Программа курса по выбору по русскому языку "Русский язык в формате ОГЭ" 9класс, 34 часа
рабочая программа по русскому языку на тему
Программа курса по выбору по русскому языку " Русский язык в формате ОГЭ" для учащихся 9 класса,34 часа. Комплексная подготовка к ОГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_po_vyboru_po_russkomu_yazyku_9_klass.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
курса по выбору по русскому языку
«Русский язык в формате ОГЭ»
учитель МБОУ СОШ № 59 Лях Н.Г.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа данного курса «Русский язык в формате ОГЭ» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), кодификатором и спецификацией ОГЭ.
Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовку выпускников к итоговой государственной аттестации по русскому языку в формате ГИА. Экзаменационная работа состоит из 3-х частей: часть 1 - написание сжатого изложения по предложенному тексту, часть 2 - выполнение тестовых заданий с выбором ответа и открытым ответом, часть 3 - написание сочинения-рассуждения.
Данный курс по русскому языку «Русский язык в формате ОГЭ» рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Задачей курса «Русский язык в формате ОГЭ» является формирование лингвистических компетенций обучающихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки), обеспечивающие успешное прохождение итоговой государственной аттестации за курс основной общей школы и возможность успешного продолжения обучения в старшей школе.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции;
- писать сжатое изложение публицистического стиля;
- овладеть приемами компрессии исходного текста;
- работать с заданиями тестовыми, понимать смысл формулировки задания;
- создавать текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
- соблюдать инструкцию к заданию;
- работать с бланками экзаменационной работы;
- работать сосредоточенно и эффективно в течение экзамена;
- ограничивать самостоятельно временные рамки на выполнение заданий;
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Содержание программы курса(34)
Введение.
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацие ОГЭ. Обучение заполнению бланков ОГЭ.
Сжатое изложение (Часть 1). Тема, проблема, идея, авторская позиция. Основные способы сжатия текста. Основные средства связи между предложениями в тексте. Основные правила работы над изложением. Работа над планом текста. Отработка навыков сжатия текста, написание сжатого изложения.
Подготовка к тестовым заданиям 2-14 (Часть 2)
Анализ текста(№2). Изобразительно-выразительные средства(№3,6) фонетики, лексики, синтаксиса. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Точность словоупотребления. Тропы.
Приставка(№ 4). Значения приставок. Единообразное написание приставок. Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-, приставок на –З/-С.
Корень. Безударные гласные в корне: непроверяемые ударением, проверяемые ударением, чередующиеся. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок). Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир/ /бер-, -тир-//тер-, -стил- / / -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) -раст-//-рос-// -ращ-, -скак-// -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- //.
Правописание суффиксов(№5) в различных частях речи. Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени. Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов. Типичные суффиксы имен существительных. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности. Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Типичные суффиксы глагола и их написание. Правописание НЕ с различными частями речи. Слитно-раздельно-дефисное написание слов.
Виды словосочетаний по способу связи слов(№7): согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний.
Структура простого предложения(№8). Главные члены двусоставного предложения, основные типы грамматических основ.
Обособленные члены предложения(№9,10). Пунктуация при обособленных членах предложения. Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборота. Обособление приложений. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже. Характеристика предложений с обособленными дополнениями. Пунктуация в предложениях со сравнительным оборотом. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Пунктуационные особенности предложений с вводными словами, обращениями.
Предложение(№11, 12, 13). Простое предложение. Односоставные предложения. Их основные группы (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Главные члены односоставного предложения. Однородные члены предложения. Сочинительные союзы. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения.
Многочленные сложные предложения(№14). Союзная сочинительная и подчинительная связи. Бессоюзные сложные предложения. Интонация БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Контекст. Знаки препинания в БСП.
Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи (Часть 3) Вариант 1(С 15.1)
Анализ формулировки задания 15.1. Композиция сочинения – рассуждения на лингвистическую тему. Типовые конструкции, синонимы для сочинения по заданию 15.1. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста морально-этического характера. Алгоритм работы на тему задания 15.1. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста морально-этического характера. Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса, их роль в речи (лексические явления для аргументации). Практикум: написание сочинения - рассуждения, анализ ученических работ.
Вариант 2(С 15.2)
Анализ формулировки задания 15.2. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста морально-этического характера. Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Алгоритм работы на тему задания 15.2. Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.2. Практикум: написание сочинения - рассуждения, анализ ученических работ.
Вариант 3(С 15.3)
Анализ формулировки задания 15.3. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста - толкование значения слова. Композиция сочинения-рассуждения по лексическому значению слова. Алгоритм работы на тему задания 15.3. Типовые конструкции для сочинения по заданию
15.3. Способы толкования значения слова. Практикум: написание сочинения - рассуждения, анализ ученических работ.
Комплексная подготовка к ОГЭ. Тренинг в формате ОГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Таблица тематического распределения количества часов:
№п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Введение | |
2. | Сжатое изложение (Часть 1) | |
3. | Подготовка к тестовым заданиям 2-14 (Часть 2) | |
3.1 | Анализ текста(№2) | |
3.2 | Изобразительно-выразительные средства(№3,6) | |
3.3 | Приставка(№ 4) | |
3.4 | Корень | |
3.5 | Правописание суффиксов(№5) | |
3.6 | Виды словосочетаний по способу связи слов(№7) | |
3.7 | Структура простого предложения(№8) | |
3.8 | Обособленные члены предложения(№9,10) | |
3.9 | Предложение(№11, 12, 13) | |
3.10 | Многочленные сложные предложения(№14) | |
5 | Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи (Часть 3) | |
6 | Комплексная подготовка к ОГЭ | |
Итого | 34 |
Учебно-методическое обеспечение
1. В.Ф. Греков. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, 2013.
- Москва. Просвещение.
6. Н.А. Сенина. УМК «Русский язык. ОГЭ », 2016, 2017 - Ростов-на-Дону, Легион.
7. Г.Т. Егораева. «Русский язык. Подготовка к выполнению части 3(С)», 2016 - Москва, Экзамен.
8.И.П. Цыбулько. ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ, 2016,2017. – Москва, Национальное образование.
11. Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки,9класс, 2016, 2017 - Ростов-на-Дону, Легион.
13.Г.Т. Егораева. Русский язык. ОГЭ. Выполнение заданий части3. Задания 15.1-15.3. 2016 - Москва. Экзамен.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://www.statgrad.org
3. http://www.iro.23.ru
3. http://www.neznajka.pro
4. http://www.uchportal.ru
5. http://pedsovet.org
6. http://www.1september.ru
7.http://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам английского языка по теме "Известные часы Великобритании и Америки."
Данная презентация содержит интересные данные об исторических памятниках Великобритании и Америки. Может использоваться на уроках английского языка для расширения знаний по страноведению....
Тематическое планирование по русскому языку 4 класс 140 часов
Тематическое планирование составлено на основе программы «Русский язык» для 4 класса общеобразовательных учреждений «Школа России», . Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Планирование расчитано на 4 час...
Программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"
Программа элективного курса по русскому языку " Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10-11 классов, 68 часов...
Тематический поурочный план учебного предмета «Английский язык 4 класс» (68 часов, 2 часа в неделю)
Тематический поурочный план учебного предмета «Английский язык 4 класс» В.П. Кузовлев...
Тематическая проверочная работа по английскому языку в формате ФГОС, 3 класс, "Профессии"
Цель диагностической работы: определить и оценить уровень владения метапредметными и предметными образовательными результатами на материале курса английского языка на тему «Профессии». Вып...
Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.
Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...
Проверочная работа по русскому языку в формате работ МЦКО. Январь 2023 года. Падежи имён существительных (винительный падеж), лексическое значение слов, морфемный состав слов.
Проверочная работа по русскому языку в формате работ МЦКО. Падежи имён существительных (винительный падеж), лексическое значение слов, морфемный состав слов....