Непроизносимые согласные в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Логинова Ирина Александровна

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neproiznosimye_soglasnye_v_korne_urok_na_konkurs_4.12.14.docx36.94 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 04.12.14 г.

Предмет: русский язык

Тема: Правописание  слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

Цели  урока:  

  • создать условия для формирования у учащихся понятия «непроизносимые согласные в корне слова».

Задачи:

Образовательные:  

  • Формировать у учащихся представление о словах с непроизносимыми согласными звуками;
  •  познакомить  с наличием в русском языке слов с непроизносимым согласным - т, на месте звукосочетания (сн);
  • формировать умение применять  орфографическую зоркость, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне  слова;
  • учить переносить известные способы проверки, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов;
  • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию.

Развивающие:

  • Развивать навыки грамотного письма, орфографической зоркости, познавательной активности, самостоятельности;
  • Развивать память, внимание, связную устную речь, кругозор детей; умение применять ранее изученные правила; умение ставить учебную задачу и решать её;
  • Развивать рефлексию и адекватную самооценку учащихся;

Воспитательные:

  • Прививать любовь к русскому языку, воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);
  • Воспитывать самостоятельность при выполнении практических упражнений;
  • Воспитывать культуру общения при совместной деятельности на уроке.

Тип урока:  усвоение нового материала.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа в парах, группах, работа с учебником.

Методы: частично – поисковый.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска,  карточки со словами для физкультминутки, карточки с разноуровневыми  заданиями красного и желтого цветов.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно даётся учение!

  1. Психологический настрой учащихся на работу.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Ирина Александровна. Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши красивые лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Теперь сядьте  поудобнее  за рабочие места, спинки держим прямо и начнем наш урок русского языка. А девиз нашего урока вы можете прочитать на экране: (учащиеся читают хором девиз) (слайд 2)

«Ужасно интересно всё то, что неизвестно

III. Повторительно – обучающая работа.

  1. Фронтальная работа «Вспоминаем то, что знаем». (слайд 3) (музыкальная заставка)

- Сегодня, ребята, на уроке вы будете исследователями и мы с вами отправимся в сказочную страну, в которой нам предстоит совершить невероятное открытие.  

(слайд 4) Представьте себе большое орфографическое царство под названием «Орфография». Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам - согласным буквам.

Одна из сестёр в этом царстве следила, чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. Как называют эту орфограмму?  (учащиеся отвечают)

(Орфограмма - буква парного согласного в корне слова, например: замок, сказка)

- О  чем заботилась вторая  сестра-орфограмма?

 (Орфограмма  -  буква удвоенного согласного в корне слова,  например:  Анна)

- А как вы думаете, чем занималась третья сестра? Кто были ее подданные? (ответы учащихся)

- Ответы на эти вопросы мы сможем получить на сегодняшнем уроке.

2. Постановка цели и задач и урока.

- Сформулируйте тему урока.

(Открываю 5 слайд, тема «Непроизносимые согласные в корне слова»)

- Давайте подумаем и сформулируем,  какая же будет цель нашего урока?

1) познакомиться с правописанием непроизносимых согласных звуков в корне слова;

2) научиться выделять непроизносимые согласные звуки среди других слов;

3) научиться правильно употреблять непроизносимые согласные;

4) развивать внимательное отношение к словам.

 (слайд 6, по щелчку)

III.  Каллиграфическая минутка (слайд 7)

- Продолжаем наше путешествие. Давайте прочитаем стихотворение на экране, от Зайки и подготовим наши пальчики к письму.

Покажите пальцем зайца,

Книжку, яблоко, орех.

Указательному пальцу

Всё известно лучше всех.

(Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают вверх указательный палец, сгибают его и разгибают. Затем тоже самое проделывают левой рукой).

- На оборотной стороне доски  записаны буквосочетания и слова:

(1 строка)   стн   сн   стн сн

(2 строка) весть, вестник, известный, известно.

- Сказочная птица – почтальон принесла нам задание.

Прочитайте слова. Сравните произношение и написание слов. Какое различие вы заметили? (ответы учащихся: три согласных произнести трудно)

- Что обозначает каждое слово?

А) Лексическая работа.(слайд 8)

- Какое лексическое значение имеют эти слова?

Весть – известие, сведение откуда то,  уведомление или сообщение сведения; молва, слух.

Вестник – кто присылает, пишет, подаёт или приносит весть о чём то; это название многих современных изданий.

- Что можете сказать об этих словах? (ответы детей: слова однокоренные)

- Запишем в тетрадь эти слова, обозначим в них корень.

- Еще раз произнесем вместе эти слова по слогам. Все ли согласные звуки в них произносятся.

- В каких словах не произносятся?

- Запишите транскрипцию слова «вестник», «известный», «весть» в тетрадь.

- Сколько в каждом слове звуков?

- Сколько букв?

- В какой части слова находится звук, который не произносится?

- Что интересного вы заметили? (в словах есть согласная буква, которая при произношении слова не обозначается звуком)

- Какой возникает вопрос?

(ответы учащихся, слайд 9)

Почему звук, который не произносится обозначается буквой на письме?

IV. Работа по осмыслению и усвоению нового материала урока.

А) решаем проблему, открываем новые знания; работа в парах.

 (слайд 10)

- Теперь давайте понаблюдаем  за другими однокоренными словами. Есть ли в этих словах согласный звук, который не произносится? Прочитает слова…(читает ученик)

Ездить, езда, поезда,  наездник.

Грусть, грустит, грустно, грустный.

Выпишите в один столбик слова, в которых согласный звук  произносится, а в другой те, в которых  не произносится.

Б) проверка.

  • Какие звуки не произносятся в словах второго столбика? (т и д)
  • Как можно назвать эти согласные? (непроизносимые)
  • Почему звуки [т] и [д] не произносятся?

Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквами т и д.

Сделайте вывод:  - Какие звуки могут быть непроизносимыми и почему?

(Ответы детей), затем открывается слайд 11

В) обобщение.

В русском языке много слов, в которых рядом находятся три согласных звука, например  [стн], [здн] и другие. Один согласный звук из трех (средний) в потоке речи не произносится. Такие согласные звуки называют непроизносимыми. Непроизносимыми чаще всего являются звуки [т] и [д], но могут быть и другие звуки.

  1. Физкультминутка. (слайд 12)

- Встаньте около своих парт, руки поставьте на пояс.

- Я буду показывать карточки со словами на разные правила. Если я покажу слово, в котором есть непроизносимая согласная, вы делаете наклон вперёд, доставая руками до носков ног. Если в слове нет непроизносимой согласной, то делаете 2 приседания.

(Учитель показывает карточки со словами: шалаш, устный, сугроб, рукав, луг, счастливый, земля, тополь, завистливый, свёкла, грустный, сердце, овраг).

V. Работа по выработке умений и навыков.

1.Проблемная ситуация. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога. (слайд 13.)

 -Продолжаем исследовать царство «Орфография». - Неземное существо приготовило для вас новое задание. Прочитайте слова каждого ряда. Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти звуки.

капуста

капустный (лист)

капустница

звезда

звездочка

звездный

звездолет

- Как вы думаете, почему надо писать букву непроизносимого согласного?

- Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимые  согласные известным вам способом?

- Найдите, среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова.

 -Почему они являются проверочными?

Сформулируйте правило: как правильно записать непроизносимый согласный звук?

  1. Работа по учебнику. Чтение правила на стр. 118. ( слайд 14)

Чтобы не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным звуком в корне, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы этот звук оказался перед гласным и стал произносимым.

Обозначение на письме непроизносимого согласного – это орфограмма.

Местный – место

Честный – (нет) чести

Вестник – вести

  1. Самостоятельная работа учащихся. (слайд 15.)

- А сейчас я вам предлагаю поработать со словосочетаниями и выполнить работу самостоятельно.

- Прочитайте и запомните словосочетания. Восстановите только первую часть словосочетаний.

Честный ответ, радостный взгляд, поздний час, известный спортсмен, устный рассказ.

А) проверка.

  1. Применяем новые знания. Развиваем логическое мышление учащихся. (слайд 16).

- По какому признаку будете находить орфограмму букву непроизносимого согласного в слове?

1. Произношу слово. Слушаю, есть ли рядом несколько согласных звуков. Например: лесной – звуки  [сн], гигантский – звуки [нск]

- Как действовать дальше? Что для этого нужно сделать?

2. Проверяю, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук. Для этого изменяю слово или подбираю однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный.

     [сн]

Лесной леса, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем

лесной.

         [нск]

Гигантский – гиганты. Появился звук [т]. Надо писать гигантский.

- Как обозначить орфограмму.

3.  Пишу слово.

4. Проверяю написание: обозначаю орфограмму.

Гигантский – гиганты.

VI. Закрепление темы и цели урока. ( слайд 17)

- Мальвина хочет убедиться в том, что вы хорошо усвоили новую тему о непроизносимых согласных в корне слова и приготовила для вас своё задание.  Пользуясь инструкцией, определите, какую букву вы напишите на месте пропуска. Почему?

- Спишите, обозначь орфограмму.

Тростинка – трос_ник

Солнышко – со_нце

Власти – влас_ный

Прелести – прелес_ный

А) проверка.

VII. Рефлексия. (слайд 18.)

- Наш урок подходит к концу. – Что нового вы узнали на уроке? Какую проблему мы решали сегодня? Какое совершили открытие?

- С какой новой сестрой-орфограммой вы познакомились?

- Посмотрите на рисунки и назовите только те слова, которые будут подданными третьей сестры-орфограммы?

- Какие слова будут подданными первой и второй сестер-орфограмм?

Орфограмма буква парного согласного в корне слова кот подушка мышка;

Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова ванна

Орфограмма буква непроизносимого согласного в корне слова  сердце солнце

- Оцените свою деятельность на уроке, используя данные опорные слова.

Рефлексия деятельности: (слайд 19.)

- Сегодня я узнал (а)…

- Было трудно …

- Я научился (лась)…

- Мне показалось важным…

VIII. Домашнее задание. (слайд 20) (запись в дневники)

  1. Учебник: с.118 упр . 225, правило и по выбору задание на карточках красного и жёлтого цвета, которые лежат у вас на столах. (прокомментировать выполнение домашнего задания)

- В завершении нашего сказочного путешествия, мне бы хотелось поблагодарить вас за активную работу на уроке и пожелать – помогите мне изменить форму у слов, записанных в скобках, чтобы получилось красивое пожелание:

Будьте, как солнце, красивыми!

Будьте (прелесть), милыми!

Между собою (честь)!

Будьте всегда (счастье)!

- На этом красивом этапе мы заканчиваем путешествие по сказочной стране трёх сестёр. Урок окончен. Всем спасибо за активную работу. (слайд 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"

Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....

Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс

В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

Проверочная работа по русскому языку 2 класс "Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная в корне слова"

Проверочная работа по русскому языку 2 класс "Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная в корне слова"...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...