Как сочетаются слова
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Дубкова  Надежда Андреевна

урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по УМК «Начальная школа 21 века»

по теме «Как сочетаются слова»

Тема урока: «Как сочетаются слова»

Место в структуре учебной программы: данный урок проводится в 3 учебной четверти при рассмотрении блока « Как устроен наш язык» (согласно тематическому планированию).

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема

«Как сочетаются слова»

Цель темы

Образовательные:

1. Наблюдать за сочетаемостью слов.

2. Анализировать лексическое значение слов.

3. Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.

Развивающие:

1. Развивать орфографическую зоркость, развивать умение делать  выводы, умозаключения

Воспитывающие:

Воспитывать активность учащихся, умение высказываться самим и слушать других.                                    

Ресурсы:

-основные

- дополнительные

Оборудование урока:

Мультимедийная презентация

Наглядный материал и раздаточный материал(карточки для работы).

словари, карточки для индивидуальной  работы и работы в парах , карточки для  самооценки, презентация

Учебник  «Русский язык» 2класс, автор  С.В. Иванов и др.

Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 2класс, автор М.И.Кузнецова.                          

Организация прост ранства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Регулятивные: Способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия ,как по результату, так  и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные: практическое освоение методов познания, использование общеучебных  умений.

Коммуникативные: Умение работать в группе. Практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, употребление слов в соответствии с лексическим значением.

Практическое освоение методов познания, использование общеучебных  умений.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование

Электронный Вики-словарь

«Толковый словарь» Ожегова;

«Толковый словарь» В.И. Даля;

«Школьный толковый словарь».

Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений  /М.И. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Компьютер, мультимедийный проектор.

Основные понятия

Слово, лексическое значение, толковый словарь, однокоренные слова.

Форма проведения урока

Урок -  практикум.

Технологическая карта урока

Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Продолжительность:2 мин.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Прозвенел звонок веселый –

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Владение ключевыми понятиями.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, уметь свои мысли вслух.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

На доске: воробей, город, слово, дорога

Какое слово из этой цепочки по- вашему лишнее? Почему?

Что общего между словами воробей, город,  дорога

Слово

Пропишем сочетание ОРО

Слово имеет следующее значение: исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь

Работа в группах

Составьте из отдельных частей пословицы

Ветер горы не стрела,
да острее стрелы.
Слово разрушает –
слово народы поднимает.
 

Как вы понимаете эти пословицы?

Что необходимо было сделать, чтобы получить пословицы?

А сочетались ли слова первоначально?

Итак, ребята,  вы уже догадались, о чем сегодня на уроке мы с вами будем говорить?

( о словах)

- Верно. В центре нашего внимания СЛОВО И ЕГО  ЛЕКСИЧЕСКОЕ  ЗНАЧЕНИЕ.

Тема нашего урока : Как сочетаются слова

-Какова главная цель урока? (наблюдать как сочетаются слова)

Сегодня на уроке мы будем учиться правильно говорить и выбирать нужное значение слов   

-Какова задача урока?  (Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас.

Ребята послушайте стихотворение.

(учитель читает стихотворение В. Шефнера)

Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...

В русском языке есть слова, значение которых нам неизвестно. Как можно это узнать?

- Мы сегодня представим себя в роли лингвистов.

Если вы не уверены

  • в своём умении анализировать лексическое значение слова,
  • правильно сочетать слова,
  • правильно использовать слова в речи

предлагаю принять участие

в проекте « Как сочетаются слова» 

Слово не стрела, да острее стрелы.

Ветер горы разрушает - слово народы поднимает.

II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: организовать актуализацию умений работать со словарями, организовать выполнение учащимися учебного задания.

Продолжительность: 7 мин.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

- С чего же начать наш проект?

Одна из самых  больных тем -   произношение  определённых  слов в русском языке.

Вспомните, как маленькие дети разговаривают и подумайте, почему маленькие дети говорят так:

«кусарики»      «колоток»     «улиционер» «мокресс»

Соотнесите сова друг с другом

сухарики        молоток         милиционер        компресс

- Почему они так говорят?

Можно ли детские слова назвать настоящими словами? Почему?

Работа  в группах:

Кусарики-сухарики-то,что кусают

Колоток-молоток-то,чем колотят

Улиционер-милиционер—стоит на улице

Мокресс-компресс-потому что мокрый

Вывод: подобные слова появляются из-за того ,что значение слова соединяется с близким ребенку действием.

Исправляют ошибки.

Слушают стихотворение, определяют тему, цель, задачи урока..

Компресс-см мультимедийное пособие-словарь

Знать, какие существуют словари, уметь с ними работать.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группе;

организовать самопроверку и самооценку;

организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Продолжительность:10 мин.

Деление класса на группы;

определение задач для каждой группы;

организует работу со справочником.

Можно ли объяснить значение слова, зная, из каких частей состоит и какое значение имеют эти части, запишите по образцу.

Какие слова вызвали затруднение?

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

- 20мин.

Организация работы с учебником,

Организация работы в парах и группах,

Упражнение №1 стр.15-в парах по рядам

1вариант-подснежник, подсвечник

2вариант-подберезовик, подосиновик

3вариант - ельник, голубика

-Что можете сказать о способе образования этих слов? Составьте с одним из слов предложение. Запишите. А кто может для нашего проекта придумать по одному такому слову?

Черника,осинник,земляника

Вывод: не всегда толкование, выводимые из состава слова совпадают с объяснениями в толковом словаре

Работают с материалом учебника

Подсвечник-подставка под свечу

Ельник-еловый лес

Голубика-лесная ягода голубого цвета

Закрепление умения пользоваться основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

V.Повторение изученного материала

Работа в группах.

- Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в парах.

- У вас на парте есть лист с заданием. Внимательно его прочитайте и приступайте к работе. (Слайд 17)

Задание .

1.Соедини значение и слово.

2.Для этого из карточки слов выберите карточку со словом по его лексическому значению.

Таблица

Начинающий стареть, немолодой- (какой?)…

Любящий трудиться, усердный- (какой?)…

Жить некоторое время у кого-нибудь в гостях- ( что делать?)…

Перевёртываться через голову- ( что делать?)…

Карточка со словами

пожилой

ленивый

кувыркаться

прыгать

баловаться

трудолюбивый

жизнерадостный

угрюмый

гостить

Проверка

План отчёта группы № 1

1. Наша группа соединила карточки со словами

 с их лексическим значением.

2. Вот что у нас получилось (прочитать пары значений и слов).

3. Мы сформулировали вывод:

По значению можно______________________________

Работа в парах:

Стр.15 №2

Мой папа знает (грецкий, греческий) язык

В новой квартире просторная и светлая (гостиная, гостиница)

Мама купила моё любимое (сливовое, сливочное)мороженое.

Я люблю смотреть,как крутится и переливается (волчок,волчонок)

Вывод: слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом. Это зависит от того, есть ли между значениями что-то общее, то, что их объединяет.

Проверка по мультимедийному пособию

Слова схожие по звучанию .но разные по значению-паронимы

- В какой стране говорят на греческом языке? Что знаете об этой стране? (Олимпийские игры, 21 зимние игры проходят в Ванкувере)

Работа в группах по карточкам.

Группа1.

Выбери подходящие по смыслу слова

Отметь +

включить

Костёр

Телевизор

свечку

Решите анаграмму: кшлоа

-Какое слово получилось? Определим значение этого слова? Что нам в этом поможет?

- Объясните лексическое значение слова школа своими словами.

Дифференцированное задание

Базовый уровень-

-Подберите слова, которые сочетаются со словом школа.

Повышенный уровень-

- Записать в тетрадях  все слова-ассоциации, связанные со словом «школа» индивидуально (кластер).

- Обсудить записанное в группах и дополнить записи другой пастой.

- Составлении общего кластера на доске с комментированием орфограмм и лексического значения отдельных слов.

школа

здание     опыт    направление  упражнения

Учебник стр.17-этимологическая справка к слову школа

1.Учебно-воспитательное учреждение, а также здание такого учреждения. Средняя ш. Музыкальная

2.Выучка, достигнутый в чем-н. опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт. У этого актера хорошая школа

3.Направление в области науки, искусства.

Создать свою школу в науке.

4. Система обязательных упражнений (в фигурном катании на коньках и некоторых других видах спорта).

Быть лучшим и в школе, и в произвольной программе.

Школяр-см. словарь по русскому языку с.267

V. Рефлексия деятельности (итог урока), дом. задание.

- 5мин

Зафиксировать новое содержание урока;

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Мы переходим к последнему этапу.

Итак, чтобы знанья были впрок,

Следует кратко повторить урок.

-Исследование  какой темы вели на уроке?

-Какую цель мы ставили? Поняли мы это? Хорошо, значит цель урока достигнута.

         Оцените свою работу на уроке.  Работу класса.

           Для этого я вам предлагаю слепить снеговика из снежинок.

1ком-низший-основа-вы все поняли и можете использовать свои знания в дальнейшем.

2 ком - было трудно, вы все поняли,но еще необходима помощь учителя в работе

3 ком- остались вопросы, не всё понятно

Мне сегодня тоже понравилось, было легко работать, потому что вы были внимательны, активны.  

 Домашнее задание.

1 уровень-Стр.18 упражнение 1

2 уровень - стр.17№4

3 уровень - стр.16 №3

От того, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло радость. Благодарю за урок!

Окончен урок и вас ждёт перемена

И шум в коридорах опять.

Но хочется мне успеть непременно

Вам доброе слово сказать!

= Спасибо за работу! Урок окончен.

Синквейн

Слово

доброе,хорошее

пронзает, лечит,учит

Слово не стрела, да острее стрелы.

лексика

Оценивают деятельность на уроке.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Способность к самооценке.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Хобби: сочетай приятное с полезным"

Материал для проведения классного часа (1-2 класс). Занятие поможет заинтересовать и привлечь учащихся к организации своего досуга....

Урок русского языка во 2 классе по УМК «Начальная школа 21 века» по теме «Как сочетаются слова»

Цели: наблюдать за сочетаемостью слов; анализировать лексическое значение слов; учить работать со справочной литературой; развивать мышление, речь; создавать условия для сохранения здоровья учащихся.О...

Урок по русскому языку во 2 классе "Как сочетаются слова"

Презентация позволит учителю без подготовки провести интересный урок по теме "Как сочетаются слова"...

Урок русского языка во 2 классе "Как сочетаются слова"

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по программе Н. Виноградовой. Урок включает презентацию к 1 упражнению и подробный план работы педагога и учащихся в системе учебно-деятельност...

Презентация по русскому языку "Как сочетаются слова"

Урок соответствует проограммае 3 класса "Школа России". Наглядное представление о сочетании слов поможет учителю организовать материал для знакомства с новой темой. Создание проблемных ситуаций позвол...

Конспект урока. Русский язык 2 класс. Как сочетаются слова

Конспект урока. Русский язык 2 класс. Как сочетаются слова...