Памятка "Работа над ошибками"
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Тамонкина Наталья Пантелеевна

Данная памятка поможет учащимся объяснять свои ошибки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.        Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Делай так: Выпал  пушистый снег.  Дети рады.

2.        Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

Делай так:  звонок, ученик.

3.        Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так:  у/чи/тель - 3 сл.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4.        Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так: оси -   на.

Запомни!    При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую страницу.

5.        Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.

6.        Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

7.        Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще 2 слова.

Например: дочка, речка, мощный.

8.        Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения. Например: алфавит, азбука, портфель.

  1. Безударная гласная в корне, проверяемая

30.        Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица
единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на эту орфограмму.

Например:   пишешь, решаешь, читаешь (наст. вр., 2-го лица,

ед. ч.).

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31.        Правописание безударных личных окончаний  глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед - ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так: пишет -- писать, глаг., I спр., (-е, -ут, - ют)

ставит ставить, глаг., 2 спр., (- и, - ат, - ят)

32.        Сложное предложение.

Выпиши   правильно.   Подчеркни   грамматические   основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

[        ] ,  [        ].

26.        Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово,

от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал 

их по дороге. ( ___   Ө, Ө ).

Стьный ветер сорвал листья с деревьев и   разметал 

их по дороге. ( ___   Ө и Ө ).

27.        Правописание безударных падежных окончаний
имен существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь

с помощью слов - помощников. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: на опушке (на земле, I скл.),

на полянке (на земле, 1 скл.),

у речки (у земли, 1 скл.).

28.        Правописание безударных падежных окончаний
имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу (какому?) дальнему — м. р., ед. ч., Д. п.). 

29. Предлог с местоимением (орфограмма - пробел). Выпиши из предложения местоимение с   предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Например:  у нас,  ко мне, с тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся раздельно.

   

   

   ударением (а, о, е, и, я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь   орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Делай так: сады - сад  

волна  - волны

червивый червь

10.        Безударная гласная в корне слова, не  проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни  гласную. Запиши два  однокоренных слова.

Например:  ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

11.        Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши  слово,   в   котором  допущена  ошибка,   правильно. Проверь согласную.

Делай так:   Морозы мороз, ягода - ягодка.

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.

12.        Большая буква в имени собственном.

Выпиши   слово  правильно.   Запиши  еще  2   слова  на  эту орфограмму.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Химки.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13.        Разделительный мягкий знак ь.

     Выпиши слово правильно, запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.

    Например:   вьюга, листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь)    пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

    14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так:   группа, групп - па, групповой, подгруппа

15.        Знаки препинания в конце предложения (.?!...).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике   предложение   с   таким   же   знаком   и   запиши. Подчеркни знак.

Например: Слава нашей Родине! Слава труду!

16.        Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь

части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

Делай так: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоскл., прост., растр.)

Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.

17.        Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

Например:  Поездка  Запиши 1-2 однокоренных слова.

18.        Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных
слов. Выдели корень.
 Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так:      звезда, звездочка, звёздный.

                                честь - честный.

19.        Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши ещё два слова с этой же приставкой.

Например: полетели, побежали, потянули,

отнёс, отбежал, отлетел.

20.        Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21.        Правописание предлога со словом (орфограмма
пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму - пробел.

 Делай так:  к берегу: к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни!    Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов. Например:  Лодка отплыла от берега.

22.        Разделительный твердый знак ъ.

Выпиши слово правильно.  Запиши еще два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную. Например:   съезд, объявление, объём

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е, ё, ю, я.

23.        Мягкий знак ь на конце существительных после
шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова с этой орфограммой.

Например:   Луч (м.р.), шалаш, товарищ

                     Ночь(ж. р.), мощь, тишь.

24.        Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

Делай так:   водовоз, самолёт

25.        НЕ с глаголом (орфограмма пробел).

Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не пришёл, не выучил, не знал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над ошибками

Памятка при работе над ошибками...

Времена года. Найди ошибки художника.

Дидактическое пособие по теме "Когда наступит лето?" 1 класс УМК "Школа России"...

Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку. 1 класс.

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 1 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...

Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 2 класс

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются во 2 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обо...

Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 3 класс.

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 3 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...

Ошибки, ведущие к ошибкам

Пробуем разобраться в причинах появления ошибок....

Памятка"Как работать над ошибками". Работай над ошибками регулярно!

Памятка "Как работать над ошибками в начальной школе" предназначена для учеников, родителей и учителей.В данном пособии представлены  основные разделы программы школьного курса по русск...