Конспект Открытого урока + презентация 3 класс русский язык
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Открытый урок в 3 к лассе по русскому языку.
Тема "Однокоренные слова. Корень слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока Однокоренные слова | 31.86 КБ |
презентация к отрытому уроку | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».
Цели урока: формировать понятия «однокоренные слова», «корень слова»; учить выделять два признака однокоренных слов.
Задачи:
Образовательные: организовать деятельность для актуализации и уточнения знаний детей об однокоренных словах; создать условия для формирования умения подбирать родственные слова, выделять корень в однокоренных словах.
Развивающие: создать условия для развития умения находить однокоренные слова, выделять в них корень; развития познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирования орфографической зоркости;
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к русскому языку.
Тип урока: закрепление новых знаний и способов деятельности.
Оборудование урока:
-презентационное сопровождение урока;
-компьютер;
- Оргмомент
- Добрый день, ребята!
- Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке! Давайте повернемся и поздороваемся.
- Сегодня у нас в гостях – учителя из другой школы.
- А еще к нам на урок заглянул необычный гость.
- Кто он? Попробуем угадать.
Летит без крыльев и поет
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
- Молодцы!
2. Минутка чистописания
А) Пальчиковая гимнастика
- Давайте, покажем как двигается ветер и подготовим наши пальчики к чистописанию
Ветер по лесу гулял (волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной
Вот с березки – золотой. (загибаем пальчики на обеих руках)
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (укладываем руки на парту)
- Отлично, размялись.
Б) Чистописание на листочке
- Подготовьте наши листочки для читсописания.
- Как вы думаете, написание какой буквы будем повторять? (Вв)
- Вспомним написание. Все внимание на экран.
- А теперь посмотрите на доску. Найдите закономерность и продолжите.
Вв // Вв //
-Давайте пригласим ветер заглянуть в наши листочки и, посмотреть, как красиво ребята пишут буквы.
- На следующей строке запишите слова :
ветер ветряная безветренный (Обозначим ударение и орфограммы)
- Придумайте предложение с любым из слов. (Слушаем 2-3 предложения). Запишите любое предложение.
Ветер по морю гуляет.
- Дайте характеристику предложению ( невоскл., повест.)
- Назовите главные члены предложения.
- Молодцы.
В) Запись даты в тетрадь
- Отложили листочки. Запишем число и классная работа.
Я тетрадь свою открою
И, как надо, положу.
И от вас сейчас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Итак, записываем
Двадцать второе октября.
Классная работа.
- Проверьте написание опасных мест. Отметьте орфограммы.
3. Словарная работа.
- А теперь ветер отправляется в свое путешествие, а мы вместе с ним.
- Вам надо отгадать загадки. Отгадки записать в тетрадь первое слово с большой буквы, далее с маленькой буквы через запятую. Загадки на экране. Один ученик у доски.
Карандаш, молоко, огурец, пшеница, пенал, медведь. (Ударение, орфограммы)
Проверка на экране. Взаимопроверка
- Что вы можете сказать о словах? (словарные слова)
- Выполните задания, подчеркните буквы и выпишите слово отдельно:
Из первого слова – первую букву,
Из второго слова –вторую букву ,
Из третьего слова – четвертую букву,
Из четвертого слова – третью букву,
Из пятого слова – третью букву,
Из шестого слова – последнюю букву
- Какое слово получилось? КОРЕНЬ
- Послушайте сказку о встрече двух корней.
Встретились однажды корень куста и корень слова.
- Здравствуй, - говорит один, - я корень, а ты кто?
- А я тоже корень, - отвечает другой.
- Я в земле живу, - сказал первый. - А ты где живешь?
- А я живу в словах, - ответил второй.
- Ну, какой же корень может жить в словах! - усмехнулся первый корень. - Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастет целый куст или дерево. А от тебя что растет?
- Не хвастайся. От меня тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.
Услышали их разговор люди и говорят:
- Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых новые слова вырастить можно. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень - общая для всех часть, от которой все они произошли.
- Кто догадался о чем пойдет речь на уроке?
- Сформулируйте тему урока. (Корень. Однокоренные слова.)
4. Работа по теме урока.
- Вспомните слова, которые записали в минутке чистописания.
- Прочитайте эти слова.(ветер ветряная безветренная)
- Что общего в этих словах? (общая часть)
- Как называется это часть? (корень)
- Как называются такие слова? (однокоренные)
- Давайте проверим наши ответы. Все внимание на экран.
5. Физминутка
- Ветерок очень хочет поиграть с вами. Если вы услышите пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши, если пару слов, которые не являются однокоренными вы приседаете.
Лес-лесной, стена-потолок, кот-котик, дом-домашний, дым-дом, желток-желтый, вода-водичка, хлеб-батон.
-Ветерку очень понравилось.
6. Продолжение работы
- Ветерок продолжает свой путь. Он решил заглянуть на лесную полянку и поиграть со зверями, но перепутал их. Помогите родителям найти своих детишек.
На лесной полянке
Летом, спозаранку
Собрался лесной народ –
Все водили хоровод.
Перепуталась родня,
Не поймут, где, чья семья.
Долго велся разговор,
Разгорелся даже спор!
Тут сова на ветку села,
Всем молчать она велела
И сказала: «Я, друзья,
Расскажу, где, чья семья.
Еж, ежонок и ежиха,
Слон, слоненок и слониха,
Лис, лисенок и лисица,
Гусь гусенок, гусеница»
Молодец, сова, умна,
Но ошиблась и она.
Догадайтесь же, друзья,
Чья не встретилась семья?
- Вспомним семьи зверей и запишем. Выделим корень.
-Какую семью мы не записали?
-Почему? Ведь у них есть общая часть?
- Значит мало однокоренным словам иметь общую часть?
- Что еще должно быть общее? (Значение)
- Давайте запишем правильную семью гусей и выделим корень. (Гусь, гусенок, гусыня)
- Запишем еще 2 семьи и выделим корень. Семья тигра (тигр, тигренок, тигрица). Семья оленя (олень, олененок, олениха)
- Итак, какие два признака мы выделили для однокоренных слов? (общая часть и зачение).
- Наш ветерок продолжает свой путь, он отправляется на с. 62 нашего учебника в упражнение 109.
Доска разбита на три колонки сущ прил глагол
- Перед вами слова: солить, сад, светить, звонить, синяк, соль, звон, садовник, синий, звонкий, свет, солёный, синенький, садовый, светлый, синить
- Не читая задания в учебнике, кто догадался , что надо выполнить? (Найти однокоренные слова).
- Давайте найдем первую семью слов. (Соль, солить, соленый)
-А теперь распределим слова по столбикам (по частям речи).
- Так будем работать с каждой семьей слов у доски и в тетрадке.
- Молодцы.
7. Рефлексия
- В самом начале урока я вспомнила строки из сказки А.С. Пушкина. Кто запомнил? (Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.)
-Вот и сейчас ветер пригнал для вас кораблик.
- Найдите однокоренные слова и каждую пару раскрасьте своим цветом.
8. Домашнее задание
Ветерку нужно продолжать свой путь и на память о себе он оставляет вам домашнее задание. Учебник с. 62 № 111.
9. Итог
- На прощание расскажите ветерку и всем присутствующим.
Что понравилось…
Было интересно…
- Ребята, я довольна вашей работой на уроке, вы меня порадовали.
Урок окончен. Всем спасибо.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Он и чертит, и рисует, А сегодня вечерком Он раскрасил мне альбом. Хоть жидкое — но не вода. Не снег, а белое. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый, Вкусен и сырой. Кто же я такой?
В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши, Ручки, кисти, скрепки, кнопки- Что угодно для души. С неба солнце золотое Золотые льет лучи В поле дружною стеною Золотые усачи Кто в лесу глухом живет? Неуклюжий, косолапый, Летом ест малину, мед.
К а р а ндаш, м о л о ко, о гурец, пш е ница, п е нал, м е двед ь . 05.05.17
Выпиши : Из первого слова – первую букву, Из второго слова –вторую букву , Из третьего слова – четвертую букву, Из четвертого слова – третью букву, Из пятого слова – третью букву, Из шестого слова – последнюю букву. Какое слово получилось? КОРЕНЬ
Однокоренные слова
Ёж, ежонок, ежиха. Слон, слонёнок, слониха.
Лис, лисёнок, лисица. Гусь, гусёнок, гусыня.
Тигр, тигрёнок, тигрица Олень, оленёнок, олениха.
05.05.17
Домашнее задание Учебник с. 62 упр. 111 05.05.17
ъ ь ю я е Спасибо за работу ! Вы умнички !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 1 класс русский язык УМК"Перспектива"
Тема:"Слова отвечающие на вопрос кто,что"...
Конспект открытого урока-исследования по русскому языку в 3 классе
Урок-исследование по ФГОСТема урока:"Безударные гласные в окончаниях имен существительных 1 склонения"...
Открытый урок .1 класс .Русский язык. "Буквы ё,у,я,ю их функции в словах"
Открытый урок .Русский язык .1 класс "...
Открытый урок, 4 класс, Русский язык
УМК: «Школа 2100». Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина «Русский язык. 4 класс» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»....
открытый урок 4 класс "Русский язык"
урок систематизации и обобщений знаний по теме"Роль местоимений в речи"...
Открытый урок. 4 класс. Русский язык.
Тема: «Роль глагола в предложении»Тип урока: открытия новых знанийФорма урока: групповаяОборудование: Интерактивная доска, индивидуальные ноутбуки, медиа проектор, документ-кам...