Конспект урока по русскому языку "Части речи. Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кравченко Елена Владимировна

Конспект урока по русскому языку на тему "Части речи. Обобщение" с использованием здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi._obobshchenie.docx81.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «БУДЕМ ЗДОРОВЫ. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА О ЧАСТЯХ РЕЧИ»

Задачи: 
Образовательные: обобщить знания учащихся о частях речи, их роли в речи;          развивать умение находить части речи в предложениях, текстах;                                                                   обогащать        словарный        запас.
Развивающие: развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, орфографической зоркости, активность учащихся на уроке.
Воспитательные: прививать интерес к предмету, воспитывать у учащихся чувство товарищества, культуру общения, взаимовыручку, прилежание, активность.

Технологии: Элементы игровой технологии, здоровьесберегающие  технологии

Оборудование: телевизор, презентация, сердечки для домашнего задания, карточки для групповой работы, поляна настроения.                                

Ход урока:

Ι. Орг.момент.

СЛАЙД ( НА ФОНЕ НЕЖНОЙ МУЗЫКИ )

Учитель:- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Дети, давайте и мы поздороваемся  со всеми:

- Доброе утро! 

- Доброе утро! - солнцу и птицам.

-Доброе утро! - улыбчивым лицам.

Учитель: И каждый становится

Добрым, доверчивым...

Дети: Пусть доброе утро длится до вечера!

Учитель: Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда

Так начнём урок, друзья.

П. Актуализация учебной деятельности. Постановка задач урока

1. Погружение в проблему

– Ребята, поможем друг другу определить тему нашего урока. Поиграем со словами в «Третий лишний»

Добрый, зеленый, школа

Счастье, просыпается, школьник

Веселый, играть, петь

- Какая же тема нашего урока?

СЛАЙД    ТЕМА УРОКА:
«ЧАСТИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ.»

-  Правильно, мы будем сегодня повторять на уроке части речи.

-А какие поставим перед собой цели?

(Учиться: - находить изученные части речи; - указывать их грамматические признаки)

2. ФОРМА УРОКА

- Правильно. Но наш урок будет не совсем обычным. Это будет - Урок оказания помощи.

- Кому же нужна наша помощь?

Послушайте.

СЛАЙД

В одном самом обыкновенном городе, на самой обыкновенной улице жил-был мальчик, звали его Петя.  Он не знал правил здорового образа жизни и тогда поселилась в его доме страшная, вредная болезнь.Слайд У мальчика аж душа в пятки ушла. Вот и просит он у нас помощи, чтобы мы помогли прогнать болезнь из его дома Слайд.

-Как вы понимаете выражение «душа в пятки ушла»? 

-Как называются такие выражения? ( фразеологизмы)

- Вы готовы помочь? Тогда отправляемся в путь.

- Как вы думаете, а знания какого еще предмета пригодятся нам на уроке?

(Окружающий мир).

СЛАЙД Сейчас мы превращаемся с вами в медицинских работников и будем давать полезные советы по здоровому образу жизни.

3. РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ

- Каждый врач ведет на своего пациента карточку. Нашей карточкой будет

ваша рабочая тетрадь. Слайд Итак, открываем тетрадь и записываем дату приема

нашего больного.

4. Пальчиковая гимнастика

5. Работа над пословицей. Слайд

- Прочитаем предложение хором.

-Назовите вид устного народного творчества

- РЕБЯТА, ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ этой ПОСЛОВИЦЫ.

-Еще раз прочитайте про себя и постарайтесь запомнить

- Запишите  пословицу по памяти.

-Проверьте и если нужно исправьте ошибки.

-Кто написал без ошибок?

-Кто совершил 1-2 ошибки?

Кто больше 2 ошибок?

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

- СЛАЙД Посмотрите на слова и скажите что обозначают  эти слова?  

- Какой частью речи они являются?

- Что вы знаете об имени существительном? 

- СЛАЙД

-Какое  стихотворение мы учили об им. сущ.?

Маъсума: Очень впечатлительное 
Имя существительное. 
Убедят его легко 
Два вопроса: кто? и что? 

Род им.сущ.

 - Назовите среди данных слов существительные женского рода,

мужского. ( березка, сказка, арбуз, мороз, паровоз)

- Слов какого рода не хватает?

- Вы помните, что мы отправились помогать больному мальчику.

Чтобы ослабить силы болезни, необходимо назвать имена

существительные среднего рода, которые помогают сохранить и укрепить наше

здоровье

( здоровье, мыло, солнце, полотенце, питание…)

3. Число им. сущ.

- Что вы можете сказать об им. сущ -  глазки? ( мн. Число, т.к обозначает несколько предметов) )

- Что скажем об остальных им. сущ? ( ед. число, т.к обозначает один предмет )

4. Собственные и нарицательные им.сущ.

- Вспомните, как звали нашего мальчика? Что вы можете сказать об этом им.сущ?

- Что такое имя собственное? Как пишутся эти существительные?

-Какие имена собственные вы еще знаете?

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

 5. Работа с предложением.

- Слайд Следующий этап нашей работы.  Составим несколько советов по укреплению

здоровья, используя предложенные существительные.

- Какое предложение по цели высказывания ты составил(а)?

- СЛАЙД Посмотрите, а наша болезнь стала уменьшаться в размерах. Значит мы

на верном пути.  

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
7. Роль им.прил. в речи

 Готовы сделать болезнь ещё слабее?

-Тогда быстро дайте ответ на вопрос, какая часть речи обогащает нашу

речь? Делает её более выразительной, красивой? ( прилагательное )

8. Лексическое значение  и грамматические признаки им.прил.

- А теперь дополните правило ОБ ИМ. ПРИЛ.

-Имя прил. – это…

- Имя прил. обозначает …

- Имя прил. отвечает на вопросы ….

- Имя прил. изменяется по …….в зависимости от …… , с которым оно связано.

- В предложении имя прил. бывает…..

-ВСПОМНИМ  НАШЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ОБ ЭТОЙ ЧАСТИ РЕЧИ

Осокина: Сильно любознательное 
Имя прилагательное. 
В чём предметов-то секрет? 
На вопросы дай ответ: 

- Слайд Сейчас ваша задача подобрать к именам прилагательным – антонимы.

-Но сначала напомните, какие слова называются антонимами?

 - Запишите в ваши тетради только измененные словосочетания.

Выделите у прилагательных окончания. Определите число и род у им.прил.

ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ  И РАБОТА У ДОСКИ

Горячий душ - … 

Плохое зрение - …

Здоровая девочка –

Вредные советы –

-Кто, ребята, в классе нашел такие словосочетания антонимов?

- Расскажите,  как определяли число и род у имен прилагательных

- Так с какой частью речи связано имя прилагательное?

- Вы сейчас подбирали слова противоположные по значению, а как

называются слова близкие по значению? ( Синонимы )

 - Мы еще раз ослабили нашу болезнь.

- СЛАЙД Ребята первой группы получали дом.задание подобрать синонимы к прилагательному к слову: СТРАШНАЯ – (ужасная, жуткая, чудовищная)  

-Какими источниками вы пользовались? (интернет, словари)

- СЛАЙД Смотрите, а болезнь-то вас боится! Она уменьшилась еще в несколько

раз. Осталось совсем немного, чтобы она исчезла совсем.  

Физ.минутка в движении

ГЛАГОЛ

8. Лексическое значение и грамматические признаки глагола

- Что вы сейчас выполняли? ( Действия)

- А какая часть речи обозначает действия? (Глагол)

Игра: Сейчас мы с вами поиграем. Я называю грамматические признаки разных частей речи, а вы хлопком выбираете то, что относится к глаголу.

  1. Глагол – самостоятельная часть речи.
  2. Отвечает на вопросы какой, чей
  3. Обозначает действие предмета
  4. Глагол не имеет времени
  5. Глагол связан с именем существительным
  6. В начальной форме отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

СЛАйд

- Ребята, вспомним стихотворение про глагол.

 Хамлюк:Любит ДЕЙСТВИЯ глагол: 
Встал, оделся и пошёл. 

 Что же делает предмет? 
Даст такой глагол ответ: 
Смотрит, думает, читает, 
Любит, знает, сострадает. 

9. Практическая работа

- А сейчас будете работать  в своих группах: Из слов составьте предложения. Найдите в этих предложениях глаголы,  определите число и время.

Проверим. Какое предложение у вас получилось? Гл. прикрепляют к доске

- Ребята, посмотрите на экран. Здесь должно было быть изображение

болезни, но его больше нет. Значит, мы справились со всеми испытаниями. Давайте для полной уверенности, выполним ещё одно задание. Будем продолжать работать в парах.  У вас на столе лежат листочки с заданиями. СЛАЙД

ПРОВЕРКА по документ-камере

1  группа– находит среди слов только имена существительные.

2 группа – находит имена прилагательные.

3 группа – старается найти все глаголы.

V. Подведение итога урока.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАЗВЯЗКА

-  СЛАЙД Посмотрите на экран  -наш мальчик здоров.  

- Он благодарит вас за помощь. И надеюсь, что он теперь запомнит о том,

что нужно обязательно знать и соблюдать правила здорового образа

жизни!

- Как вы понимаете это выражение?

- Что вы можете ему пожелать в конце нашей встречи? Какие советы ещё

можете ему дать?

-Молодцы ребята! Вы хорошо поработали на уроке.

 Домашнее задание: Домашним заданием будет составить и записать 5-6 предложений о здоровом образе жизни. Найти в них все знакомые части речи, их подписать.

А на уроке окружающего мира вместе составим памятку о здоровом образе жизни.

hello_html_m169ecf95.jpg

VI. Рефлексия.

- СЛАЙД Ребята, давайте докажим, что мы справились и с задачами , которые поставили  для обобщения частей речи.

- Покажите свое настроение за урок.

СЛАЙД

Релаксация читаю под музыку

Я желаю вам здоровья,

Солнца, ясного неба, счастья,

Жизни яркой, красивой, долгой

И улыбок среди ненастья.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Обобщение о части речи «Глагол» ».

Урок обощения и закрепления пройденного материала.Цель: Повторить и обобщить изученное по морфологии о глаголе. Задачи:·       Образовательные: Формировать умение различа...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Обобщение о частях речи»

Цель: 1) обобщить знания  о частях речи2) повторить правописание безударных гласных в корне  слов; развивать орфографическую зоркость, внимательность3) воспитывать бережное отношение к...

Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"

Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...

Конспект урока по русскому языку " Повторение и обобщение сведений о частях речи и предложении" Пасхальный урок

Конспект урока по русскому языку " Повторение и обобщение сведений о частях речи и предложении" Пасхальный урок...

Конспект урока по русскому языку «1 Обобщение знаний об имени прилагательном» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном; закрепление лексико – грамматических признаков прилагательных.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что так...

Конспект урока по русскому языку « 2 Обобщение знаний об имени прилагательном» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном; закрепление лексико – грамматических признаков прилагательных.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что так...