Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Глагол".
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Слободенюк Светлана Евгеньевна

Урок рефлексии в 4 классе по теме глагол позводяет  закрепить и провести коррекцию изученных способов определения глагола как части речи, его признаков (время, число, род).

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе

по теме «Глагол»

Учитель: Слободенюк Светлана Евгеньевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МОАУ СОШ № 2 г. Свободного

УМК – «Школа 2100», Русский язык, 4 класс, Бунеев Е.В.

Тип урока: урок рефлексии.

Цель - закрепление и коррекция изученных способов определения глагола как части речи, его признаков (время, число, род).

 Задачи:

- тренировать умение отличать глаголы от других частей речи;

- тренировать умение определять время, число и род глаголов;

- тренировать умение находить и исправлять свои ошибки на основе рефлексии своей учебной деятельности;

- развивать речь;

- способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, классифицировать.

Планируемые результаты:

Предметные:

выпускник научится:

- с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (глаголы);

выпускник получит возможность научиться: – проводить морфологический разбор глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

Метапредметные: 

познавательные: совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, умение моделировать, структурировать найденную информацию в нужной форме, выбрать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.

регулятивные: совершенствовать  умения контролировать свою деятельность по результату; учить адекватно оценивать.

коммуникативные:  развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников.

Личностные: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание.

Педагогические технологии: технология деятельностного метода, проблемный диалог.

Методические приёмы: «Высказывания великих», «Тема-вопрос», «Интеллектуальная разминка», «Выбери верное утверждение».

Материалы для занятия

Демонстрационный материал: 1) карточка со словами для этапа актуализации знаний; 2) презентация.

Раздаточный материал: 1) самостоятельная работа  1; 2) образец для самопроверки самостоятельной работы  1; 3) карточка с дополнительными заданиями; 4) карточка для тренинга; 5) образец выполнения дополнительного задания; 6) карточка с образцом выполнения тренировочных заданий; 7) самостоятельная работа  2; 8) образец для самопроверки самостоятельной работы  2.

Ход урока

1. Мотивация к деятельности

Слайд №1

− Как вы понимаете высказывание Т.Рузвельта?

− Сегодня урок рефлексии. Что вы будете проверять? (Какие знания мы умеем применять, а какие знания не умеем применять.)

− Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках и с чем вы работали дома? (Глаголы.Как определить их время, число,род)

Какова тема нашего урока (Глагол.)

− Если выяснится, что у вас что-то не получается, что вы будете делать? (Мы научимся, ещё прочитаем правило, потренируемся)

− Какая цель будет у нашего урока?

Попробуем сформулировать ее.

Слайд №2 Цель.

Проверить умение применять знания о глаголе  на практике. (план)

− Чтобы работа была успешной, с чего надо начать? (С повторения.)

Запишите число, классная работа.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Слайд №3

На доске размещен образец; (на слайде)

У вас на столе лежит карточка №1 со словами:

Карточка 1

1.бег  2.бежит  3.пробежка  4.беговая  5.выбежал  6.беглый  7.бегло  8.побегут

− Запишите в тетрадь номера слов, которые подходят к данному образцу, и обоснуйте свой выбор. (  2,5,8 – это глаголы.)

-Что такое глагол? Как изменяются глаголы? Как изменяются глаголы прошедшего времени?        

− Запишите эти слова, определите у них число, время, если возможно род.

Один учащийся выполняет задание на доске, остальные в тетрадях.

− Что вы сейчас повторили? (Как изменяется глагол)

− Для чего мы это повторили? (Чтобы использовать эти знания в самостоятельной работе)

− Что будете делать дальше? (Выполнять самостоятельную работу №1.)

− С какой целью? (Мы должны проверить, научились ли мы применять знания о глаголе, чтобы понять, что мы умеем делать, а над чем ещё нужно поработать.)

Детям раздаются карточки с самостоятельной работой  1.

− Что вы будете использовать при выполнении самостоятельной работы? (Образец)

Дети выполняют работу.

− Что теперь вы должны сделать? (Мы должны ее проверить по образцу.)

− Как вы будете фиксировать результат? (Если всё правильно, то поставим знак «+», если наш результат не совпадет с образцом, то поставим знак «?»)

Слайд №4 Образец выполнения самостоятельной работы.

− Кто зафиксировал затруднение? (…)

− Кто все слова записал правильно?

− Что вы все должны сделать? (Сопоставить свою работу с образцом для самопроверки.) на партах карточки с образцом.

− С какой целью будете сопоставлять с образцом для самопроверки? (Те, кто ошибся, смогут определить причину своей ошибки, а кто выполнил работу правильно, проверит правильность своих рассуждений.)

              Образец для проверки самостоятельной работы №1

1.Открой учебник на стр.105,106 и сверь свои действия.

2. Что делал?   Прош. время

    Что делает? Наст. время

    Что сделают? Будущ. время

летел (п.в., ед.ч., м.р.)

улетает (н.в., ед.ч.)

полетят (б.в., мн.ч.)

Проверка проводится во внешней речи: учащиеся по одному проговаривают написание каждого слова.

3. Локализация индивидуальных затруднений.

− Те, кто допустил ошибку, что должны сделать? (Подчеркнуть место ошибки, исправить ее, объяснить причину ошибки.)

− Кто ошибся в определении глагола? (…)

− Кто ошибся в определении числа?(…)

− Кто ошибся в определении времени?(…)

− Кто ошибся в определении рода?(…)

На доске записать количество ошибок разного вида.

− У кого задание выполнено правильно? Что вам следует делать дальше? (Мы будем учиться применять свои знания в заданиях повышенной трудности.)

Задания для учеников, не допустивших ошибки:

     (учебник стр.118 упр.6)

− Те ребята, которые выяснили свои затруднения, какая перед вами стоит цель? (Исправить ошибки и научиться применять правило.)

Учащиеся самостоятельно исправляют ошибки и выполняют тренировочные задания.

4. Коррекция выявленных затруднений.

Учащиеся, работающие с тренировочными заданиями проверяют свои работы по образцу (слайд №5)

5. Обобщение затруднений в речи.

− Вы самостоятельно исправили ошибки. Каких ошибок было больше?

Обратить внимание на фиксацию ошибок на доске.

− Что называется глаголом? Как изменяются глаголы? Как изменяются глаголы прошедшего времени?

6.Самостоятельная работа № 2 с самопроверкой по образцу.

− Какой следующий шаг вы должны выполнить? (Мы должны сделать вторую самостоятельную работу.)

После выполнения работы учащиеся проводят самопроверку по образцу для

самопроверки:

                    Образец для самопроверки самостоятельной работы № 2

(что делает?)   наст. время, ед.ч.

(что делало?) прошед. время,, ед.ч., с.р.

(что делали?)  прошед. время, мн.ч.

(что сделаю?) будущее время, ед.ч.

Идёт (что делает?) н.в., ед.ч.

Светило (что делало?) пр.в., ед.ч., с.р.

Лежали (что делали?) пр.в., мн.ч.

Полечу (что сделаю?) буд.в., ед.ч.

− Кому удалось справиться с затруднениями?

Учащиеся, которые работали с дополнительным заданием, проводят самопроверку по подробному образцу:

                  Подробный образец для проверки задания

                               повышенной   трудности.

                                         Был конец ноября.

Несколько дней лил (ед.ч., м.р.) холодный дождь. В саду шумел (ед.ч., м.р.) мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали (мн.ч.) лампы.

Кот спал (ед.ч., м.р.) весь день и вздрагивал (ед.ч., м.р.) во сне , когда  тёмная вода хлестала (ед.ч., ж.р.) в окна.

− Кому удалось без ошибок справиться с дополнительным заданием?

- В чем были трудности?

7. Включение в систему знаний и повторение.

- Вы хорошо научились находить глаголы и определять их время и число. Выполните упражнение 4 стр.117 в учебнике.

8. Рефлексия деятельности.

-Давайте вернёмся к словам Т.Рузвельта, с которых мы начали урок.(слайд №6)

− Какую цель ставили перед собой те, кто допустил ошибку в первой самостоятельной работе? (Найти ошибку, выяснить, в чем она заключалась, научиться применять правило.)

− Как исправляли эти ошибки? (Определили место, причину ошибки, потренировались на похожих заданиях.)

− Над чем работали те, кто первую работу выполнил без ошибок?

− Оцените свою деятельность на уроке. (слайд №7)

  • Я все понял и могу объяснить другому.
  • У меня остались вопросы.

Отмечают на полях кружок нужного цвета

Учитель анализирует самооценку учащихся.

  1. Слайд №8 Д/З

Кто допустил ошибки – с.116 №2

Кто не допустил ошибки – с.119№8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"

Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива"

Роль учебного предмета «Русский язык» огромна, так как именно на уроках русского языка мир общения становится для обучающихся предметом изучения и осмысления, а родной язык – главным...

Методическая разработка урока русского языка (3 класс).Тема "Словоизменение и словообразование"

Материал содержит конспект урока по русскому в 3 классе по теме"Словоизменение и словообразование" по программе Л.В.Занокова....

методическая разработка урока русского языка 3 класс "Мягкий знак в окончаниях существительных после шипящих"

В методической разработке представлен урок , на котором учащиеся знакомятся с ещё одной работой мягкого знака - обозначением имён существительных женского рода....