Изучение темы "Глагол" в 4 классе с учетом межпредметных связей
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме
Самая трудная тема для младших школьников по русскому языку- это "Глагол". Предлагаю вашему вниманию дополнительные упражнения по этой теме. Данные задания можно использовать для самостоятельной работы ученика, для закрепления и повторения знаний по теме "Глагол" в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_dlya_izucheniya_temy.docx | 171.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал для изучения темы "Глагол" в 4 классе с учетом межпредметных связей
Глагол
№1
Выпиши из сказки глаголы.
...Тут камыши раздвинулись и показались лебеди. Они построили своих малышей цепочкой и отправились на прогулку по озеру. Гусёнок пристроился к ним сзади.
Проплыли круг, другой и выбрались на берег, чтобы пощипать травку.
Насытившись, лебеди принялись веселиться - завели песни и пустились в пляс. Они хлопали над головами большими белыми крыльями и затейливо перебирали лапками.
(По Наки Исанбет)
Изменение глаголов по временам
№1
Прочитай. Измени глаголы так: в тексте об осени поставь глаголы в прошедшем времени; в тексте о зиме - в настоящем; в тексте о весне - в будущем времени.
Осенью стоять ненастные дни. Целыми днями моросить дождь. Земля промокнуть. Ветер сорвать с деревьев последние листья. Певчие птицы покинуть родные края.
Зимой дуть холодные ветры. С неба падать пушистые хлопья снега. Спать лес, замёрзнуть река.
Скоро наступить весна. Солнышко растопить снег. Зацвести подснежники. Прилететь птицы и вить гнёзда.
№2
Спиши отрывок из татарской народной сказки. Укажи время глаголов.
Пожалел старый вяз Гульчечек.
Раскрыл своё дупло, в котором белка
зимой орехи прятала, в котором сова
днём отдыхала. Гульчечек забралась
в дупло и притаилась там.
Подбежала убыр к вязу. Стала
землю когтями царапать, стала выть и рычать.
Всю ночь от вяза не отходила. А Гульчечек
сидит в дупле и голоса не подаёт.
(По татарской народной сказке)
№3
Спиши. Укажи время глаголов.
Два лентяя
Жили-были два таких лентяя, каких свет не видывал. Лежали они как-то под яблоней. Один из них сказал:
-Яблоко, созрей, упади мне в рот скорей!
Второй заметил:
-Э, и как тебе не лень говорить целый день!
(Народный юмор)
Неопределённая форма глагола
№1
Прочитай. Когда так говорят?
Вставать с первыми петухами, бежать сломя голову, прийти с пустыми руками, наговорить с три короба, считать ворон, прочитать от корки до корки, писать как курица лапой, дрожать как осиновый лист, держать язык за зубами, ходить на голове, палец о палец не ударить.
Спиши. В глаголах неопределённой формы выдели суффиксы -ть, -ти.
Составь с одним из сочетаний предложение.
№2
Спиши отрывок из сказки. Укажи время глаголов.
...Солнце скрылось далеко за горизонтом - степь быстро погрузилась в темень, а на небе мерцают звёзды. Луны ещё нет, она доживает последние дни и всплывёт не скоро, потому и ночь непроглядная такая.
Учитель вышел из шатра и прислушался. Ни звука вокруг. Он решил дождаться полночи - сон в эту пору крепкий...
(Амирхан Еники)
Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)
№1
Поставь (устно) к данным глаголам местоимения 1,2 или 3-го лица.
Встаём, пою, ищут, метёт, говорите, даёшь, строят, любим, готовлю, метёшь, берегут ,велит, сверкают, красим, платит, плачет, летим, наблюдают, печёт, греет.
Спиши глаголы. Укажи лицо и число. Выдели окончания.
Составь и запиши предложения с глаголами сверкают, блестят.
№2*
Прочитай. Что значит слово коллектив?
Коллектив может сделать многое. В коллективе
все болеют за общее дело, помогают друг другу.
"Один за всех, все за одного" - есть такое хорошее
правило у советских людей.
Если у тебя будут трудности или неудачи,
тебе всегда поможет коллектив. Будь и сам
хорошим товарищем: честным, добрым, справедливым.
(По Ю.Гагарину)
Спиши. Подчеркни в словах буквы, которые перед написанием надо проверять.
Над глаголами в настоящем времени укажи их число и лицо.
Подумай, в каком значении употреблён выделенный глагол. Подбери к нему другой глагол, близкий по смыслу. Разбери выделенный глагол по составу.
№3
Прочитай. Напиши ответ на каждый вопрос.
1)Где ты живёшь? 2)С кем сидишь за одной партой? 3)С кем ты дружишь? 4)Что ты делаешь в свободное время? 5)Какие книги ты любишь читать?
Выдели окончания глаголов 2-го лица единственного числа.
I и II спряжение глаголов
№1
Прочитай. Найди глаголы, назови ударные и безударные окончания. Определи спряжение.
1.Пчела за данью полевой летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют. (А.Пушкин) 2.Как молоком облитые, стоят сады вишнёвые, тихохонько шумят... Шумит тростинка малая, шумит высокий клён. (Н.Некрасов) 3.Облака в синеве белым стадом плывут, журавли в облаках перекличку ведут. (И.Никитин)
Спиши. Выдели окончания глаголов, укажи лицо и спряжение.
Проверь (устно) выделенные гласные корня.
№2
Прочитай, вставляя пропущенные окончания глаголов.
1.Ветер весело шумит (II спр.,3л., ед.ч), судно весело беж... . (А.Пушкин) 2.Нетрещ... морозы в заповедном бору, у сосны и берёзы не грыз... кору. (С.Маршак) 3.Птички солнышка жд... , птички песни по... . (И.Никитин) 4.Пушки с пристани пал... , кораблю пристать вел... . Приста... к заставе гости. Князь Гвидон зовёт их в гости. (А.Пушкин) 5.Воробей, чего ты жд... ? Крошек хлебных не клю... ? (А.Тараскин)
Спиши. После каждого глагола пиши в скобках спряжение, лицо и число этого глагола.
В каком предложении есть глаголы в будущем времени? Укажи над этими глаголами их время.
№3
Прочитай выразительно.
Иду по тропинк.. .
У самой сосны
Сине..т подснежник -
Фонарик весны.
Сигнал..т , что скоро
В зелёный наряд
Оден..тся лес и поля
Зашумят.
(А.Чепуров)
Спиши, вставляя пропущенные гласные. В какой части слова они пропущены?
Укажи время выделенных глаголов.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
№1
Спиши глаголы. Обозначь ударение.
Пищит, бросают, кидает, уносишь, тащим, выходим, напишем, удивите, посидим, выкрасят, завяжешь, приготовит, спасаем, торопит, спешишь.
Укажи спряжение и лицо глаголов.
Проверь выделенные гласные в корнях глаголов. Разбери по составу глагол завяжешь.
№2
Прочитай. Определи лицо и спряжение глаголов.
Дельфин - самое умное морское
животное. Он хорошо плава..т, легко обгоня..т
пассажирские суда.
Дельфины никогда не остав..т в беде
раненого или больного дельфина. Они поддерживают
его на поверхности воды, помогают ему. Дельфины
спасают людей в море.
А как хорошо они выступают в цирке! Прыгают через обруч, играют в мяч, танцуют.
Спиши, вставляя гласные в окончания глаголов. Укажи спряжение.
№3*
Прочитай загадки, отгадай. Спиши, дописывая окончания глаголов.
1.Сам не вид..т и не слыш..т, ход..т, брод..т, рыщ..т, ищ..т . Кто навстречу попадётся - обнима..т и дерётся. 2.Все меня люб..т, а как раздева..т, слёзы пролива..т. 3.Упадёт - поскач..т, удар..т - не плач..т. 4.Клохч..т, клохч..т, детей созыва..т, всех под крыло собира..т . 5.Растут - зелене..т, упадут - пожелте..т, полежат - почерне..т.
Укажи над глаголами спряжение, выдели безударные окончания.
Выпиши глаголы из последней загадки. Разбери их по составу.
Правописание глаголов в прошедшем времени
№1
Прочитай. Подготовься к ответу, кто выиграл в споре: солнце или ветер?
Солнце и ветер
Заспорили солнце с ветром, кто прежде человека разденет. стал ветер сдувать с человека платье. И шапку рвёт, и платье распахивает, а человек всё только крепче шапку надвигает да запахивается. Так и не раздел ветер человека. Взялось солнце. только припекло - распахнулся человек, сдвинул шапку. Ещё припекло солнце - и вовсе разделся человек.
(Л.Толстой)
Выпиши из текста глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени. Укажи над глаголами их время, спряжение.
В глаголах прошедшего времени выдели суффикс -л-.
№2
Образуй глаголы в прошедшем времени, измени их по родам. Выдели суффикс -л-.
печь ... ... ...
принести ... ... ...
замёрзнуть ... ... ...
погаснуть ... ... ...
стеречь ... ... ...
Подчеркни глаголы в прошедшем времени без суффикса -л-.
№3
Прочитай. Напиши глаголы мужского, женского и среднего рода в прошедшем времени. Разбери их по составу.
Играет - играл, играла, играло; светит, белеет, ходит, читает, прыгает, сверкает.
Составь и запиши предложение с любым глаголом в прошедшем времени. Разбери по членам предложения.
№4
Спиши отрывок из татарской народной сказки "Зилян". Укажи спряжение глаголов.
...Отправились джигиты по следу и
пришли в дремучий лес. Разыскали дом дива,
заглянули в него и видят: сидит их сестра в том
доме, а возле неё лежит див и спит крепким сном.
Прокрались братья осторожно в
дом и унесли свою сестру, да так ловко всё сделали,
что див и не проснулся...
№5*
Прочитай. Объясни написание слов с пропущенными буквами.
Обезьяна и горох
Об..зьяна н..сла две полные горсти гороху. Выскочила ..дна г..рошинка. Об..зьяна х..тела поднять и просыпала два..цать г..рошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она расс..рдилась, разм..тала весь горох и уб..жала.
(Л.Толстой)
В каком времени и роде стоят глаголы в тексте? Напиши текст, как запомнили
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование межпредметных связей и интегрированного обучения для формирования целостного представления об окружающем мире.
При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. Интеграция позволяет научить ...
Информационно-коммуникационные технологии и межпредметные связи в начальной школе
У младших школьников нет психологического барьера перед компьютером. Учителю необходимо соответствоватьсовременному ученику, поэтому применение компьютера на уроках - веление времени. В да...
"ЖИВАЯ СТЕНА" Наглядное пособие, отражающее межпредметные связи и способствующее формированию и развитию УУД учащихся начальной школы.
Автор предлагает практический материал по созданию и организации работы с пособием на уроках и на внеурочных мероприятиях, успешно апробируемый в течение пяти лет. Данное пособие позволяет...
Используя межпредметные связи на уроке Физической культуры среди школьников 1-4 классов
Характерная черта работы учителей начальных классов -многопредметность. Это вызывает определенные трудности в организации и прове¬дении учебно-воспитательного процесса. Одно¬временно данная специфика ...
Мастер-класс "Межпредметные связи на уроках ОРКСЭ".
По месту в учебном плане и по своему содержанию курс ОРКСЭ служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников: дополняет культуроведческие и обществов...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Практическая направленность и межпредметные связи предмета «Математические представления» в начальных классах коррекционной школы»
Межпредметные связи предмета «Математические представления» в начальных классах коррекционной школы...
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Статья "МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"...