Изучение темы "Глагол" в 4 классе с учетом межпредметных связей
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме

Измайлова Марина Николаевна

Самая трудная тема для младших школьников по русскому языку- это "Глагол". Предлагаю вашему вниманию дополнительные упражнения по этой теме. Данные задания можно использовать  для самостоятельной работы ученика, для закрепления и повторения знаний по теме "Глагол" в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_dlya_izucheniya_temy.docx171.32 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал для изучения темы "Глагол" в 4 классе                                   с учетом межпредметных связей

Глагол

№1

Выпиши из сказки глаголы.

                  ...Тут камыши раздвинулись и показались лебеди. Они построили своих малышей цепочкой и отправились на прогулку по озеру. Гусёнок пристроился к ним сзади.

                   Проплыли круг, другой и выбрались на берег, чтобы пощипать травку.

                   Насытившись, лебеди принялись веселиться - завели песни и пустились в пляс. Они хлопали над головами большими белыми крыльями и затейливо перебирали лапками.

                                                               (По Наки Исанбет)

Изменение глаголов по временам

№1

Прочитай. Измени глаголы так: в тексте об осени поставь глаголы в прошедшем времени; в тексте о зиме - в настоящем; в тексте о весне - в будущем времени.

                      Осенью стоять ненастные дни. Целыми днями моросить дождь. Земля промокнуть. Ветер сорвать с деревьев последние листья. Певчие птицы покинуть родные края.

                   Зимой дуть холодные ветры. С неба падать пушистые хлопья снега. Спать лес, замёрзнуть река.

                 Скоро наступить весна. Солнышко растопить снег. Зацвести подснежники. Прилететь птицы и вить гнёзда.

№2

Спиши отрывок из татарской народной сказки. Укажи время глаголов.

        Пожалел старый вяз Гульчечек.http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=15544151-66-72

 Раскрыл своё дупло, в котором белка         

зимой орехи прятала, в котором сова

днём отдыхала. Гульчечек забралась

в дупло и притаилась там.

               Подбежала убыр к вязу. Стала

землю когтями царапать, стала выть и рычать.

Всю ночь от вяза не отходила. А Гульчечек

 сидит в дупле и голоса не подаёт.

        (По татарской народной сказке)

№3

Спиши. Укажи время глаголов.

Два лентяя

                 Жили-были два таких лентяя, каких свет не видывал. Лежали они как-то под яблоней. Один из них сказал:

-Яблоко, созрей, упади мне в рот скорей!                http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=405094527-59-72

Второй заметил:

-Э, и как тебе не лень говорить целый день!

(Народный юмор)

Неопределённая форма глагола

№1

Прочитай. Когда так говорят?

                       Вставать с первыми петухами, бежать сломя голову, прийти с пустыми руками, наговорить с три короба, считать ворон, прочитать от корки до корки, писать как курица лапой, дрожать как осиновый лист, держать язык за зубами, ходить на голове, палец о палец не ударить.

Спиши. В глаголах неопределённой формы выдели суффиксы -ть, -ти.

Составь с одним из сочетаний предложение.

№2

Спиши отрывок из сказки. Укажи время глаголов.

        ...Солнце скрылось далеко за горизонтом - степь быстро погрузилась в темень, а на небе мерцают звёзды. Луны ещё нет, она доживает последние дни и всплывёт не скоро, потому и ночь непроглядная такая.

                   Учитель вышел из шатра и прислушался. Ни звука вокруг. Он решил дождаться полночи - сон в эту пору крепкий...

                                                                 (Амирхан Еники)

Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)

№1

Поставь (устно) к данным глаголам местоимения 1,2 или 3-го лица.

                   Встаём, пою, ищут, метёт, говорите, даёшь, строят, любим, готовлю, метёшь,  берегут ,велит, сверкают, красим, платит, плачет, летим, наблюдают, печёт, греет.

Спиши глаголы. Укажи лицо и число. Выдели окончания.

Составь и запиши предложения с глаголами сверкают, блестят.

№2*http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=28816440-09-72

Прочитай. Что значит слово коллектив?

        Коллектив может сделать многое. В коллективе        

 все болеют за общее дело, помогают друг другу.

 "Один за всех, все за одного" - есть такое хорошее

 правило у советских людей.

        Если у тебя будут трудности или неудачи,

 тебе всегда поможет коллектив. Будь и сам

хорошим товарищем: честным, добрым, справедливым.

(По Ю.Гагарину)

Спиши. Подчеркни в словах буквы, которые перед написанием надо проверять.

Над глаголами в настоящем времени укажи их число и лицо.

Подумай, в каком значении употреблён выделенный глагол. Подбери к нему другой глагол, близкий по смыслу. Разбери выделенный глагол по составу.

№3

Прочитай. Напиши ответ на каждый вопрос.

1)Где ты живёшь? 2)С кем сидишь за одной партой? 3)С кем ты дружишь? 4)Что ты делаешь в свободное время? 5)Какие книги ты любишь читать?

Выдели окончания глаголов 2-го лица единственного числа.        

I  и II спряжение глаголов

№1

Прочитай. Найди глаголы, назови ударные и безударные окончания. Определи спряжение.

                  1.Пчела за данью полевой летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют. (А.Пушкин)  2.Как молоком облитые, стоят сады вишнёвые, тихохонько шумят... Шумит тростинка малая, шумит высокий клён. (Н.Некрасов) 3.Облака в синеве белым стадом плывут, журавли в облаках перекличку ведут. (И.Никитин)

Спиши. Выдели окончания глаголов, укажи лицо и спряжение.

Проверь (устно) выделенные гласные корня.

№2

Прочитай, вставляя пропущенные окончания глаголов.

                    1.Ветер весело шумит (II спр.,3л., ед.ч), судно весело беж...  . (А.Пушкин) 2.Нетрещ...  морозы в заповедном бору, у сосны и берёзы не грыз...  кору. (С.Маршак) 3.Птички солнышка  жд... , птички песни по...  . (И.Никитин) 4.Пушки с пристани пал...  , кораблю пристать вел...  . Приста... к заставе гости. Князь Гвидон зовёт их в гости. (А.Пушкин) 5.Воробей, чего ты жд... ? Крошек хлебных не клю... ? (А.Тараскин)

Спиши. После каждого глагола пиши в скобках спряжение, лицо и число этого глагола.

 В каком предложении есть глаголы в будущем времени? Укажи над этими глаголами их время.           

        №3

Прочитай выразительно.Картинка 33 из 109759

Иду по тропинк..  .        

У самой сосны

Сине..т  подснежник -

Фонарик весны.

Сигнал..т , что скоро

В зелёный наряд

Оден..тся лес и поля

Зашумят.

        (А.Чепуров)

Спиши, вставляя пропущенные гласные. В какой части слова они пропущены?

Укажи время выделенных глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

№1

Спиши глаголы. Обозначь ударение.

                      Пищит, бросают, кидает, уносишь, тащим, выходим, напишем, удивите, посидим, выкрасят, завяжешь, приготовит, спасаем, торопит, спешишь.

Укажи спряжение и лицо глаголов.

Проверь выделенные гласные в корнях глаголов. Разбери по составу глагол завяжешь.

Картинка 5 из 158058

№2

Прочитай. Определи лицо и спряжение глаголов.        

        Дельфин - самое умное морское

животное. Он хорошо плава..т, легко обгоня..т

пассажирские суда.

                      Дельфины никогда не остав..т в беде

 раненого или больного дельфина. Они поддерживают

 его на поверхности воды, помогают ему. Дельфины

 спасают людей в море.

           А как хорошо они выступают в цирке! Прыгают через обруч, играют в мяч, танцуют.

Спиши, вставляя гласные в окончания глаголов. Укажи спряжение.

№3*

Прочитай загадки, отгадай. Спиши, дописывая окончания глаголов.

                     1.Сам не вид..т и не слыш..т,  ход..т, брод..т, рыщ..т, ищ..т . Кто навстречу попадётся - обнима..т и дерётся.  2.Все меня люб..т, а как раздева..т, слёзы пролива..т.   3.Упадёт - поскач..т, удар..т - не плач..т. 4.Клохч..т, клохч..т, детей созыва..т, всех под крыло собира..т .  5.Растут - зелене..т, упадут - пожелте..т, полежат - почерне..т.

Укажи над глаголами спряжение, выдели безударные окончания.

Выпиши глаголы из последней загадки. Разбери их по составу.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=163253909-23-72http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=75413582-52-72

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=307748780-40-72http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=361545473-57-72

Картинка 4 из 208778

Правописание глаголов в прошедшем времени

№1

Прочитай. Подготовься к ответу, кто выиграл в споре: солнце или ветер?

        Солнце и ветер

                    Заспорили солнце с ветром, кто прежде человека разденет. стал ветер сдувать с человека платье. И шапку рвёт, и платье распахивает, а человек всё только крепче шапку надвигает да запахивается. Так и не раздел ветер человека. Взялось солнце. только припекло - распахнулся человек, сдвинул шапку. Ещё припекло солнце - и вовсе разделся человек.

                                                                                (Л.Толстой)

Выпиши из текста глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени. Укажи над глаголами их время, спряжение.

В глаголах прошедшего времени выдели суффикс -л-.

№2

Образуй глаголы в прошедшем времени, измени их по родам. Выдели суффикс -л-.

печь                    ...                        ...                              ...

принести            ...                        ...                              ...

замёрзнуть         ...                        ...                              ...

погаснуть           ...                        ...                              ...

стеречь               ...                        ...                              ...

Подчеркни глаголы в прошедшем времени без суффикса -л-.

№3

Прочитай. Напиши глаголы мужского, женского и среднего рода в прошедшем времени. Разбери их по составу.

                   Играет - играл, играла, играло; светит, белеет, ходит, читает, прыгает, сверкает.

Составь и запиши предложение с любым глаголом в прошедшем времени. Разбери по членам предложения.

№4

Спиши отрывок из татарской народной сказки "Зилян". Укажи спряжение глаголов.http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=178555425-26-72

                      ...Отправились джигиты по следу и

пришли в дремучий лес. Разыскали дом дива,        

 заглянули в него и видят: сидит их сестра в том

доме, а возле неё лежит див и спит крепким сном.

                           Прокрались братья осторожно в

дом и унесли свою сестру, да так ловко всё сделали,

что див и не проснулся...

№5*

Прочитай. Объясни написание слов с пропущенными буквами.

        Обезьяна и горох

                     Об..зьяна н..сла две полные горсти гороху. Выскочила  ..дна г..рошинка. Об..зьяна  х..тела поднять и просыпала два..цать г..рошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она расс..рдилась, разм..тала весь горох и уб..жала.

        (Л.Толстой)

В каком времени и роде стоят глаголы в тексте? Напиши текст, как запомнили


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование межпредметных связей и интегрированного обучения для формирования целостного представления об окружающем мире.

При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями.  Интеграция позволяет научить ...

Информационно-коммуникационные технологии и межпредметные связи в начальной школе

У младших школьников нет психологического барьера перед компьютером. Учителю необходимо соответствоватьсовременному ученику, поэтому применение компьютера на уроках  - веление  времени. В да...

"ЖИВАЯ СТЕНА" Наглядное пособие, отражающее межпредметные связи и способствующее формированию и развитию УУД учащихся начальной школы.

Автор предлагает практический материал по созданию и организации работы с пособием на уроках и на внеурочных мероприятиях, успешно апробируемый в течение пяти лет.  Данное пособие позволяет...

Используя межпредметные связи на уроке Физической культуры среди школьников 1-4 классов

Характерная черта работы учителей начальных классов -многопредметность. Это вызывает определенные трудности в организации и прове¬дении учебно-воспитательного процесса. Одно¬временно данная специфика ...

Мастер-класс "Межпредметные связи на уроках ОРКСЭ".

По месту в учебном плане и по своему содержанию курс ОРКСЭ служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников: дополняет культуроведческие и обществов...

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Статья "МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"...