Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Школа России"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Яицкая Олеся Викторовна

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся  3 класса  разработана  на основе требований к результатам освоения основной  образовательной программы начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass.docx55.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нельхайская  средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»:

Руководитель методического объединения

__________ Ленчук Н.Г.

протокол      №  1

от  «   29  »           августа       2016 г.

«Согласовано»:

заместитель директора по УВР._________ Ильенко Е.В

«29» августа 2016 г

«Утверждено»:

директор МБОУ

Нельхайская СОШ

_______ О.В. Архинчеева

Протокол №1 от «30 » августа  2016 г.

Приказ №60    от 30 .08.2016г

Рабочая  программа

по русскому языку для обучающихся 3  класса

на 2016-2017   учебный год

Составитель:

Яицкая Олеся Викторовна

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по русскому языку для обучающихся  3 класса  разработана  на основе требований к результатам освоения основной  образовательной программы начального общего образования.

Изучение курса реализуется через УМК:

-программа Школа России научный руководитель А.А. Плешаков (сборник программ). М.: Просвещение, 2011.  

-учебник УМК Школа России Русский язык 3 класс в 2 частях. Учебник для общеобразовательных учреждений с электронным приложением. Канакина В. П. 3-е изд. перераб. 2015- 2016 год, М.:Просвещение 

-рабочая тетрадь в 2 частях Русский язык 3 класс. Канакина В. П.3-е изд. перераб. 2016 год, М.: Просвещение.

Цели:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека

Задачи:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная  аттестация  проводится в целях контроля  эффективности образовательного процесса.

1.3. Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом на текущих занятиях в соответствии с учебной программой дисциплины.

1.4. Формы текущего контроля:

  - устный опрос учащихся - контроль, проводимый после изучения    материала по одному или нескольким темам (разделам) дисциплины в виде ответов на вопросы и обсуждения ситуаций.

- письменный контроль(контрольный диктант, контрольная работа,  творческая работа – изложение, сочинение) - контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами, решением задач, анализом ситуаций, выполнением практических заданий по отдельным темам (разделам) курса.

1.5. Промежуточная аттестация  - оценка качества усвоения учащимися  содержания какой-либо отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы проводится в форме итоговой комплексной контрольной работы.

Планируемые результаты учебного предмета

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание учебного предмета

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика  Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Тематическое планирование по русскому языку

Класс 3 а

Количество часов по учебному плану

Всего 136 часов; в неделю 4 часа.

Проверочные диктанты:2

Контрольные диктанты: 6

Р/р: 11

п/п

Дата

по факту

Дата

по плану

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Язык и речь (2 ч)

1

02.09

Виды речи и их назначение. Речь — отражение культуры человека.

1

2

05.09

Для чего нужен язык?

1

Текст. Предложение. Словосочетание (11 ч)

1

3

07.09

Текст как единица языка и речи. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом.

1

4

08.09

Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге.

1

5

09.09

 Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений.

1

6

12.09

Обращение. Предложения с обращением (общее представление).

1

7

14.09

Входной контрольный диктант №1 по теме «Предложение»

8

15.09

Главные и второстепенные члены предложения.

1

9

16.09

 Главные и второстепенные члены предложения.

1

10

19.09

Простое и сложное предложения (общее представление).

1

11

21.09

 Сложное предложение.

Союзы а, и, но в сложном предложении.

1

12

22.09

Словосочетание (общее представление).

1

13

23.09

Предложение и словосочетание. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

1

14

26.09

Слово и его лексическое значение. Повторение и уточнение представлений о слове.

1

15

28.09

Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении.

1

16

29.09

 Омонимы.

1

17

30.09

Слово и словосочетание.

1

18

03.10

Фразеологизмы.

1

19

05.10

Р/р №1. Подробное изложение с языковым анализом текста.

1

20

06.10

Части речи.

1

21

07.10

Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными.

1

22

10.10

Имя прилагательное. Глагол.

1

23

12.10

Имя числительное

1

24

13.10

Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

1

25

14.10

Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

1

26

17.10

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу. Звуко-буквенный разбор слова.

1

27

19.10

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласным в корне.

1

28

20.10

Разделительный мягкий знак (ь). 

1

29

21.10

Р/р №2. (Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану)

30

24.10

 Работа над ошибками, допущенными в изложении (сочинении). Проект «Рассказ о слове»

1

31

26.10

 Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи»

1

32

27.10

Корень слова. Однокоренные слова.

1

33

28.10

Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.

1

34

07.11

Формы слова. Окончание.

1

35

09.11

Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. Слова, которые не имеют окончания.

1

36

11.11

Приставка как значимая часть слова.

1

37

12.11

Значение приставки в слове.

1

38

14.11

Суффикс как значимая часть слова.

1

39

16.11

Значение суффикса в слове.

1

40

17.11

Р/р №3 Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

1

41

18.11

Основа слова. 

1

42

21.11

Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу.

1

43

23.11

 Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

1

44

24.11

Р/р №4 Подробное изложение повествовательного текста.

1

45

25.11

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочная работа.

1

Правописание частей слова (23 ч)

46

28.11

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

1

47

30.11

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

48

01.12

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-. Работа с текстом.

1

49

02.12

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

1

50

05.12

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными

на конце слов и перед согласным в корне.

1

51

07.12

Р/р №5. Обучающее изложение

1

52

08.12

 Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

1

53

09.12

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

1

54

12.09

Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание частей речи»

1

55

14.09

 Правописание слов с удвоенными согласными. Работа над ошибками.

1

56

15.09

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

57

16.09

Р/р №6 Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».

1

58

19.12

Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание.

1

59

21.12

Правописание суффиксов в словах.

1

60

22.12

 Правописание приставок в словах. Правописание значимых частей слова.

1

61

23.12

Правописание приставок и предлогов в словах.

1

62

26.12

 Правописание приставок и предлогов в словах.

1

63

28.12

Контрольный диктант  № 4 по «Правописание слов с удвоенными согласными»

1

64

12.01

Работа над ошибками. Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове.

1

65

13.01

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

66

16.01

Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками.

1

67

18.09

 Р/р №7.

Вариант 1. Изложение повествовательного деформированного текста по данному плану.

Вариант 2. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

1

68

19.01

 Обобщение изученных правил письма.

Проект «Составляем «Орфографический словарь» 

1

Части речи (61 ч)

69

20.01

Части речи.

1

Имя существительное (28 ч)

70

23.01

Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном.

1

71

25.01

Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного.

1

72

26.01

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

73

27.01

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

1

74

30.01

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных.

1

75

01.02

Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени».

1

76

02.02

Число имён существительных, изменение имён существительных по числам.

1

77

03.02

Имена существительные, имеющие форму одного числа.

1

78

06.02

Род имён существительных: мужской, женский, средний.

1

79

08.02

Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах.

1

80

09.02

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

1

81

10.02

 Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова.

1

82

13.02

Р/р №8.

Вариант 1. Подробное изложение повествовательного текста-образца.

Вариант 2. Составление устного рассказа по серии рисунков. Учебник: упр. 62, 63

1

83

15.02

Проверочный (объяснительный) диктант №1.

1

84

16.02

Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам).

1

85

17.02

Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам).

1

86

20.02

 Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам). Неизменяемые имена существительные.

1

87

22.02

Именительный падеж имён существительных.

1

88

24.02

Родительный падеж имён существительных.

1

89

27.02

 Дательный падеж имён существительных.

1

90

201.03

Винительный падеж имён существительных.

1

91

02.03

Именительный, родительный, винительный падежи.

1

92

03.03

Творительный падеж имён существительных.

1

93

06.03

Предложный падеж имён существительных.

1

94

08.03

Р/р №9.Подробное изложение текста повествовательного типа.

1

95

09.03

 Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном. Начальная и косвенные формы имён существительных.

1

96

10.03

Работа по выполнению заданий рубрики «Проверь себя».

Проверочный диктант №2 по теме «Правописание имен существительных»

1

97

13.03

 Работа над ошибками.

1

Имя прилагательное (15)

98

15.03

 Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном.

1

99

16.03

Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Заглавная буква в именах собственных. 

1

100

17.03

Р/р №10. Текст-описание. Роль имён прилагательных в тексте-описании. Составление текста-описания в научном стиле.

1

101

20.03

Сравнение текста И. Долгополова с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

1

102

22.03

Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе).

1

103

23.03

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1

104

24.03

 Правописание родовых окончаний имён прилагательных. 

1

105

03.04

Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.

1

106

05.04

Число имён прилагательных. Сравнительное описание.

1

107

06.04

Падеж имён прилагательных (общее представление).

1

108

07.04

Начальная форма имени прилагательного.

1

109

10.04

Контрольный диктант №5 по теме «Имя прилагательное»

1

110

12.04

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

111

13.04

Р/р 11. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками».

1

112

14.04

Работа над ошибками.

Проект «Имена прилагательные в загадках»

1

Местоимения (4 ч.)

113

17.04

1. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений.

1

114

19.04

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

1

115

20.04

Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных.

1

116

21.04

Обсуждение результатов выполнения заданий рубрики «Проверь себя».

1

Глагол (14 ч)

117

24.04

 Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи.

1

118

26.04

Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов.

1

119

27.04

Начальная (неопределённая) форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.

1

120

28.04

 Неопределённая форма глагола.

1

121

03.05

Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.

1

122

04.05

Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов.

1

123

05.05

Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени.

1

124

08.05

Изменение глаголов по временам.

1

125

10.05

Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

1

126

11.05

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Родовые окончания глаголов (-а, -о).

1

127

12.05

Правописание частицы не с глаголами.

1

128

15.05

Обобщение знаний о глаголе.

1

129

17.05

Обобщение знаний о глаголе.

Проверочная работа.

1

130

18.05

Контрольный диктант №6 по теме «Части речи»

1

Повторение (6 ч.)

131

19.05

Работа над ошибками. Части речи.

1

132

22.05

Предложения по цели высказывания и по интонации. Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1

133

24.05

 Имя числительное. Имя существительное.

1

134

26.05

Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо текста под диктовку. Разбор предложения по членам предложения.

1

135

29.05

Однокоренные слова. Звуки речи и звуки природы. Правописание имён собственных.

1

136

31.05

Повторение изученного материала.

1

Приложение №1

Контрольных работ – 6 (см. Приложения 1 - 1-6)

  1. Входной контрольный диктант №1 по теме «Предложение»
  2. Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи»
  3. Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание частей речи»
  4. Контрольный диктант  № 4 по «Правописание слов с удвоенными согласными»
  5. Контрольный диктант №5 по теме «Имя прилагательное»
  6. Контрольный диктант №6 по теме «Части речи»

Приложение №2

Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи»

Прощание с осенью

        В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

        Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Приложение №3

Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание частей речи»

Цели:

          1. Проверить умение писать слова с безударной гласной в корне и парной звонкой и глухой согласной.

           2.Проверить умение разбирать слова по составу.

           3. Проверить умение делать фонетический разбор слов.              

           4.Проверить умение выделять главные члены предложения.

Снеговик.

     Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной корой.  На  улицу  выбежала группа ребят.  Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматические задания.

  1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
  1. Разберите слова по составу: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.

3.Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным звуком в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

Приложение №4

Контрольный диктант  № 4 по «Правописание слов с удвоенными согласными»

Весеннее  утро.

    Это случилось в апреле.  Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз  свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний  лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями  берёзки  он заметил глубокую норку.  В норке сладко  спал ёжик.  Ёж  осенью нашёл это укромное местечко.  Он ещё  не  хотел  вставать.  Но холодный ручей  забрался  в  сухую постельку  и  разбудил  ежа.

Грамматические  задания.

                                             Вариант 1.

1. Разобрать  по  членам  7 предложение.

2. Разобрать  по  составу слова: засветило, утренний, берёзки.

                                             Вариант 2.

1. Разобрать по членам 9 предложение.

2. Разобрать по  составу  слова: развесило, весёлый, местечко.

3.Определите время, число  глаголов побежали, взглянешь, принесу.

Приложение №5

Контрольный диктант №5 по теме «Имя прилагательное»

Цели:

          1. Проверить умение писать окончания имён прилагательных в единственном и множественном числе.

           2.Проверить умение выписывать из текста словосочетания существительного с прилагательным и определять у них род  и число.

          3. Проверить умение выделять грамматическую основу предложения и  определять части речи.

Пришла  весна.

    Над полями и  лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд.  В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховики.

    Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица  на первую прогулку своих медвежат.  

Грамматические  задания.

  1. Подчеркнуть грамматическую основу   4 и 5 предложений, надписать  части  речи (по вариантам).

  1. Выписать из  текста  диктанта  три словосочетания «имя прилагательное + имя существительное» в единственном числе, определить род, выделить окончание.
  2. Подобрать антонимы к именам прилагательным:

 1 вариант: узкий ручей, ненастная погода;

             2 вариант: трусливый мальчик, высокое дерево.        

  1. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.

Приложение №4

Контрольный диктант №6 по теме «Части речи»

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

По А. Куприну

Грамматические  задания.

  1. Выпишите из текста имена прилагательные
  2. Выпишите из текста имена существительные
  3. Разберите второе предложения по членам предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....