Урок русского языка в 4 классе (УМК «Перспектива»)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка в 4 классе УМК "Перспектива" по теме: " Правописание глаголов на -тся и -ться".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksandrova_n.v._urok_russkogo_yazyka_.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Александрова Н.В., учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода  им. Ф.С. Хихлушки

Урок русского языка  в 4 классе (УМК «Перспектива»)

Тема:  Правописание глаголов на -тся и -ться. 

Цель: развивать умения обосновывать правильность написания изученных орфограмм, распознавать форму 3-го лица и неопределенную форму возвратных глаголов.

Задачи:

Личностные: Осознавать себя как индивидуальность
и одновременно как членов общества; признавать общепринятые морально-этические нормы.

Регулятивные: осуществлять самооценку работы на уроке, действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

Познавательные: уметь выделять орфограмму, выдвигать гипотезы и их аргументировать , выполнять  логическую операцию сравнения

Оборудование: «Русский язык: Учебник для 4 класса», авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, электронное приложение к учебнику  Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой, индивидуальные карточки для работы в парах, индивидуальные задания для работы в группах.

п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Этап мотивации к учебной деятельности.

Мы начинаем урок русского языка. Мне хочется, чтобы каждый из вас после урока мог сказать так:

«Сегодня я искал, творил,

Знания новые открыл,

Научился применять,

И задания выполнять»

– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)

Дети отвечают на вопросы.

2.

Этап актуализации учебного действия

Словарно-орфографическая работа

Словарный диктант:

1вариант:  автомобиль, беседа, тревожиться, правительство, экскурсия, стакан, вокзал, календарь, хлебороб инженер

2 вариант: пассажир, беседовать, тревога, председатель, путешествие, кастрюля, , билет, салют, сеялка, агроном.

 Были ли допущены ошибки, в каких слова?

Какое слово «лишнее»? Почему ?

 Тревожиться, беседовать)

Что вы знаете о глаголе? ( блиц опрос)

Работают в паре ( диктуют слова по очереди и записывают)

Взаимопроверка.

Сверяют с образцом на карточке.

Дети отвечают на вопросы.

3.

Самоопределение к деятельности

Прочитайте пословицу.    

   Учиться всегда пригодится.

  - Как вы её понимаете?

 Сравните глаголы. Что вы заметили ?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке ( Правописание глаголов на тся и ться)

Сформулируйте цели урока.

Дети отвечают на вопросы,

 называют тему  и цель урока.

4.

Работа по теме урока.

1.Работа по учебнику
Упр.170 с.103  

Прочитайте первые 2 предложения. Произнесите выделенные слова.

( Слова произносятся одинаково)

Поставьте вопросы к выделенным словам.   Что вы заметили?

Сделайте вывод: когда в глаголах мы пишем -тся, а когда –ться?

 (На доске составляется схема)  

                -тся                     -ться

Что делает?                    Что делать?

Что делают?

Что сделает?                  Что сделать?

Что сделают?    

3 л, ед.ч., 3 л. мн.ч.        неопределенная          

                                        форма глагола   

 Проверим по учебнику. Что нам об этом говорит профессор Иван Иванович.

Определите насколько вам понятна тема урока на 1 шкале, поставьте точку карандашом.

Дети отвечают на вопросы.

 ( На конце слов тся и ться произносятся одинаково, пишутся по разному)

1 способ: Если в вопросе есть ь – то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь – пишем –тся.

2. Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе –ться. Если глагол стоит в 3-ем лице, то пишем –тся.

Читают по учебнику

правило.

5.

Закрепление по теме урока

 Работа с учебником :Упр.171 с.103.  ( у доски)

 Выпишите глаголы, поставьте к ним вопросы, подчеркните орфограмму.

Допишите по 2 глагола самостоятельно.

Сделайте вывод по этому упражнению.

Читают задание.

Работают самостоятельно.

Самопроверка.

6.

Физминутка

Раз -подняться, потянуться,

Два- согнуться, разогнуться,

Три- всем дружно покачаться,

На четыре -покружиться,

Пять - всем дружно наклониться,

Шесть - опять начать трудиться.

7.

Работа по теме урока.

Сравните глаголы:

одевать — одеваться

научить — научиться 

-В чём сходство и различие каждой пары глаголов?

-С помощью какого суффикса образованы выделенные глаголы?

На кого направлено действие, обозначенное глаголом одеваться, научиться?

Как вы думаете, как могут быть названы такие глаголы? ( Образуйте от глагола возвращается прилагательное)

Глаголы с суффиксом ся называются возвратными

Перед суффиксом -ся в возвратных глаголах неопределённой формы всегда пишется мягкий знак (ь): и ся входит в основу слова.

глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет

8.

Игра «Бумеранг»

Ребята, какое важный праздник приближается? ( День Победы) 71 годовщина Победы в ВО войне.

Сегодня мы поучаствуем в военной эстафете. Какими качествами обладают бойцы, герои ?

Я думаю такие качества есть и у вас. Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.

Задание по рядам ( по вариантам)

Послушайте внимательно задание .

( По команде вы начинаете работать, каждый ученик работает с одним словом)

1 вариант                          2 вариант

  сражат..ся,                      сражают..ся

  ошибат..ся                       трудит…ся                        

  дождат..ся                        вернёт..ся                    

  надеят..ся                         радует...ся                                    

  добит..ся                          стремят..ся

Что вы заметили? Сделайте вывод.

Выполняют задание

Работают в группах, последний ученик прикрепляет лист на доску.

 

9.

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.

 Р.т. С.67 Упр.105., 107  Задание по выбору (разные уровни)
-
Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 1.  Упр.105
-
Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, ваш уровень 2. (Упр.107)
Проанализируйте свою работу на уроке.

Выполняют задание

зачитывают

10.

Итог урока

Рефлексия

 Какова была цель урока?

 -Мы её достигли?

– Чему научились на уроке?

 – Что было трудным на уроке?

 – Что было для вас самым интересным на уроке?

  Кто на уроке старает…ся,

  У того всё получает…ся.

  Если не будешь стремит…ся,

  Нечем будет гордит…ся!

Отвечают на вопросы, делают вывод.

11.

Домашнее задание

С. 103 Правило,  Упр.173


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по программе "Перспектива"

Урок русского язвка во 2 классе по программе "Перспектива", по теме: "Безударные гласные"...

Конспект урока русского языка по УМК "Перспектива" для 3 класса: «Девять правил орфографии. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН»

Конспект урока русского языка для 3 класса по УМК "Перспектива": «Девять правил орфографии. Правописание буквосочетаний  ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН», разработанный с применением игровых, информац...

Конспект урока русского языка «Словосочетание» (УМК "Перспектива"4 класс)

Цель: повторение темы «Словосочетание», умение выделять словосочетания из предложения.Тип урока: повторение пройденного.Планируемые результаты: - устанавливать смысловую и грамматическую с...

Технологическая карта урока русского языка "Окончание" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель деятельности учителя:формирование понятия об окончании, умение находить и выделять окончание слов.Задачи урока:Дидактические:1) дать определение понятия «окончание»;2) учить изменять ...

Технологическая карта урока русского языка «Глагол» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся представления о глаголе как части речи и о числе глаголов.Задачи урока:    Дидактические:1. Познакомить обучающихся с понятием глагола как части речи.2....