Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Глагол".
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Урок рефлексии в 4 классе по теме глагол позводяет закрепить и провести коррекцию изученных способов определения глагола как части речи, его признаков (время, число, род).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе
по теме «Глагол»
Учитель: Слободенюк Светлана Евгеньевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МОАУ СОШ № 2 г. Свободного
УМК – «Школа 2100», Русский язык, 4 класс, Бунеев Е.В.
Тип урока: урок рефлексии.
Цель - закрепление и коррекция изученных способов определения глагола как части речи, его признаков (время, число, род).
Задачи:
- тренировать умение отличать глаголы от других частей речи;
- тренировать умение определять время, число и род глаголов;
- тренировать умение находить и исправлять свои ошибки на основе рефлексии своей учебной деятельности;
- развивать речь;
- способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, классифицировать.
Планируемые результаты:
Предметные:
выпускник научится:
- с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (глаголы);
выпускник получит возможность научиться: – проводить морфологический разбор глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
Метапредметные:
познавательные: совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, умение моделировать, структурировать найденную информацию в нужной форме, выбрать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.
регулятивные: совершенствовать умения контролировать свою деятельность по результату; учить адекватно оценивать.
коммуникативные: развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников.
Личностные: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание.
Педагогические технологии: технология деятельностного метода, проблемный диалог.
Методические приёмы: «Высказывания великих», «Тема-вопрос», «Интеллектуальная разминка», «Выбери верное утверждение».
Материалы для занятия
Демонстрационный материал: 1) карточка со словами для этапа актуализации знаний; 2) презентация.
Раздаточный материал: 1) самостоятельная работа № 1; 2) образец для самопроверки самостоятельной работы № 1; 3) карточка с дополнительными заданиями; 4) карточка для тренинга; 5) образец выполнения дополнительного задания; 6) карточка с образцом выполнения тренировочных заданий; 7) самостоятельная работа № 2; 8) образец для самопроверки самостоятельной работы № 2.
Ход урока
1. Мотивация к деятельности
Слайд №1
− Как вы понимаете высказывание Т.Рузвельта?
− Сегодня урок рефлексии. Что вы будете проверять? (Какие знания мы умеем применять, а какие знания не умеем применять.)
− Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках и с чем вы работали дома? (Глаголы.Как определить их время, число,род)
Какова тема нашего урока (Глагол.)
− Если выяснится, что у вас что-то не получается, что вы будете делать? (Мы научимся, ещё прочитаем правило, потренируемся)
− Какая цель будет у нашего урока?
Попробуем сформулировать ее.
Слайд №2 Цель.
Проверить умение применять знания о глаголе на практике. (план)
− Чтобы работа была успешной, с чего надо начать? (С повторения.)
Запишите число, классная работа.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Слайд №3
На доске размещен образец; (на слайде)
У вас на столе лежит карточка №1 со словами:
Карточка 1
1.бег 2.бежит 3.пробежка 4.беговая 5.выбежал 6.беглый 7.бегло 8.побегут
− Запишите в тетрадь номера слов, которые подходят к данному образцу, и обоснуйте свой выбор. (№ 2,5,8 – это глаголы.)
-Что такое глагол? Как изменяются глаголы? Как изменяются глаголы прошедшего времени?
− Запишите эти слова, определите у них число, время, если возможно род.
Один учащийся выполняет задание на доске, остальные в тетрадях.
− Что вы сейчас повторили? (Как изменяется глагол)
− Для чего мы это повторили? (Чтобы использовать эти знания в самостоятельной работе)
− Что будете делать дальше? (Выполнять самостоятельную работу №1.)
− С какой целью? (Мы должны проверить, научились ли мы применять знания о глаголе, чтобы понять, что мы умеем делать, а над чем ещё нужно поработать.)
Детям раздаются карточки с самостоятельной работой № 1.
− Что вы будете использовать при выполнении самостоятельной работы? (Образец)
Дети выполняют работу.
− Что теперь вы должны сделать? (Мы должны ее проверить по образцу.)
− Как вы будете фиксировать результат? (Если всё правильно, то поставим знак «+», если наш результат не совпадет с образцом, то поставим знак «?»)
Слайд №4 Образец выполнения самостоятельной работы.
− Кто зафиксировал затруднение? (…)
− Кто все слова записал правильно?
− Что вы все должны сделать? (Сопоставить свою работу с образцом для самопроверки.) на партах карточки с образцом.
− С какой целью будете сопоставлять с образцом для самопроверки? (Те, кто ошибся, смогут определить причину своей ошибки, а кто выполнил работу правильно, проверит правильность своих рассуждений.)
Образец для проверки самостоятельной работы №1
1.Открой учебник на стр.105,106 и сверь свои действия. | |
2. Что делал? Прош. время Что делает? Наст. время Что сделают? Будущ. время | летел (п.в., ед.ч., м.р.) улетает (н.в., ед.ч.) полетят (б.в., мн.ч.) |
Проверка проводится во внешней речи: учащиеся по одному проговаривают написание каждого слова.
3. Локализация индивидуальных затруднений.
− Те, кто допустил ошибку, что должны сделать? (Подчеркнуть место ошибки, исправить ее, объяснить причину ошибки.)
− Кто ошибся в определении глагола? (…)
− Кто ошибся в определении числа?(…)
− Кто ошибся в определении времени?(…)
− Кто ошибся в определении рода?(…)
На доске записать количество ошибок разного вида.
− У кого задание выполнено правильно? Что вам следует делать дальше? (Мы будем учиться применять свои знания в заданиях повышенной трудности.)
Задания для учеников, не допустивших ошибки:
(учебник стр.118 упр.6) |
− Те ребята, которые выяснили свои затруднения, какая перед вами стоит цель? (Исправить ошибки и научиться применять правило.)
Учащиеся самостоятельно исправляют ошибки и выполняют тренировочные задания.
4. Коррекция выявленных затруднений.
Учащиеся, работающие с тренировочными заданиями проверяют свои работы по образцу (слайд №5)
5. Обобщение затруднений в речи.
− Вы самостоятельно исправили ошибки. Каких ошибок было больше?
Обратить внимание на фиксацию ошибок на доске.
− Что называется глаголом? Как изменяются глаголы? Как изменяются глаголы прошедшего времени?
6.Самостоятельная работа № 2 с самопроверкой по образцу.
− Какой следующий шаг вы должны выполнить? (Мы должны сделать вторую самостоятельную работу.)
После выполнения работы учащиеся проводят самопроверку по образцу для
самопроверки:
Образец для самопроверки самостоятельной работы № 2
(что делает?) наст. время, ед.ч. (что делало?) прошед. время,, ед.ч., с.р. (что делали?) прошед. время, мн.ч. (что сделаю?) будущее время, ед.ч. | Идёт (что делает?) н.в., ед.ч. Светило (что делало?) пр.в., ед.ч., с.р. Лежали (что делали?) пр.в., мн.ч. Полечу (что сделаю?) буд.в., ед.ч. |
− Кому удалось справиться с затруднениями?
Учащиеся, которые работали с дополнительным заданием, проводят самопроверку по подробному образцу:
Подробный образец для проверки задания
повышенной трудности.
Был конец ноября.
Несколько дней лил (ед.ч., м.р.) холодный дождь. В саду шумел (ед.ч., м.р.) мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали (мн.ч.) лампы.
Кот спал (ед.ч., м.р.) весь день и вздрагивал (ед.ч., м.р.) во сне , когда тёмная вода хлестала (ед.ч., ж.р.) в окна.
− Кому удалось без ошибок справиться с дополнительным заданием?
- В чем были трудности?
7. Включение в систему знаний и повторение.
- Вы хорошо научились находить глаголы и определять их время и число. Выполните упражнение 4 стр.117 в учебнике.
8. Рефлексия деятельности.
-Давайте вернёмся к словам Т.Рузвельта, с которых мы начали урок.(слайд №6)
− Какую цель ставили перед собой те, кто допустил ошибку в первой самостоятельной работе? (Найти ошибку, выяснить, в чем она заключалась, научиться применять правило.)
− Как исправляли эти ошибки? (Определили место, причину ошибки, потренировались на похожих заданиях.)
− Над чем работали те, кто первую работу выполнил без ошибок?
− Оцените свою деятельность на уроке. (слайд №7)
- Я все понял и могу объяснить другому.
- У меня остались вопросы.
Отмечают на полях кружок нужного цвета
Учитель анализирует самооценку учащихся.
- Слайд №8 Д/З
Кто допустил ошибки – с.116 №2
Кто не допустил ошибки – с.119№8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с игровыми элементами ....
методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"
Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива"
Роль учебного предмета «Русский язык» огромна, так как именно на уроках русского языка мир общения становится для обучающихся предметом изучения и осмысления, а родной язык – главным...
Методическая разработка урока русского языка (3 класс).Тема "Словоизменение и словообразование"
Материал содержит конспект урока по русскому в 3 классе по теме"Словоизменение и словообразование" по программе Л.В.Занокова....
методическая разработка урока русского языка 3 класс "Мягкий знак в окончаниях существительных после шипящих"
В методической разработке представлен урок , на котором учащиеся знакомятся с ещё одной работой мягкого знака - обозначением имён существительных женского рода....