол не оканчивается на -ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1 спряжения. | |
Выбираю букву и пишу окончание. |
Вывод: будешь следовать этому алгоритму – никогда не ошибешься!
Задание №3.
- Расскажи о непостоянных признаках глагола.
Какое наклонение может быть у глагола? |
Как изменяется глагол по временам? |
2. На примере глагола читать проиллюстрируйте эти изменения.
- Проверка усвоения знаний.
Запишите глаголы в соответствующие столбики.
(Не)бояться, (не)волить, (не)лишать, (не)слышать, (не)взлюбить, (не)навидеть.
«не» раздельно | «не» слитно |
не лишать | невзлюбить |
не слышать | неволить |
не бояться | ненавидеть |
Он гордит_ся, нельзя устроит_ся, надо купат_ся, гусь щиплет_ся, они учат_ся, любит учит_ся.
- тся | - ться |
он гордится | нельзя устроиться |
гусь щиплется | надо купаться |
они учатся | любит учиться |
Подкорм_шь, встреча_м, сажа_те, обид_м, надкус_т, запута_шь.
1 спр.(е) | 2 спр. (и) |
встречаем | подкормишь |
сажаете | обидим |
запутаешь | надкусит |
Слыш_л, клее_л, завис_л, спор_л, вид_л, ла_л, посе_л, стро_л, выздоров_л.
- ал, - ял | - ел | - ил |
слышал | зависел | клеил |
лаял | видел | спорил |
посеял | выздоровел | строил |
Прилеч(?), спешиш(?), жуёш(?), хорош(?), спряч(?), отреж(?), сторож(?), береч(?), помоч(?), знаеш(?), назнач(?).
Неопр. форма | 2 лицо ед. ч. | Повелит. накл. |
прилечь | спешишь | спрячь |
беречь | жуёшь | отрежь |
помочь | знаешь | назначь |
- А теперь давайте проверим как вы закрепили тему: «Правописание глаголов» и выполним упр.3
V Рефлексия деятельности.
Что вспомнили на уроке?
Что понравилось?
Вернемся к нашему девизу урока:
«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении» Марсель Ашар.
А мы можем продолжить: И к тем, кто весь день проводит в хорошем настроении.
- Понравился ли вам урок?
- Довольны ли вы собой?
- Что для тебя было трудным на уроке?
Выставление оценок.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».
Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...
Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»
Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...
Урок на тему: "Знакомство с возвратной формой глагола.Правописание глаголов с -тся - и -ться"
Русский язык . 4 класс, программа" Школа 2100"...
Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»
Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...
Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"
Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...
Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ
Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...
Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»
Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"» Пояснительная запискаДанный урок относит...