Урок русского языка в 4 классе на тему Падежные окончания имен прилагательных
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка с применением информационных технологий (программа Школа России)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Падежные окончания имен прилагательных | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №407 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе «Падежные окончания имен прилагательных»
Автор: учитель 4Б класса
ГБОУ школы №407
В.А. Стрункина
Санкт-Петербург
2017
- Тема урока: Падежные окончания имен прилагательных.
- Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
- Место урока в учебном плане: по плану урок планируется в 3 четверти.
- Дата проведения урока:
- Цель урока: Дать возможность пронаблюдать и научиться грамотно писать падежные окончания имен прилагательных.
- Задачи:
- Повторить категории имен существительных;
- Самостоятельно выявить падежные окончания имен прилагательных с твердой основой и ударным окончанием;
- Выявить падежные окончания имен прилагательных с мягкой основой и безударными окончаниями;
- Составить схему «Падежные окончания имен прилагательных»
- В соответствии со схемой ставить прилагательные в нужную форму, грамотно записывая их окончания.
- Вспомнить типы текстов и их особенности.
- Вспомнить произведение В. Гаршина «Сказка о жабе и розе».
- Планируемые результаты:
Метапредметные.
Регулятивные: Ставить и удерживать в течение урока учебную задачу, планировать свои действия, оценивать результативность своей работы.
Коммуникативные: работать в группе, уметь слушать и слышать собеседника, уметь договариваться.
Познавательные: уметь читать информацию в разных формах, уметь работать со схемами, таблицами.
Предметные.
учиться согласовывать прилагательные с существительными, грамотно писать падежные окончания имен прилагательных, определять типы и особенности текстов
Личностные.
Уметь видеть красоту природы через словесное описание предметов.
- Используемые технологии: информационные, проблемные.
- Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Самоопределение к деятельности. | Просит проверить учащихся свою готовность к уроку русского языка: учебник, тетрадь, пенал, дневник, карточки. | Проверяют готовность к уроку. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Раздает карточки с текстами (№1). Просит прочитать текст. Вспомнить из какого произведения эти отрывки, определить тип текстов. Просит определить число, род и падеж выделенных имен существительных. Просит поставить прилагательные в нужную форму, правильно написав окончания. | Учащиеся читают текст, вспоминают автора и название. Определяют тип текста, его характеристику. Выявляют отсутствие в тексте имен прилагательных. Определяют категории имен существительных. Ставят прилагательные в ту же форму, что и выделенное существительное. Сталкиваются с проблемой правописания падежных окончаний имен прилагательных. |
Постановка учебной задачи. | Спрашивает, что необходимо, для того, чтобы восстановить авторский текст. | Ставят учебную задачу: научиться правильно писать падежные окончания имен прилагательных. |
Построение проекта выхода из затруднения. | Спрашивает, какими способами можно решить эту задачу. Спрашивает, как можно это сделать самостоятельно? Раздает карточки с прилагательными. Просит сделать фонетический и морфемный разборы. Просит просклонять словосочетание существительное + прилагательное с твердой основой и ударным окончанием (голубой шар). Просит просклонять словосочетание существительное + прилагательное с твердой основой и безударным окончанием. Объясняет чередование гласных в окончаниях прилагательных. Просит просклонять словосочетание существительно + прилагательное с мягкой основой и безударным окончанием. Предлагает составить схему падежных окончаний прилагательных. | Дети предлагают свои варианты: посмотреть в словаре, узнать в интернете, прочитать в учебнике, выяснить на примере других прилагательных. Найти прилагательные с похожими окончаниями и определить правило. Делают фонетический и морфемный разборы имени прилагательного. Выясняют, падает ли ударение на окончание прилагательного, оканчивается ли основа мягким звуком. Склоняют словосочетание, выделяют окончания вопроса и прилагательного. Склоняют словосочетание, выделяя окончания вопроса и прилагательного. Склоняют словосочетание, опираясь на окончания вопросов и знания о чередовании гласны в окончаниях прилагательных. Выделяют окончания. Составляют схему, заполняя ее окончаниями прилагательных. |
Первичное закрепление | Дифференцированная работа: Просит в упражнении найти и просклонять в тетради словосочетание существительное + прилагательное: Для слабоуспевающих: прилагательное с твердой основой и ударным окончанием; Для «средних»: прилагательное с твердой основой и безударным окончанием. Для «сильных»: прилагательное с мягкой основой и безударным окончанием. | Учащиеся склоняют словосочетания, выделяя окончания вопроса и прилагательного. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по плану. | Просит вставить прилагательные, правильно написав их окончания. Для этого просит объяснить учащихся рассказать, что и в какой последовательности будут делать. Просит проверить тексты с авторскими. | Учащиеся предлагают свой план работы, вставляют прилагательные, ставя в нужную форму и проверяя окончания по составленной ранее схеме. Проверяют написанные тексты. |
Рефлексия деятельности. | Просит рассказать учащихся, какой способ правописания падежных окончаний им кажется наиболее рациональным, словарь, заучивание окончаний или соотнесение в вопросом. | Учащиеся высказывают свои предложения. |
Подведение итогов. | Выделяет наиболее активных учеников. Задает домашнее задание. | Записывают домашнее задание. |
Приложение 1.
Карточки 1.
Куст, на котором расцвела роза, рос в цветнике перед домом. Цветник был очень запущен; травы густо разрослись по клумбам и по дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Решетка с колышками, обделанными в виде пик, когда-то выкрашенная краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты мальчики и, чтобы отбиваться от барбоса с компанией собак, подходившие к дому мужики.
А цветник от этого разрушения стал нисколько не хуже. Остатки решетки заплели хмель, повилика с цветами и горошек, висевший кучками, с разбросанными кое-где кисточками цветов. Чертополохи на почве цветника (вокруг него был сад) достигали таких размеров, что казались чуть не деревьями. Коровьяки поднимали свои усаженные цветами стрелки ещё выше их. Крапива занимала угол цветника; она, конечно, жглась, но можно было и издали любоваться ее зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для цветка розы.
Она распустилась в утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая роса оставила на них несколько слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это утро, когда она в первый раз увидела небо и почувствовала ветерок и лучи солнца, которое пронизывало ее лепестки светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья – жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой.
Карточки 2.
(Розовый) куст, на котором расцвела роза, рос в (небольшой) (полукруглый) цветнике перед (деревянный) домом. Цветник был очень запущен; (сорный) травы густо разрослись по (старый) клумбам и по (узкий) дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком. (Деревянный) решетка с (длинный) колышками, обделанными в виде (четырехгранный) пик, когда-то выкрашенная (зеленый) (масляный) краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты (деревенский) мальчики и, чтобы отбиваться от (сердитый) барбоса с компанией (прочий) собак, подходившие к дому мужики.
А цветник от этого разрушения стал нисколько не хуже. Остатки решетки заплели хмель, повилика с (крупный) (белый) цветами и (мышиный) горошек, висевший (целый) (зеленый) кучками, с разбросанными кое-где (лиловый) кисточками цветов. (Колючий) чертополохи на (жирный) и (влажный) почве цветника (вокруг него был (большой) (тенистый) сад) достигали таких (большой) размеров, что казались чуть не деревьями. (Желтый) коровьяки поднимали свои усаженные цветами стрелки ещё выше их. Крапива занимала (целый) угол цветника; она, конечно, жглась, но можно было и издали любоваться ее (темный) зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для (нежный) и (роскошный) (бледный) цветка розы.
Она распустилась в (хороший) (майский) утро; когда она раскрывала свои (нежный) лепестки, улетавшая (утренний) роса оставила на них несколько (чистый), (прозрачный) слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это (прекрасный) утро, когда она в первый раз увидела (голубой) небо и почувствовала (свежий) (утренний) ветерок и лучи (яркий) солнца, которое пронизывало ее (тонкий) (прекрасный) лепестки (розовый) светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от (великий) счастья – жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя (тонкий) и (свежий) запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой.
Карточки 3.
______________ куст, на котором расцвела роза, рос в _________________ _____________________ цветнике перед _____________________домом. Цветник был очень запущен; _____________ травы густо разрослись по _______________ клумбам и по ______________ дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком. _______________________ решетка с ________________________ колышками, обделанными в виде _________________________ пик, когда-то выкрашенная ______________________ _____________________ краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты _______________________ мальчики и, чтобы отбиваться от _____________________ барбоса с компанией ___________________собак, подходившие к дому мужики.
А цветник от этого разрушения стал нисколько не хуже. Остатки решетки заплели хмель, повилика с _________________ __________________ цветами и ___________________ горошек, висевший __________________ ________________ кучками, с разбросанными кое-где _____________________ кисточками цветов. _____________________ чертополохи на __________________ и __________________ почве цветника (вокруг него был _________________ _____________________ сад) достигали таких ____________________ размеров, что казались чуть не деревьями. ___________________ коровьяки поднимали свои усаженные цветами стрелки ещё выше их. Крапива занимала ______________ угол цветника; она, конечно, жглась, но можно было и издали любоваться ее _________________ зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для ________________ и ______________________ ______________________ цветка розы.
Она распустилась в ___________________ _____________________ утро; когда она раскрывала свои ________________ лепестки, улетавшая ________________ роса оставила на них несколько ___________________, _________________________ слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это ___________________ утро, когда она в первый раз увидела ___________________ небо и почувствовала ____________________ ___________________________ ветерок и лучи __________________ солнца, которое пронизывало ее _______________ ______________________ лепестки ______________________ светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от _______________________ счастья – жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя _________________ и ___________________ запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"
Урок русского языка УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе" с презентацией...
Карточки-тренажёры по русскому языку 3 класс по теме " Падежные окончания имен существительных"
Данный материал предназначен для проверки знаний по теме : "Падежные окончания имен существительных"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс " Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных".
Конспект урока по русскому языку ФГОС 4 класс...
Дидактический материал по русскому языку в 4 классе по теме "Падежные окончания имен прилагательных"
Дидактический материал по русскому языку в 4 классе по теме "Падежные окончания имен прилагательных"...
Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Родовые окончания имен прилагательных".
Данный урок поможет при помощи алгоритма отработать навыки правильного написания родовых окончаний имен прилагательных....
Урок русского языка 4 класс по теме " Морфологический разбор имени прилагательного. " УМК "Школа России
Тип урока: Урок повторения, углубления и обобщения изученного. Цель: развивать умение называть грамматические признаки имён прилагательных (производить морфологический разбор Оборудование: ...
конспект урока русского языка 4 кл.: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах»
-Наш девиз: «Умение учиться- мое личное достижение». (Вместе, дружно, помогать, слушать друг друга, не ссориться, уметь договарива...