Урок русского языка в 3 классе. Путешествие в страну «Имя существительное» (закрепление). Конспект урока.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Маслова Ольга Викторовна

Нестандартная форма урока всегда очень нравится детям. Её можно брать во  время закрепления любой темы, на любом уроке. В такой урок можно включить разнообразный логический, дидактичекский материал. Также можно использовать различные игры и персонажей. Тема моего урока "Имя существительное" связана с зимой, так как она совпадает с месяцем февралём. Поэтому на уроке мы говорим о Дне Защитника Отечества, о помощи пернатым в лютый месяц-февраль. Закрепление материала по имени существительному включает  в себя следующие логические задания (остановки):

1) Из чего построен снеговик? (снег-характеристика звуков г-к)

2) Построим снежную горку из слов-снежков (определение м;ж;ср. рода)

3) Распредели патриотические слова( изменение им. сущ. по числам)

4) Образование от данных слов - однокоренных слов

5) Пернатые друзья

В ходе урока детям можно предложить  карточки по данной теме. Они представлены после конспекта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushch_puteshestvie.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Урок-Путешествие в страну «Имя существительное»

Тема: Имя существительное  (закрепление)

Цель: обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Задачи: - формировать умения определять число и род имени существительного, подбирать однокоренные слова к данным существительным, проводить разбор слова по составу;

- развивать внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость;

- осуществлять патриотическое воспитание.

Оборудование: карта путешествия, карточки, детали Снеговика, горка со словарными словами, снежки,  сигнальные карточки.

Ход урока: 

I. Орг. момент.

- Доброе утро, ребята!

    Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие по стране «Имя существительное». В этом путешествии мы будем закреплять умения: определять имена существительные, определять у существительного род и число.

II. Актуализация знаний (Фронтальный опрос – 5 мин).

 Чтобы не заблудиться, будем пользоваться картой. Помогать нам будет  верный  друг- помощник  Снеговик, которого мы сейчас вылепим из снега.

(Учитель задает вопрос и  собирает детали  снеговика)

1. Что обозначает имя существительное?

2. На какие вопросы отвечает существительное?

3. Как изменяются существительные?

4. С какой частью речи в предложении согласуется имя существительное?

5. Как определить род существительного?

6. Какое из однокоренных слов является именем существительным: радостный, радость, радуется? (запись на доске)

III. Закрепление пройденного. 

1 - я остановка – Чистописание (2 мин)

Г                          г

Ег  иг  гр   ге гу

снег

Из чего построен снеговик? Какой звук слышится пишется на конце этого слова?- Дайте характеристику [г]. (согл., тв., зв., пар.) А какая буква пишется? Кто может доказать?

2 - я остановка – Построй-ка (Словарная работа – 3 мин)

Задание:  построим снежную горку.

(На доске нарисована горка, в которой находятся словарные слова, в них пропущены буквы. Рядом лежат снежки с буквами).

 

за…ц                                     а                            о

  м…роз                                                        я                  е                          а            

       р…бота                                 о                     и

         ф…враль                                                                                                                          

            п … льто                                                                  е                  о              

- Определите род существительных. Сколько родов имеет имя сущ.? Как отличить м.р. от ж. р. и от ср. р.?

- Найдите слово, которое отвечает на вопрос кто?  На какой вопрос отвечает слово февраль?         

3 - я остановка – Распредели -  ка  (5 мин)

Задание: Распредели слова в два столбика по числам:

                 Ед. ч.                         Мн. ч.

Имена существительные: солдат, Родина, обелиски, защитники, победа, ветераны. 

Проверка (с помощью сигнальных карточек).

- Найдите сущ. отвечающие на вопрос кто ?

Какой приближается праздник? Чей это праздник? (23 февраля – День Защитника Отечества)

4 - я остановка – Отдыхай-ка (физминутка)

Задание: если  я произнесу сущ. м.р. – надо присесть, ж.р. – подпрыгнуть, ср.р. – развести руки в стороны. Н-р, стол, окно, дверь, страх, ночь, озеро, ведро, машина, дневник, дело. 

5 - я остановка – Думай-ка (6 мин)

Работа по учебнику. Самостоятельное выполнение упражнения.

Выписать сущ. в столбик. Указать число и род.

Взаимопроверка.

6 - я остановка – Образуй-ка

Задание: у данных существительных образуйте  однокоренные  существительные, которые отвечают на вопрос кто?

Напишите пропущенные слова по образцу и разберите их по составу.

 Победа – победитель, танк-…, футбол – …, баян - …, гитара-…, лыжи - …, грибы - …, ягода-… .

(1 ученик работает на закрытой части доски) Проверка.

7 - я остановка - Пернатые друзья

- Каких птиц вы видите около кормушки?

- Какая это часть речи? На какой вопрос отвечают эти имена сущ.?

Как вы можете помочь птицам зимой? Что для птиц страшней, голод или холод? Почему?

- У кого из вас дома есть кормушка? Как вы птиц подкармливаете?

У нас тоже в школьном  полисаднике есть кормушка. Поднимите руки те, кто туда насыпает корм?                                                                          

Ученик читает стихотворение «Как птице перезимовать».

                                        Сугробами засыпаны

                                        Бугры, дворы, дорожки,

                                        Не могут пташки отыскать

                                        Ни зёрнышка, ни крошки.

                                        И вот летают всё слабей

                                        Ворона, галка, воробей…

                                        Скорей на помощь, дети!

                                        Вот в этот самый трудный час

                                        Спасенье птицы ждут от вас.

                                        Кормите их! Согрейте!

                                        Повесьте домик на суку!

                                        Рассыпьте крошки на снегу,

                                        А то и манной кашки …

                                        И оживут бедняжки!

                                        По небу весело скользя,

                                        Взлетят пернатые друзья

                                        И пропоют, чирикая:

                                        «Спасибо вам великое!»

                                                                                  К. Мухаммади.

IV. Итог урока.

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Как изменяется существительное?

- Сколько имеет родов?

Оценки.

Д/З   Написать сочинение «Наша помощь ветеранам».

Карточка 1 

Спишите. Подчеркните   существительные.

На сосне и на берёзе – бахрома:

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на берёзе и сосне.

 

Карточка 2.

К словам множественного числа допиши слова единственного числа и наоборот.

Берег - … .                             Окно - … .

Воробей - … .                        Кости - … .

Поезд - …  .                            Сани - … .

 

Карточка 3. 

Запиши к словам мужского рода слова женского рода и наоборот.

Ученик – ученица, медведица - …, волк -…, зайчиха - …,  лётчик - …, подруга - … .

  

Карточка 4.

Спиши текст. Над существительными укажи род, выдели окончание.

    Наступает зимняя ночь. Спит село. Только в школе горит свет. Это не спит наш учитель.

 

Карточка 5.

Проверь слова в столбиках, лишнее зачеркни.

Ср.р.                   М.р.                      Ж.р.

озеро                 след                       молоко

ведро                 кустик                   утка

молоток            небо                       корова

солнце              пальто                   Жучка

фасоль              конь                       карта

  

Карточка 6.

Спишите. Определите число и род существительных.

Яйцо, телевизор, игрушки, столы, дубок, стёкла, певцы, пальто. 

  

Карточка 7.

Напиши по пять имен существительных, обозначающих птиц, растения. Определи их  род.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Склонение имен существительных" План-конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века" автор учебника Иванов С.В.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Учит самостоятельно определять цель урока, выводить алгоритм необходимых действий, действовать по намеченному плану, определять гр...

Конспект урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс

Данный урок разработан по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс. К нему прилагается презентация, которая позволит обобщить сведения о творительном падеже, полученные на уроке....

Конспект урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе", 4 класс

Урок русского языка в 4 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Цель: организовать исследовательскую деятельнос...

Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс "Школа России"

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс "Школа России"...

Конспект урока – игры на тему «Путешествие в страну имен существительных»

Предлагается разработка конспекта урокаа – игры на тему: «Путешествие в страну имен существительных»...