Начальная форма глагола
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Петрова Анна Олеговна

Разработка технологической карты урока русского языка с использованием ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_nachalnaya_forma_glagola_petrova_a.o.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ «НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА»

Петрова Анна Олеговна, учитель начальных классов МАОУ «Лицея №36» г. Саратова

Предмет: русский язык.

Класс: 4.

Тема урока: Начальная форма глагола.

Учебник: Русский язык (С. В. Иванов, М. и. Кузнецова, Л. В. Петленко, В.Ю. Романова. “Русский язык” 4 класс, издательский центр “Вентана – граф” 2005), учебник часть 1 § 39, с. 87-89.

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (образование начальной формы глагола)

Задачи:

Образовательные:

закрепляем знания о глаголе как части речи;

– формируем умение сравнивать и различать начальную форму глагола и личную форму глагола;

– формируем умение образовывать и выделять начальную форму глагола по отличительным признакам (суффиксы -ть, -чь, -ти);

– формируем умение сравнивать и различать однокоренные слова и форму слова.

Воспитательные:

– воспитываем самостоятельность учащихся;

–  формируем умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие:

– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;

- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, проектор.

Структура и ход  урока:

Этап урока

Название используемых ЭОР

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1.Минутка каллиграфии:

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. (Аристотель)

- В каком случае нам пригодится это высказывание на уроках русского языка?

Отвечают на вопрос.

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме) Познавательные (умение обобщать и классифицировать по признакам)

2. Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea25f-0a01-00ee-0185-fe0c294c2a4d/%5BRUS5_006%5D_%5BIM_193%5D.swf 

Постановка проблемного вопроса:  - Слова какой части речи пропущены?

  -Вставьте подходящие глаголы.

- Какие части речи мы ещё знаем? На какой строчке вы видите эту часть речи?

На доске:

фильмом — фильм — фильму — фильма;

интересного — интресным — интересному — интересный;

мелькать — мелькает — мелкаю — мелькаешь;

интересный — интересовал — интерес.

Вопросы к каждой строчке:

-Что вы можете сказать о значении этих слов; о форме этих слов?

- Назовите начальную форму существительного, прилагательного.

 - Есть ли начальная форма у глагола?

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Выдвигают гипотезы.

Отвечают на вопросы

Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

3. Выявление

места и причины затруднений

(постановка

учебной задачи)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b40437e2-52ca-4dc6-a2c4-7ca3622aa412/%5BNS-RUS_3-28%5D_%5BTQ_061%5D.swf 

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0042df83-acfb-4acd-8d9c-d30b1bb4acb6/%5BNS-RUS_4-16%5D_%5BQS_037%5D.html 

– Определите, на какие вопросы отвечают выделенные глаголы.

- Попробуйте определить время, число, род.

Ничего невозможно определить. Форма глагола, которая не изменяется, у которой ничего не определяется — это начальная

 или неопределенная форма глагола.

- Что ещё общего заметили у выделенных глаголов? (-ть, - ти)

 - Сделайте выводы.

(1. Глагол имеет нач. форму;

  1. Нач. форма глагола не изменяется;
  2. Н.ф. образуется с помощью -ть, -ти, -чь.)

– Сравните свои выводы с выводом учебника на с.88.

- Давайте потренируемся в определении нач. формы глагола.

Извлекают информацию из текста, наблюдают, делают выводы, тренируются на основе интерактивного задания

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

Познавательные (умение на основе анализа объектов

 делать выводы)

4. Построение

проекта выхода

из затруднения


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/780d2d71-edcd-4838-9db7-1ddedead8dd2/%5BNS-RUS_3-28%5D_%5BTQ_062%5D.swf

Нацеливает на работу:

– У начальной формы глагола  есть свои секреты. Посмотрим один фрагмент и попробуем раскрыть некоторые из них.

- Запишите по два примера в каждый столбик и выделите суффиксы

- У. с.89 упр.4 Найдите ошибку и исправьте.

Смотрят анимацию    о суффиксах начальной формы, обсуждают, делают вывод:

1.-ть, -чь, -ти — это суффиксы

2.Суффиксы -ть, - чь, -ти в основу глагола не входят,

т.к. они не образуют новое слово, а  его форму

Коммуникативные (умение слушать и понимать других)

Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы)

Организует работу по учебнику  (в парах):

 – Подумайте, в каких группах записаны разные слова, а в каких — формы одного слова. (У. с.87 упр. №1)

-  1 вариант списывает формы слова «смотреть». 2 вариант - «листать»

- Найдите и подчеркните н.ф., выделите суффиксы.

В случае затруднения:

– Разное значение у них или нет?

Выполняют задание в парах, делают вывод:

Познавательные (умение выявлять сущность, особенности слов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

5.Физминутка

-Когда я называю глагол в начальной форме вы поднимаете руки вверх и хлопаете 1 раз; когда я называю глагол в любой другой форме вы присаживаетесь.

Выполняют задание

Регулятивные(умение совмещать мыслительную и двигательную деятельность)

6. Реализация

построенного

проекта

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef0797d3-5f6d-4749-85ea-2abdc256c6cc/index_listing.html 

Предлагает задание:

- Найдите лишний глагол.

Выполняют задание, делают вывод о признаках начальной формы глагола

Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

7. Первичное

закрепление

с проговариванием во внешней

речи

Организует самостоятельную работу по учебнику.

– Посмотрите в учебник на с.88 упр. 3.

- Подберите к каждой группе галаголов н.ф.

- На какой вопрос будет отвечать начальная форма в каждом случае? Почему?

 Докажите свою точку зрения.

Выполняют задание самостоятельно.

Взаимопроверка в паре.

Личностные (умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует работу детей (  индивидуально)

1вар. - первые три задания

2 вар. - последние 3 задания

Выполняют задание

Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем)

8. Включение в систему знаний и повторение

Работа в команде:

- Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы:

Пускать пыль в глаза – (врать)

Зарубить на носу – (запомнить)

Держать язык за зубами – (молчать, не выдавать секрет)

Вешать нос – (унывать, грустить)

Дать слово – (обещать)

Мозолить глаза – (надоедать)

Наговорить с три короба – (обманывать)

Выполняют задание

Творческие (умение применять существующие знания в нестандартной ситуации)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует беседу:

– Что узнали нового?

– Ответили ли на главный вопрос урока?

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Какие признаки начальной формы глагола  мы узнали?

– Какие секреты открыли?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Отвечают на вопросы

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ

1

 Интерактивный текст "Стихи" 2 к теме "Глагол"

Мультимедийный, Практический

Объект представляет собой интерактивный текст (стихотворение А. Н. Плещеева "Осень наступила"). Предназначен для повторения темы "Глагол. Значение глагола в речи"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea25f-0a01-00ee-0185-fe0c294c2a4d/%5BRUS5_006%5D_%5BIM_193%5D.swf 

2

 На какие вопросы отвечает глагол в неопределённой форме?

Моноформатный, Информационный

Текст, аудио-фрагменты (анимация)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b40437e2-52ca-4dc6-a2c4-7ca3622aa412/%5BNS-RUS_3-28%5D_%5BTQ_061%5D.swf 

 

3

Форма глагола

Мультимедийный, Практический

Интерактивное задание, таблица, текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0042df83-acfb-4acd-8d9c-d30b1bb4acb6/%5BNS-RUS_4-16%5D_%5BQS_037%5D.html 

4

Неопределённая форма глагола

Мультимедийный,

информационный

Иллюстративный материал, направленный на изучение неопределённой формы глагола ,

аудио - фрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/780d2d71-edcd-4838-9db7-1ddedead8dd2/%5BNS-RUS_3-28%5D_%5BTQ_062%5D.swf 

5

Тест 02.1. Начальная форма глагола

Мультимедийный,

контрольный

Тест включает 2 задания, обучающая цель которых: 1) научиться задавать вопросы к начальной форме, научиться отличать начальную форму от похожих форм; 2) научиться видеть в тексте начальную форму глагола. 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef0797d3-5f6d-4749-85ea-2abdc256c6cc/index_listing.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал. Глагол. Начальная форма глагола.

Методический материал составлен по УМК "Перспективная начальная школа"- 3 класс...

Глагол: "Начальная форма глагола", УМК "Гармония",3 кл.

Работа расчитана на обучающихся 3 класса (УМК "Гармония"). В работе представлена тема "Начальная форма глагола". В работе представлены вопросы и отличительные приметы глагола неопределённой формы....

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Поговорим о начальной форме глагола"

Познакомить учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам. Развивать навыки выделять глаголы неопределённой формы, образовывать от временных фо...

1 урок . Начальная форма глагола

Начальная форма глагола...

2 урок Начальная форма глагола

Начальная форма глагола, 2 урок...

Технологическая карта изучения темы «Определяем спряжение глагола по начальной форме. Глаголы-исключения»

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием технологической карты....