Правописание частицы НЕ с глаголами
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
1. познакомить уч-ся с отрицательной частицей НЕ с её ролью в передаче мысли;
2. формировать умение правильно писать частицу НЕ с глаголами;
Задачи урока:
–учить уч-ся писать Не с глаголами, знать место этой орфорграммы в написанием Не с другими частями речи.
- развивать письменную и устную речь, творческое мышление;
- воспитывать чувство любви к природе, желание выразить свои чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_ne_s_glagolami.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами»
Выучить так, чтоб НЕ ВЫХОДИЛО ИЗ ГОЛОВЫ»
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к уроку, листы заготовки для творческой работы, фонограмма песни «Настоящий друг», учебник «Русский язык» 4 кл
Цели урока: 1. познакомить уч-ся с отрицательной частицей НЕ с её ролью в передаче мысли;
2. формировать умение правильно писать частицу НЕ с глаголами;
Задачи урока:
–учить уч-ся писать Не с глаголами, знать место этой орфорграммы в написанием Не с другими частями речи.
- развивать письменную и устную речь, творческое мышление;
- воспитывать чувство любви к природе, желание выразить свои чувства.
Ход урока.
- Орг момент. (3 мин)
Наш урок я хотела бы начать с этого стихотворения:
Побывал я однажды в стране
Это бы точно во сне!
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо- тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые росли забудки.
И погода стояла настная.
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
- Что-то не так? Что вы заметили?
- (Исчезла НЕ.)
- Верните пропажу и прочитайте стихотворение заново, называя части речи, которым вы вернули НЕ.
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня на уроке.
(Об интересной, трудной НЕ)
- Актуализация знаний. ( 3 мин)
-
- Перед вами большая группа слов. Что общего в этих словах?
- На какие группы их можно распределить? Объясните принципы группировки.
Непогода, невзрачный, не живёт, не у кого, не друг, а враг , некрасивый, не был, нечто, несчастье, нечего,не большой, а маленький
не спешить
1 группировка: по частям речи: - записать на доске, а уч-ся в тетради 1 группу.
существительные – непогода, не друг, несчастье
прилагательные –некрасивый, не большой, невзрачный
глагол – не был, не живёт, не спешить
местоимения – не у кого, некто, нечего
2 группировка: НЕ пишется слитно и не пишется раздельно.
- Постановка проблемы. (Гипотеза). Определение темы урока.
- С какими трудностями вы столкнулись, выполняя это задание?
(Мы не знаем в каких случаях пишется НЕ слитно, а в каких раздельно)
- Постарайтесь определить тему нашего урока. Вспомните при этом, какую часть речи вы сейчас изучаете.
Дети: - Правописание не с глаголами.
(учитель записывает тему на доске)
Написание НЕ с другими частями речи изучается в старших классах, а мы будем говорить о глаголе. (Стирает все слова, а оставляет только глаголы)
- Каковы цели нашего урока?
Дети: Что такое не? Научиться правильно писать НЕ с глаголами.
- А как же пишется не с глаголами?
НЕ С ГЛАГОЛАМИ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО.
Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает.
Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.
- Открытие нового материала. НЕ – отрицательная частица.
Частица «НЕ» придаёт глаголу отрицательный смысл.
Прочитайте стихотворение Ю.Вронского «Вредные привычки»
- Что вы можете сказать о герое этого стихотворения?
- Непослушный мальчик, Драчун, забияка, не умеет вести себя ни на уроках, ни на перемене. Не зря стихотворение названо «Вредные привычки». С ним трудно справится.
- Выпишите из текста все глаголы.
(Дети выписывают и читают, некоторые выписали без не)
- Интересно. Я действительно попросила вас выписать глаголы.
Дети: - Надо было писать с НЕ.
- Зачем?
- Здесь глаголы указывают на действия, которые делать не надо.
- Глаголы имеют отрицательное значение.
- ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «НЕ»? Что за часть речи? Маленькое слово.
- Может слово НЕ как-то называется в русском языке?
Раз оно отрицает?
- Раз оно отрицает, значит отрицательное.
- Вы правы. Это слово отрицает.
Поиск решений.
- Вы согласны, что это часть речи?
- Какие вы знаете части речи?
(Дети называют)
На какие группы их можно разделить?
Самостоятельные:
(- обозначают или указывают на предмет, признак или действие;
- отвечают на вопросы;
- являются членами предложения)
имя существительное,
имя прилагательное,
глагол,
местоимение
Служебные:
(-не обозначают или не указывают на предмет, признак или действие;
- не отвечают на вопросы;
- не являются членами предложения)
предлог
союз
- В какой группе частей речи следует искать не?
Докажите свою точку зрения.
(Не – служебная часть речи, так как к ней нельзя поставить вопрос,
это слово ничего не обозначает.)
- Какую роль выполняет частица не в речи?
Вывод: Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему
предложению.
Частица – это часть речи. Она служит другим частям речи и поэтому называется служебными. Они не называют ни предметов, ни признаков, ни действий и не бывают членами предложений. К служебным частям речи нельзя поставить вопрос. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы.
5. Первичное закрепление материала. Осознание полученных знаний.
- Отгадайте загадки. Выпишите из загадок глаголы с частицей НЕ. Мальчики – из первой загадки, а девочки – из второй. Как пишется НЕ с глаголами?
Не найдёшь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором,
А под елью вырос дом.
(Муравейник)
По земле не хожу,
Рот есть, а не говорю,
Глаза есть – не летаю.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
(Рыба)
- Что помогло вам отгадать загадки?
- Можно догадаться. Там перечисляются действия. В загадках говорится о качествах, привычках или ещё о том, как предмет выглядит.
- То есть предмет речи прямо не называется, а характеризуется другими словами. Получается, что об одном и том же можно сказать по-разному.
Для этого в русском языке есть немало языковых явлений и приёмов, например, фразеологизмы. Что это за единица речи? Приведите примеры
Фразеологизм – это фразеологическая единица языка, или идиома. Примером фразеологизма может служить любое устойчивое словосочетание, пословица, поговорка. У фразеологизмов переносное значение, которое известно носителям языка, но не вытекает из значения отдельных слов. То есть выражение «комар носа не подточит» означает «безупречно выполненная работа», но данное значение не выводится из слов «комар», «нос» и «точить».
- Прочитайте предложения, найдите фразеологизмы, выпишите их. Обратите внимание на написание глаголов с НЕ.
Я не нахожу слов, чтоб рассказать о красоте озера Байкал!
Я не поверил своим глазам, когда поймал на удочку очень крупную рыбу.
Этот рассказ сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил у него из головы.
- Давайте проверим. Теперь попробуйте объяснить смысл каждого фразеологизма.
Я не нахожу слов.
- Озеро такое красивое, что сразу трудно найти подходящие слова, чтобы выразить свои чувства.
- В каких ситуациях человеку трудно выразить свои чувства словами?
- Когда человек волнуется, радуется, восхищается.
Автор этого предложения поражён красотой озера, очень взволнован.
Я не поверил своим глазам.
- Сильно удивился. Ведь рыбак поймал очень крупную рыбу. Он не ожидал такой удачи! А ещё можно сказать, что рыбак поражён размерами рыбы.
Не выходил из головы
- Это когда что-то очень важное не забывается. Всегда присутствует в мыслях.
- Было ли с вами что-то похожее? (обращение к личному опыту детей)
- Как будем писать НЕ с глаголами?
Физкультминутка.
- У нас в классе гостья: Нехочуха.
Не хочет учиться, не помнит правила.
- Слезь со стула!
- Не хочу!
- Упадешь!
- Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!
- Слышишь?
- Не слышу!
- Мечтаешь?
- Не мечтаю!
- Молчишь?
- Нет, не молчу!
- Конфетку, может, хочешь?
- Нет! Да, хочу, хочу!
- Закрепление изученного.
- Дополни пословицы глаголами с частицей НЕ.
Кто не работает, тот (не ест).
Семеро одного (не ждут)
Волков бояться – в лес (не ходить)
- Объясни значение пословиц.
6. Выполнение творческого задания.
- Прочитаете текст. Назовите глаголы с частицей НЕ.
Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц
Вы зерна и крошек!
- Где уместно разместить такой текст? Кто мог бы быть его автором?
- Наверное, так говорят те, кто любит природу.
- Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу.
- Я бы написал этот текст на плакате! Обратился к людям, чтобы они помогали кошкам, собакам, птицам…
- Не выбрасывали домашних животных на улицу…
- А можно ли этот текст назвать призывом?
- Да, это призыв людей, которые любят природу.
- Предлагаю вам выполнить творческое задание. Для этого надо распределиться на 4 группы. Задание такое: составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей НЕ. Тексты посвящены разным темам:
1 группа – будет говорить о правилах поведения в лесу;
2 группа – о правилах поведения в столовой;
3 группа – О правилах пользования книгой;
4 группа – о правилах поведения на дороге.
(Работа длиться 5-8 минут)
По завершению работы представитель от каждой группы читает свой вариант. Следует обратить внимание на оформление текста, знаки препинания, написание частицы НЕ с глаголами.
- Что помогло вам правильно и быстро выполнить задание?
- Знания и взаимопомощь.
Давайте споём 1 куплет известной вам песни «Настоящий друг»
Дружба крепкая не сломается
Не расклеется от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит
Вот что значит настоящий верный друг.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Как вы считаете, правило написание НЕ с глаголами мы теперь знаем?
- Да.
- Можем ли мы сказать, что знаем как пишется частица НЕ с разными частями речи? Что научились безошибочно работать с этой орфограммой?
- Нет. Это видно из нашей инструкции. Орфограмма очень трудная.
- Действительно, орфограмма трудная. И нам есть над чем работать на следующих уроках русского языка. У неё есть ещё свои секреты!
- Поделитесь своими впечатлениями об уроке.
-(Если позволит время пусть дети расскажут, что для них было легко, с какими трудностями они столкнулись, что им понравилось, заинтересовало.
- Постарайтесь закончить фразу «На уроке я не….»
8. Домашнее задание.
- А дома я предлагаю вам провести исследовательскую работу.
На доске открываются глаголы, написанные слитно.
Ненавидеть, неволить, негодовать, нездоровиться, недоумевал.
Его никто не неволил соглашаться.
Пауза. Ждём реакции детей.
- Постарайтесь объяснить слитное написание этих глаголов и их значение найдите в словарях. С каждым из глаголов составьте предложение. Постарайтесь найти ещё глаголы, которые пишутся слитно.
9. Выставление оценок.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.
(Можно включить на этом уроке, заменяя неудачные этапы или на следующем уроке.)
Этап Введение НЕ в предложение.
- Предложение не перестраивается, лишь вводится отрицание НЕ перед глаголом, при этом значение предложения становится противоположным:
* Дождь кончился. – Дождь не кончился.
- В предложении заменяется действующее лицо на противоположное и, как следствие, вводится отрицание НЕ:
- Молодость спешит, торопится - … (старость) не спешит, не торопится.
- Вводятся новые слова, предложение перестраивается:
- Солнце уже взошло – Солнце ещё не взошло.
- свободное составление предложений и небольших текстов, в которых употребляется отрицание НЕ (с комментированием написания).
Дидактический материал.
Задание: данные предложения перестроить с помощью отрицания НЕ так, чтобы предложения изменили свои значения на противоположные; возможно, придётся заменить некоторые слова.
К вечеру дождь перестал. – Дождь не переставал до самой ночи.
Сухие дрова хорошо горят. –
После дождя дорожки быстро просохли. –
Уборку хлебов и овощей уже давно закончили. –
Выйдя из леса, мы увидели речку и шалаш пастуха. –
Я люблю гулять в берёзовой роще. –
С утра до позднего вечера щебечут птицы. –
Из слов выберите глаголы и напишете с ними НЕ.
(Не)жил, (не)когда, (не)здоровится, (не)лепый, (не)бег, (не)уклюжий, (не)лежал, (не)видит, (не)был, (не)доумевал, (не)хотьба, (не)дело, (не)хочу, (не)ряха, (не)большой.
Дополни пословицы.
__ учи рыбу плавать.
По воробьям из пушки __ стреляют.
В решете воду __ удержишь.
Слезами горю __ поможешь.
- Назови глаголы, которые имеют форму 2л., ед.ч.
- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
Какую роль в них играют глаголы с частицей не ?
Волков бояться – в лес не ходить.
Чего не знаешь – того не говори.
Не ищи красоты, ищи добра.
Шила в мешке не утаишь.
Друга иметь – себя не жалеть.
На каждый роток не накинешь платок.
/ Дети объясняют смысл пословиц./
Значение слов по словарю Ожогова.
Ненавидеть, неволить, негодовать, нездоровиться, недоумевал.
НЕВОЛИТЬ - принуждать, заставлять делать что-нибудь.
(* Его никто не неволил соглашаться.)
НЕГОДОВАТЬ: испытывать, проявлять негодование
(*НЕГОДОВАТЬ на клеветника.
НЕГОДОВАТЬ против несправедливости.)
НЕЗДОРОВИТЬСЯ: о состоянии нездоровья, недомогании
(*С утра нездоровится.)
НЕДОУМЕВАТЬ: находиться в недоумении
(* Н. по поводу отказа.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание частицы не с глаголами
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание не с глаголами" (программа "Школа 2100" )...
Презентация к уроку "Правописание частицы не с глаголами"
Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе "Првописание частицы не с глаголами"...
урок русского языка в 4 классе . Тема: "Правописание частицы не с глаголами"
Урок открытия новых знаний....
Правописание частицы НЕ с глаголом.
Форма урока:сюжетно - ролевая игра : "Помощь Глагольному капитану". Коллективные работы,сюжетно - ролевые игры позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности обучающихся.Грамматическ...
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.
Программа Русский язык. Т. Г. Рамзаева. Тема: Правописание частицы не с глаголами ....
Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"
На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не, научатся правильно писать частицу – не – с глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....
Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"
На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не, научатся правильно писать частицу – не – с глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....