Информационно-коммуникационные технологии и межпредметные связи в начальной школе
материал по теме
У младших школьников нет психологического барьера перед компьютером. Учителю необходимо соответствоватьсовременному ученику, поэтому применение компьютера на уроках - веление времени. В данном материале показано, что ИКТ выступает в роли проводника межпредметных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mineeva_r.a_ikt.docx | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНЕЕВА РАЗИМА АНАСОВНА
учитель начальных классов
МБОУ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №100 им. С.Е.Цветкова»
г. Новокузнецк Кемеровская область
Информационно-коммуникационные технологии и межпредметные связи
(Слайд 1)
Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. А между тем, спешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому.
(Слайд 2)
Мы все отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.
Все в мире цепью связано нетленной,
Все включено в один круговорот:
Сорвешь цветок,
А где-то во Вселенной
В тот миг звезда взорвется и умрет…
Л. Куклин (поэт)
(Слайд 3)
- «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.»
Я. А. Коменский
- И. Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов начальной школы, отмечал опасность их разрыва.
Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Каждый учебный предмет по сути своей несет в себе интеграцию разных областей знаний. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.
Как известно, метод обучения грамоте, созданный К.Д. Ушинским посредством интеграции письма и чтения, оказался столь хорош, что в основе своей используется и поныне.
(Слайд 4)
В программе «Школа-2100» интеграция чтения и письма заложена в основу, урок обучения грамоте проводится парой, на протяжении которой письмо и чтение чередуются и дополняют друг друга. Но, кроме этих близких областей знаний, на уроках обучения грамоте в 1 классе интегрируются и материалы по ИЗО, окружающему миру, истории.
(Слайд 5)
Литературное чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению; возможно интегрирование с русским языком, ИЗО и технологией.
(Слайд 6)
На интегрированных уроках русского языка и природоведения в начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части тела, предлагает рассказать о результатах наблюдений. Возможно сочетание русского языка с ИЗО, музыкой.
(Слайд 7)
Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы.
Возможно сочетание с историей, окружающим миром.
(Слайд 8)
Окружающий мир включает сведения из географии, биологии, ботаники, астрономии и физики. Я интегрирую уроки окружающего мира с экологией и краеведением, ОБЖ, историей, ИЗО, музыкой, технологией.
Вы, наверное, обратили внимание на то, что на всех слайдах одной из составляющих является ИКТ.
(Слайд 9)
“Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад.”( Анатолий Гин - вице-президент Международной общественной Ассоциации профессиональных преподавателей, разработчиков и пользователей теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) по вопросам образования)
Современные школьники, которые с детства играют с компьютерными приставками, электронными игрушками, компьютер воспринимают так же естественно, как простейшие бытовые предметы. Он привлекателен для детей, как любая новая игрушка, и именно так они в большинстве случаев смотрят на него. Поэтому у младших школьников практически нет психологического барьера перед этой техникой. Учителю необходимо соответствовать современному ученику. Поэтому сегодня учитель всё шире использует в своей педагогической деятельности компьютерные технологии
Я пришла к выводу, что компьютер, как инструмент, вполне доступен и даже необходим обычному учителю. Его применение достаточно эффективно при различных видах учебной деятельности. Он высвобождает время учителя, разнообразит учебный процесс.
В своей работе я использую компьютер, как средство обучения на всех уроках. Использую, как созданные мной лично, так и готовые презентации, но адаптированные под мой класс. Цель презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки наиболее интересными, в процесс восприятия учебного материала включается не только зрение, но и слух, воображение, всё это помогает учащимся лучше усвоить изучаемый материал. Мультимедийным средствам обучения отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых моментов урока. Использование в презентациях анимационных изображений героев мультфильмов, сказок, рассказов создает обстановку психологического комфорта на уроке. Наряду с изображением в презентациях содержатся и видео, и звук, что еще более усиливает эмоциональное воздействие слова.
Использование компьютерных технологий способствует эффективному развитию всех видов восприятия у учеников: зрительного, слухового, чувственного; задействованию всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, образной, ассоциативной и др., способствует расширению межпредметных связей.
В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, во время устного счёта, на минутке чистописания, при контроле знаний.
На уроках русского языка – это могут быть рисунки, иллюстрирующие лексическое значение слов; обучающие сочинения по картине; обучающие изложения; картинные и словарные диктанты; тренажеры; минутки чистописания; зрительные диктанты; тестовые работы.
На уроках литературного чтения – это портреты писателей; картины природы; иллюстративный материал; скороговорки, пословицы и загадки; ребусы; видеоматериал по произведениям, мультфильмы, аудиозаписи; план пересказа произведения.
На уроках математики – это материал для устного счета, геометрический материал; игровой материал; схемы к задачам; исторический материал, тестовые задания; тренажер; кроссворды.
У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы, например, по теме “Водоросли”. Мало, кто из детей имеет возможность увидеть их воочию во всём многообразии.
А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику по всем темам. Уроки окружающего мира – это богатейшее поле для использования ИКТ: видеофильмы, аудиозаписи со звуками природы, энциклопедические сведения, тестовые работы, кроссворды, краеведческий материал.
Уроки ИЗО и технологии вообще немыслимо проводить без использования компьютера. К примеру, тема «Дымковская игрушка»: богатство изделий дымковских мастеров нужно обязательно увидеть : барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов; затем иллюстрируются этапы работы мастеров, различные виды росписи игрушек по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы; пошаговая роспись изделия.
Портреты художников, репродукции картин, технологические карты выполнения изделий – это неполный перечень того, что можно продемонстрировать детям с помощью презентаций к урокам ИЗО и технологии.
И, наконец, используя компьютер, можно провести физминутки, гимнастику для глаз.
(Слайд 10)
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких, трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.» ( В. Сухомлинский)
Проведение уроков с использованием компьютерных технологий требует от учителя начальных классов огромной подготовительной работы, но все затраты окупаются высокими результатами – улучшается качество обучения, повышается мотивация обучающихся.
Сайты для учителей
Методисты http://metodisty.ru
Детские презентации http://viki.rdf.ru/list-all-presentations/
Про Школу http://www.proshkolu.ru
Педсовет http://pedsovet.su/load/100
Все для детей http://allforchildren.ru
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
На Урок.ру http://nayrok.ru/index.php
Интерактивная доска http://interaktiveboard.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Завуч. Инфо http://www.zavuch.info
Азбука безопасности http://azbez.com
Край, в котором мы живем http://krai.myschool44.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье описаны возможности использования информационно-коммуника-ционных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы, выяснена эффективность применения ИКТ в обучении младших школьни...
Статья. Информационно - коммуникационные технологии на уроках математики в начальной школе.
Информационно - коммуникационные технологии на уроках математики в начальной школе - этоодин из путей повышения качества образования....
Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе
С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соо...
Информационно-коммуникационное сопровождение учебного процесса в рамках УМК "Начальная школа XXI века"
Трудно представить себе современного учителя, не использующего в своей практике других дополнительных пособий, кроме учебника. Педагог, заинтересованный в успешном усвоении материала учащимися, ...
Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе
С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соответствии с новыми ФГОС ...
Технологии реализации межпредметных связей в начальной школе
В статье идет речь о технологиях, позволяющих реализовать межпредметные связи в начальной школе...
Реализация межпредметных связей в начальной школе на примере урока технологии и математики
В статье приведен пример конспекта урока, для учеников 2 класса, в котором показано как можно реализовать межпредметную связь математики и технологии в начальной школе. Приведены задания, исполь...