Занимательный русский язык
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Долгополова Светлана Рауфовна

1.                скорректировать знания по русскому языку;

2.                обеспечить развитие творческих и интеллектуальных способностей;

3.                вызвать у детей интерес  к русскому языку и прививать интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx39.84 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по русскому языку

«Занимательный русский язык»


Тема: «Занимательный русский язык»

Цели:

  1. скорректировать знания по русскому языку;
  2. обеспечить развитие творческих и интеллектуальных способностей;
  3. вызвать у детей интерес  к русскому языку и прививать интерес к предмету.

Оборудование: ТСО, листочки.

Этапы

Д/м

Содержание внеклассного занятия

Комментарий

I. Орг. момент

1.

2.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Дети, сегодня я проведу у вас занятие. Освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Это так?

Слайд 1

II. Вводная беседа

3.

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Его называют великим и могучим.

Так говорили о русском языке известные писатели и поэты:

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн 

Русский язык неисчерпаемо богат.

 А. Горький

Валерий Брюсов

***

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нём раздолье,

В нём клёкоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья. 

В нём воркованье голубя весной,

Взлёт жаворонка к солнцу — выше, выше.

Берёзовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше…

Семен Данилов

Щедрое народное наследство-
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.

Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком-
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Наш язык - язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

Сколько хороших слов сказано о русском языке!

На уроке вы сможете проявить свои знания, волю, сообразительность, проявить творческие, интеллектуальные способности и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.

Начнем наше занятие?

Слайд 2

III. Основная часть

4.

5.

6.

 

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

1.Разминка.

  • Если в предложении о чем-либо спрашивается, какой нужен знак препинания на конце предложения?
  • Сколько слогов в слове «ягода»? (Как вы определили? Можно по количеству гласных букв.)
  • Какое слово написано с ошибкой: «В саду у лилии выросла лилия»? (Почему с заглавной буквы пишем?)
  • Найди ошибку: в слове «рысь» 4 буквы и 4 звука. (Как вы это определили?)
  • Необходимо побыть немножко волшебником и превратить имена сущ. в глаголы: воз, пила, кормушка, летчик, рисунок, письмо. (На какой вопрос отвечает глагол?)
  • Может ли предложение состоять из одного слова? (Привести пример)
  • Приставки и предлоги перепутались. Как приставка пишется со словом? А предлог? Надо навести порядок. «Коля за шел задругом. Они вместе по шли вшколу»

2. Раскрыть смысл крылатых выражений:

  • Рукой подать 
  •  Морочишь голову 
  • Во весь дух 
  • Засучив рукава 
  • Прикусить язык 
  • Яблоку негде упасть
  • Слышно, как муха пролетит 
  • Считать ворон
  • В рубашке родился
  • На душе кошки скребут

3. Вчера на русском языке вы  изучали новую тему, сейчас мы проверим, хорошо ли вы её усвоили.

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов.

  • До                до времени.         
  •  Как только              носит.                                                       
  • Гиблое                 .                   
  • Держи                     шире.                                                   
  •                  из глаз посыпались.
  • Днём с                  .             
  • Не в коня              .
  • Набрать в рот                 .
  • Бросать деньги                           .         
  •                     на губах не обсохло.
  • Выйти сухим из              .

4.Знатоки словарных слов.

Я зачитываю загадку, вы думаете и поднимаете руку. Кто отгадал загадку выходит к доске и записывает слово.

  • Каждый день роняет листочек.

А как год пройдет —

Последний листик отпадет. КАЛЕНДАРЬ

  • Как на нашей грядке

Выросли загадки —

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. ПОМИДОРЫ

  • Не вода и не суша —

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь. БОЛОТО

  • Деревянный кафтан,

В нем живет цветной Иван.

Любит он альбом, тетрадь,

А я люблю им рисовать. КАРАНДАШ

5.Я буду называть названия взрослого животного, а вы название детёныша.

Утка – утёнок, Лиса – лисёнок, 
Слон – слонёнок, Заяц – зайчонок, 
Лошадь – жеребёнок, Лось - лосёнок 
Гусь – гусёнок, Собака - щенок 
Тигр - тигрёнок ,
Курица – цыплёнок, Овца - ягнёнок 
Медведь – медвежонок, Верблюд - верблюжонок ,
Волк – волчонок, Бегемот – ( нет названия) 
Кот – котёнок, 
Корова – телёнок.

6.Отгадай пословицу.

  • Игорь проиграл Борису партию в шахматы, вместо того чтобы признать себя побеждённым, стал горячиться, доказывая, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис?
  • Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете?
  • Решала девочка головоломку и никак не могла решить. Прибежала к подруге и говорит: «Давай решать вместе!» Подумали и решили. Какая пословица припомнилась им?
  • Коля удил рыбу двумя удочками. Клюнуло на одной, он подсёк, тащит, вдруг видит – на другой клюёт. Бросил он первую удочку – и к другой. На другой сорвалось, а пока подбежал к первой, рыба с крючка ушла. Какую пословицу вспомнил огорчённый мальчик?

 7. Скрытый смысл.

Нужно объяснить значение предложенных пословиц и поговорок.
1.Заблудился в трёх соснах (Не суметь разобраться в чём – нибудь простом, несложном; не суметь найти выход из небольшого затруднения.)
2.Обещанного три года ждут (Говорят в шутку, когда не верят в чьи- то обещания или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределённое время.)
3.Жить в четырёх стенах. (Жить, не общаясь ни с кем. Пребывая в одиночестве, не выходя из дома.)
4.Старый друг лучше новых двух (Говорят, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.)
5.Одна голова хорошо, а две лучше. (Говорят, когда при решении вопроса обращаются за советом к кому- нибудь, когда решают вопрос вместе.)

8. Образуй существительное.

Давайте вспомним:

  1. Прилагательное это? (самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой», «какая», «какое», «какие», «чей»)
  2. Существительное это? ( самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».)

Глупый –… (глупец)
Хвастливый – …(хвастун)
Сильный – …(силач)
Ленивый – …(лентяй)
Смелый – …(смельчак)
Старый – …(старик)
Болтливый – …(болтун)
Крепкий – …(крепыш)

Храбрый – …(храбрец)
Шаловливый – … (шалун)
Богатый – …(богач) 
Мудрый – …(мудрец)
Крикливый – …(крикун)
Маленький – …(малыш)
Добрый – …(добряк) 
Грубый – …(грубиян)

Красивый – красавец

Говорливый – болтун

9. Замени глаголом.

Глагол это? (самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

Совать нос – (любопытничать)
Надуть губы – (обидеться)
Выходить из себя – (сердиться) 
Зарубить на носу – (запомнить) 
Заговаривать зубы – (отвлекать)

Чесать языки – (болтать)
Водить за нос – (обманывать)
Унести ноги – (убежать)
Ломать голову – (думать)
Клевать носом – (дремать)

Считать ворон – (бездельничать)

10. Отгадай слово.

Рассказчик, завязка, подснежник, подорожник, перелесок.

Ребенок к доске, выделяет корень…

После вместе проверяем.

11.  Змейка.

 Дети цепочкой говорят имена существительные, начинающие с последней буквы слова,  сказанного предыдущим  участником.

12. Добавь недостающее слово.

  • Голоден как
  • Труслив как
  • Колючий как
  • Болтлив как
  • Хитер как
  • Здоров как
  • Изворотлив как
  • Упрям как

13. Словоград.

  • Головной убор(страна)                                           
  • Литературное произведение(мужское имя )  
  • Кровеносный сосуд (столица Австрии )           
  • Часть суток(приём гостей)                    
  • Сельскохозяйственное орудие  (девичья краса)   
  • Выражение лица (взрывной снаряд)        
  • Выпуклость на лбу (плод ели)           
  • Лиственное дерево (глупый человек)  

14. Прятки.

В этих предложениях спрятались животные, нам нужно их найти.

  • Жили в доме две дикие кошки.
  • Как хорошо после дождя, телята рады, рад и я.
  • Меня пронырой совы дразнят, нырять и плавать плохо разве?
  • Сбегу скорее под откос, улягусь спать в тени берёз.
  • Немногие найдут мой след, я здесь, а кажется, что нет.
  • Этот вид роз давно разводят в Румынии. 
  • Дон и Волга соединяются каналом.
  • Увянут скоро васильки.
  • Дышать легко, закат пылает, прохладный вечер наступает.
  • Знакома рыбам тень моя, над гладью рек танцую я.

15. Составь слово.

Из слова составить еще слова ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ

Все по одному слову.

16. Ребусы.

17. Стихотворение.

Вспомни названия овощей и фруктов, из которых садовод вырастил гибриды.

Наталья Кончаловская

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли, Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник.

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Почему вы так легко поняли, о чем идет речь?

Молодцы!

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайды 22 – 31

Слайд 32

IV. Заключительная часть

21.

Подходит к концу наше занятие, мне очень понравилось с вами работать.

В заключение хотелось бы сказать слова Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

Я бы хотела, что бы вы написали мини сочинение на тему «Русский язык в моей жизни». (Русский язык - это национальный, межгосударственный язык великого народа и наше достояние. Я  горжусь тем, что являюсь гражданином Российской Федерации, что родился на нашей русской земле. Русский язык с самого моего рождения заполнил мою жизнь и имеет огромное значение не только в моей жизни, но и в жизни каждого из нас. Поэтому мы обязаны беречь наш родной язык.)

Слайд 33

Если дети быстро напишут, то можно прослушать сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный русский язык

Презентация  подходит для проведения внеклассного занятия по русскому языку....

Час занимательного русского языка.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. Данное занятие поможет лучше усвоить знания родного языка, игра поможет подружиться с такими понятиями, как слово, слог, предложение, скороговор...

"Занимательный русский язык." Урок в 3 классе.

Данный урок содержит занимательный материал по русскому языку. Он позволяет развивать интерес к предмету, развивает логическое мышление,кругозор,орфографическую зоркость...

Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"

Цели:Проверить знания и умения учащихся  по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...