Непроизносимые согласные в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neproiznosimye_soglasnye_v_korne_urok_na_konkurs_4.12.14.docx | 36.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 04.12.14 г.
Предмет: русский язык
Тема: Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
Цели урока:
- создать условия для формирования у учащихся понятия «непроизносимые согласные в корне слова».
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у учащихся представление о словах с непроизносимыми согласными звуками;
- познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимым согласным - т, на месте звукосочетания (сн);
- формировать умение применять орфографическую зоркость, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова;
- учить переносить известные способы проверки, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов;
- способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию.
Развивающие:
- Развивать навыки грамотного письма, орфографической зоркости, познавательной активности, самостоятельности;
- Развивать память, внимание, связную устную речь, кругозор детей; умение применять ранее изученные правила; умение ставить учебную задачу и решать её;
- Развивать рефлексию и адекватную самооценку учащихся;
Воспитательные:
- Прививать любовь к русскому языку, воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);
- Воспитывать самостоятельность при выполнении практических упражнений;
- Воспитывать культуру общения при совместной деятельности на уроке.
Тип урока: усвоение нового материала.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа в парах, группах, работа с учебником.
Методы: частично – поисковый.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, карточки со словами для физкультминутки, карточки с разноуровневыми заданиями красного и желтого цветов.
Ход урока:
- Организационный момент.
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно даётся учение!
- Психологический настрой учащихся на работу.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Ирина Александровна. Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши красивые лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Теперь сядьте поудобнее за рабочие места, спинки держим прямо и начнем наш урок русского языка. А девиз нашего урока вы можете прочитать на экране: (учащиеся читают хором девиз) (слайд 2)
«Ужасно интересно всё то, что неизвестно!»
III. Повторительно – обучающая работа.
- Фронтальная работа «Вспоминаем то, что знаем». (слайд 3) (музыкальная заставка)
- Сегодня, ребята, на уроке вы будете исследователями и мы с вами отправимся в сказочную страну, в которой нам предстоит совершить невероятное открытие.
(слайд 4) Представьте себе большое орфографическое царство под названием «Орфография». Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам - согласным буквам.
Одна из сестёр в этом царстве следила, чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. Как называют эту орфограмму? (учащиеся отвечают)
(Орфограмма - буква парного согласного в корне слова, например: замок, сказка)
- О чем заботилась вторая сестра-орфограмма?
(Орфограмма - буква удвоенного согласного в корне слова, например: Анна)
- А как вы думаете, чем занималась третья сестра? Кто были ее подданные? (ответы учащихся)
- Ответы на эти вопросы мы сможем получить на сегодняшнем уроке.
2. Постановка цели и задач и урока.
- Сформулируйте тему урока.
(Открываю 5 слайд, тема «Непроизносимые согласные в корне слова»)
- Давайте подумаем и сформулируем, какая же будет цель нашего урока?
1) познакомиться с правописанием непроизносимых согласных звуков в корне слова;
2) научиться выделять непроизносимые согласные звуки среди других слов;
3) научиться правильно употреблять непроизносимые согласные;
4) развивать внимательное отношение к словам.
(слайд 6, по щелчку)
III. Каллиграфическая минутка (слайд 7)
- Продолжаем наше путешествие. Давайте прочитаем стихотворение на экране, от Зайки и подготовим наши пальчики к письму.
Покажите пальцем зайца,
Книжку, яблоко, орех.
Указательному пальцу
Всё известно лучше всех.
(Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают вверх указательный палец, сгибают его и разгибают. Затем тоже самое проделывают левой рукой).
- На оборотной стороне доски записаны буквосочетания и слова:
(1 строка) стн сн стн сн
(2 строка) весть, вестник, известный, известно.
- Сказочная птица – почтальон принесла нам задание.
Прочитайте слова. Сравните произношение и написание слов. Какое различие вы заметили? (ответы учащихся: три согласных произнести трудно)
- Что обозначает каждое слово?
А) Лексическая работа.(слайд 8)
- Какое лексическое значение имеют эти слова?
Весть – известие, сведение откуда то, уведомление или сообщение сведения; молва, слух.
Вестник – кто присылает, пишет, подаёт или приносит весть о чём то; это название многих современных изданий.
- Что можете сказать об этих словах? (ответы детей: слова однокоренные)
- Запишем в тетрадь эти слова, обозначим в них корень.
- Еще раз произнесем вместе эти слова по слогам. Все ли согласные звуки в них произносятся.
- В каких словах не произносятся?
- Запишите транскрипцию слова «вестник», «известный», «весть» в тетрадь.
- Сколько в каждом слове звуков?
- Сколько букв?
- В какой части слова находится звук, который не произносится?
- Что интересного вы заметили? (в словах есть согласная буква, которая при произношении слова не обозначается звуком)
- Какой возникает вопрос?
(ответы учащихся, слайд 9)
Почему звук, который не произносится обозначается буквой на письме?
IV. Работа по осмыслению и усвоению нового материала урока.
А) решаем проблему, открываем новые знания; работа в парах.
(слайд 10)
- Теперь давайте понаблюдаем за другими однокоренными словами. Есть ли в этих словах согласный звук, который не произносится? Прочитает слова…(читает ученик)
Ездить, езда, поезда, наездник.
Грусть, грустит, грустно, грустный.
Выпишите в один столбик слова, в которых согласный звук произносится, а в другой те, в которых не произносится.
Б) проверка.
- Какие звуки не произносятся в словах второго столбика? (т и д)
- Как можно назвать эти согласные? (непроизносимые)
- Почему звуки [т] и [д] не произносятся?
Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквами т и д.
Сделайте вывод: - Какие звуки могут быть непроизносимыми и почему?
(Ответы детей), затем открывается слайд 11
В) обобщение.
В русском языке много слов, в которых рядом находятся три согласных звука, например [стн], [здн] и другие. Один согласный звук из трех (средний) в потоке речи не произносится. Такие согласные звуки называют непроизносимыми. Непроизносимыми чаще всего являются звуки [т] и [д], но могут быть и другие звуки.
- Физкультминутка. (слайд 12)
- Встаньте около своих парт, руки поставьте на пояс.
- Я буду показывать карточки со словами на разные правила. Если я покажу слово, в котором есть непроизносимая согласная, вы делаете наклон вперёд, доставая руками до носков ног. Если в слове нет непроизносимой согласной, то делаете 2 приседания.
(Учитель показывает карточки со словами: шалаш, устный, сугроб, рукав, луг, счастливый, земля, тополь, завистливый, свёкла, грустный, сердце, овраг).
V. Работа по выработке умений и навыков.
1.Проблемная ситуация. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога. (слайд 13.)
-Продолжаем исследовать царство «Орфография». - Неземное существо приготовило для вас новое задание. Прочитайте слова каждого ряда. Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти звуки.
капуста
капустный (лист)
капустница
звезда
звездочка
звездный
звездолет
- Как вы думаете, почему надо писать букву непроизносимого согласного?
- Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимые согласные известным вам способом?
- Найдите, среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова.
-Почему они являются проверочными?
Сформулируйте правило: как правильно записать непроизносимый согласный звук?
- Работа по учебнику. Чтение правила на стр. 118. ( слайд 14)
Чтобы не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным звуком в корне, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы этот звук оказался перед гласным и стал произносимым.
Обозначение на письме непроизносимого согласного – это орфограмма.
Местный – место
Честный – (нет) чести
Вестник – вести
- Самостоятельная работа учащихся. (слайд 15.)
- А сейчас я вам предлагаю поработать со словосочетаниями и выполнить работу самостоятельно.
- Прочитайте и запомните словосочетания. Восстановите только первую часть словосочетаний.
Честный ответ, радостный взгляд, поздний час, известный спортсмен, устный рассказ.
А) проверка.
- Применяем новые знания. Развиваем логическое мышление учащихся. (слайд 16).
- По какому признаку будете находить орфограмму букву непроизносимого согласного в слове?
1. Произношу слово. Слушаю, есть ли рядом несколько согласных звуков. Например: лесной – звуки [сн], гигантский – звуки [нск]
- Как действовать дальше? Что для этого нужно сделать?
2. Проверяю, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук. Для этого изменяю слово или подбираю однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный.
[сн]
Лесной леса, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем
лесной.
[нск]
Гигантский – гиганты. Появился звук [т]. Надо писать гигантский.
- Как обозначить орфограмму.
3. Пишу слово.
4. Проверяю написание: обозначаю орфограмму.
Гигантский – гиганты.
VI. Закрепление темы и цели урока. ( слайд 17)
- Мальвина хочет убедиться в том, что вы хорошо усвоили новую тему о непроизносимых согласных в корне слова и приготовила для вас своё задание. Пользуясь инструкцией, определите, какую букву вы напишите на месте пропуска. Почему?
- Спишите, обозначь орфограмму.
Тростинка – трос_ник
Солнышко – со_нце
Власти – влас_ный
Прелести – прелес_ный
А) проверка.
VII. Рефлексия. (слайд 18.)
- Наш урок подходит к концу. – Что нового вы узнали на уроке? Какую проблему мы решали сегодня? Какое совершили открытие?
- С какой новой сестрой-орфограммой вы познакомились?
- Посмотрите на рисунки и назовите только те слова, которые будут подданными третьей сестры-орфограммы?
- Какие слова будут подданными первой и второй сестер-орфограмм?
Орфограмма буква парного согласного в корне слова кот подушка мышка;
Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова ванна
Орфограмма буква непроизносимого согласного в корне слова сердце солнце
- Оцените свою деятельность на уроке, используя данные опорные слова.
Рефлексия деятельности: (слайд 19.)
- Сегодня я узнал (а)…
- Было трудно …
- Я научился (лась)…
- Мне показалось важным…
VIII. Домашнее задание. (слайд 20) (запись в дневники)
- Учебник: с.118 упр . 225, правило и по выбору задание на карточках красного и жёлтого цвета, которые лежат у вас на столах. (прокомментировать выполнение домашнего задания)
- В завершении нашего сказочного путешествия, мне бы хотелось поблагодарить вас за активную работу на уроке и пожелать – помогите мне изменить форму у слов, записанных в скобках, чтобы получилось красивое пожелание:
Будьте, как солнце, красивыми!
Будьте (прелесть), милыми!
Между собою (честь)!
Будьте всегда (счастье)!
- На этом красивом этапе мы заканчиваем путешествие по сказочной стране трёх сестёр. Урок окончен. Всем спасибо за активную работу. (слайд 21)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"
Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....
Карточки на правописание орфоргамм: 1.Правописание жи-щи в существительных; 2. Правописание мягкого знака в конце слов; 3. Правописание мягкого знака в разных частях речи; 4. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
карточки помогут детям закрепить правописание изученных орфограмм...
Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс
В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс
Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....
Проверочная работа по русскому языку 2 класс "Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная в корне слова"
Проверочная работа по русскому языку 2 класс "Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная в корне слова"...
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...