Конспект урока по русскому языку "Слово как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Слово как часть речи" по программе "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema.docx | 317.89 КБ |
k_slovu_kak_chasti_rechi.pptx | 733.13 КБ |
slovo_kak_chast_rechi_4_kl.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имя существительное Имя прилагательное Глагол Беседка Закуска Брошь Сторож Подготовка Жираф Сковородка Березка Прелестный Гигантский Честный Капустный Счастливый Проездной Местный Грустный Пробегал Дремал Приближался Глядит Опередить Положу
Тема урока: «Слово как часть речи». Цель урока: научится распознавать части речи.
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка .
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Слово как часть речи».
Цели урока: дать общее представление о понятии «грамматическое значение»; рассмотреть понятие «части речи» на новом уровне; показать роль окончаний в выражении грамматических значений.
Планируемые результаты:
- Личностные: развить самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать, воспитывать любовь к родному языку;
- Предметные: понимание основных принципов выделения частей речи; умение определить имя существительное, имя прилагательное, глагол и указать их основные грамматические признаки.
Тип урока: Открытие нового знания
Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Перспектива», 4 класс 1 часть, презентация, раздаточный материал.
Этапы, методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент Словесный: ответы на вопросы; - Словарная работа Практический: выполнение упражнения по слайду | 3 мин. 5 мин. | Здравствуйте ребята! Меня зовут Мария Владимировна, сегодня я у вас буду вести урок русского языка. Садитесь. Я, ты, он, она, вместе дружная семья! Улыбнись соседу справа. Улыбнись соседу слева. И пожелайте всем хорошего дня! -Откройте свои тетради и давайте запишем сегодняшнее число. -Послушайте слова и подумайте, на сколько групп можно разделить их. -Прелестный, пробегал, беседка, гигантский, дремал, закуска, честный, капустный, брошь, сторож, счастливый, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, жираф, сковородка, грустный, березка, опередить, положу. -Запишем слова в три столбика. -По какому признаку вы разделили слова на три группы? (1 способ: по орфограмме – слова с непроизносимыми согласными, с безударными гласными, с парными согласными в корне. Способ 2: по частям речи). -Что общего у всех групп слов? (Орфограммы корня, они проверяются способом подбора однокоренных слов.) -Подчеркните орфограммы. -Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте. Рядом с правильно написанным словом, поставьте плюс или галочку. | Приветствуют учителя Воспринимают вопрос, обдумывают, формулируют ответ, опираясь на стихотворение Выполняют упражнение в тетрадях | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
4. Мотивационный этап Словесный: Рассказ учителя, чтение письма Наглядный: показ письма на слайде | 7 мин. | -Вспомните, сколько слов в толковом словаре русского языка В.И. Даля. (200 000). -А в словаре С.И. Ожегова? (57 000 слов). -Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? (Надо их как – то разложить по порядку). -Конечно, надо наводить порядок. А как? Слова нужно сгруппировать. Но можно ли на одну «полку» положить слова молоко и смеяться, на другую – по и восемь? Будет ли порядок? -Как же классифицировать слова? (Разделить по группам). -Что значит классифицировать? (Распределить по группам, классам). -Значит, нам надо определить условие (что – то общее), по которому слова в языке можно разбить на классы. Подумайте над этим, а поможет вам схема на слайде. -Кто может сформулировать тему нашего урока? («Слово как часть речи»). -Определите цели. ( Научится распознавать части речи). | Отвечают на вопрос, слушают
Отвечают на вопросы Формулируют тему, ставят цели урока | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
5. Постановка и решение учебной задачи Практический: Работа по учебнику, запись в тетрадки Частично — поисковый: задание по учебнику, находят подходящие слова по смыслу Словесный: формулирование мыслей Практический: групповая работа (с парах) Практический: Парная работа по учебнику Поисковой: поиск словарных слов в словарике | 3 мин. 15 мин. | -Сейчас вы поработаете в парах и заполните нашу схему. А потом все вместе ее проверим. Упр. 198. -Прочитайте слова. Какие части речи вы узнали? -Как определить, к какой части речи относится слово? (Поставить вопрос к слову в начальной речи). -Вы будете сейчас выходить к доске, называть слово, ставить к нему вопрос и записывать слово в один из столбиков. -Прочитайте сообщение Совёнка на 113 странице. -Как вы понимаете словосочетание грамматическое значение? -Чем грамматическое значение отличается от лексического значения? -Грамматические значения могут быть общими. Прочитайте, что относится к общим грамматическим значениям. (Значение предмета, признак предмета, действия). -Подумайте, что мы выделяем на основе общих грамматических значений. (К какой части речи относится слово). | Читают текст по учебнику Выполняют упражнение в тетради, письменно Слушают Отвечают на вопросы Выполняют упражнение со слайда, устно, опираясь на таблицу | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности на уроке. Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений. |
Физ. минутка. | 2 мин. | Показывает движения. | Повторяет движения. | |
6. Решение частных учебных задач Словесный: анализируют, формулируют мысли, отвечают на вопросы Практический: работа в команде, выполнение заданий, используя полученные знания | 7 мин. | Упр. 199. Ученый Л.В. Щерба придумал предложение, которое удивляет, а потом становится понятным. Прочитайте его. Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. Поразмышляйте над этим странным предложением. - Предложение "про глокую куздру" убеждает нас в том, что и окончания вносят в слово свое значение. Какое? (грамматическое). - Можно ли сказать, о ком говорится в предложении? -Определите части речи в этом предложении. -Прочитайте сообщение профессора Самоварова. -Прочитайте объяснения. Кто согласен с ними? Запишите их в тетрадь. | Ищут существительные в тексте, определяют род Распределяют слова по конвертам | Познавательные: проводить сравнение, классификацию. |
7. Рефлексивный Словесный: подводят итоги, вспоминают, анализируют | 3 мин. | Пришло время подвести итог нашего урока. -Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы этой цели? -Какое еще значение, кроме лексического, может иметь слово? -Какие самые общие грамматические значения вы узнали? -Какие упражнения вам интересно было выполнять? -Кто может похвалить себя за работу на уроке? | Подводят итоги, формулируют свои мысли, отвечают на вопросы Оценивают свою работу на уроке, оценивают свои знания, приобретенные на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Служебные части речи"
Знакомство со служебными частями речи....
Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.
Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Части речи. Обобщение" (2 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: "Части речи. Обобщение"Цель деятельности учителя: формирование умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.Планируемые резуль...
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Части речи. 1 класс
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Части речи» Тема урока: «Части РЕЧИ» Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщение и закрепление знаний учащихся о частях речи Цель урока:...
План-конспект урока по русскому языку 3кл "Части речи. Имя существительное"
Конспект урока 3 класса по теме " Части речи. Имя существительное" Программа " Начальная школа 21 века"...
Конспект урока по теме «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о местоимении как части речи, его роли в предложении. Планируемые результаты: Предметные: знать: определение местоимения, правила пр...
Конспект урока по Русскому языку. Тема: «Части речи» УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: - закрепление и обобщение знаний об изученных частях речи; Планируемые результаты Предметные: - уметь распознавать части речи; - уметь определять морфологические признаки ча...