Правописание глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Сайфулина Алина Галимовна

Цель: обеспечить системный подход к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках УМК, через систематизацию знаний о правописании глаголов в русском языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.yaz_4kl_pravopisanie.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание глаголов

Тема урока: Правописание глаголов.

 Цель: обеспечить системный подход к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках УМК, через систематизацию знаний о правописании глаголов в русском языке.

Тип (вид) урока: урок отработки умения и рефлексии

Задачи урока:

            - повторить теоретический материал о глаголе;

           - формировать умение видеть и находить орфограммы в глаголах;

           - отрабатывать умение ставить безударное личное окончание глагола;

           - развивать способность применять свои знания в нестандартной ситуации;

           - развивать речь, внимание, самостоятельность, умение оценивать свои знания;

           - воспитывать интерес к изучению русского языка.

Средства обучения:

  • учебник, ч.2
  • рабочая тетрадь, ч.2
  • карточки

Предполагаемый результат:

Предметные УД: к концу урока ребята будут знать орфограммы глаголов, возможные правила их написания; уметь находить ошибки, объяснять их, писать глаголы без ошибок.

Метапредметные УУД:

Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную и наоборот).

Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.

Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. 

Личностные УУД - жизненное самоопределение.

Используемые методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Сценарий урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Определение целей урока.

Загадка.

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам,

На одном таком листе

Много разных новостей.       (Газета)

         

  1. Что такое газета? (Толковый словарь, т.I, с.296)

                                           

        Определим  тему урока, убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:

                

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л

        Что по-вашему нужно рассказать о глаголе?

  • Как устроена эта часть речи
  • Какие ошибкоопасные места таит в себе

  1. Работа в творческих группах.

Задание №1.

  1. Дайте  известную вам информацию о глаголе, ответив на вопросы (ответы записывают на обратной стороне).

Что такое глагол?

Что он обозначает?

На какие вопросы отвечает?

  1. Найдите в стихотворении все глаголы, Запишите их в неопределённой форме

Интересная часть речи

В русском языке живет,

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Все расскажет нам глагол

жить

делать

рассказать

чертить

писать

петь

вышивать

пахать

забивать

варить

жарить

мыть

чистить

рассказать

Задание №2.

        Дайте сведения о двух постоянных признаках глагола.

Вид глагола. Как его определить?

Как определить спряжение ?

Роль в предложении

 Выберите правильное утверждение.

1. Глаголы

А) склоняются

Б) спрягаются

2. Спряжением глагола называется

А) изменение глагола по падежам

Б) изменение глагола по родам и числам

В) изменение глагола по лицам и числам

3. Глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют

А) относятся к 1 спряжению

Б) относятся ко 2 спряжению

4. Глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят

А) относятся к 1 спряжению

Б) относятся ко 2 спряжению

5. Лицо глагола определяют

А) по предлогу

Б) по частице бы

В) по существительному

Г) по личному местоимению

6. Глаголы-исключения: брить, стелить относятся

А) к 1 спряжению

Б) ко 2 спряжению

7. Глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть относятся

А) к 1 спряжению

Б) ко 2 спряжению

Если окончание безударное, то образуем форму 3-го лица множественного числа (в этой форме иногда можно ясно услышать окончание: -ут, -ют, или -ат, -ят).

Если по личной форме 3-го лица множественного числа спряжение определить нельзя, то образуем начальную форму.

Если в начальной форме глагол оканчивается на -ить (кроме брить, стелить), то это глагол 2 спряжения.

Если в начальной форме глагол не оканчивается на -ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1 спряжения.

Выбираю букву и пишу окончание.

Вывод: будешь следовать этому алгоритму – никогда не ошибешься!

 

Задание №3.

  1. Расскажи о непостоянных признаках глагола.

  Какое наклонение может быть у глагола?

Как изменяется глагол по временам?              

        2. На примере глагола читать проиллюстрируйте эти изменения.

 

  1. Проверка усвоения знаний.

     

Запишите глаголы в соответствующие столбики.

(Не)бояться, (не)волить, (не)лишать, (не)слышать, (не)взлюбить, (не)навидеть.

«не» раздельно

«не» слитно

не лишать

невзлюбить

не слышать

неволить

не бояться

ненавидеть

   Он гордит_ся, нельзя устроит_ся, надо купат_ся, гусь щиплет_ся, они учат_ся, любит учит_ся.

- тся

- ться

он гордится

нельзя устроиться

гусь щиплется

надо купаться

они учатся

любит учиться

 Подкорм_шь, встреча_м, сажа_те, обид_м, надкус_т, запута_шь.

1 спр.(е)

2 спр. (и)

встречаем

подкормишь

сажаете

обидим

запутаешь

надкусит

 Слыш_л, клее_л, завис_л, спор_л, вид_л, ла_л, посе_л, стро_л, выздоров_л.

- ал, - ял

 - ел

 - ил

 слышал

 зависел

клеил

 лаял

 видел

спорил

 посеял

 выздоровел

строил

 Прилеч(?), спешиш(?), жуёш(?), хорош(?), спряч(?), отреж(?), сторож(?), береч(?), помоч(?), знаеш(?), назнач(?).

Неопр. форма

 2 лицо ед. ч.

 Повелит. накл.

 прилечь

 спешишь

спрячь

 беречь

 жуёшь

отрежь

 помочь

 знаешь

назначь

        

- А теперь давайте проверим как вы закрепили тему: «Правописание глаголов» и выполним упр.3

V  Рефлексия деятельности.

Что вспомнили на уроке?

Что понравилось?

Вернемся к нашему девизу урока:

«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении»   Марсель Ашар.

А мы можем продолжить: И к тем, кто весь день проводит в хорошем настроении.

- Понравился ли вам урок?

- Довольны ли вы собой?

- Что для тебя было трудным на уроке?

Выставление оценок.

Домашнее задание.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»

Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ

Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»  Пояснительная запискаДанный урок относит...