Этап урока (название, время, цели) | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты
|
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели:актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
Продолжительность:2 мин.
|
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
|
Прозвенел звонок веселый – Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ |
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. |
Владение ключевыми понятиями. |
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, уметь свои мысли вслух. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
|
| На доске: воробей, город, слово, дорога Какое слово из этой цепочки по- вашему лишнее? Почему? Что общего между словами воробей, город, дорога
| Слово
Пропишем сочетание ОРО |
|
|
|
| Слово имеет следующее значение: исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь |
|
|
|
|
| Работа в группах Составьте из отдельных частей пословицы Ветер горы не стрела, да острее стрелы. Слово разрушает – слово народы поднимает. Как вы понимаете эти пословицы? Что необходимо было сделать, чтобы получить пословицы? А сочетались ли слова первоначально? Итак, ребята, вы уже догадались, о чем сегодня на уроке мы с вами будем говорить? ( о словах) - Верно. В центре нашего внимания СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Тема нашего урока : Как сочетаются слова -Какова главная цель урока? (наблюдать как сочетаются слова) Сегодня на уроке мы будем учиться правильно говорить и выбирать нужное значение слов -Какова задача урока? (Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас. Ребята послушайте стихотворение. (учитель читает стихотворение В. Шефнера) Много слов на земле…. Есть дневные слова, - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днём Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести... В русском языке есть слова, значение которых нам неизвестно. Как можно это узнать? - Мы сегодня представим себя в роли лингвистов. Если вы не уверены - в своём умении анализировать лексическое значение слова,
- правильно сочетать слова,
- правильно использовать слова в речи
предлагаю принять участие в проекте « Как сочетаются слова»
| Слово не стрела, да острее стрелы. Ветер горы разрушает - слово народы поднимает. |
|
|
II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи) Цели: организовать актуализацию умений работать со словарями, организовать выполнение учащимися учебного задания.
Продолжительность: 7 мин. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки.
| - С чего же начать наш проект? Одна из самых больных тем - произношение определённых слов в русском языке. Вспомните, как маленькие дети разговаривают и подумайте, почему маленькие дети говорят так: «кусарики» «колоток» «улиционер» «мокресс» Соотнесите сова друг с другом сухарики молоток милиционер компресс - Почему они так говорят? Можно ли детские слова назвать настоящими словами? Почему?
Работа в группах: Кусарики-сухарики-то,что кусают Колоток-молоток-то,чем колотят Улиционер-милиционер—стоит на улице Мокресс-компресс-потому что мокрый Вывод: подобные слова появляются из-за того ,что значение слова соединяется с близким ребенку действием.
|
Исправляют ошибки.
Слушают стихотворение, определяют тему, цель, задачи урока.. Компресс-см мультимедийное пособие-словарь
| Знать, какие существуют словари, уметь с ними работать. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
III. Решение учебной задачи (проблемной задачи) Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группе; организовать самопроверку и самооценку; организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Продолжительность:10 мин.
| Деление класса на группы; определение задач для каждой группы; организует работу со справочником. | Можно ли объяснить значение слова, зная, из каких частей состоит и какое значение имеют эти части, запишите по образцу. Какие слова вызвали затруднение? |
|
|
|
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию - 20мин. | Организация работы с учебником, Организация работы в парах и группах,
| Упражнение №1 стр.15-в парах по рядам 1вариант-подснежник, подсвечник 2вариант-подберезовик, подосиновик 3вариант - ельник, голубика
-Что можете сказать о способе образования этих слов? Составьте с одним из слов предложение. Запишите. А кто может для нашего проекта придумать по одному такому слову? Черника,осинник,земляника Вывод: не всегда толкование, выводимые из состава слова совпадают с объяснениями в толковом словаре
| Работают с материалом учебника Подсвечник-подставка под свечу Ельник-еловый лес Голубика-лесная ягода голубого цвета
| Закрепление умения пользоваться основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями. |
|
V.Повторение изученного материала |
| Работа в группах. - Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в парах. - У вас на парте есть лист с заданием. Внимательно его прочитайте и приступайте к работе. (Слайд 17) Задание . 1.Соедини значение и слово. 2.Для этого из карточки слов выберите карточку со словом по его лексическому значению. Таблица Начинающий стареть, немолодой- (какой?)… |
| Любящий трудиться, усердный- (какой?)… |
| Жить некоторое время у кого-нибудь в гостях- ( что делать?)… |
| Перевёртываться через голову- ( что делать?)… |
|
Карточка со словами пожилой | ленивый | кувыркаться | прыгать | баловаться | трудолюбивый | жизнерадостный | угрюмый | гостить |
| Проверка План отчёта группы № 1 1. Наша группа соединила карточки со словами с их лексическим значением. 2. Вот что у нас получилось (прочитать пары значений и слов). 3. Мы сформулировали вывод: По значению можно______________________________
|
|
|
|
| Работа в парах: Стр.15 №2 Мой папа знает (грецкий, греческий) язык В новой квартире просторная и светлая (гостиная, гостиница) Мама купила моё любимое (сливовое, сливочное)мороженое. Я люблю смотреть,как крутится и переливается (волчок,волчонок) Вывод: слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом. Это зависит от того, есть ли между значениями что-то общее, то, что их объединяет.
| Проверка по мультимедийному пособию Слова схожие по звучанию .но разные по значению-паронимы
- В какой стране говорят на греческом языке? Что знаете об этой стране? (Олимпийские игры, 21 зимние игры проходят в Ванкувере)
|
|
|
|
| Работа в группах по карточкам.
Группа1. Выбери подходящие по смыслу слова Отметь + | включить | Костёр |
| Телевизор |
| свечку |
|
|
|
|
|
|
| Решите анаграмму: кшлоа -Какое слово получилось? Определим значение этого слова? Что нам в этом поможет? - Объясните лексическое значение слова школа своими словами. Дифференцированное задание Базовый уровень- -Подберите слова, которые сочетаются со словом школа. Повышенный уровень- - Записать в тетрадях все слова-ассоциации, связанные со словом «школа» индивидуально (кластер). - Обсудить записанное в группах и дополнить записи другой пастой. - Составлении общего кластера на доске с комментированием орфограмм и лексического значения отдельных слов.
школа
здание опыт направление упражнения
| Учебник стр.17-этимологическая справка к слову школа
1.Учебно-воспитательное учреждение, а также здание такого учреждения. Средняя ш. Музыкальная 2.Выучка, достигнутый в чем-н. опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт. У этого актера хорошая школа 3.Направление в области науки, искусства. Создать свою школу в науке. 4. Система обязательных упражнений (в фигурном катании на коньках и некоторых других видах спорта). Быть лучшим и в школе, и в произвольной программе. Школяр-см. словарь по русскому языку с.267 |
|
|
V. Рефлексия деятельности (итог урока), дом. задание. - 5мин
| Зафиксировать новое содержание урока; Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Мы переходим к последнему этапу. Итак, чтобы знанья были впрок, Следует кратко повторить урок. -Исследование какой темы вели на уроке?
-Какую цель мы ставили? Поняли мы это? Хорошо, значит цель урока достигнута. Оцените свою работу на уроке. Работу класса. Для этого я вам предлагаю слепить снеговика из снежинок. 1ком-низший-основа-вы все поняли и можете использовать свои знания в дальнейшем. 2 ком - было трудно, вы все поняли,но еще необходима помощь учителя в работе 3 ком- остались вопросы, не всё понятно Мне сегодня тоже понравилось, было легко работать, потому что вы были внимательны, активны.
Домашнее задание. 1 уровень-Стр.18 упражнение 1 2 уровень - стр.17№4 3 уровень - стр.16 №3 От того, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло радость. Благодарю за урок! Окончен урок и вас ждёт перемена И шум в коридорах опять. Но хочется мне успеть непременно Вам доброе слово сказать! = Спасибо за работу! Урок окончен.
|
Синквейн
Слово доброе,хорошее пронзает, лечит,учит Слово не стрела, да острее стрелы. лексика
Оценивают деятельность на уроке.
|
| Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; Способность к самооценке. Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
|