Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Арсланова Лилия Тимерхановна

Урок русского языка во 2 классе по теме "Слова, противоположные по значению (антонимы)". Урок "открытия" новых знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление Образования Альметьевского муниципального района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2»
города Альметьевск Республики Татарстан

Технологическая карта урока русского языка  во 2 классе   Дата:16.01.2017

Учитель:

Арсланова Лилия Тимерхановна

Предмет:

Русский язык

Класс:  

2

Тип  урока: 

урок «открытия» новых знаний.

Тема урока:

Слова, противоположные по значению (антонимы)

Цель:

Систематизировать представления учащихся о словах противоположных по значению; дать понятие «антоним»; обогатить речь учащихся антонимами разных частей речи.

Используемые технологии:     

информационно-коммуникационные,  здоровьесберегающие.      

Планируемые  результаты:

       Личностные:

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы); вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные:

              Регулятивные:

определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

             Коммуникативные:

строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.

            Познавательные:

ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания, используя различную учебную информацию.

Предметные:

учащиеся научатся находить антонимы и объяснять их роль; подбирать антонимы к словам разных частей речи.

Ресурсы:

Интернет

               Основные:

учебник «Русский язык» 2 кл., 2 часть  ( авт. Климанова Л.Ф.) по УМК «Перспектива»

               Дополнительные:

Карточки для индивидуальной, парной и групповой работы,  смайлики, ёлочка, снежинки, словари антонимов для выставки, презентация по теме «Слова, противоположные по смыслу (антонимы)», карточки для домашнего задания творческого характера, флаг города Зима, магниты красного, жёлтого и зелёного цвета.

Методы обучения

Словесный (объяснение), наглядный (иллюстрации), практический (задания), самостоятельная работа, проблемно-поисковый

Формы организации

Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Технология

проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Психологический настрой к учебной деятельности.

Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация

– Добрый день! Улыбнёмся друг другу. Настроимся на работу, откроем ладошки к новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Хочу много знать!». Вместе «Хочу много знать!».

- У вас на столе лежат смайлики. Покажите настроение, с каким пришли на урок. (Учащиеся показывают карточки – смайлики)

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

Регулятивные УУД:

нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность,

настойчивость в достижении цели

II. Актуализация опорных знаний.

Цель:

а) применение изученных знаний при решении учебной задачи;

б) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.

Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе актуализации опорных знаний.

1) Откроем тетради. Запишем число. 16 января. Классная работа.

2) Прочитайте слова.  (Слова записаны на слайде 2)

Метель, вьюга, пурга, буран, зима.

- Какое слово лишнее? (Зима). Почему? (Остальные слова синонимы; слово зима – это время года, а остальные слова – природные явления))

Запишите его посередине строки с заглавной буквы. (Зима)

- Правильно! А какие слова называются синонимами? (Слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию, называются синонимами)

Слайд 3

- Ребята, в Иркутской области есть город, который так и называется Зима. Город оправдывает своё холодное название – минимальная температура зимой достигает – 55 градусов. Так, без чего мы не можем представить зиму? (Без мороза)

- Правильно! А когда морозы, на окнах что появляются? (Узоры)

1) Работа по чистописанию

- Прописываем узоры. Сочетание –оро-. Обратите внимание на верхнее и нижнее соединение. На окнах можно увидеть разные узоры, как и в наших тетрадях. Но главное пропишите до конца сочетание каллиграфически правильно.

- Назовите ещё слова, где встречается сочетание –оро-. (Корова, ворона, воробей)

Актуализируется знания о синонимах, необходимые для изучения новой темы.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные УУД:оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

III. Совместное открытие нового знания

Цель: Постановка совместно с классом темы, цели урока

Участие в беседе после прослушивания сказки

Вместе с учителем формулируют тему и цели урока

Организация диалога

Организация открытия нового знания.

1)- А сейчас помогите мне рассказать сказку, которая произошла в городе Зима.

Жили – были два брата – Младший и Старший. Младший был большим спорщиком, никогда не соглашался со Старшим, все всегда говорил наоборот. Скажет Старший:

-Тепло на улице!

А Младший ему:

-Холодно. (Хором)

-Старший говорит:

-Во дворе большие сугробы!

А Младший в ответ:

- Маленькие. (Хором)

Старший скажет:

- Снег мягкий.

А младший:

- Твёрдый! (Хором)

- И, так всегда!

2) Прочитайте пары слов хором, которые говорили Старший и Младший брат.

Слайд 4. Чтение хором

Тепло – холодно

Большие - маленькие

Мягкий - твёрдый

- Что интересного вы заметили? Что это за слова? (Это слова противоположные по значению)

- Так какова тема нашего урока? (Слова, противоположные по значению).

-А может кто – то из вас знает,  как называются такие слова? (Антонимы). Правильно! Слайд 5

- Чему мы должны научиться на этом уроке? (Учиться подбирать и находить антонимы, использовать их в речи, узнать какую роль играют в нашей речи антонимы). Правильно!

- Давайте сравним ваш вывод об антонимах с выводом профессора Самоварова по учебнику. Страница 33. Прочитайте. Совпал наш вывод с выводом профессора Самоварова? (Да)

-Молодцы!

3)Исследовательская деятельность.

- Какой антоним можно подобрать к слову зима? (Лето)

- А давайте попробуем подобрать антоним к слову мороз. (Зной)

- Не всегда  просто подбирать антонимы.

- Для этого имеются словари антонимов. (Показываю выставку словарей).  Посмотрите. Эти словари антонимов можно использовать в работе, посмотреть в библиотеке и приобрести в книжном магазине.

Умение слушать, отвечать на вопросы.

Уметь находить противоположные по значению слова

наблюдать за словами, имеющими противоположное значение

ознакомление с термином «антоним»

Познавательные:

постановка и формулирование темы и цели урока.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать, тему, цели на уроке с помощью учителя

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

Создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи

Объясняют смысл пословиц,

находят антонимы, пишут слова

парами.

Организует и корректирует объяснение

 Работу по учебнику. Работа в паре. (Пословицы на слайде) Слайд 6

- Каждая пара получает пословицу. Объясните смысл пословиц. (Работа в паре)

1)Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

2) Говори мало, слушай много, а думай ещё больше.)

3) Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Слайд 7

- Называем и выписываем выделенные слова парами.  ( Доброе – худое, мало - много, ленивый – проворный)

- Как называются выделенные пары слов в каждой пословице? (Антонимы)

- А теперь встали, немного и отдохнём

Умение объяснять смысл пословиц, находить антонимов,

выполнение задания с проговариванием.

Познавательные:

общеучебные : поиск и выделение необходимой информации;

смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли устной форме

Динамическая пауза игра «Звуки». Находим пары, встаем в круг, если учитель синонимы говорит, дети хлопают, если антонимы – топают. Слова:  голодный - сытый, веселый – радостный, пол – потолок, нежный – ласковый, война – мир, весна – осень, влажный – мокрый, большой – громадный, молчаливый – разговорчивый.

V. Индивидуальная работа с последующей проверкой

Цель:

Организовать самостоятельное выполнение  работы

Индивидуальная работа учащихся, с последующей проверкой

Организация индивидуальной работы по карточкам

Организация индивидуальной  работы по карточкам с последующей проверкой

- На каждой парте есть карточки с двумя столбиками слов. Каждому слову из первого столбика надо найти пару – антоним из второго и провести между ними соединительную линию

Высокий  трусливый

Длинный  грубый

Прибавить короткий

Смелый   низкий

Ласковый   отнять

- Итак, выполнили. Давайте проверим по слайду. (Учитель называет  слово, а учащиеся называют соответствующий антоним, по щелчку появляется это слово) Слайд 8 

- Покажите смайлик. Как вы оцените эту работу. (Показывают смайлики)

Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями 
на доске, ставят констатирующую оценку

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные:

Общеучебные:

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий;

поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли. Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

VI. Включение в систему знаний и повторений

Цель: повторить и закрепить знания об антонимах.

Слушают, читают, отвечают на вопросы, подбирают антонимы

Организация учебного диалога

Работа с текстом. Работа в группе.

- Все жители этого города очень активные люди, всегда решают разные проблемы.

- Почитайте текст в учебнике на странице 35. Какое настроение создаёт текст? (Весёлое, радостное)

- Сейчас нужно  в тексте заменить выделенные слова  словами противоположными по смыслу, словами антонимами и записать.

- Каждый в группе человек должен заменить выделенное слова на антоним и записать по очереди.

Памятка работы в группе Слайд 9

Уважайте мнение друг друга

Говорите по – очереди

Не согласен предлагай

(Полученный текст)

Пасмурный день

Холодный ветер дует в лицо. На деревьях грустно трепещут листья. По небу плывут тяжёлые облака. По тёмной воде быстро плывёт кораблик.

-Давайте послушаем, что у вас получилось. (Группы зачитывают полученный текст)

- О каком времени года идёт речь в вашем тексте? (Об осени) Какой по настроению получился текст? (Грустный)

-Какую роль играют в нашей речи  антонимы? ( Антонимы делают нашу речь точной и выразительной)

Уметь подбирать антонимы для текста, уметь объяснять роль антонимов в речи

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли

VII. Рефлексия

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Учащиеся работают индивидуально на карточках – снежинках. Подбирают самостоятельно антонимы к данным словам.

Организация самостоятельной работы по карточкам

Организует рефлексию.

Работа индивидуальная

- Ребята, о каком городе вы узнали на уроке? (Зима)

У этого города, как и у всех городов, есть свой флаг. Посмотрите на слайд. Слайд 10

- Фигуры и цвета Зиминского города отражают его природные и производственные особенности.

-Название города зашифровано в образе зимней снежинки. Три ёлочки символизируют богатство хвойных деревьев. Ель считают символом вечности.

- Давайте и мы попробуем показать эти символы на нашей ёлочке.  На парте у каждого есть снежинка. На снежинке слово. Запишите антоним к этому слову и прикрепите снежинку на ёлку с соответствующим магнитиком. Зелёный означает – подобрал быстро, жёлтый – сомневался, красный – не смог подобрать. (Дети вывешивают снежинки на ёлку)

VIII. Подведение итогов урока

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы, самооценка

Организует фиксирование темы и цели урока

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- О каких словах вы сегодня узнали? (Об антонимах)

Какие слова называются антонимами? (Слова, противоположные по значению, называются антонимами.

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чем испытали затруднения?

Кому сегодня было легко?

Кому ПОКА было трудновато?

Кто доволен сегодня своей работой?

- Покажите карточку – смайлик, как бы вы оценили свою работу?

Приобретение начального опыта применения лексических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

IX. Домашнее задание

Домашнее задание творческого характера.

- Дома предлагаю вам составить, а потом самостоятельно записать рассказ на тему «Мой город», используя в рассказе  слова антонимы.  

- Урок закончен! Всем спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление Образования Альметьевского муниципального района Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2» города Альметьевск Республики Татарстан Урок русского языка во 2 классе п о теме: Слова, противоположные по смыслу (антонимы) УМК « Перспектива» Подготовила: Арсланова Лилия Тимерхановна , учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Слайд 2

Метель, зима, вьюга, пурга, буран

Слайд 4

ТЕПЛО – ХОЛОДНО БОЛЬШИЕ – МАЛЕНЬКИЕ МЯГКИЙ – ТВЁРДЫЙ

Слайд 5

Тема урока: Слова, противоположные по значению (антонимы)

Слайд 6

Доброе – худое, мало – много, ленивый - проворный

Слайд 7

ВЫСОКИЙ - НИЗКИЙ ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ ПРИБАВИТЬ - ОТНЯТЬ СМЕЛЫЙ - ТРУСЛИВЫЙ ЛАСКОВЫЙ - ГРУБЫЙ

Слайд 8

Памятка работы в группе Уважайте мнение друг друга Говорите по – очереди Не согласен - предлагай

Слайд 9

Флаг города ЗИМА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"

Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...