Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
План-конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Склонение имён существительных во множественном числе" УМК "Школа России"
В плане урока предусмотрена работа с интерактивной доской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 4 классе
Тема: Склонение имен существительных во множественном числе.
Цели: - познакомить со склонением имен существительных во множественном числе;
- научить определять склонение имён существительных во множественном числе.
Задачи: -научить изменять по падежам имена существительные во множественном числе;
- развивать умение определять падеж имён существительных во множественном числе;
- развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, работа по учебнику.
Планируемые результаты:
Предметные: определять склонение им. сущ. во мн.ч;
склонять им. сущ. в форме мн.ч.
Метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
делать выводы на основе наблюдения;
соотносить сделанный вывод с образцом, при необходимости вносить изменения и дополнения;
рационально организовывать самостоятельную учебную деятельность
Личностные: стремиться к самостоятельности в усвоении знаний
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки-памятки, карточки для оценивания, смайлики.
Ход урока.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
-Ребята, у нас сегодня необычный урок. На нашем уроке присутствует много гостей. Давайте настроимся на хорошую работу и скажем себе:
- Я внимателен.
- Я многое знаю.
- У меня всё получится.
2. Минутка чистописания. Слайд
- Откройте тетради. Сегодня 1 декабря. ( число и классная работа записаны)
Как всегда, несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию. Ребята, сядьте правильно, спинка прямая. Я предлагаю отгадать вам загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Наконец- то ты пришла
К нам, волшебница … (зима)
- Правильно, зима. И мы сейчас будем писать начальную букву слова зима - З – заглавную и строчную. Слайд .
- Пишем буквы ровные, красивые, смотрите на образец.
- А теперь пишем слова. Соединяем буквы правильно.
________________________________________________________________________Зз__∙__Зз__∙__Зз___________________________________________________зима__зимний__зимовать_______________________________________
- Что объединяет эти слова?( У них общий корень)
- Какой? Назовите его и выделите корень. Как называются слова имеющие общий корень? (Однокоренные)
- А какая орфограмма в данных словах? ( Проверяемые, безударная гласная в корне )
- Найдите орфограмму ( и)
- Тогда какое из этих слов является проверочным? (зимний)
3.Словарная работа.
- А как называются орфограммы с непроверяемой гласной? (Непроверяемые орфограммы)
- А как называются слова с такими орфограммами? ( Словарные)
- Ребята, сейчас мы запишем словарные слова и подчеркнём в них непроверяемые орфограммы.
Салют, конфеты, мороз, улица, ребёнок, декабрь, снегирь, пороша, заяц, январь.
Проверка Слайд _ Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руку. Молодцы!
- На какой вопрос отвечают данные слова? (Кто?Что?)
- Значит, к какой части речи относятся эти слова? (К именам существительным)
- На какие группы можно разделить данные имена существительные? Объясни. (одушевленные, неодушевленные)
- Ребята, определите число существительных. (Ед.число)
- Какое слово лишнее? (Конфеты)
- Почему? ( Потому что оно стоит во множественном числе)
Оцените себя . Результат запишите в таблицу.
4. Игра « Метелица»
–Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру Слайд .
Озорница - пурга налетела и перепутала все буквы в именах существительных. Получились вот такие анаграммы. Давайте восстановим слова. Запишите их в столбик, выделите окончания. Слайд Работа с доской
1 уч.называет слова, окончания.
Сегн (снег) - снега
Пзёкома (позёмка) - позёмки
Хдоло (холод) - холода
Мтеьел (метель) - метели
Србоуг (сугроб) - сугробы
- В каком числе стоят существительные? ( В единственном числе)
-А теперь запишите эти существительные во множественном числе.
Выделите окончания. ( 1 уч. называет слова, окончания)
– Проверьте. Открываю шторку Слайд
- А как отличить сущ. в ед.ч. от сущ. во мн.ч.?( В ед.ч сущ. обозначают один предмет, а во мн.ч – больше одного предмета)
- А ещё как? ( По окончанию)
- А сейчас мы сделаем зарядку для глаз.
Физминутка для глаз «Снежинка»
- Продолжаем нашу работу.
- Ребята, а как определяем склонение им.сущ.?( Ставим в ед.ч., им.п., по роду и окончанию определяем склонение. К 1 скл относятся сущ. ж.р и м.р с окончанием –а, -я; ко 2 скл. относятся сущ. м.р и с.р с нулевым окончанием и – о, -е; к 3 скл - сущ. ж. р - нулевое окончание ( оканчиваются на Ь знак)
5. Самоопределение к деятельности.
- А можно ли определить склонение им.сущ. во мн.ч.?
-Как это сделать? Выскажите свои предположения.
-Значит, какую цель мы можем поставить на уроке? (Научиться определять склонение им.сущ. во мн.ч.)
-Определяем тему урока. (Склонение им.сущ. во мн.ч.)
-Проверим правильность ваших суждений.
-Соотнесите сделанный вывод с правилом на стр.131
- Прочитает правило ….(чтение правила)
6. Организация познавательной деятельности.
- Сейчас вам предлагается необычное задание «Творческая перемена».
1)Работа с доской – половина доски закрыта шторкой. Слайд
- Ребята, прочитайте четверостишие.( 1 ученик вслух)
Побелели все опушка,
Побелел и пруды.
Голосистые кукушка
Песни не поют.
- Что вы заметили?
-Получилось ли стихотворение? (Нет рифмы)
- Что нужно сделать, чтобы была рифма? ( Изменить слова)
- Попробуйте изменить число существительных. Какой текст у вас получится?
-Запишите его.
2)С/р учащихся (Работа в тетради)
3)Проверка выполненной работы.
-Давайте прочитаем получившийся текст.( Читает 1 ученик)
Побелели все опушки,
Побелел и пруд.
Голосистые кукушки
Песни не поют.
- Сверим с эталоном (Открываю шторку) Слайд
-Назовите сущ. во мн.ч. Определите скл. сущ., согласно правилу
-Оцените себя (постановка значка в индивидуальную таблицу).
7.- Итак, дальше наблюдаем как склоняются им.сущ. во мн.ч.
- Ребята, у вас у каждого такая карточка как слайд (Слайд)
И.п. | что? | снежинки | поля сугробы | метели |
Р.п | чего? | снежинок | пол сугроб | метел |
Д.п. | снежинк | пол сугроб | метел | |
В.п. | снежинк | пол сугроб | метел | |
Т.п. | снежинк | пол сугроб | метел | |
П.п. | снежинк | о пол о сугроб | метел |
На обратной стороне индивидуальной карточки дано следующее правило: «Им. сущ. разных склонений имеют во мн.ч. одинаковые окончания Д.п. - ам,ям; Т.п. – ами,ями; П.п. – ах,ях.
1)Назовите данные существительные в И.п. К какому склонению они относятся? В каком числе стоят существительные?
2)Просклоняйте данные существительные.
3)Что значит просклонять существительные?( Изменить по падежам)
- И.п. – окончание –и, -я, -ы, Р.п. – нул., -ей, -ов, ( ставлю окончания на доске)
-Я начала работу, ваша задача продолжить работу, изменить по падежам, записать вопросы и окончания существительных в карточке.
-С/р учащихся.
-Проверка. Работа на доске.( Ученики ставят на место окончания)
-Что вы заметили в написании окончаний им.сущ. мн.ч. (Мы заметили, что им.сущ. разных склонений имеют во мн.ч. одинаковые окончания: в Д.п. – ам,ям, в Т.п. – ами, ями, в П.п. – ах,ях).
-Проверьте ваши выводы с правилом на обратной стороне карточки. Оцените себя (запишите ваш результат в таблицу).
Физминутка (музыкальная) Песня про Снеговиков
7. Закрепление.
-Ребята, а помогут нам окончания им.сущ. мн.ч. в определении падежа? ( Да, помогут)
-Чтобы проверить свои предположения, обратимся к упр.252.
-Прочтите предложения. Определите падеж выделенных существительных, записав их в тетрадь.
-Проверка. Проверьте себя. Работа с доской. ( Слова на доске, падежи раскиданы, ученики соединяют слово и падеж)
-Оцените себя.(результат запишите в таблицу)
-Что помогло вам в определении падежей?( Окончания)
-Подберите к слову метель синонимы. Запишите их в тетрадь. Если возникнут затруднения, обратитесь к словарю синонимов.( Метелица, вьюга,буран, пурга)
-В каком предложении это слово употреблено в переносном значении?
(Закружила осень в лесу рыжие метели)
- Подчеркните в данном предложении главные члены.
Проверка.Слайд.
- У кого также, поднимите руку.
-Оцените себя.( результат запишите в таблицу)
8.Итог урока.
- Подводя итог урока, мне хотелось бы узнать у вас -
- Урок был познавательным?
- Что нового узнали на уроке? ( Что им.сущ. разных склонений имеют во мн.ч. одинаковые окончания: в Д.п. – ам, ям, в Т.п. – ами, ями, в П.п. – ах,ях).
-Чему учились на уроке? (Склонять имена сущ. во мн.ч, определять склонение им.сущ. во мн.ч)
-Как же определить склонение, если существительное стоит в форме мн.ч.? (Поставить в ед.ч., им.п., вспомнить признаки каждого склонения и определить )
- Теперь проверьте себя: В чем сходство и различие им. сущ. в данных словосочетаниях: Слайд
идёт по сугробу шагает по сугробам
( сущ. 2 скл, Д.п. - сходство, различие – ед. число и мн.ч.)
-Оцените себя.( результат запишите в таблицу)
- Подведите итог вашей самостоятельной работы ( в таблице).
- Проанализируйте результат своей работы. Заострите внимание на тех вопросах, в которых вы допустили ошибки. Постарайтесь, чтобы завтра эта таблица состояла только из плюсов.
- Ребята, а вы заметили, что мы весь урок посвятили одному удивительному времени года? Какому? ( Зиме)
- А любите ли вы её?
- Вот ваше отношение к зиме вы попробуете отразить в мини-сочинении, в котором вы используете существительные во мн.ч. А помогут вам в этом опорные слова. Слайд
9. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Сейчас вы вспомните всё, что вы делали на уроке, что у вас получилось, что не получилось и нарисуете смайлик. Если вы довольны своей работой, нарисуйте улыбающийся смайлик. Если вам было немного трудно, то нарисуйте такой смайлик - ….
-Поднимите свои смайлики, покажите гостям.
- Я вижу, что все довольны своей работой на уроке. Я тоже довольна вашей работой. Вы молодцы. Хорошо постарались. Спасибо за урок.
Таблица для индивидуального оценивания
« +» - уверенное применение знаний
« - » - не освоено
« ? » - неуверенное применение знаний
Словарная работа | Работа со стих - м | Работа с карточкой | Упр. 252 | Задание к упр. | Проверь себя | Итог |
Таблица для индивидуального оценивания
« +» - уверенное применение знаний
« - » - не освоено
« ? » - неуверенное применение знаний
Словарная работа | Работа со стих - м | Работа с карточкой | Упр. 252 | Задание к упр. | Проверь себя | Итог |
Таблица для индивидуального оценивания
« +» - уверенное применение знаний
« - » - не освоено
« ? » - неуверенное применение знаний
Словарная работа | Работа со стих - м | Работа с карточкой | Упр. 252 | Задание к упр. | Проверь себя | Итог |
Таблица для индивидуального оценивания
« +» - уверенное применение знаний
« - » - не освоено
« ? » - неуверенное применение знаний
Словарная работа | Работа со стих - м | Работа с карточкой | Упр. 252 | Задание к упр. | Проверь себя | Итог |
И.п. | что? | снежинки | поля сугробы | метели |
Р.п | чего? | снежинок | пол сугроб | метел |
Д.п. | снежинк | пол сугроб | метел | |
В.п. | снежинк | пол сугроб | метел | |
Т.п. | снежинк | пол сугроб | метел | |
П.п. | снежинк | о пол о сугроб | метел |
И.п. | что? | снежинки | поля сугробы | метели |
Р.п | чего? | снежинок | пол сугроб | метел |
Д.п. | снежинк | пол сугроб | метел | |
В.п. | снежинк | пол сугроб | метел | |
Т.п. | снежинк | пол сугроб | метел | |
П.п. | снежинк | о пол о сугроб | метел |
«Им. сущ. разных склонений имеют во мн.ч. одинаковые окончания
Д.п. – ам,ям; Т.п. – ами,ями; П.п. – ах,ях.
«Им. сущ. разных склонений имеют во мн.ч. одинаковые окончания
Д.п. – ам,ям; Т.п. – ами,ями; П.п. – ах,ях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...