Поурочный план открытого урока по теме "Суффиксы" в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предлагаю Вам поурочную разработку открытого урока по русскому языку в 3 классе. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russ_yazyku_homushku_s_s.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кара-Хаакская средняя общеобразовательная школа
муниципального района «Кызылский кожуун»
Республики Тыва
Открытый урок по русскому языку
по теме:
«Суффикс как значимая часть слова.
Алгоритм выделения в слове суффикса.»
3 класс
Составила:
Хомушку Светлана Сергеевна,
Учитель начальных классов
МБОУ Кара-Хаакской СОШ
Кара-Хаак-2016
Тема: Суффикс как значимая часть слова.
Алгоритм выделения в слове суффикса.
(стр.89-90)
1).Дать представление о суффиксе как о значимой части слова; показать роль суффиксов в передаче оттенков значения слова и образования новых слов. Формировать навыки речевого этикета при использовании личных имён. Обогатить словарный запас.
2) Развивать логическое мышление детей при группировке слов по значению суффиксов; речь учащихся.
3) Воспитывать познавательный интерес к русскому язык, уверенность в своих силах.
Оборудование: М-м. проектор, презентация «Суффиксы», карточки для самостоятельной работы, смайлики, учебник «Русский язык», 3 класс, 1 часть, авт. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий.
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2.Психологический настрой.
-Давайте, дети, наш урок начнём с пожелания друг другу добра.
-Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра.
-Садитесь, ребята.
Учитель спрашивает, а дети показывают.
-Как будем сидеть? Как будем работать?
-Желаю вам с удовольствием поработать на уроке. Будьте все внимательны, активны и старательны.
3.Актуализация знаний.
- Отметьте верные высказывания. Если ответ положительный, ставите знак «+», а если отрицательный – знак «- «.(Работа по карточкам.)
- Корень-это главная значимая часть слова.
- Бывают слова с двумя корнями.
- В некоторых корнях встречаются чередования букв.
- В корне заключено значение всех однокоренных слов.
- Приставка служит для образования новых слов.
- Приставка стоит после корня.
- Бывают слова без приставок.
- Приставка –это часть слова.
Взаимопроверка работ. Сверка по образцу.(Слайд.)
-Сколько отрицательных ответов получили? Почему?
4.Самоопределение к деятельности.
-Какие части слова вы уже знаете?(Корень, приставка.)
-А как вы думаете, есть ли ещё другие части в слове?
На слайде:
Слон Утка Филин Фея Ирис Кот Сова
-Прочитайте все заглавные буквы по порядку и вы узнаете тему урока.
-Назовите тему урока.(Суффикс.)
-Какая орфограмма спряталась в названии темы?(Удвоенная –ф-)
-Определите цели урока.
-Верно, сегодня мы узнаем , что такое суффикс и ответим на вопрос « Как найти в слове суффикс»?
5.Чистописание.
-Перед чистописанием выполним упражнение «Пальчики здороваются».
Я здороваюсь везде-
Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице.
Фф
нф конфета
-Составьте предложение со словом, запишите и подчеркните его основу.
6.Работа по теме урока.
1).На доске:
1.Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька, Васенька.
2.Олька, Сашка, Машка, Витька, Васька.
-Что общего в значении этих слов?(Это имена.)
-Что общего в значении слов первой группы?
-Второй?
-Какими словами мы не должны пользоваться? Почему?
-Есть ли общая часть в словах первой группы?(-еньк-)
-После какой части она стоит?(После корня. Учитель выделяет мелом корни.)
-Есть ли общая часть во второй группе слов?(-к-)
-После какой части она стоит?(После корня.)
-Посмотрите, именно эти части слова придают словам разные оттенки значения:
Или уменьшительно-ласкательные, или пренебрежительное, грубоватое.
-Эта часть слова имеет свое название. Как же называется эта часть слова?(Суффикс.)
1.Что такое суффикс?
2.Для чего он служит?
Рассказы детей о суффиксе.( 2 ученика.)
2) Работа по учебнику. Чтение правила, стр.89.
3) Задание Мудрой Совы.(Слайд )
-Попробуйте образовать новые слова.
Тигр Мамонт Страус Кот Слон | -ёнок |
Проверка. Кого называют полученные слова? (Детёнышей животных.)
-Какие части слова вы использовали?(Корень и суффикс.)
-Какая часть слова указывает на то, что речь идёт о детёнышах животных?(Суффикс.)
4).Работа в парах.
Вычеркните «лишнее» слово.
Лесок, садок, мячик, листок.
Гусёнок, рыбка, утёнок, лисёнок.
Сверка по образцу(Слайд. )
5) Работа со стихотворением.
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек.
Ёж-отец, ежиха-мать
И ребёнок-ёжик.(С.Маршак.)
А) Образцовое чтение учителя.
Б) Чтение стихотворения учащимися.(2-3 ученика)
В) Работа по содержанию.
-О ком говорится в стихотворении? Кто автор?
-Где гуляла ежиная семья?
-Когда гуляли ежи?
-Назовите однокоренные слова. Почему эти слова однокоренные? Обоснуйте свой ответ.
7. Физминутка.
-Я буду произносить слова. Если в них есть суффикс, то вы строите над головой крышу домика из ладошек. Если нет суффикса, то просто хлопаете в ладоши.
-Лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек.
8.Продолжение работы по теме.
1) Алгоритм выделения суффикса в слове.
-Как вы думаете, как правильно найти в слове суффикс?
А)Надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами.(Учебник, стр.90.)
1)Упражнение 165, стр. 89.(1 ученик работает у доски.)
-Маленький дом можно назвать…(домик).
-Очень большой дом называют…(домище).
2) Самостоятельная работа. Выбрать один из столбиков. Списать слова. Выделить все части слова.(Упр. 165,стр. 89).
9. Игра «Будь волшебником».
-Придайте значение маленького размера предмета.
Нос, стол, дуб, хвост, мёд.
Проверка. Какие суффиксы использовали?(- ик-, -ок-).
10.Работа в группах.
Задание 1 группе: Составить и записать небольшой рассказ, используя следующие слова: звезда, звёздочка, звёздный.
Задание 2 группе: Составить и записать небольшой рассказ, используя следующие слова: школа, школьник, школьница.
11. Итог урока.
-Что такое суффикс?
Буратино сказал: «Суффикс-это часть предложения».
Мальвина сказала: «Суффикс – это часть слова».
Незнайка сказал: «Суффикс – это слово».
-Где в слове стоит суффикс?
Буратино сказал: «В начале слова».
Мальвина сказала: «Суффикс стоит после корня».
-Зачем нужен суффикс?
Мальвина сказала: «Суффиксы образуют новые слова».
Буратино сказал: «Просто так».
12. Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
-Какие цели ставили в начале урока? Достигли ли их?
-Закончите предложения:
-Мне понравилось:
-Мне не понравилось…
-Хорошо работал…
На доске прикреплен круг от солнышка.- Лучики нужно прикрепить к солнышку. –Жёлтого цвета -мне очень понравилось занятие, много полезной информации..
Голубого цвета- занятие не понравилось, не было никакой полезной информации.
13.Домашнее задание. 1)Упр.167,стр.90.
2) Сочинить сказку про суффиксы –ок-, -ик-.
Использованная литература:
1. И.Ф.Яценко, Т.Н.Ситникова. Поурочные разработки по русскому языку к УМК.“Перспектива”. 3 класс. Москва. “ВАКО”. 2013 год.
2. Г.Н.Сычёва. Сборник упражнений по русскому языку для начальной школы. Ростов-на-Дону. “БАРО-пресс”. 2003 год.
3.Л.В.Мищенкова. Занимательный русский язык. Рабочая тетрадь для 3 класса.-М.: Издательство РОСТ.-72с.-ил.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план открытого урока во 2 классе на тему «Весна: поэт – художник – композитор»
план урока «Весна: поэт – художник – композитор»...
План открытого урока в 3 классе "ЛЮБИМОЕ ЗАНЯТИЕ В ВОСРКЕСЕНЬЕ"
План открытого урока в 3 классе "ЛЮБИМОЕ ЗАНЯТИЕ В ВОСРКЕСЕНЬЕ"...
Поурочный план открытого урока по русскому языку.
Предлагаю разработку открытого урока по русскому языку. Урок содержит разные формы и приемы работ с учащимися....
План открытого урока в 1 классе "Ай чуге ангы-ангы болурул ?"
1-ги класска Хурээлелге ажык кичээлдин планы. Темазы: Ай чуге ангы-ангы болурул ?Кичээлдин хевири: Чаа билиглер ажыдыышкыны.Планаттынган сорулгалар болгаш туннелдер:1....
План открытого урока в 4 классе "Путешествие Гулливера в страну лилипутов"
План открытого урока в 4 классе "Путешествие Гулливера в страну лилипутов"...
Методические рекомендации и поурочные планы к урокам по математике, русскому языку, литературному чтению, музыке, технологии, окружающему миру для учителя начальных классов. 1-4 классы УМК "Школа России".
Методические рекомендации и поурочные планы для учителя начальных классов по математике, русскому языку,литературному чтению, музыке,технологии, окружаю...
План открытого урока во 2 классе по теме "Алфавит"
урок для начальной школы по теме "Алфавит"...