Проект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание НЕ с глаголами" УМК "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание НЕ с глаголами". Урок соответствует принципам построения современного урока, на котором реализуется развитие ребёнка при активном восприятии учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_russkogo_yazyka_po_teme.docx | 32 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 493.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока русского языка по теме «Правописание НЕ с глаголами»
Класс 4 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Состав класса: в классе 16 учеников, из них с нормой развития 16 человек.
Цели урока: создать условия:
- для формирования навыка правописания частицы НЕ с глаголами;
- для знакомства с глаголами-исключениями.
- для формирования умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- для формирования положительного отношения к познавательной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: знание способа написания частицы НЕ с глаголами.
Метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные: положительное отношение к познавательной деятельности.
Используемые педагогические технологии, методы, приёмы: Технология деятельностного метода; формы работы – групповая, парная, индивидуальная.
Время реализации урока – 40 минут.
Ход урока
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Организационный момент | Придумано кем-то просто и мудро - Доброе утро, ребята! - Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! - Меня зовут Т. В. и этот урок русского языка проведу у вас я! - Как вы думаете, что вам сегодня понадобится на уроке? Настроим внимание, проведём разминку: «Да! Нет!» - Откройте тетради, запишите число и вид работы. | Разминка: 1. Лето морозное? Нет 2. А осень дождливая? Да 3. Кошка родила щенят? Нет 4. У гвоздя есть шляпка? Да 5. Море глубокое? Да 6. Треугольник – это квадрат? нет 7. Жи- ши пиши с буквой И? Да 8. Бамбук – это дерево? Нет 9. В радуге 7 цветов? Да 10. Сегодня 7 октября? Нет | Слайд «Доброе утро!» |
Мотивация | - Всем я желаю хорошего настроения, успехов, а что ещё…. вам предстоит отгадать. - По группам я выдаю вам чистые листочки, на которых вы должны будете записать буквы и составить из них слово. А буквы вы узнаете, ответив на вопросы. Внимание на экран! - Итак, какое слово у вас получилось? Девизом нашего урока я предлагаю поговорки о дружбе: «Дружба - великая сила. Дружба творит чудеса» - Что вам удалось повторить, выполняя предыдущее задание? (наводящие вопросы) - Что такое глагол? - Пишутся ли предлоги перед глаголами? - Какие слова мы называем синонимами? - Какое слово является синонимом словам приятель, товарищ? (друг) | Работают в группах. Отгадывают буквы, отвечая на вопросы, составляют слово. ДРУЖБА Глагол – это часть речи…. Предлогов перед глаголами не бывает. Синонимы – это слова близкие по значению. | Слайд «Дружба - …» |
Целеполагание | -Предлагаю прочитать предложения о друге и дружбе. 1. Друг в беде бросит. 2. Новых друзей наживай, а старых забывай. 3. Дружба – как стекло, разобьешь – склеишь. - Что это за предложения? - Вам они понравились? - Почему они так звучат: бессмысленно, неправильно? - Внесите изменения, поставьте на своё место слово НЕ? Запишите пословицы в тетрадь. Проверим все вместе. - Прочитайте получившиеся пословицы. Какая тема их объединяет? - Перед какой частью речи вы поставили слово НЕ? - А как вы записали коротенькое слово НЕ с глаголами? Почему слитно? Почему раздельно? На какие имеющиеся у вас знания вы можете опираться? Может кто-то по личному опыту знает, как нужно писать НЕ с глаголами? (Почему у нас разные мнения? Почему мы не пришли к единому ответу?) - Сформулируйте тему нашего урока. - Какие цели поставите перед собой на уроке? - Я предлагаю схематически изобразить нашу тему так! (В круге: НЕ?ГЛ) Понятны сокращения? | -Пословицы. -Нет. -Не хватает слова НЕ. Дети работают в тетрадях самост. индивид. - Тема «Дружба» - Перед глаголами. Предположения детей «Правописание НЕ с глаголами» Ищу ответ на вопросы: - Что такое НЕ? - Как пишется НЕ с глаголами? Учусь: - правильно писать НЕ с глаголами. | Интерактивная доска. 1. Друг в беде бросит. 2. Новых друзей наживай, а старых забывай. 3. Дружба – как стекло, разобьешь – склеишь. Слайд «Тема урока…» Карточки опоры на доске: «Ищу ответ на вопросы» «Учусь» (В круге: НЕ?ГЛ) |
Планирование | -Тему мы назвали, цели обозначили, каким будет наш следующий шаг? Учитель предлагает построить лесенку. На доске: - тема Что такое.. - мы Как пишется… Применяю.. Проверяю себя.. Оцениваю свою работу.. Учитель предлагает построить план достижения поставленной цели с опорой на предложенные им пункты. - С чего начнём? Что потом? А затем? и т.д. | - Составим план достижения цели. (фронтально)
Дети выстраивают план на доске. | |
Реализация плана | - Чтобы ответить на эти вопросы предлагаю провести микроисследования. Как предлагаете организовать работу? 1) Исследование № 1. «Какой частью речи является слово НЕ?» - Где мы можем найти ответ на этот вопрос? Поработаем с источником информации (листы на столах). - Прочитайте определение, выделите карандашом то, что можете рассказать о слове НЕ. - Что такое НЕ? К какой части речи оно относится? -Что ещё узнали о частице НЕ? Что это значит «Отрицательная»? - Какие ещё служебные части речи вы знаете? - Какую роль выполняет частица в нашей речи? - Мы ответили на первый вопрос? | -Может группами? Дети садятся группами. Читают определение, обсуждают, делают выводы. | |
Исследование № 2. - Какой следующий пункт нашего плана? 1. Прочитайте предложения, обращая внимание на выделенные слова. Распределите их на две колонки. Объясните, по какому признаку проводили деление. Сделайте вывод о написании НЕ с глаголами. (предложения на интерактивной доске) Не лает, не кусает, а в дом не пускает. Кто кого обидит, тот того и ненавидит. Потчевать велено, а неволить грех. Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? Лентяю всё неможется да нездоровится. Проверка выполнения задания. - К какому выводу вы пришли, выполняя данное исследование? - Значит надо выяснить, когда НЕ пишется слитно, а когда раздельно. -Предлагаю вам прочитать выделенные слова без НЕ. Что заметили? Есть ли такие слова в русском языке? Попробуйте в группах сформулировать правило написания НЕ с глаголами. (Дописать предложения: Если глагол может употребляться без НЕ, то Не с глаголом пишется ___________. Если глагол не употребляется без НЕ, то НЕ пишется с глаголом ______________________. -Прочитайте вывод. - Откройте учебник на стр. 92 и сравните наш вывод с правилом, данным в учебнике. | - Ответить на вопрос «Как пишется Не с глаголами?» Работу выполняют в группе. Одна из групп проделывает работу у доски. НЕ с глаголами пишется раздельно, но бывает что и слитно. Наблюдают, обсуждают, делают выводы. Дописывают предложения. Одна из групп читает вывод. | Предложения на интерактивной доске На интерактивной доске подставляют слова СЛИТНО, РАЗДЕЛЬНО. | |
ФИЗМИНУТКА | Полетим в космос. Открыть люки, протереть … | ||
- Как называются слова-глаголы, которые с НЕ пишутся слитно? Историческая справка: - Их надо запомнить. Здесь НЕ находится в составе корня. На самом деле в русском языке много слов-исключений: Невзлюбить, неволить, негодовать, недомогать, ненавидеть, неистовствовать, нездоровиться и др. -Кстати, слова, к которым присоединилось НЕ, исчезли из языка. А данные глаголы устаревают и в разговорной речи встречаются редко. Попробуем их объяснить, подбирая синонимы. | - Они называются исключениями (если время позволит, можно подобрать синонимы к данным словам) | ||
Применение | - Способ рассуждения при написании НЕ с глаголами нами открыт. Каким будет наш следующий шаг? Правильно: «Мало знать, надо применять» Задание в Р.Т. стр. 32 упр. 2 Проверка: - Прочитайте слова 1 столбика. Как написали НЕ с глаголами? Как рассуждали? - Прочитайте слова 2 группы. Почему написали слитно? Итог: Научились применять правило? ФИЗМИНУТКА для глаз | - Учимся применять Задание выполняют, работая в паре. | |
Контроль | «Нельзя кое-как, положась на удачу, Усвоить тему, решить задачу, Правильно сшить костюм без примерки – Каждое дело «просит»» проверки» - Догадались, к какому пункту плана мы подошли? Пишем графический диктант. Записываем в строчку цифры от 1 до 10. Раздельное написание НЕ с глаголами обозначаем буквой Р, слитное – буквой С. Диктант: 1. Не суди товарища по наружности. 2. Не бросай товарища в беде. 3. Не стану мешать. 4. недоумевать по поводу ответа 5. не хочу ссориться 6. негодовать из-за опоздания 7. не были на экскурсии 8. нельзя допускать ошибок при письме 9. не могу прийти на работу 10. недомогал всю неделю Проверка по ключу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Р р р с р с р с р с Итог: -Кто поставил себе «5» и «4»? Итог: лестница | Контролируем свои знания Самопроверка по ключу. Самооценка по критериям: «5» - без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки | |
Оценка | «Услышим скоро мы звонок, пора заканчивать урок!» - Над какой темой мы сегодня работали? - Какую цель ставили перед собой? - Удалось достичь поставленных целей? - Что узнали на уроке о правописании НЕ с глаголами? - Где это знание можем применить? | ||
Рефлексия | Вспомните, как вы сегодня работали на уроке, всё ли хорошо усвоили и оцените свою работу. - Я понял правило написания НЕ с глаголами, могу применять, могу объяснить другому. - Я понял правило написания НЕ с глаголами, могу применять, но есть сомнения. - Правило понял, но применять не научился. - Кого вы бы хотели похвалить за работу? | Слова на экране презентации | |
Домашнее задание | Для выполнения домашнего задания возьми карточку, цвет которой соответствует цвету выбранной фишки. |
Д/З Проведите исследовательскую работу. На материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей НЕ. Выпиши эти примеры (10 слов или словосочетаний)
- Творческое задание. Прочитай текст. Измени предложения так, чтобы в них было отрицание. Что для этого нужно сделать? (добавить к глаголам частицу НЕ). Запиши текст в тетрадь.
«Друзья природы»
Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу. (Допиши ещё одно предложение, употребляя глагол с НЕ)
- Составь пословицы, объясни их смысл.
Запиши пословицы, раскрывая скобки.
Кто не работает (не) сидеть на печи.
Есть калачи - торопись делом.
(Не) спеши языком, тот (не) ест.
Кто поздно встаёт, тому и кузнец (не) вкует.
Кто разуму (не) имеет, у того хлеба (не)достает.
- Спиши, раскрой скобки, вставь пропущенные буквы.
Оправдался
-Что ты в школе натворил?
-Я (не)дрался,
(Не) с..рил,
И (не)бегал,
И (не)прыгал,
И н..гами я
(Не)дрыгал,
И девч..нок (не)дразнил,
И чернила (не)разлил,
(Не)валялся на полу,
Я стоял себе в углу.
ИСТОЧНИК информации – Справочник по русскому языку.
Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.
В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие.
К формообразующим частицам относят частицы бы, пусть, пускай, да, давай(те).
Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. Например:
1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Часть речи, которая никогда не пишется перед глаголами. (четвёртая и вторая буквы в слове) 2. Синоним к словам приятель, товарищ . (третья буква в слове) 4. Часть речи, которая может о себе так сказать: «Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады, и хлеб в полях растёт» ? ( третья буква в слове) 3. Продолжите предложение: «Части речи можно поделить на две группы: самостоятельные и ________________». (четвёртая и шестая буквы в слове) Дружба
Дружба – великая сила. Дружба творит чудеса.
Дру г в б е де бросит . 2. Новых друзей на ж и вай , а старых за бывай. 3. Дружба – как ст е кло , разобьешь – склеишь . не
Друг в беде (не) бросит . 2. Новых друзей наживай , а старых (не) забывай. 3. Дружба – как стекло, разобьешь – (не) склеишь.
Тема урока: «Правописание НЕ с глаголами»
Способ действия: Если глагол может употребляться без НЕ, то НЕ с глаголами пишется ____________. Если глагол не употребляется без НЕ, то НЕ пишется с глаголом __________. раздельно слитно
Слова-исключения невзлюбить неволить негодовать недомогать ненавидеть нездоровиться и др.
Физминутка для глаз
Ключ к проверке 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 р р р с р с р с р с Критерии оценки: «5» - без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки
Рефлексия: - я понял(а) правило написания НЕ с глаголами, могу применять, могу объяснить другому. - Я понял(а) правило написания НЕ с глаголами, могу применять, но есть сомнения. - Правило понял, но применять не научился.
Домашнее задание: - стр. 94 упр. 3 - Р.т. с. 33 упр. 3,4 - стр. 93 упр. 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс "Учимся писать приставки" (УМК "Начальная школа XXI века")
Тип урока : открытие новых знанийЦели: организовать работу учащихся с группой приставок, в которых пишется буква а; учить определять место орфограммы в слове.Задачи:Образовательные: ...
Урок русского языка. 2 класс Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)
Урок русского языка. 2 класс. программа Гармония.Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)....
Урок русского языка.2 класс. Тема"Устаревшие слова".УМК "Начальная школа XXI века".
На данном уроке учащиеся знакомятся с устаревшими словами,их употреблением в современном русском языке.Прилагается презентация....
Урок русского языка 2 класс, тема "Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100
"Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100"Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100"...
Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме: "Антонимы" УМК "Начальная школа 21 века"
Презентация к уроку-исследованию по теме :"Антонимы" 2 класс...
Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме: "Антонимы" УМК "Начальная школа 21 века"
Урок-исследование продолжение презентации...
Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'
Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....