Урок русского языка в 3 классе. Путешествие в страну «Имя существительное» (закрепление). Конспект урока.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Нестандартная форма урока всегда очень нравится детям. Её можно брать во время закрепления любой темы, на любом уроке. В такой урок можно включить разнообразный логический, дидактичекский материал. Также можно использовать различные игры и персонажей. Тема моего урока "Имя существительное" связана с зимой, так как она совпадает с месяцем февралём. Поэтому на уроке мы говорим о Дне Защитника Отечества, о помощи пернатым в лютый месяц-февраль. Закрепление материала по имени существительному включает в себя следующие логические задания (остановки):
1) Из чего построен снеговик? (снег-характеристика звуков г-к)
2) Построим снежную горку из слов-снежков (определение м;ж;ср. рода)
3) Распредели патриотические слова( изменение им. сущ. по числам)
4) Образование от данных слов - однокоренных слов
5) Пернатые друзья
В ходе урока детям можно предложить карточки по данной теме. Они представлены после конспекта урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushch_puteshestvie.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: Урок-Путешествие в страну «Имя существительное»
Тема: Имя существительное (закрепление)
Цель: обобщить и систематизировать знания об имени существительном.
Задачи: - формировать умения определять число и род имени существительного, подбирать однокоренные слова к данным существительным, проводить разбор слова по составу;
- развивать внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость;
- осуществлять патриотическое воспитание.
Оборудование: карта путешествия, карточки, детали Снеговика, горка со словарными словами, снежки, сигнальные карточки.
Ход урока:
I. Орг. момент.
- Доброе утро, ребята!
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие по стране «Имя существительное». В этом путешествии мы будем закреплять умения: определять имена существительные, определять у существительного род и число.
II. Актуализация знаний (Фронтальный опрос – 5 мин).
Чтобы не заблудиться, будем пользоваться картой. Помогать нам будет верный друг- помощник Снеговик, которого мы сейчас вылепим из снега.
(Учитель задает вопрос и собирает детали снеговика)
1. Что обозначает имя существительное?
2. На какие вопросы отвечает существительное?
3. Как изменяются существительные?
4. С какой частью речи в предложении согласуется имя существительное?
5. Как определить род существительного?
6. Какое из однокоренных слов является именем существительным: радостный, радость, радуется? (запись на доске)
III. Закрепление пройденного.
1 - я остановка – Чистописание (2 мин)
Г г
Ег иг гр ге гу
снег
Из чего построен снеговик? Какой звук слышится пишется на конце этого слова?- Дайте характеристику [г]. (согл., тв., зв., пар.) А какая буква пишется? Кто может доказать?
2 - я остановка – Построй-ка (Словарная работа – 3 мин)
Задание: построим снежную горку.
(На доске нарисована горка, в которой находятся словарные слова, в них пропущены буквы. Рядом лежат снежки с буквами).
за…ц а о
м…роз я е а
р…бота о и
ф…враль
п … льто е о
- Определите род существительных. Сколько родов имеет имя сущ.? Как отличить м.р. от ж. р. и от ср. р.?
- Найдите слово, которое отвечает на вопрос кто? На какой вопрос отвечает слово февраль?
3 - я остановка – Распредели - ка (5 мин)
Задание: Распредели слова в два столбика по числам:
Ед. ч. Мн. ч.
Имена существительные: солдат, Родина, обелиски, защитники, победа, ветераны.
Проверка (с помощью сигнальных карточек).
- Найдите сущ. отвечающие на вопрос кто ?
Какой приближается праздник? Чей это праздник? (23 февраля – День Защитника Отечества)
4 - я остановка – Отдыхай-ка (физминутка)
Задание: если я произнесу сущ. м.р. – надо присесть, ж.р. – подпрыгнуть, ср.р. – развести руки в стороны. Н-р, стол, окно, дверь, страх, ночь, озеро, ведро, машина, дневник, дело.
5 - я остановка – Думай-ка (6 мин)
Работа по учебнику. Самостоятельное выполнение упражнения.
Выписать сущ. в столбик. Указать число и род.
Взаимопроверка.
6 - я остановка – Образуй-ка
Задание: у данных существительных образуйте однокоренные существительные, которые отвечают на вопрос кто?
Напишите пропущенные слова по образцу и разберите их по составу.
Победа – победитель, танк-…, футбол – …, баян - …, гитара-…, лыжи - …, грибы - …, ягода-… .
(1 ученик работает на закрытой части доски) Проверка.
7 - я остановка - Пернатые друзья
- Каких птиц вы видите около кормушки?
- Какая это часть речи? На какой вопрос отвечают эти имена сущ.?
Как вы можете помочь птицам зимой? Что для птиц страшней, голод или холод? Почему?
- У кого из вас дома есть кормушка? Как вы птиц подкармливаете?
У нас тоже в школьном полисаднике есть кормушка. Поднимите руки те, кто туда насыпает корм?
Ученик читает стихотворение «Как птице перезимовать».
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки …
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»
К. Мухаммади.
IV. Итог урока.
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Как изменяется существительное?
- Сколько имеет родов?
Оценки.
Д/З Написать сочинение «Наша помощь ветеранам».
Карточка 1
Спишите. Подчеркните существительные.
На сосне и на берёзе – бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на берёзе и сосне.
Карточка 2.
К словам множественного числа допиши слова единственного числа и наоборот.
Берег - … . Окно - … .
Воробей - … . Кости - … .
Поезд - … . Сани - … .
Карточка 3.
Запиши к словам мужского рода слова женского рода и наоборот.
Ученик – ученица, медведица - …, волк -…, зайчиха - …, лётчик - …, подруга - … .
Карточка 4.
Спиши текст. Над существительными укажи род, выдели окончание.
Наступает зимняя ночь. Спит село. Только в школе горит свет. Это не спит наш учитель.
Карточка 5.
Проверь слова в столбиках, лишнее зачеркни.
Ср.р. М.р. Ж.р.
озеро след молоко
ведро кустик утка
молоток небо корова
солнце пальто Жучка
фасоль конь карта
Карточка 6.
Спишите. Определите число и род существительных.
Яйцо, телевизор, игрушки, столы, дубок, стёкла, певцы, пальто.
Карточка 7.
Напиши по пять имен существительных, обозначающих птиц, растения. Определи их род.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Склонение имен существительных" План-конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века" автор учебника Иванов С.В.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Учит самостоятельно определять цель урока, выводить алгоритм необходимых действий, действовать по намеченному плану, определять гр...
Конспект урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс
Данный урок разработан по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс. К нему прилагается презентация, которая позволит обобщить сведения о творительном падеже, полученные на уроке....
Конспект урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе", 4 класс
Урок русского языка в 4 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Цель: организовать исследовательскую деятельнос...
Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...
Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс "Школа России"
Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс "Школа России"...
Конспект урока – игры на тему «Путешествие в страну имен существительных»
Предлагается разработка конспекта урокаа – игры на тему: «Путешествие в страну имен существительных»...