Конспект АМО-урока
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Факультет образования взрослых - www.train2.ru
Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО
Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация | ||
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) | Учитель начальных классов МБОУ ВСОШ№2 Антоненко Елена Владимировна | |
Предмет | Русский язык | |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 2 «А» класс, общеобразовательный, 22 человека | |
Продолжительность урока (занятия) | 45 мин | |
Методическая информация | ||
Тема урока /занятия | Развитие речи. Слова-антонимы. | |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова «Русский язык» 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» | |
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | Урок ознакомления с новым материалом. Данный урок взаимосвязан с предыдущим уроком, на котором дети знакомились со словами – синонимами и со следующим, на котором дети будут развивать умения находить среди слов синонимы и антонимы. | |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | Во 2 «А» классе 22 обучающихся: 10 девочек и 12 мальчиков. Большинство детей проявляют на уроках интеллектуальную активность, заинтересованность процессом и результатом учебной деятельности. Самостоятельность в работе над учебными задачами проявляют большинство учащихся. Они умеют работать по плану, использовать памятки, алгоритмы. Смена видов деятельности, положительная мотивация позволяют удерживать внимание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности. Большинство обучающихся в классе - это аудиалы и визуалы. Работая в группах или парах, учащиеся помогают друг другу сравнивать, выделять главное, ставить и разрешать проблемы. Трудности в учёбе испытывают трое учащихся. Слабая развитость личностных и регулятивных универсальных действий требует их индивидуального сопровождения. Анализируя первый год обучения, можно сделать следующие выводы. Это уже коллектив, над сплочением которого нужно продолжать работать. Отмечу доброжелательные отношения мальчиков и девочек. Весь класс принимает активное участие в общешкольной жизни. Формальных лидеров в классе двое. Они положительно влияют на учащихся класса. “Отверженных” учащихся в классе нет. | |
Цели урока/ занятия | Создать условия для ознакомления с понятием "антонимы"; способствовать развитию умения осуществлять подбор антонимов, использовать антонимы в тексте, определять значение слова с помощью словаря. | |
Задачи урока/ занятия | Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы»; учить использовать в речи антонимы; познакомить обучающихся со словарем антонимов. Развивающие: содействовать развитию речи обучающихся, лексического внимания, орфографической зоркости; способствовать обогащению словаря обучающихся. Воспитательные: создать условия для воспитания прилежания, трудолюбия, воспитание коммуникативности. | |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия | Планируемые результаты (предметные) - объясняют понятие «антонимы»; осуществляют подбор антонимов; используют антонимы в устной и письменной речи. УУД (метапредметные) П - умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Р - оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге. К - формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; умеют задавать вопросы. | |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Антонимы. Использование антонимов в тексте. Имена существительные. Словарь антонимов. |
Подробный конспект урока/занятия | ||||||||||
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Инициация | Создание благоприятного эмоционального начала урока Создание ситуации выбора и доверия на уроке для повышения его мотивации | 1 мин | Добро в ладошках | заимствованный | Цели и задачи метода: создание атмосферы дружелюбия и симпатии, положительного настроя на работу Дети соединяют ладоши, собрав в них свое добро и передают его соседу. | Добрый день, ребята! -Сегодня у нас с вами урок развития речи. Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. А теперь соедините свои ладошки, собрав в них свое добро и передайте его соседу. | -Личностные -формировать мотивацию к обучению и познанию; проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя | -Социальная: способность относиться к окружающим с уважением и добротой | Интересное начало урока. |
Вхождение в тему урока (определение целей урока) | Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения | 4 мин | Разгадывание кроссворда | адаптированный | Цель: сориентировать детей в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Кроссворд со словарными словами. Ключевое слово - антонимы. | -А теперь, ребята, давайте разгадаем кроссворд и узнаем какова тема сегодняшнего урока. Дети разгадывают кроссворд и находят ключевое слово - антонимы. -Прочитайте тему урока и сформулируйте учебную задачу урока, работая в зонах малой активности. Презентация на основе стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» (нахождение слов- антонимов и наблюдение за ними) | -Регулятивные: умение определять и формулировать учебную задачу на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке (действие по алгоритму). | -Коммуникативная: способность к речевому общению и умение слушать. -Информационная: способность читать кроссворды -Учебно-познавательная: способность применять опорные знания по предыдущим темам; | Активизация мыслительной деятельности Обучающиеся сами формулируют учебную задачу | |
Определение ожиданий и опасений обучающихся | Концентраци внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки | 4 мин | Фруктовый сад | заимствованный | Цель: результаты применения метода позволят учителю лучше понять класс и каждого ученика, опасения и ожидания детей. Предварительная подготовка: приготовить плакаты с деревьями, вырезать карточки с фруктами. Проведение: На доске плакаты с деревьями «Яблоня» и «Лимонное дерево». У каждого учащегося есть плоды (лимоны и яблоки), готовы маркеры для записи. Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают от урока и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. После того, как все ученики запишут свои опасения и ожидания на фруктах и прикрепят их к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений. | Свои опасения и ожидания учащиеся пишут на карточках с фруктами. | -Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. -Социальная | - Коммуникативная: умение осуществлять продуктивное взаимодействие
| Создание психологически- комфортной обстановки. | |
Фаза 2 «Работа над темой» | Инпут | Сообщение нового материала | 10 мин | Кластер | заимствованный | Цель: Сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер- гроздь, схема, наглядная таблица. На основе изученного материала по теме «Слова-синонимы» аналогично учащиеся составляют кластер «Слова-антонимы»
| Учитель организует работу с рубриками «Давай подумаем», «Обрати внимание», «Из истории языка» Работа со словарем. Нахождение в толковом словаре слова «антонимы» и ознакомление с его значением. Знакомство со словарем антонимов. Приведение примеров из словаря. Выполнение упражнения №1 Дети выписывают из пословиц антонимы. Построение кластера (аналогичную работу дети выполняли по теме «Слова-синонимы») Выполнение упражнения №2 Необходимо подобрать антонимы к словам - белый, далеко, брать, друг. Записать пары слов. Учитель предлагает поиграть. Дети досказывают пропущенные слова. Игра «наоборот», Нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «наоборот». Скажу я слово высоко, А ты ответишь низко. Скажу я слово далеко, А ты ответишь… Скажу я слово потолок, А ты ответишь… Скажу я, слово потерял, И скажешь ты… Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты… Теперь начало я скажу, Ну, отвечай…! | -Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. -Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения. | -Учебно-познавательная: способность применять опорные знания по предыдущим темам; моделирование изучаемого содержания. -Интеллектуальная: развитие способности выполнять логические операции. -Социальная: умение включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослым, умеет сдерживать себя, управлять своим поведением. | Систематизация полученных знаний |
Проработка содержания темы | Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК | 17 мин | Автобусная остановка | Заимств заимствованный ованный | Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах Количество участников: весь класс Необходимые материалы: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчарта), фломастеры. Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы. Участники разбиваются на группы по числу вопросов (3 группы по 7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы. | Задание для 1 группы Выполнение упражнения №3 К словам первого столбика подобрать подходящие антонимы из второго столбика. Записать пары слов. молодой старость весело южный север юг веселый грустный молодость грустно северный старый Аналогичные задания даются 2 и 3 группе (слова подбираются другие) | -Регулятивные: умение оценить свое участие в работе группы. -Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. -Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. | Компетенция построения эффективного группового взаимодействия -Интеллектуальная: развитие способности выполнять логические операции. -Социальная: умение включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослым, умеет сдерживать себя, управлять своим поведением. -Учебно-познавательная: способность передать свои знания в ходе выполнения задания; - Коммуникативная: умение осуществлять продуктивное взаимодействие | Включение в урок групповой работы. | |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Эмоциональная разрядка | Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии | 5 мин | Земля, воздух, огонь и вода | заимствованный | Цель: повысить уровень энергии в классе. Численность – весь класс. Проведение: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом. Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
| Учитель дает команду. Ученики изображают одно из состояний- воздух, землю, огонь или воду. | |||
Рефлексия | Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения | 4 мин | Ромашка | адаптированный | Цель: эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока Численность- весь класс Предварительная подготовка: Цветок ромашки с лепестками, вырезанный из бумаги. На обратной стороне лепестков - вопросы по теме урока «Антонимы» Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестков. | Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестков. Учитель оценивает работу класса на уроке, отмечает обучающихся, которые весь урок работали плодотворно, подбадривает тех, у кого возникли затруднения на различных этапах урока. Домашнее задание дифференцированное (базовый уровень - Упр.№4 стр.63; повышенный уровень - Найти и записать пословицы, в которых употребляются антонимы. | -Регулятивные умение оценить свое участие в работе на уроке | -Коммуникативная: умение правильно выполнять самооценку, взаимооценку; -Социальная: развивать умение честно доказывать свое мнение, опираясь на свои знания.
| Заполнение карты интеллектуала. |
Аналитическая информация | |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);
b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология
| Поставленной цели урок достиг, были созданы условия для формирования предметных и метапредметных действий. Урок проводился во 2 классе, а для данного возраста учащихся характерна игровая форма обучения. Поэтому применялись такие АМО как «Разгадывание кроссворда», «Фруктовый сад», «Кластер», «Автобусная остановка», которые дают возможность быстро включиться в процесс познания, мотивируют на активную деятельность, сопутствуют формированию познавательных и учебных действий. Использование презентации, методов групповой формы работы, игры, способствовали раскрытию темы и усвоению материала. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей личности. Этот урок построен так, чтобы знания были у учащихся актуальные. Ученики могли осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни. В течение всего урока у учащихся формировались коммуникативные действия в парах, группах, коллективе. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | Планируемые результаты (предметные) - объясняют понятие «антонимы»; осуществляют подбор антонимов; используют антонимы в тексте. УУД (метапредметные) П - умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Р - оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге. К - формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; умеют задавать вопросы. Способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. Всем учащимся понятна новая тема урока. Все учащиеся, даже самые слабые, были активны и увлечены работой. Многие проявляли инициативу и самостоятельность. Доброжелательная обстановка сохранялась на протяжении всего урока |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | На уроке создавались условия для формирования познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий: • деятельностных, ( «Кластер», «Автобусная остановка») • компетентностно-ориентированных (развитие творческого мышления, умения видеть, сформулировать и решить проблему, использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации) • информационно-коммуникативных (наглядность, раздаточный материал, работа в группах, коллективная работа); • здоровьесберегающих (равномерное распределение различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминуткой) • духовно-нравственное развитие (АМО «Добро в ладошках» в начале урока позволил развить способность учащихся относиться к окружающим с уважением и добротой. |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО | |
Методическая ценность урока/занятия | Урок с использованием АМО способствует повышению его эффективности, рациональной организации учебной деятельности. |
Дополнительная информация | |
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Использование интерактивной Smart доски для актуализации (кроссворд ключевое слово - антонимы) Использование презентации в программе Power Point на основе стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Плакаты с деревьями «Яблоня» и «Лимонное дерево» Плоды ( вырезанные из бумаги лимоны и яблоки), Листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчарта), фломастеры (для организации групповой работы - АМО «Автобусная остановка») Цветок ромашки с вопросами на обратной стороне лепестков (Рефлексия) |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | Технологические карты уроков по учебнику С.В. Иванова «Русский язык» Копилочка АМО Методические рекомендации для учителя к учебнику «Русский язык» 2 класс С.В. Иванов Электронный курс «Активные методы обучения - Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru |
Примечания автора/ов | Урок развития речи может быть универсальным и использоваться с другими УМК. |
______________________________________________
© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013
© Образовательный портал «Мой университет, 2013
© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...
Конспект интегрированного урока математики + окружающий мир Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Тип урока: Урок - закрепление знаний.
Предлагаю вам конспект интегрированного урока - путешествия в математический лес "Сложение и вычитание в пределах 10". Данный материал будет полезен учителям начальной школы.Урок разработан ...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...