Заимствованные и устаревшие слова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дата:
Класс: 4
Технологическая карта урока №
Целевой блок | |||
Тема | Заимствованные и устаревшие слова | ||
Цель | Дать определение заимствованным и устаревшим словам | ||
Планируемые результаты | Предметные: определять значение слово пользуясь словарем Личностные: работать с разными словарями, проводить самопроверку и самооценку, понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоения учащимися, и того, что еще неизвестно); Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Согласовать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль по результату. Познавательные УУД: Общеучебные (поиск и выделение информации), Логические (подведение под понятие, выведение следствий). Коммуникативные УУД: Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (контроль, оценка действий партнера, умение с точной полнотой и точностью выражать свои мысли); Логические (синтез как составление целого из частей, выполняя недостающие компоненты;) Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. | ||
Инструментальный блок | |||
Задачи урока | воспроизводить знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над формированием навыка грамотного письма; орфографической зоркости; развивать речь детей; словарный запас, мышление; воспитывать интерес к предмету, самостоятельность; Формирование нравственного отношения к людям. | ||
Тип урока | Изучение нового материала | ||
Учебно-методический комплекс | Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: в 2 ч.: Ч.1, тетрадь, рабочая программа, раздаточный материал, толковый словарь, словарь заимствований | ||
Организация пространства | Фронтальный, индивидуальный | ||
Межпредметные связи | Чтение | ||
Действие обучающихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
I.Орг.момент Приветствие. | |||
II.Актуализация знаний | |||
Минутка чистописания. Запишите две пословицы. О чем они? Как нужно относиться к людям,ребята? Открываем тетради, пишем число, кл.раб Цифровой диктант. Взаимопроверка Вспомните, что такое лексическое значение слова? - То, что они обозначают. - А теперь, я буду называть лексическое значение слов, а вы будете записывать слова-отгадки, которыми будут, нами ранее изученные, словарные слова. Запишите слова по их лексическому значению. Поставьте ударение, подчерните непроверяемые орфограммы. 1. Плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в твёрдой оболочке. (орех) 2. Одна из четырёх стран света и направление, противоположное западу. (восток) 3. Хлебный злак, а также зёрна его, из которых приготовляют белую муку. (пшеница) 4. Тетрадь в переплете для рисунков. … для рисования.(альбом) 5. Плод яблони. (яблоко) Проверка. | Хч ве хо че Хорошему человеку везде хорошо, а худому везде худо. Человек без человека не проживет. | ||
III.Изучение нового материала | |||
У.61, с.43.Поразмышляем: какие слова вышли из употребления? Ямщик, фломастер, кольчуга, флешка, карета, купец, компьютер, кроссовки, нетбук, царь. - Ямщик, кольчуга, карета, купец, царь. - Слова, которые вышли из употребления называются устаревшими словами. - Какие слова появились совсем недавно? - Слова, которые появились совсем недавно называются новыми словами. Прочитаем первое слово: ямщик. - Что означается слово «ямщик»? - Возница, кучер на ямских, почтовых лошадях. - К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «ямщик»? Прочитаем следующее слово: фломастер. - Что означается слово «фломастер»? - Принадлежность для письма, рисования. - К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «фломастер»? Прочитаем следующее слово: кольчуга. - Что означается слово «кольчуга»? - Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. - К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «кольчуга»? Прочитаем следующее слово: флешка. - Что означается слово «флешка»? - Мобильное устройство хранения информации. - К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «флешка»? Прочитаем следующее слово: карета. - Что означается слово «карета»? - Большой закрытый четырехколесный конный экипаж на рессорах. - К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «карета»? Прочитаем следующее слово: купец. - Что означается слово «купец»? - Лицо, ведущее частную торговлю, владеющее торговым предприятием. - Слово «купец» мы отнесём к устаревшим словам. Прочитаем следующее слово: компьютер. - Что означается слово «компьютер»? - Электронно-вычислительная машина. - К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «компьютер»? Прочитаем следующее слово: кроссовки. - Что означается слово «кроссовки»? - Спортивная обувь. - К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «кроссовки»? Прочитаем следующее слово: нетбук. - Что означается слово «нетбук»? - Меньшего размера электронно-вычислительная машина. - К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «нетбук»? Прочитаем следующее слово: царь. - Что означается слово «царь»? - Правитель земли, народа, государства. - К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «царь»? Запишите их у себя в тетради в два столбика. Устаревшие: Ямщик Кольчуга Карета Купец Царь Новые: Фломастер Нетбук Компьютер Кроссовки Флешка - Послушайте стихотворение Я.Козловского А из Англии Футбол Прямо в бутсах к нам пришёл, Вслед за ним пришёл хоккей, А до этого жокей, Теннис, яхта, бокс, рекорд, Чемпион, тайм-аут, спорт. - А теперь найдите это стихотворение в учебнике ( с.45 у.62). - Прочитаем выделенные слова. - Футбол, бутсы, хоккей, жокей, теннис, яхта, бокс, рекорд, чемпион, тайм-аут, спорт. - Кто может объяснить лексическое значение этих слов? 1) - Узнаем о лексическом значении этих слов в словаре иностранных слов (с.175) . Обратимся к словарю иностранных слов на с.175 - Слова, заимствованные из других языков называются заимствованными. Прочитайте слова, заимствованные из других языков с 45, у.63 Запишите слова любой группы по алфавиту, объясните их значение. - В каком словаре можно узнать о происхождении слов? | - Фломастер, нетбук, компьютер, кроссовки, флешка. - Слово «ящик» мы отнесём к устаревшим словам. - Слово «фломастер» мы отнесём к новым словам. - Слово «кольчуга» мы отнесём к устаревшим словам. - Слово «флешка» мы отнесём к новым словам. - Слово «карета» мы отнесём к устаревшим словам. - К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «купец»? - Слово «компьютер» мы отнесём к новым словам. - Слово «кроссовки» мы отнесём к новым словам. - Слово «нетбук» мы отнесём к новым словам. - Слово «царь» мы отнесём к устаревшим словам. - Бутсы (англ.) – ботинки с шипами или поперечными планками на подошвах для игры в футбол. - Жокей (англ.) – профессиональный наездник в цирке, на скачках. - Тайм – аут (англ.) – перерыв в спортивной игре по просьбе команды, тренера. 2) - Футбол (англ.) – командная спортивная игра с мячом на специальной площадке. - Хоккей (англ.) – командная игра на коньках с мячом, сходная по правилам игры с футболом. - Теннис (англ.) – парная спортивная игра, состоящая в перебрасывании маленького мяча ударами ракеток. - Яхта (англ.) – большая парусная лодка легкой конструкции для спорта. 3) - Бокс (англ.) – спортивное единоборство, кулачный бой по особым правилам. - Рекорд (англ.) – наибольший показатель, высший предел успешности, достигнутый в спортивном упражнении. - Чемпион (англ.) – победитель в соревнованиях по какому-нибудь виду спорта на первенство города, страны. - Спорт ( англ.) – физические упражнения, преимущественно в форме различных игр или состязаний. | ||
Диагностика результатов (итог) | О чем мы говорили на уроке? Что нового вы для себя узнали? Какую оценку за урок вы бы себе поставили? | ||
Домашнее задание | У.64, с.45 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока "Устаревшие слова, слова синонимы и новые слова"
разработка урока по русскому языку для 2 класса по ФГОС "Начальная школа 21 век" с презентацией...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"
Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока по русскому языку...
Конспект урока русского языка «Устаревшие слова. Значение устаревших слов» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )
Тема: «Устаревшие слова.Значение устаревших слов» Цели деятельности учителя: формирования знаний о понятии «устаревшее слово»; формирование умения определять устаревшее слова, ...
Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."
Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...