«Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и о – беглые гласные».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель: создать условия для формирования представлений о понятии "чередование гласных в корне", развивать умение находить эти гласные.
Учебные задачи:
Направленные на достижение предметных результатов:
1. Формирование представления о беглых гласных посредством наблюдения за словами;
2. Вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах;
3. Развивать орфографическую зоркость.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
1. Использование различных способов обработки, анализа, передачи информации;
2. Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной формах;
3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.
Направленные на достижение личностных результатов:
1. Формирование уважительного отношения к иному мнению;
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cheredovanie_zvukov_v_korne_slova_vidimoe_na_pisme._e_i_o_-_beglye_glasnye.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и о – беглые гласные».
Класс: 3 "В"
Цель: создать условия для формирования представлений о понятии "чередование гласных в корне", развивать умение находить эти гласные.
Учебные задачи:
Направленные на достижение предметных результатов:
- Формирование представления о беглых гласных посредством наблюдения за словами;
- Вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах;
- Развивать орфографическую зоркость.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
- Использование различных способов обработки, анализа, передачи информации;
- Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной формах;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.
Направленные на достижение личностных результатов:
- Формирование уважительного отношения к иному мнению;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: учебник, рабочая тетрадь.
Материалы для учителя: учебник, презентация, технологическая карта.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (формируемые на данном этапе урока) |
1. Этап мотивации (самоопределения) | Слайд Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. Здравствуйте ребята. Садитесь. | Приветствуют, садятся на места. | Личностные : личностное самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия | Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Слайд Вкус у ягоды хорош, Но сорви ее поди – ка: Куст в колючках, будто еж, Вот и назван … (ежевика) Немытое в рот Ни за что не возьмет. И ты будь таким, Как чистюля … (енот) - С какой буквы начинаются эти слова? Что вы можете сказать про букву Е в данных словах? Какие? - Запишите, продолжив закономерность Е ее Е е Е ее Е е - Прочитай пословицу, объясните смысл. Слайд Есть терпенье – будет и уменье. Запишите в тетрадь с красной строки. Какие орфограммы вы видите в этом предложении. Вспомните, когда пишется в словах разделительный ь. Подчеркните орфограммы. | Записывают число, классная работа. Называют словечко. - Ежевика - Енот - Слова начинаются с буквы е. Она даёт 2 звука [й] и [э] - Записывают Нужно быть терпеливым. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
Словарная работа | Приготовьтесь к словарному диктанту. Какая буква «убежала»? Слайд Запишите словарные слова с красной строки: победа, чувство, космос, космонавт, аптека, орех, и новое словарное слово однажды. Поставьте ударение, какие буквы надо запомнить? | Записывают словарные слова, на доске вставляют буквы. Надо запомнить о, д и ж. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
Посмотрите на экран и скажите, что есть общего в словах? Слайд На экране слова рука-ручка, снег-снежок, река-речка. Выделите корень? Чем различаются корни в первой паре слов? Как в русском языке называется такое различие звуков? Почему происходит чередование звуков? | У всех слов есть корень. Различаются звуками на конце корня. Чередованием. Такое чередование возникает при образовании новых слов. | Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата. | |
3. Этап локализации индивидуальных затруднений | Сравните формы одного и того же слова. Сон-сна; день-дня. Слайд Запишите эти пары слов. Определите падеж слов. Выделите корень сначала у слова в И.п., а потом у слова в Р.п. Миша тоже выполнял это задание и пожаловался, что не может быть у слов такие корни –сн- и –дн-. А вы как думаете, ребята? Давайте посмотрим, что получается: Слайд [о] [-] [э] [-] Сон – с_на; день – д_ня. В начальной форме в корне слова есть гласный звук, а в другой форме его нет. Корень в разных формах каждого слова один и тот же! Просто в нём есть чередование звуков. В формах с[о]н – с[-]на звук о чередуется с нулевым звуком: [о] / [-], [э] / [-] Куда же девается звук? Это явление так и называется: беглые гласные в корне слова! Корень в таких случаях нужно смело выделять, помня про беглый гласный. Выделите корни слов. | Что? Сон – И.п., нет чего? сна –Р.п. Что? Пень – И.п., нет чего? пня –Р.п. Слушают объяснение учителя. Гласные убегают. Выделяют. | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений | Ребята, давайте уточним тему урока. Слайд На экране тема «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и о – беглые гласные». Что вы сегодня узнаете на уроке и чему должны научиться? | Беглые гласные. Должны узнать, что такое беглые гласные, какие они бывают, учиться определять беглый гласный в корне, правильно записывать букву беглого гласного. | Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
5. Этап обобщения затруднений во внешней речи | Попробуйте правильно выделить корни в словах с беглым гласным: ров-рва, пень - пня. Слайд Что такое ров? А вы заметили, какими буквами на письме обозначаются беглые гласные звуки? Запомните: это всегда буквы е или о! Как правильно написать слово ветер или ветир? -Чтобы никто не делал таких ошибок, мы познакомимся с правилом. Откройте учебник на странице 127. Прочитайте правило. Слайд | Корень –ров-, -рв; пень -, пн-. Отвечают на вопрос, опираясь накартинку. Буквами е или о. | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации. |
6. Физминутка | Какой праздник нас ожидает накануне? Давайте отправимся с вами в космос. Под музыку повторять движения учителя. Слайд | День космонавтики. Выполняют физминутку. | Личностные: здоровьесбережение. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | А чтобы закрепить полученные знания, выполним упражнение 144. (Первые четыре слова разбираем вместе, а остальные слова самостоятельно). Снизить тревожное состояние у обучающихся, создать атмосферу благополучия и спокойствия. Дальше выполняете работу в парах. Проверка (Нет дятла) дятел, (нет ногтя) ноготь, (нет камня) камень, (нет ливня) ливень. Слепень, локоть, полдень, коготь, клубень, уголь, кашель, танец, ситец. Лёгкая орфограмма? Не спешите с выводом. Часто эта орфограмма появляется у существительных в форм мн.ч. Как, например, писать много шиш(е/и)к, много дос(а/о)к? Напишите эти слова столбиком, а рядом его начальную форму. Выдели корни и сравни. Есть ли беглый гласный? Если есть – вы знаете, какую букву писать! Расскажите правило своими словами. А теперь уточним его, изучив содержание плаката. | Работают у доски и в парах. Записывают слова, выделяют корни, сравнивают. Выводят правило и сравнивают с учебником. | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации. |
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Над какой темой мы работали? Слайд - Какова была цель урока? - Вы довольны своей работой? Ответьте на вопросы (на слайде) | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 касс...
Конспект урока русского языка «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О - беглые гласные» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗКАТема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О - беглые гласные»Цели деятельности учителя: формирование знаний о беглости гласных...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...
Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках ...
Конспект урока русского языка "Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки." 3 класс
Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в корне беглым; формирование умения выделять корни в словах с таким че...
Урок русского языка в 3 классе по теме "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки" (УМК «Перспективная начальная школа»)
Предмет: русский язык Класс: 3 аТема урока: Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки (УМК «Перспективная начальная школа»)Тип урока: Урок ...