Урок русского языка "Работа с картиной" 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Предметным результатом урока является освоенный опыт составления текста-повествования и текста-описания с опорой на зрительный образ репродукции картины Ивана Фирсова "Юный живописец"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок развития речи "Работа с картиной" 4 класс УМК "Перспективная начальная школа" | 73.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Архипова Юлия Равильевна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ№14город Иркутск
УМК «Перспективная начальная школа»
Урок русского языка в 4 классе
Тема урока: Работа с картиной
Задачи урока:
- повторить цели и особенности построения таких типов текста, как описание и повествование;
- учить письменно составлять текст-повествование и текст-описание с опорой на зрительный образ;
- уточнить, что такое текст-рассуждение и чем он отличается от повествования и описания;
- учить рассуждать, через побуждающий диалог и продуктивное (творческое) задание, подтверждая своё мнение деталями живописного произведения, на материале репродукции картины Ивана Фирсова «Юный живописец»;
- развивать память, мышление, внимание, речь учащихся, обогащать словарный запас через умение работать с дополнительными источниками информации;
Метапредметными результатами урока является формирование следующих УУД:
Личностные универсальные учебные действия
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
Регулятивные универсальные учебные действия
•целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно;
• планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• самооценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием дополнительных источников информации (словари);
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; проговаривание изучаемых алгоритмов (умение составить текст через побуждающий диалог и продуктивное (творческое) задание). • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Информационные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников (учебник, словари)
- анализ и передача информации;
- применение и представление информации;
Знаково-символические универсальные действия:
- использование знаково-символические средств, условных обозначений;
-формирование умения моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (анализ деталей репродукции картины)
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей,
• построение логической цепочки рассуждений,
• доказательство;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
•учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение взаимодействовать(умение учитывать другое мнение и позицию);
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение владеть диалогической формой коммуникации.
Оборудование, наглядность:
- учебник Каленчук М.Л., Чураковой Н.А., Байковой Т.А. Русский язык 4 класс, 2 часть;
- учебник Чураковой Н.А. Литературное чтение 4 класс, часть 1;
- условные обозначения (словари: толковый, этимологический, орфографический; «Музейный Дом», работа в паре)
Предметным результатом является освоенный опыт составления текста-повествования и текста-описания с опорой на зрительный образ.
Ход урока
- Организационный этап
Задачи: обеспечить комфортную обстановку работы и положительный эмоциональный настрой учащихся. Приветствие, организация внимания.
Приветствие гостей
- Ребята, необычный день у нас
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
(Видеть вас мы очень рады!)
- Ребята, я желаю вам успехов. Пусть вам помогут знания, которые вы приобрели, ваша наблюдательность и ваш личный опыт. Улыбнитесь, мы начинаем урок русского языка.
2. Определение темы, постановка цели урока.
- На доске вы видите условные знаки, которые помогут вам определить, какой сегодня урок? Сегодня урок развития речи. Чему мы учимся на таких уроках? Чем они полезны? Назовите глаголы на каждую букву слова УРОК!
- У-….учимся решать орфографические задачи;
- Р-… развиваем речь, внимание, память; рассуждаем; работаем со словарями
- О-….отвечаем, обсуждаем, обобщаем, открываем тайны языка;
- К-….контролируем, корректируем.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке развития речи? (Текст)
- 3. Актуализация знаний. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Задачи: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала; активизировать мыслительные операции
- Что знаем про текст?
1.Текст – это рассказ, сообщение, в котором все предложения связаны по смыслу, т.е. подчинены какой-то теме. Происхождение слова текст найдите в словаре. (Этимологический словарь, стр.162) Текст – всякая связная законченная речь (литературное произведение, сочинение, а так же отрывок из них.\\ От латинского ТЕКСТУМ – ткань, соединение, связное изложение. Близк. родств – ТЕКСТОВЫЙ, дальн. родств – КОНТЕКСТ (законченная по смыслу часть текста))
- Какие типы текстов различают?
(повествование, описание, рассуждение)
- В тексте-повествовании преобладают…. Глаголы. Какова цель такого текста?
- В тексте-описании – прилагательные. Какая цель у текста –описания?
- Что такое рассуждение? (по учебнику, стр. 11, 13, 15)
Рассуждение – это стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос. В рассуждении хорошо виден ход мыслей человека.
Рассуждение – объяснение какого-либо явления с опорой на наблюдение.
- Сегодня мы продолжаем работу по теме «Текст». Будем учиться составлять разные тексты, с опорой на зрительный образ; рассуждать, подтверждая своё мнение деталями живописного произведения. Работать будем, как обычно, дружно и активно. Откроем тетрадь, запишем число, классная работа.
- Словарная работа, (работа с орфографическим, этимологическим словарями)
к-ртина п-л-тно
- Где мы можем узнать правописание данных слов? (Орфографический словарь, стр.126)
- К какой теме относятся эти слова? (искусство)
- Какие ещё слова из словаря «Пиши правильно» мы можем отнести к теме «Искусство»? (Натюрморт, пейзаж, портрет).
- Что вы перечислили? (жанры живописи).
- Где мы можем узнать происхождение слова жанр? (Этимологический словарь, стр. 159)
- Сегодня мы работаем с картиной, жанр которой вы попробуете определить сами. Откройте учебник (Русский язык, часть 2, на стр. 16.)
4. Работа по теме урока
- Отправляемся в « Музейный дом». (Учебник Литературное чтение 4 класс, часть1)
- Рассмотрите репродукцию картины И.И.Фирсова. МУЗЫКА
- Как называется картина?
- В каком году написана картина? (1767 год)
- Как называется музей, в котором картина находится в настоящее время? (Государственная Третьяковская галерея, г. Москва)
Иван ФИРСОВ. «Юный живописец». (1767 г.) ГТГ
- Кто изображён на картине? (Изображён мальчик-живописец перед мольбертом. Он пишет портрет девочки).
- Где мы узнаем определение слова мольберт? (Толковый словарь, учебник Русский язык 4 класс, 2 часть, стр.174)
- В каком жанре выполнена картина? (затруднение)
- Искусствоведы признают работу Фирсова «Юный живописец» самой первой русской бытовой картиной.
|
- Так, в каком жанре выполнена данная картина? (В жанре бытовой живописи, бытовая картина). По уровню художественного мастерства картина Фирсова «Юный живописец» признана шедевром.
- Работа по учебнику. Ответы на вопросы. (Учебник Русский язык, 2 часть, стр. 17, упр.4)
- Теперь мы более детально рассмотрим данную репродукцию. А помогут нам в этом вопросы из упражнения 4.
- Сколько примерно лет юному художнику? А его модели? Кто ещё изображён на картине? (Девочке 4-5 лет; мальчику – лет 11-12. На картине так же изображена молодая женщина. Возможно, это мама или няня (гувернантка) девочки.)
- Можешь предположить, что чувствует маленькая девочка? Легко ли ей неподвижно сидеть на месте? Долго ли она уже позирует? Почему так думаете? (Девочка явно устала позировать. Возможно, она хочет встать, побегать. Поиграть. В её возрасте трудно усидеть на одном месте. А возможно, она хочет поскорее посмотреть на работу художника. Судя по тому, что портрет на холсте у художника близится к завершению, девочка позирует давно и, быть может, не первый раз.)
- Попробуй догадаться, что говорит девочке молодая женщина и почему она грозит ей пальцем? (Женщина грозит пальцем, чтобы та не вертела головой и сидела смирно. Возможно, она просит девочку потерпеть ещё немного, объясняет, что портрет уже почти закончен и обещает, что девочка его увидит.)
- Что можно сказать о характере мальчика, судя по его позе и жестам? Он чувствует себя за мольбертом уверенно, как настоящий художник, или держится нерешительно, как начинающий художник? Рассмотри, как мальчик держит кисть; обрати внимание на палитру и другие кисти в его левой руке. - Палитра (Толковый словарь, стр.177) (Мальчик держит кисти и палитру привычным жестом. Его поза свободна и естественна, в ней чувствуется привычка к работе живописца: одну ногу он поставил на мольберт, а его рука с палитрой и кистями опирается на колено этой ноги. Он уверенно пишет кистью и оценивающе смотрит на результаты своей работы. У мальчика внимательный взгляд художника – это видно даже в таком ракурсе (юный живописец изображён почти спиной к зрителям).
- На полу у ног мальчика стоит этюдник. (Толковый словарь, стр.188)
- Сможешь описать комнату-мастерскую юного живописца? Какие предметы говорят об увлечении её владельца? Обрати внимание на фигурку из папье-маше. Догадываешься, для чего она нужна художнику?
(Мастерская юного художника не очень велика, но кажется просторной, так как в ней мало мебели. Кроме большого мольберта, стула, на котором сидит мальчик, и скамеечки для ног в комнате есть стол. На столе можно разглядеть книги, рисунки, гипсовую скульптуру (женский бюст) и фигурку из папье-маше. Этот манекен нужен, скорее всего, для того, чтобы учиться изображать фигуру человека. О том, что владелец этой комнаты – художник, свидетельствуют практически все предметы: мольберт, этюдник, лежащий на полу, всё, что находится на столе, а так же картины на стене)
- Как тебе кажется, эта картина написана в 18-м или в 20-м веке? Какие детали помогли тебе догадаться? (Судя по одежде людей, изображённых на картине, можно говорить, что картина написана в 18 веке. Молодая женщина и девочка одеты в длинные платья и чепцы. На мальчике – камзол, короткие штаны, чулки.)
Физминутка для головного мозга и глаз
1. Ученики вытягивают руки вперёд и двумя руками одновременно выписывают горизонтальные восьмёрки влево, вправо; в разном направлении движения рук.
2. Дети смотрят на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх, вниз, выписывают глазами вертикальные и горизонтальные восьмёрки.
3. Валеологический массаж (на снятие мышечного напряжения).
- Работа в парах
- Продолжаем наше исследование. Выполним письменное задание (стр.18) (Зарисовка в черновик.)
- Договоритесь в паре, кто какое задание будет выполнять.
Психологический настрой
- Возьмём друг друга за руки, скажем наш девиз. (Я желаю тебе удачи! Я желаю тебе добра! Если будет трудно, я тебе помогу!)
Задание 1 Письменно описать комнату юного художника. ( Составить короткий текст-описание с опорой на вопросы, стр.18-19.)
Задание2 Письменно рассказать о том, что происходит в мастерской.(Составить короткий текст-повествование с опорой на вопросы, стр.19)
картина художник
холст мастер кисти СЛОВАРЬ
полотно (Толковый словарь, стр.180) живописец СИНОНИМОВ
репродукция автор картины
работа
Взаимопроверка.
- Проверка выполнения задания
- Итак, проверим, какие тексты у вас получились.
Задание 3. Устно порассуждать на тему «Насколько серьёзным является для мальчика его увлечение живописью?»
(Юный художник работает увлечённо и уверенно. Мальчик чувствует себя взрослым, причастным к искусству. Он относится к своему занятию серьёзно, увлечённо и ответственно.) - Как вы думаете, какое будущее у этого мальчика? Кем он станет, когда вырастет?
- Домашнее задание. 1). Дописать свой текст. 2) Упр.5, стр. 20. Составить устно текст-рассуждение на тему «Размышление о моих увлечениях»
- Обобщение. Итоговая рефлексия.
-Что нового для себя узнали? (Я узнал… я понял…)
- Что показалось трудным?
-Что было интересным?
- Сегодня на уроке мне….(ребята продолжают предложение, например: было интересно узнать о
- Дома я расскажу о …. (ребята продолжают предложение).
- Оцените свою работу на уроке с помощью знака-символа. На следующих уроках мы продолжим учиться составлять интересные тексты разных видов. Хочу всем вам сказать спасибо за интересные ответы, за хорошую работу. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Антонимы" Урок русского языка во 2 классе УМК Начальная школа XXI века
Урок получения новых знаний с мультимедийной презентацией....
Урок русского языка в 1 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема. Мимика и жесты – дополнительные средства общения
Цель урока: организовать деятельность учащихся по знакомству с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников.Данный...
Урок русского языка во 2 классе.УМК «Начальная школа XXI века»Тема урока. Многозначные слова.
Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование) Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения...
Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование
Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование Презентация к уроку...
Урок русского языка во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: « Корень слова. Однокоренные слова».
В данной папке помещён материал к уроку:- конспект урока- презентация...
Урок русского языка во 2 классе УМК «Начальная школа 21 века»
Данный урок русского языка по теме: «Фразеологизмы» разработан для 2-ых классов в рамках Федерального государственного образовательного стандарта. Тип урока - открытие новых знаний....
Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.
Урок посвящён отработке навыка правописания слов с орфограммами: безударная гласная, парный согласный, непроизносимый согласный в корнях слов....