Урок обучения грамоте, согласные звуки [г], [г’]. Буква Гг
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Угримова Кэтэлина Владимировна

Данный урок дает представление детям о букве Гг и звуках гг".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл og_bukva_gg.docx124.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Согласные звуки [г], [г’]. Буква Гг.

                       Урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование умения выделять звуки [г], [г’] в речи и отработка навыка чтения с новой буквой Гг в тексте.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить с новыми звуками [г], [г’]  и буквой Гг; 
  • продолжить формирование навыка чтения целыми словами. 

Развивающие:

  • развивать фонематический слух, мелкую моторику и глазомер;
  • развитие познавательного интереса к языку, формирование, речевой культуры, мыслительных процессов.

Воспитывающие:

  • прививать культуру общения на уроке;
  • воспитывать прилежание и аккуратность;
  • прививать интерес к предмету.

УУД:

Личностные:

  • формировать интерес к предмету;
  • развивать способность к самостоятельной работе;
  • развивать рефлексию.

Познавательные:

  • уметь находить и распознавать  звуки  [г], [г’] в словах;
  • выявлять и формулировать тему урока;

Регулятивные:

  • анализировать задания;
  • прогнозировать.

Коммуникативные:

  • вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;
  • аргументировать свое мнение.

Оборудование учителя:

  1. Конспект урока.
  2. Презентация.
  3. Азбука.

Оборудование ученика:

  1. Азбука.
  2. Пенал.
  3. Карточки для составления схем.

Технологическая карта урока

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечания

Организационный этап (самоопределение к деятельности)
Время: 10:30-10:32

Проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня такое чудесное зимнее утро. Вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу. Надеюсь, что вы будете дружными, внимательными, активными и старательными.

Давайте сразу договоримся: спрашивать я буду только тех, кто поднимает руку, ведет себя тихо, не мешает товарищам. Сегодня на уроке нам понадобится азбука, и пенал. Проверьте, все ли есть у вас на партах и покажите мне свою готовность. Молодцы, начнем урок!

Приветствуют учителя, садятся.

Проверяют готовность к уроку.

Учитель показывает знак готовности к уроку.

Актуализация знаний

Время:  10:32-10:37

Первичное закрепление знаний по пройденной теме

Время: 10:37-10:55

Работа со схемами слов

Время: 10:42-10:48

Динамическая пауза.

Знакомство с новой буквой.

Работа с азбукой

Время: 10:48-10:55

Вторичное закрепление знаний по пройденной теме

Время: 10:56-11:13

Работа с азбукой

Время:10:56-11:01

Подведение итогов. Рефлексия.

Время: 11:13-11:15

Мы совершим с вами необычное путешествие. Путешествуя, мы познакомимся с новыми звуками и буквами, будем учиться читать слоги-слияния, слова, предложения, а также будем развивать память, внимание, воображение, пополним свой словарный запас. Вместе с нами в путешествие отправятся два брата-гномика:  Гоша и Гена. Пришли они к нам не одни, а с буквами. Пока они шли светило яркое солнышко, им было весело, они играли и смеялись. 

Вдруг набежала туча, загремел гром, полил дождь, началась сильная гроза. Гена раскрыл свой красный зонт, а Гоша синий. Буквы так испугались дождя, что забыли, под каким зонтом им надо прятаться. Давайте ребята поможем буквам. Какие буквы спрячем под красный зонтик? Под синий?

Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.

Назовите гласные, которые обозначают твёрдость согласного. 

– Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласного 

– Назовите гласную, которая обозначает два звука?

- Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные. 

- Назовите буквы, которые обозначают глухие согласные.

Гоша и Гена не просто так пришли к нам в гости, они нам помогут понять, с какими новыми звуками мы познакомимся.

Разделим слово Гоша на слоги. Назовите первый слог. Назовите первый звук?

Какой он?

Какой это звук гласный или согласный?

Звонкий или глухой? Давайте проверим, положите руку на горло и произнесите звук. Так какой он? Почему?

Разделим слово Гена на слоги. Назовите первый слог, какой первый звук?

Какой это звук гласный или согласный? Звонкий или глухой?

Произнесём эти звуки по очереди, чем отличаются?

А теперь сделаем вывод. С какими звуками познакомили нас два брата? 

Сегодня мы познакомимся с этими звуками и узнаем, какую букву они обозначают на письме.

Гоша и Гена хотят нас лучше познакомить с этими звуками и дают нам задание, они приготовили нам картинки, если в слове есть звуки [г], [г̓], то нужно будет составить звуковую схему слова.

Достаньте свои карточки и посмотрите на слайд. Что изображено на первой картинке?

Какой первый звук? Подходит это слово?

Делим слово на слоги. Сколько слогов?

Ставим ударение. Какой слог ударный?

Кто хочет выйти к доске и составить схему слова?

Назовите второй слог.

Дайте характеристику звукам.

Назовите третий слог.

Дайте характеристику звукам.

Посмотрите на вторую картинку, что там изображено? Подходит нам это слово?

Смотрим дальше, что еще изображено?

Делим слово на слоги. Сколько слогов?

Поставим ударение, какой слог ударный?

Дайте характеристику звукам первого слога.

Дайте характеристику звукам второго слога .

Следующая картинка подходит?

Почему?

Посмотрите на последнюю картинку, что там изображено?

Делим слова на слоги, сколько слогов?

Ставим ударение.

Дайте характеристику звуков первому слогу.

Дайте характеристику звуков второго слога.

Молодцы, вы справились с заданием.

Теперь чуть разомнемся.

Раз – присядка, два - прыжок, это заячья зарядка,
А лисята, как проснутся, любят долго потянуться,
А волчата спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть,
Медвежонок косолапый, широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.
А кому зарядки мало, начинаем все сначала.
Глазки зажмурились, открылись, мы на полянке очутились.

Мы уже познакомились со звуками [г], [г̓], теперь мы ближе познакомимся с буквой, которая обозначает на письме эти звуки.

Буква Гг. Почему печатных букв две? Для чего нужна заглавная буква?

Вот перед нами буква Г.

Стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге.

Горбит спину буква Г.

Буква г действительно похожа на кочергу, а на что похожа буква Г?

Найдите букву Г на ленте букв, назовите ее пару.

Какая это буква: гласная или согласная? Почему?

Что вы еще можете сказать об этой букве? Какой звук она обозначает?

Вспомним еще раз, какие звуки обозначает буква Г?

Итак, давайте вспомним все, о чем мы узнали - буква Г- согласная, обозначает звонкий звук, имеет парный звук по глухости/звонкости – [к], обозначает звуки - [Г], [Г’].

Прочитайте слоги со слайда.

Назовите слоги, где звук [г] твердый.

Назовите слоги, где звук [г̓]?

Молодцы, теперь откройте свои азбуки на странице 119.

Выполним первое задание. Вам даны слова, кто их прочитает?

Мы должны выяснить, какое слово соответствует схеме.

Посмотрите на схему, сколько слогов?

Посмотрите на слова, сколько у нас дано слов состоящие из двух слогов?

Давайте составим схему слова Галя.

Делим на слоги, готовим ладошки.

Ставим ударение.

Какой слог ударный, зовем слог?

Даем характеристику первому слогу.

Произнесите второй слог.

Дайте характеристику звукам второго слога.

Подходит под схему данной в азбуке?

Теперь проверим слово Гена.

Делим на слоги.

Ставим ударение, зовем слово.

Сколько слогов? Какой слог ударный?

Дайте характеристику звукам первого слога.

Произнесите второй слог.

Дайте характеристику звукам.

Подходит под схему?

Молодцы, вы справились с этим заданием.

Прочитайте текст, который дан ниже. Читает то, на кого я показываю по одному предложению. Ставим пальчик в начало предложения и ведем пальчиком, чтобы не потеряться.

О чем говорилось в этом рассказе?

Какие грибы собрала Галя?

А Гена?

Поганки полезные грибы? Почему?

Посмотрите на слайд, как выглядит боровик, он действительно красив и велик.

Теперь прочитайте слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Почему они пишутся с заглавной буквы?

Молодцы ребята, мы сегодня много работали на уроке и со всем справились на отлично.

Теперь наши друзья-гномики Гоша и Гена хотят проверить, все ли мы усвоили и запомнили.

И так, с какой новой буковой нас сегодня познакомили гномики?

Какие звуки обозначаем буковой г?

Что вы можете о ней рассказать?

Какое задание вам больше всего понравилось?

У вас на партах лежат смайлики, если вам было легко работать на уроке, то раскрасьте улыбающийся зеленым цветом, а если вам было сложно, то раскрасьте грустный смайлик красным цветом.

Спасибо за урок?

Двое детей прячут буквы, которые обозначают гласные звуки– под красный зонтик (а, ы, и, у, о, е), а согласные – под синий (к, н, с, т, п, р, м, з, л, в, б, д).

а, о, у, ы

и, е

е  (Буква Е обозначает звуки [Й] [Э])

з, в, д, л, м, н, р, б

п, к, т, с

Го-ша

Го, [г]

Твердый

согласный

Звонкий

Потому что чувствуем вибрацию, дрожание в горле.

Ге-на

Ге, [г,], мягкий

Согласный

Звонкий.

[г], [г̓], мягкий и твердый

[г], [г̓].

Готовят карточки для работы.

Газета.

[г], да

за-зе-та, 3 слога

га-зе-та, второй слог ударный

[г]-согласный, твердый, звонкий (синий цвет)

[а]-гласный, безударный (красный цвет). Звуки [г] и [а] образовали слог-слияния.

-зе-

[з]-согласный, звонкий, мягкий (синий цвет)

[е]-гласный, ударный (красный цвет)

Звуки [з] и [е] образовали слияние.

[т]-согласный, глухой, твердый (синий цвет)

[а]-гласный безударный (красный цвет). Образовали слог слияния.

Кошка, не подходит.

Горох

Го-рох, 2 слога.

Го-рох, второй слог ударный.

[г]-согласный, звонкий, твердый (синий).

[о]-гласный безударный (красный)

Образуют слог слияния.

[р]-согласный, звонкий, твердый (синий)

[о]-гласный, ударный (красный). Образуют слог слияния.

[х]-согласный, глухой, твердый (синий).

Нет

На ней изображено солнце, в этом слове нет звуков [г], [г̓].

Гранат

Гра-нат, 2 слога

Гра-нат.

[г]-согласный, твердый, звонкий (синий)

[р]-согласный, звонкий, твердый (синий)

[а]-гласный, безударный (красный)

[н]-согласный, звонкий, твердый (синий)

[а]-гласный, ударный (красный)

[т]-согласный, глухой, твердый (синий)

Разминаются.

Одна заглавная, ругая маленькая. Для написания имен, названия городов, рек.

Предположения детей.

[г]-[к]

Согласная

Не тянется.

Звонкий.

[г],[г̓]

Повторяют.

го, гу, га, ги, ге, гы

го, гу, га, гы

ги, ге.

Открывают учебники.

Галя, Гена, гриб, грибы, корзина, корзинка.

2 слога

Галя и Гена

Га-ля

Га-ля

Первый слог.

[г]-согласный, звонкий, твердый (синий)

[а]-гласный, ударный (красный)

-ля

[л̓]-согласный, звонкий, мягкий (зеленый)

[а]-гласный, безударный (красный)

Нет

Ге-на

Ге-на

2 слога, второй слог ударный.

[г̓]-согласный, звонкий, мягкий (зеленый)

[э]-гласный, ударный (красный)

-на

[н]-согласный, звонкий, твердый (синий)

[а]-гласный, безударный (гласный).

Да

Читают рассказ.

О Гале и Гене, они собирали грибы.

Боровики

Поганки.

Нет, они ядовитые.

Галя и Гена

Это имена.

С буковой г.

Звуки [г] [г̓]

Буква Г- согласная, обозначает звонкий звук, имеет парный звук по глухости/звонкости – [К], обозначает звуки - [Г], [Г’]

Ученики отвечают.

Выполняют задание.

2 слайд.

 3 слайд.

3 слайд.

4 слайд.

5 слайд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ р ], [ р, ]. Буквы Р,р»

В интересной форме проводится ознакомление с новыми согласными звуками, буквой и закрепление изученного с помощью разнообразных упражнений....

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [т], [т\'] . Буквы Т,т" по "Русской Азбуке" В.Г.Горецкого УМК "Школа России".

Урок обучения грамоте с использованием презентации, упражнений для развития речевого аппарата, игровых моментов....

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [г][г\']. Буква Г"

Цель урока: познакомить учащихся с новыми согласными звуками [г], [г\'], буквой Г; учить читать слоги, слова и предложения с новой буквой; расширить круг чтения, знакомить с героями русских народных ск...

Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [д], [д,], буква Д"

Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [д], [д,], буква д" (чтение + письмо).....

Урок обучения грамоте. Согласные звуки (к) (к), буквы К к

Урок обучения грамоте. Согласные звуки (к) (к), буквы К к...