Заимствованные и устаревшие слова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaimstvovannye_i_ustarevshie_slova.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 

Класс: 4

Технологическая карта урока №

Целевой блок

Тема

Заимствованные и устаревшие слова

Цель

Дать определение заимствованным и устаревшим словам

Планируемые результаты

Предметные: определять значение слово пользуясь словарем

Личностные: работать с разными словарями, проводить самопроверку и самооценку, понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока

Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотношения того, что  уже известно и усвоения учащимися, и того, что еще неизвестно); Осознанно  и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной   форме. Согласовать усилия  по решению учебной  задачи.

Осуществлять контроль по результату.

Познавательные УУД: Общеучебные (поиск и выделение информации), Логические (подведение под понятие, выведение следствий).

Коммуникативные УУД: Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (контроль, оценка действий партнера, умение с точной полнотой и точностью выражать свои мысли); Логические (синтез как составление целого из частей, выполняя недостающие компоненты;) Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника.

Инструментальный блок

Задачи урока

воспроизводить знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над формированием навыка грамотного письма; орфографической зоркости; развивать речь детей; словарный запас, мышление; воспитывать интерес к предмету, самостоятельность; Формирование нравственного отношения к людям.

Тип урока

Изучение нового материала

Учебно-методический комплекс

Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: в 2 ч.: Ч.1, тетрадь, рабочая программа, раздаточный материал, толковый словарь, словарь заимствований

Организация пространства

Фронтальный, индивидуальный

Межпредметные связи

Чтение

Действие обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг.момент Приветствие.

II.Актуализация знаний

Минутка чистописания.

Запишите две пословицы. О чем они? Как нужно относиться к людям,ребята?

Открываем тетради, пишем число, кл.раб

Цифровой диктант. Взаимопроверка

Вспомните, что такое лексическое значение слова?

- То, что они обозначают.

- А теперь, я буду называть лексическое значение слов, а вы будете записывать слова-отгадки, которыми будут, нами ранее изученные, словарные слова. Запишите слова по их лексическому значению. Поставьте ударение, подчерните непроверяемые орфограммы.

1. Плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в твёрдой оболочке. (орех)

2. Одна из четырёх стран света и направление, противоположное западу. (восток)

3. Хлебный злак, а также зёрна его, из которых приготовляют белую муку. (пшеница)

4. Тетрадь в переплете для рисунков. … для рисования.(альбом)

5. Плод яблони. (яблоко)

Проверка.

Хч ве хо че

Хорошему человеку везде хорошо, а худому везде худо.

Человек без человека не проживет.

III.Изучение нового материала

У.61, с.43.Поразмышляем: какие слова вышли из употребления?

Ямщик, фломастер, кольчуга, флешка, карета, купец, компьютер, кроссовки, нетбук, царь.

- Ямщик, кольчуга, карета, купец, царь.

- Слова, которые вышли из употребления называются устаревшими словами.

- Какие слова появились совсем недавно?

- Слова, которые появились совсем недавно называются новыми словами.

Прочитаем первое слово: ямщик.

- Что означается слово «ямщик»?

- Возница, кучер на ямских, почтовых лошадях.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «ямщик»?

Прочитаем следующее слово: фломастер.

- Что означается слово «фломастер»?

- Принадлежность для письма, рисования.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «фломастер»?

Прочитаем следующее слово: кольчуга.

- Что означается слово «кольчуга»?

- Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «кольчуга»?

Прочитаем следующее слово: флешка.

- Что означается слово «флешка»?

- Мобильное устройство хранения информации.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «флешка»?

Прочитаем следующее слово: карета.

- Что означается слово «карета»?

- Большой закрытый четырехколесный конный экипаж на рессорах.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «карета»?

Прочитаем следующее слово: купец.

- Что означается слово «купец»?

- Лицо, ведущее частную торговлю, владеющее торговым предприятием.

- Слово «купец» мы отнесём к устаревшим словам.

Прочитаем следующее слово: компьютер.

- Что означается слово «компьютер»?

- Электронно-вычислительная машина.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «компьютер»?

Прочитаем следующее слово: кроссовки.

- Что означается слово «кроссовки»?

- Спортивная обувь.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «кроссовки»?

Прочитаем следующее слово: нетбук.

- Что означается слово «нетбук»?

- Меньшего размера электронно-вычислительная машина.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «нетбук»?

Прочитаем следующее слово: царь.

- Что означается слово «царь»?

- Правитель земли, народа, государства.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «царь»?

Запишите их у себя в тетради в два столбика.

Устаревшие: Ямщик Кольчуга Карета Купец Царь

Новые: Фломастер Нетбук Компьютер Кроссовки Флешка

- Послушайте стихотворение Я.Козловского

А из Англии

Футбол

Прямо в бутсах к нам пришёл,

Вслед за ним пришёл хоккей,

А до этого жокей,

Теннис, яхта, бокс, рекорд,

Чемпион, тайм-аут, спорт.

- А теперь найдите это стихотворение в учебнике ( с.45 у.62).

- Прочитаем выделенные слова.

- Футбол, бутсы, хоккей, жокей, теннис, яхта, бокс, рекорд, чемпион, тайм-аут, спорт.

- Кто может объяснить лексическое значение этих слов?

1) - Узнаем о лексическом значении этих слов в словаре иностранных слов (с.175) . Обратимся к словарю иностранных слов на с.175

- Слова, заимствованные из других языков называются заимствованными.

Прочитайте слова, заимствованные из других языков с 45, у.63

Запишите слова любой группы по алфавиту, объясните их значение.

- В каком словаре можно узнать о происхождении слов?

- Фломастер, нетбук, компьютер, кроссовки, флешка.

- Слово «ящик» мы отнесём к устаревшим словам.

- Слово «фломастер» мы отнесём к новым словам.

- Слово «кольчуга» мы отнесём к устаревшим словам.

- Слово «флешка» мы отнесём к новым словам.

- Слово «карета» мы отнесём к устаревшим словам.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «купец»?

- Слово «компьютер» мы отнесём к новым словам.

- Слово «кроссовки» мы отнесём к новым словам.

- Слово «нетбук» мы отнесём к новым словам.

- Слово «царь» мы отнесём к устаревшим словам.

- Бутсы (англ.) – ботинки с шипами или поперечными планками на подошвах для игры в футбол.

- Жокей (англ.) – профессиональный наездник в цирке, на скачках.

- Тайм – аут (англ.) – перерыв в спортивной игре по просьбе команды, тренера.

2) - Футбол (англ.) – командная спортивная игра с мячом на специальной площадке.

- Хоккей (англ.) – командная игра на коньках с мячом, сходная по правилам игры с футболом.

- Теннис (англ.) – парная спортивная игра, состоящая в перебрасывании маленького мяча ударами ракеток.

- Яхта (англ.) – большая парусная лодка легкой конструкции для спорта.

3) - Бокс (англ.) – спортивное единоборство, кулачный бой по особым правилам.

- Рекорд (англ.) – наибольший показатель, высший предел успешности, достигнутый в спортивном упражнении.

- Чемпион (англ.) – победитель в соревнованиях по какому-нибудь виду спорта на первенство города, страны.

- Спорт ( англ.) – физические упражнения, преимущественно в форме различных игр или состязаний.

Диагностика результатов (итог)

О чем мы говорили на уроке? Что нового вы для себя узнали? Какую оценку за урок вы бы себе поставили?

Домашнее задание

У.64, с.45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Устаревшие слова, слова синонимы и новые слова"

разработка урока по русскому языку для 2 класса по ФГОС "Начальная школа 21 век" с презентацией...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...

Конспект урока русского языка «Устаревшие слова. Значение устаревших слов» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Устаревшие слова.Значение устаревших слов» Цели деятельности учителя: формирования знаний о понятии «устаревшее слово»; формирование умения определять устаревшее слова, ...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...