Гласная буква Ю
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 81. ГЛАСНАЯ БУКВА Юю
Цели: познакомить учащихся с гласной буквой Ю ю; развивать речь, логическое мышление, память.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
- Прежде чем приступить к изучению нового материала, что необходимо сделать? (Повторить то, что нам потребуется на уроке)
- Посмотрите на доску.
а р о н у п и ы ё с я э е
- Что можете рассказать об этих буквах? На какие группы можно их разделить?
- Назовите буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков? (и е ё я )
- Назовите буквы, которые обозначают твёрдость согласных звуков? (а о у ы э)
- О каких буквах мы можем сказать, что они хитрые? Почему? (е ё я)
Учитель спрашивает:
– Почему эти буквы называем особенными?
(В начале слова и после гласных ими обозначаются слияния, то есть два звука – согласный и гласный: [й’э], [й’а], [й’о].)
Чтобы вспомнить пройденный материал разбираются слова ели, яма, ёжик.
А вы заметили, что к нам в гости пришла девочка?
А имя девочки вы должны отгадать.
На доске – предметные картинки с изображением юлы, ландыша, яблока. По первым звукам названий надо отгадать имя девочки.
Юла ландыш яблоко
Ю л я
Учитель сообщает, что на уроке дети узнают еще одну, четвертую, особенную гласную букву.
Отгадайте загадку:
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет – вскачь пройдет немножко,
Захочет – ляжет на бочок. (Юла.)
Составьте предложение со словом ЮЛА
На доске – предметная картинка с изображением юлы. Слово напечатано, под ним начерчена схема.
Схема помогает установить слого-звуковой состав слова юла.
Учащиеся определяют, что первый слог этого слова – слияние. При медленном произношении распознаются два звука, согласный и гласный: [й’у].
- Игра «Кто внимательный?».
а) Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.
б) Хлопните в ладоши, если услышите ю в словах: яблоко, ёлка, Эдик, Юра, Елена, юмор, яма, юла, улица, юбка.
в)
Физкультминутка
2. На что похожа буква Ю?
Учитель показывает карточку с буквой Ю ю.
На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю, с кольцом
К тиграм смело встал лицом.
В. Степанов
– На что еще похожа буква ю? (Ответы детей.)
Слово учителя.
– Когда мы называем эту букву, то произносим сколько звуков [й’у]? Какие это звуки? Назовите
3. Дети читают и разбирают выставленные на магнитной доске слова:
пой – пою, играй – играю,
рисуй – рисую, читай – читаю
танцуй-танцую, кушай-кушаю, мечтай-мечтаю.
- Выразительное чтение колыбельной песни, с. 46.
Заучивание наизусть.
4. Разгадывание загадки, с. 47.
В лесу тоже есть свой портной. Мы можем увидеть его в учебнике на с.47.
Кто это?
2) Чем занят ёжик?
3) Что можете о нём сказать? Какой он? (Трудолюбивый, аккуратный,
внимательный).
4) Что же он говорит о себе? Прочитайте.
5) Прочитайте текст. Подчеркните слова, в которых буква ю обозначает два
звука. Где должна стоять буква ю, чтобы обозначать 2 звука?
6) Прочитайте ещё раз эти слова. Какое слово «лишнее»? Почему?
7) Какой вывод сделаем?
8) С какими буквами должна дружить буква ю? Назовите её подруг. Почему
они дружат с буквой ю?
- Что было бы, если бы не было портных?
10) Значит, эта профессия самая важная?
11) Вывод. Все профессии важны, но каждая по-своему.
5. Работа по картинке. Составление предложений.
Физкультминутка
7. Работа по картинке на с. 46.
Вопросы:
– К какой сказке эта иллюстрация?
(«Сказка о глупом мышонке».)
– Кто автор сказки? (С. Я. Маршак.)
– Какой момент изображен на картинке?
– Что случилось с мышонком?
– Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?
На вопросы дети отвечают после того, как учитель прочтет «Сказку о глупом мышонке» С. Я. Маршака.
III. Итог урока.
– О какой букве узнали на уроке?
– Чем она особенна?
– Какие были затруднения?
. Игра «Согласен – не согласен».
- На мои вопросы показывайте условные сигналы – согласен или не согласен.
1. Буква ю – гласная?
2. Буква ю всегда обозначает один звук (у)?
3. Если буква ю стоит в начале слова, после гласной или после мягкого знака, то
она обозначает два звука (й’у)?
4. Если буква ю стоит после согласной, то она обозначает два звука (й’у)? Один
звук (у)?
5. На уроке научились писать заглавную букву Ю? Строчную букву ю?
6. Буква ю дружит с буквами я, е, ё? Почему?
С.Я. Маршак
Сказка о глупом мышонке
Пела ночью мышка в норке: Отвечает ей мышонок: Побежала мышка-мать, Стала петь мышонку утка: Глупый маленький мышонок Побежала мышка-мать, Стала жаба важно квакать: Глупый маленький мышонок Побежала мышка-мать - И-го-го! - поёт лошадка.- Глупый маленький мышонок Стала думать мышка-мать: Закудахтала наседка: Глупый маленький мышонок Побежала мышка-мать, Стала петь мышонку щука - Глупый маленький мышонок Побежала мышка-мать, Стала петь мышонку кошка: Глупый маленький мышонок Прибежала мышка-мать, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренажёры по написанию букв. Гласные буквы
В материале представлены тренажёры по написанию гласных букв. Данный тренажёр может быть полезен учителям, родителям и детям, позволяет учащимся запомнить написание прописных букв....
Звуки буквы. Гласные буквы е, ё, ю,я
Проверка знаний: чем отличаются звуки от букв?Минутка чистописания, объяснение нового словарного слова и т.д.Определение в словах букв и звукв....
Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".
Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...
Открытый урок по обучению грамоте (чтению) с использованием Сингапурских структур по теме: "Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных"
1В класс Учитель Каримова З.Р.Тема: «Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных »Цель: познакомить учащихся с новой йотированной буквой Ю ю, особенностями этой б...
Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука
Расширить представления учащихся о «работе» букв е, ё, ю, я, помочь открыть новые знания о данных буквах, формировать умения рассуждать при определении количества звуков в буквах е, ё, ю, я в ра...
Чего больше: гласных звуков или гласных букв?
Данный проект используется на уроках русского языка в 1 классе....
Конспект урока "Правописание гласных букв, гласная буква И", 1 класс, Школа России + презентация
Правописание гласных букв, буква И1. Организационный момент.1. Артикуляционная гимнастика «Ароматный цветок»2. Актуализация знаний.2. Составьте повествовательное предложение, восклицательное и вопроси...