Положение
материал по русскому языку на тему

Рябова Светлана Валерьевна

Положение о едином орфографическом режиме в 1 - 4 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinyy_orfograficheskiy_rezhim.docx57.37 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                                                                         УТВЕРЖДАЮ        

Педагогическим советом                                                         Директор МБОУ «СШ №64»

Протокол №_________                                                                  ____________М.В.Мошкова

от___________2015                                                                                           ______________2015

        ПОЛОЖЕНИЕ

о единых требованиях к  устной и письменной речи учащихся,

к ведению и проверке  тетрадей учащихся начальных классов.

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение о единых требованиях к  устной и письменной речи учащихся, к ведению и проверке  тетрадей учащихся по  предметам в МБОУ «СШ №64» (далее – Положение) разработано в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», письмом Минобразования России от 19.11.98г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», письмом Минобразования России от 25.09.2000г. №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы», письмо Минобразования России от 20.04.01г. №408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период», письмом Минобразования России от 30.10.03г. №13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой», письмом Министерства образования РФ от 21 мая 2004г. №14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную», Уставом школы.

1.2. Целью принятия настоящего Положения является упорядочение деятельности учителей начальных классов.

1.3. Данное Положение принимается педагогическим советом и утверждается приказом директора школы. В случае необходимости в данное Положение могут вноситься изменения и дополнения, которые также принимаются педагогическим советом и утверждаются приказом директора школы.

1.4. Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения директором школы и действует бессрочно.

2. Количество и назначение ученических тетрадей.

2.1. Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:

Математика и русский язык:

2 тетради для текущих работ

Тетрадь для контрольных работ.

Обучающие изложения и сочинения относятся к работам творческого характера и выполняются в тетрадях для текущих работ. В 3-4 классах контрольные изложения и сочинения выполняются в тетради для контрольных работ.

2.2. Допускается наличие тетрадей по литературному чтению в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.).

п/п

Учебный предмет

Количество тетрадей

Период обучения

Комментарий

текущих

контрольных

1

Русский язык

1 класс -прописи

Нет

Период обучения грамоте

Помимо прописей, допускается наличие  1 – 2 тетрадей

2

1

1– 4 классы

  

2

Литературное чтение

Нет

Нет

1– 4 классы

  Допускается наличие  тетрадей

3

Математика

1 - 2

Нет

Период обучения грамоте

Допускается   использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

2

1

1 – 4 классы

  

4

Окружающий мир

Нет

Нет

1 – 4 классы

Допускается   использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

5

Иностранный язык (английский)

Рабочие тетради на печатной основе, входящие в УМК  

Нет

1 – 4 классы

Допускается   использование контрольных или проверочных тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

6

ИЗО

Альбом

Нет

1 – 4 классы

  Допускается   использование тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

7

Технология

Нет

Нет

1 – 4 классы

 Допускается   использование тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 

8

Музыка

Допускается использование рабочей тетради на печатной основе, входящей в УМК  

1–4

 1 – 4 классы

9

Физическая культура

Нет

Нет

1 – 4 классы

  

2.3. Учащиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12 листов.

3. Порядок ведения тетрадей.

3.1. Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

3.2. Пользоваться ручкой с пастой синего (фиолетового) цвета. Все подчеркивания выполняются простым карандашом, начертания геометрических фигур - простым карандашом. В классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют простой карандаш (для развития орфографической зоркости и выделения значимых понятий и орфограмм допустимо использование ручки зелёного цвета).

3.3. Исправлять ошибки учащимся необходимо следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией ручкой синего цвета; часть слова, слово, предложение - тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения ручкой синего цвета; не заключать неверные написания в скобки. Для исправлений категорически запрещается использование штриха, ластика.

3.4. Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку.

Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки. В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправить или подчеркнуть неправильно прописанные буквы и вынести (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке, но не более 3 строк). Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.

4. Оформление надписей на обложке тетрадей.

Тетради учащихся для 1-го класса подписывает учитель. Тетради учащихся для 2– 4-х классов подписывают сами учащиеся. Надписи на обложках необходимо оформлять по образцу.

Образец:

Тетрадь

для работ

по математике (русскому языку)

ученика 1 класса б

средней школы  №64

Иванова Олега.

Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета. Нумерация класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.

Тетради по иностранному языку подписываются на изучаемом языке. Например:

English

Galina Sedova

From 5 А

5. Оформление письменных работ по русскому языку.

5.1. Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется со 2 четверти 3 класса. Допустим индивидуальный переход на широкую линейку по усмотрению учителя в более поздние сроки.

5.2. После классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 1 см (один палец). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.

В ходе работы строчки не пропускаются.

Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.

Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.

Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.

5.3. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем. По окончании этого периода дата записывается учениками (1 декабря).

С 3 класса в записи даты писать числительные прописью: «Первое декабря.»

Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.

Например: Классная работа.

Домашняя работа.

Работа над ошибками. 

Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи): 1вариант (1 в.).

Слово Упражнение пишется полностью с 3 класса.

Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются. Допускается краткая и полная форма записи (по центру строки).

Образец: Упражнение 234. (3-4классы)

Упр.234. (1-2 классы)

5.4. В работе, требующей записи в столбик, все слова пишутся с маленькой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся. Например:

ветер

восток

песок

При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую. Например:

Ветер, восток, песок.

5.5. При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:

Глухой - глух., звонкий - зв., гласный - гл., согласный - согл., твердый - тв., звук – зв., мягкий – мягк.

существительное - сущ.

прилагательное - прил.

глагол - гл.

предлог - пр.

мужской род - м.р.

женский род - ж.р.

средний род - ср.р.

прошедшее время - пр.вр.

настоящее время - н.вр.

будущее время - б.вр.

единственное число - ед.ч.

множественное число - мн.ч.

спряжение –  I спр. (II спр.)

склонение -  2 скл.

Название падежей указывается заглавной буквой (И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.).

Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой с пастой зелёного  цвета или простым карандашом. Все подчеркивания делаются только по линейке.

5.6. При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных учителем образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.

При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.

5.7. Контрольные работы по русскому языку  выполняются в специальных   тетрадях,  предназначенных  для  этого вида  работ,  поэтому  слова «контрольная  работа»  не  пишутся:  в  тетрадях  по русскому языку записывается только   вид  работы   (например,  диктант) и строкой ниже - ее название. То  же  относится   и  к  обозначению кратковременных работ, выполняемых в текущих тетрадях.

5.8. При проверке изложений и сочинений исправляются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые и грамматические (подчеркиваются волнистой линией).

  К фактическим ошибкам (Ф) относятся существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл высказывания;

  К логическим ошибкам (Л) относятся пропуск необходимых слов, отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте, нарушение последовательности высказывания, нелепые парадоксальные суждения;

    К речевым ошибкам (Р) – употребление слов в несвойственном ему значении, повторение одних и тех же слов, нарушение лексической сочетаемости слов, употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной окраски, употребление диалектных, просторечных слов, неправильное словоизменение или словообразование, ошибки в построении словосочетаний и предложений.

5.9. При оценивании сочинений и изложений, выставляется две отметки: одна - за содержание, вторая - за грамотность. Критерии оценки такие же, как и при оценке диктанта.

6. Оформление письменных работ по математике.

6.1. Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа).

Дату нужно записывать посередине. В записи даты писать числительные цифрой: 1 декабря. 

Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.

Например: Классная работа.

Домашняя работа.

Работа над ошибками. 

Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи): 1вариант (1 в.).

6.2. Между видами упражнений в классной и домашней работе отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток. В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм).

6.3. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).

6.4. В тетрадях отмечаются номер заданий. Все номера заданий пишутся посередине строки. Слово «Задача» не пишется. Все записи математических выражений, все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству  записываемых символов.

6.5. Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы, допускается их неполная запись (по начальным буквам). Например:

Маленькие- 7 м.

Большие - 3м.

?

М.-7 м.

Б.-3 м.

http://oo1e.mail.yandex.net/static/67fdd0a9f31c44d4b60426afa190e5ea/tmpj_n5bJ_html_66a21c49.gif

?

6.6. Существует несколько форм записи решения задач:

а) по действиям, выражением, уравнением.

Ответ пишется полный: Ответ: всего купили 10 мячей. 

б) по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса

Ответ пишется кратко: Ответ:10 мячей.

Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением.

Допускается запись условия задачи в виде рисунка, графического изображения и таблицы. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.

6.7. При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:

  • записать выражение полностью;
  • указать цифрами над знаками порядок действий;
  • расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
  • записать окончательное значение выражения;
  • при вычисления многозначных чисел использовать письменный приём вычислений.

Например:

           3      1    4          2

3450 – 145 * 2 + 1265 : 5 = 3413

1)145*2= 290                          2) 1265 : 5= 253

3) 3450 – 290 = 3160              4) 3160 + 253=3413

6.8. Образец оформления сложных уравнений.

Х+ 56*2= 638

Х+112=638

Х=638-112

Х=526

526+56*2=638

           638=638

Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.

6.9. При оформлении записи задач геометрического типа все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения нужно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным и письменным шрифтом буквами латинского алфавита.

А               В

D              С

Слова длина, ширина прямоугольника допускается обозначать кратко латинскими буквами а и в. Например: Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.

Образец краткой записи и решения задачи:

Длина –12 см

Ширина – 6 см

Периметр -? см

Площадь - ? см2

(12+6)*2=36 (см)

12*6=72 (см2)

Ответ: периметр - 36 см, площадь -72 см2. 

а = 12 см

в = 6см

Р = ? см

S = ? см2

(12+6)*2=36 (см)

12*6=72 (см2)

Ответ: Р = 36 см, S = 72 см2.

6.10. При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования:

  • записывать только ответы в строчку, отступая одну клетку
  • рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.

Образец: 675     564     на 78     в 7 раз        

6.11. При сокращении наименований международных единиц измерений точки не ставятся.

Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.

6.12. При решении задач на движение, допустимо использование формул нахождения скорости, времени и расстояния, обозначая их латинскими буквами (t, S, V). При сокращении наименования скорости движения использовать обыкновенную дробь, где в числителе – наименование единицы расстояния, а в знаменателе – наименование единицы времени. Например, 

км

ч

7. Порядок проверки тетрадей.

7.1. При оценке учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы», Положением о системах оценивания и нормах оценок по предметам, принятым в МБОУ «СШ №64».  

7.2. Учитель соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:

  • ежедневно проверяет все классные и домашние работы учащихся;
  • своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ; проверяет контрольные диктанты и контрольные работы по математике к следующему уроку;
  • работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях, как для текущих, так и для контрольных работ. Ежедневная работа над ошибками в текущих тетрадях должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день;
  • тетради на печатной основе проверяются не реже 1 раза в учебную четверть, в остальное время допустимо использование выборочной проверки у некоторых учащихся, само- и взаимопроверки.

7.3. Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку.

7.4. Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Оценки  учителем выставляются аккуратным, красивым почерком.

7.5. Для поддержания мотивации обучения и повышения детской успешности, при проверке текущих тетрадей учитель вправе поставить за работу ученика прочерк или «См», если работа выполнена на недостаточном уровне.

8. Количество контрольных работ в начальной школе.

8.1. Количество контрольных работ в начальных классах определяется в соответствии с календарно-тематическим планированием учителя, но не реже 1 раза в четверть.

8.2. Словарные диктанты по русскому языку проводятся 1 раз в 2 недели. Объём диктанта:

Класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Количество слов в диктанте

8 слов

10 слов

12 слов

15 слов

Критерии оценки словарных диктантов

«5»- без ошибок и исправлений

«4» - 1 ошибка, 1 исправление

«3» - 2 ошибки, 1 исправление

«2» - более 3 ошибок

8.3. Контрольные списывания по русскому языку проводятся во 2 – 4 классах не реже 1 раза в четверть. Объём списывания:

Класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Количество слов в списывании

35 - 40 слов

55 - 65 слов

75 - 80 слов

Критерии оценки

«5»- без ошибок и исправлений

«4» - 1 ошибка, 1 исправление

«3» - 2 ошибки, 1 исправление

«2» - более 3 ошибок

8.4. Критерии оценки техники чтения:  

В 1 классе в конце года дети должны читать 25—30 слов в минуту при слоговом, плавном, правильном чтении. В 1 классе используется только устная оценка результатов.

Отметки

Класс

«5»

«4»

«3»

«2»

I полугодие

IIполугодие

1 полугодие

11 полугодие

I полугодие

IIполугодие

I полугодие

11 полугодие

2

Не менее 35 слов

Не менее 50 слов

Не менее 30 слов

Не менее 45 слов

Не менее 25 слов

Не менее 40 слов

Не менее 20 слов

Не менее 30 слов

3

Не менее 60 слов

Не менее 75 слов

Не менее 55 слов

Не менее 70 слов

Не менее 50 слов

Не менее 65 слов

До 35 слов

До 50 слов

4

Не менее 80 слов

Не менее 95 слов

Не менее 75 слов

Не менее 90 слов

Не менее 70 слов

Не менее 85 слов

До 60 слов

До 75 слов

9. Требования к устной речи учащихся.

9.1. Требования к речи учащихся

Учащиеся должны уметь:

- излагать материал логично и последовательно.

- отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;

Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т.д.

9.2. Особенности оценивания устной речи учащихся. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе - рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы: неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о конкурсе "Ученик года"

Положение о конкурсе «Ученик года» среди учащихся начальных классов. Цель:  выявление учащихся, самореализующихся в учебной и внеучебной деятельности;  дать учащимся возможность проявить свои...

Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1-х классов

 Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок,форм, порядка и периодичности промежуточнойаттестации обучающихся. Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании»Модернизация содержания обр...

Положение о портфолио ученика начальной школы

Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....

Положение о школьном методическом объединении учителей начальных классов

МО учителей начальной школы - структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом....

Положение военно-патриотической игры Зарница

Положение о проведении игры Зарница...

Положение об ученическом самоуправлении

 Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права...

Положение о Фестивале учебных проектов

Настоящее положение разработано в соответствии с планом методического объединения школы, на котором в течение 2010-2011 учебного года проводится изучение  методического вопроса «Внедрение  и...